Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: проблемно-тематическое и нравственно-стилевое своеобразие
Взгляд на революцию и оценка революционных событий в статьях М. Горького «Несвоевременные мысли» и в дневниковых записях («фельетонах») И. Бунина «Окаянные дни»
1. История создания «Окаянных дней» И. Бунина. Своевременность «Несвоевременных мыслей» М. Горького (1917-1919 г.г.).
2. Отношения к революционным событиям и диктатуре пролетариата авторов «несвоевременных мыслей» и «Окаянных дней».
3. Размышление о роли в истории и о судьбе русской интеллигенции.
4. Проблема духовных ценностей в «Окаянных днях» Бунина и «Несвоевременных мыслях Горького.
5. Народ и революция в оценке Горького и Бунина.
Литература:
- Аймермахер К. Политика и культура при Ленине и Сталине. 1917-1932.— М., 1998.
- Баранов В. Горький без грима. Тайна смерти.— М.:1996.
- Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма.— М., 1990.
- Гинзбург Л. Я. Ещё раз о старом и новом: Поколение на повороте // Тыняновский сборник: Вторые тыняновские чтения.— Рига, 1986.
- М. Горький: страницы творчества.— М.:1991.
- Мальцева Ю. И. Бунин. 1870-1953.— М.:1994
- Наследие Горького и современность.— М.:1986
- Примочкина Н. Писатель и власть. М. Горький в литературном движении 20-х годов.— М., 1996.
- Смирнова Л. И. А. Бунин. Жизнь и творчество.— М.:1991.
- Спиридонова Л. Горький: диалог с историей.— М.:1994
- Уайл Ирвин. М. Горький. Взгляд из Америки.— М.:1993.
Тема гражданской войны и революции в произведениях А. Серафимовича, Д. Фурманова, Вс. Иванова, А. Фадеева
|
|
1. Поиски нового творческого метода и принципов изображения в русской прозе 1920-х годов.
2. «Жгучий порыв массы» в повести Вс. Иванова «Бронепоезд 14-69».
3. «Жизнь массы» и судьба отдельной личности в романе Д. Фурманова «Чапаев».
4. «Величественная эпопея» А. Серафимовича. Проблема роста сознательности масс в романе А. Серафимовича «Железный поток».
5. Народные судьбы и психология отдельной личности в романе А. Фадеева «Разгром». Споры вокруг романа. Традиции и новаторство в романе.
6. Жанрово-стилевое многообразие прозаических произведений 1920-х годов.
Литература:
- Андреев Ю. Революция и литература: Октябрь и Гражданская война в русской советской литературе и становление социалистического реализма (20-30-е годы).— М., 1972.
- Белая Г. Закономерности стилевого развития советской прозы 20-х годов.— М., 1977.
- Бузник В. В. Русская советская проза 20-х годов.— Л., 1975.
- Бушмин А. Фадеев: черты творческой индивидуальности.— Л.:1983.
- Гладковская Л. Жизнелюбивый талант: творческий путь Вс. Иванова.— Л.:1988.
- Грознова Н.А. Ранняя советская проза.— Л., 1976.
- История русской советской литературы (1917-1940) / Под ред. А.И. Метченко, С. М. Петрова. 2-е изд.— М., 1983.
- История русской советской литературы: В 4 т.— М., 1967-1971.
- Русская советская литературная критика (1917-1934): Хрестоматия / Сост. П.Ф. Юшин.— М.: Просвещение, 1981.
- Скороспелова Е. Русская советская проза 20-30-х годов: Судьбы романа.— М., 1985.
|
|
Роман И. С. Шмелёва «Лето Господне» как нравственно-философский
1. Автобиографическая тема в романе — основные вехи нравственного формирования личности.
2. Мир русского православия в произведении.
3. Тема «большой» и «малой» родины, образ Москвы как олицетворение православной России, патриархальный быт Замоскворечья.
4. Проблема родовой и исторической памяти, преемственности поколений.
5. Стилевые особенности романа.
6. Место Шмелева в русской прозе двадцатого века.
Литература:
Сорокина О. Московиана. Жизнь и творчество И. Шмелёва.— М.:1997.
Солнцева Н.М. Иван Шмелёв: жизнь и творчество.— М.: Эллис Лак, 2007.
Художественное своеобразие повести М. М. Пришвина «Женьшень»
1. Особенности таланта Михаила Михайловича Пришвина, его место в русской литературе двадцатого века.
2. Природа в жизни и творчестве Пришвина.
3. Пришвин как мастер философской прозы, характер его нравственных исканий в повести «Женьшень».
4. Система образов повести «Женьшень». Композиционные особенности и философская символика.
|
|
5. Личность и творчество Пришвина в свете его дневников, опубликованных в последнее время.
Литература:
1. Зотов И. Человек и природа в творчестве Пришвина.— М.:1982.
2. Курбатов В. Михаил Пришвин.— М.:1986.
3. Пришвина В. Путь к слову.— М.:1984.
Роман М. А. Шолохова «Тихий Дон» как эпопея о гражданской войне
1. «Тихий Дон» как роман-эпопея. Его творческая история. Особенности композиции. Изображение событий большого социального и исторического значения.
2. Широкая панорама дореволюционной жизни донского казачества.
3. Империалистическая война и революция в изображении Шолохова. Размышления об исторических судьбах народа.
4. Картины трагических событий гражданской войны на Дону. Исследование нравственных и социальных позиций противоборствующих сторон.
5. Конкретно-историческое и вечное в романе. Шолохов-художник в работе над историческими фактами.
6. Образ Григория Мелехова в романе. Проблема личности и народа в сложных обстоятельствах революции и гражданской войны.
7. Женские характеры в романе. Воплощение материнской любви и бескорыстия в образе Ильиничны. Сила чувства, цельность характера Аксиньи Астаховой. Драматическая судьба Натальи.
|
|
8. Пейзаж в романе. Роль эпиграфов как своеобразных языковых камертонов повествования.
9. Споры об авторстве романа: книга «Стремя "Тихого Дона"» и её оппоненты.
10. Общее в изображении событий гражданской войны и революции в «Донских рассказах» и романе «Тихий дон».
Литература:
- Загадки и тайны «Тихого Дона».— Самара.:1996.
- Литвинов В. Михаил Шолохов.— М.:1985.
- Макаров А., Макарова С. К истокам «Тихого Дона».— М.:1991.
- Огнёв А. М. Шолохов и наше время.— Тверь.:1996.
Поэзия Б. Л. Пастернака
1. Особенности жизненного и творческого пути Бориса Пастернака на разных этапах истории русской литературы двадцатого века.
2. Сборник стихов «Сестра моя — жизнь». Камерность, изысканность форм ранних стихов Пастернака.
3. Эпические поэмы «Девятьсот пятый год», «Лейтенант Шмидт», их место в творческой эволюции поэта.
4. Сборники стихов «Второе рождение», «На ранних поездах», цикл стихотворений «Когда разгуляется»,— основные вехи на пути духовного и поэтического совершенствования Пастернака. Любовь, природа, творчество как главные мотивы лирики поэта.
Литература:
1. Альфонсов В. Поэзия Бориса Пастернака.— Л., 1990.
2. Баевский В. С. Пастернак — лирик. Основы поэтической системы.— Смоленск, 1993.
3. Белая Г. На шкале ценностей — художественное открытие // Белая Г. Литература в зеркале критики.— М., 1986. (гл. 3, 4).
4. Лежнев А. Борис Пастернак // Лежнев А. О литературе.— М., 1987.
5. Мусатов В. В. Пушкинская традиция в русской поэзии 1-ой половины ХХ века.— М., 1992.
6. Пастернак Е. Борис Пастернак. Биография.— М., 1997.
Творчество М. Цветаевой
1. Драматизм чувств в поэзии М. Цветаевой.
2. Жанрово-стилевые особенности лирики М. Цветаевой.
3. Тема России в творчестве Цветаевой.
4. Трагедия художника в лирике Цветаевой.
5. Интимные мотивы в поэзии М.Цветаевой.
6. «Поток сознания» в эссеистской прозе М. Цветаевой «Мой Пушкин», «Музыка» и др.
Литература:
1. Белкина М. Скрещение судеб.— М.:1992.
2. Гаспаров М. Л. Марина Цветаева: от поэтики быта к поэтике слова // Гаспаров М. Л. Избранные статьи.— М., 1995.
3. Кудрова И. Гибель Марины Цветаевой.— М., 1995.
4. Кудрова И. После России. О поэзии и прозе Марины Цветаевой.— М.:1997.
5. Максимова Т. М. И. Цветаева. Лирика.— М.:1997.
6. Саакянц А. Марина Цветаева: страницы жизни и творчества (1910-1922).— М., 1988.
7. Цветаева А. Воспоминания.— М., 1983.
Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: проблемно-тематическое и нравственно-стилевое своеобразие
1. «Написать раньше, чем умереть…» «Закатный» роман М. Булгакова: история создания.
2. Проблемы жанрового своеобразия романа Булгакова.
3. Проблематика романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Временные напластования и их идейно-композиционная роль в произведении. Мотив бесприютности и духовного одиночества в романе. Москва 1920-х: проблемы истинных и ложных ценностей в произведении.
4. Сатирическое и трагическое, конкретно-историческое и вечное в романе «Мастер Маргарита».
5. Воланд и его свита в романе «Мастер и Маргарита» Роль фантастических образов в раскрытии идейного замысла произведения.
6. Идейно-композиционная роль романа Мастера.
7. Проблема духовной свободы личности в тоталитарном государстве в романе «Мастер и Маргарита». Проблема творчества.
8. Подвиг любви Маргариты в романе М. Булгакова. Мотив всепрощения.
9. Символика в романе «Мастер и Маргарита» Многоступенчатость символов.
Литература:
Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 116; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!