Фольклор – народное творчество.

Задание по музыкальной литературе для учащихся 4 класса ОР

Рабочая неделя 18-22 января 2021г.

Прочитать предложенный материал, посмотреть репродукции.

Ответить на вопросы.

Ответы направить на электронную почту Филимоновой Ю.В.

fil130902@gmail.com

Русская музыка второй половины XIX века.

 Вторая половина XIX века стала временем серьезных перемен в общественной жизни России. Периодом небывалого расцвета и мирового признания русской национальной культуры.

Начало «эпохе великих реформ» положила отмена крепостного права при царе Александре II. Происходившие перемены оказали огромное влияние на развитие отечественной науки, литературы, искусства.

Гордостью русской культуры стало творчество писателей Тургенева, Достоевского, Островского, Салтыкова-Щедрина, Льва Толстого.   

Обновляется и изобразительное искусство. В 1870 году группа художников организовала «Товарищество передвижных художественных выставок», выставляя картины в разных городах России. В числе «передвижников» Крамской, Перов, Суриков, братья Васнецовы, Репин. Шишкин, Поленов, Саврасов, Ге, Васильев, Куинджи… Начиная с 50х годов 19 века их работы приобретает московский купец Третьяков, задумавший собрать коллекцию работ русских художников. В 1892 году  он передал коллекцию в дар Москве. Так появилась первая русская национальная галерея. В наше время двери Третьяковской галереи открыты для посетителей.

Гордостью русской науки стали труды биологов Мечникова и Тимирязева, химиков Зинина, Менделеева, Бутлерова, физика Столетова, физиолога Сеченова.

В этот период Россия подарила миру целую плеяду гениальных композиторов.

 Музыка из придворных салонов и домашних кружков выходит на концертный простор. Появляются концертные организации, занимающиеся пропагандой музыкального искусства. В театры и концертные залы приходит новая публика: студенты, интеллигенция, мелкие служащие.

Когда появилось множество новых концертных залов и театров, перед нашей музыкальной культурой встала новая проблема. Нужны были певцы, инструменталисты, педагоги. Ведь в России до этого не существовало ни одного специального учебного заведения. Много сил и энергии отдал делу музыкального образования Антон Григорьевич Рубинштейн (1829 —1894)— великий пианист, композитор, дирижер. По его инициативе в 1859 году в Петербурге открылось Русское музыкальное общество (РМО) и музыкальные классы при нем. Рубинштейн сам стал во главе концертов РМО. Вскоре отделения РМО появились в других городах России.

Музыкальные классы при РМО готовили новые кадры. А в 1862 году в Петербурге была открыта первая в России консерватория. Ее первым директором стал А. Рубинштейн. Вскоре, в 1866 году открылась Московская консерватория, которую возглавил брат А. Рубинштейна Николай Григорьевич. Обе они стали настоящим центром музыкального образования и просвещения. Из стен их вышли несколько поколений выдающихся русских музыкантов.

Почти тогда же была организована Бесплатная музыкальная школа. Ее основали глава нового музыкального направления Милий  Балакирев и замечательный хормейстер Г. Я. Ломакин. Своей целью эта школа ставила распространение музыкального образования среди широких кругов населения —студентов, ремесленников, служащих. Ее концерты были центром пропаганды произведений русских композиторов, к которым столичная аристократия привыкла относиться с некоторым пренебрежением. Здесь можно было услышать новинки -только что написанные сочинения молодых русских музыкантов. Впервые в концертах Бесплатной музыкальной школы прозвучали крупные произведения современных зарубежных композиторов.

 

Во всех отношениях музыкальная культура России переживала обновление. Начиналась поистине новая эра русской музыки.  И во многом это было связано с деятельностью композиторов, вошедших в «Могучую кучку».

«Могучая кучка».

Так называлось творческое содружество композиторов, возникшее на рубеже 50 —60-х годов. Оно было известно также под названием Балакиревский кружок, или Новая русская музыкальная школа, на Западе кружок называли «Пятеркой» по количеству входящих в него музыкантов. Название «Могучая кучка» дал содружеству В. В. Стасов. В одной статье он писал: «Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов».

Кружок складывался в течение нескольких лет (1856 —1862) вокруг Милия Балакирева. Раньше других с Балакиревым сблизился военный инженер по профессии, композитор и музыкальный критик Цезарь Кюи. Это было в 1856 году. Спустя год к ним присоединился офицер Преображенского полка Модест Мусоргский. В ноябре 1961 года в содружество влился 17-летний выпускник Морского офицерского корпуса Николай Римский-Корсаков. Осенью 1862 года в доме профессора Боткина состоялось знакомство Балакирева с молодым ученым, профессором Медико-хирургической академии Александром Бородиным. С осени 1865 года после возвращения Римского-Корсакова из кругосветного путешествия собрания кружка стали проходить в полном составе.

Общепризнанным главой кружка был Милий Балакирев. На собраниях «Могучей кучки» молодые музыканты изучали лучшие произведения классического наследия и современной музыки. Причем эти встречи были не только школой их профессионального мастерства. Здесь складывались их эстетические взгляды. Кучкисты читали произведения мировой классической литературы, обсуждали политические, исторические события, изучали статьи русских критиков. Идеологом кружка был Владимир Стасов, его влияние на мировоззрение кучкистов огромно. Нередко он подсказывал им замыслы будущих творений.

«Могучая кучка» никогда не была замкнутым кружком. Она была тесно связана со многими представителями русской культуры. Среди друзей и единомышленников балакиревцев —А.С. Даргомыжский, сестра Глинки Л.И. Шестакова, сестры А.Н. и Н. Н. Пургольд. Крепкие связи соединяли кружок с московскими музыкантами П.И. Чайковским и Н.Г. Рубинштейном.

Удивительно тесная дружеская атмосфера царила внутри «Могучей кучки». Члены кружка всегда были друг для друга надежной опорой, готовы были поделиться идеями, сюжетами, прийти на помощь. Всех членов содружества объединяло стремление продолжить дело Глинки во славу и процветание отечественной музыки. Как и у Глинки, жизнь народа стала главной темой их творчества, объектом постоянного наблюдения, изучения. Они рисовали ее через события истории, через образы поэтических сказок и былин, через философские раздумья о судьбах родины и яркие картины быта, через образы русских людей разных сословий и времен. По словам Стасова, балакиревцы развернули перед слушателями «океан русских людей, жизни, характеров, отношений».

Члены «Могучей кучки» продолжили дело собирания народных русских песен, чьей красотой они восхищались. 40 русских народных песен собрал и обработал Балакирев, 100-Римский-Корсаков.

Пришло время, и балакиревцы стали зрелыми художниками. Каждый из них пошел своим путем, и кружок распался. Но никто не изменил идеалам «Могучей кучки» и не отрекся от товарищей.

О «Могучей кучке» кратко:

1. Первый шаг к появлению «Могучей кучки» — приезд в 1855 году в Петербург одаренного 18-летнего музыканта Милия Балакирева. Блестящими выступлениями пианист обратил на себя внимание не только искушенной публики, но и самого известного музыкального критика того времени — Владимира Стасова, который стал идейным вдохновителем объединения композиторов.

2. Год спустя Балакирев познакомился с военным инженером Цезарем Кюи. В 1857 году — с выпускником военного училища Модестом Мусоргским, в 1862-м — с морским офицером Николаем Римским-Корсаковым, в то же время общие музыкальные взгляды обнаружились с профессором химии Александром Бородиным. Так сложился музыкальный кружок.

3. Балакирев знакомил начинающих музыкантов с теорией композиции, оркестровки, гармонии. Профессионального музыкального образования они не имели.

4. «Могучей кучкой» музыкальный союз назвал Владимир Стасов. В одной из статей критик отметил: «Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов». Фраза стала крылатой — и членов музыкального сообщества стали именовать не иначе как «кучкисты».

5. Композиторы «Могучей кучки» считали себя наследниками недавно ушедшего из жизни Михаила Глинки и грезили идеями развития русской национальной музыки.

6. Народная песня как основа для классики. Кучкисты собирали фольклор и изучали русское церковное пение. Организовывали целые музыкальные экспедиции.

Фольклор – народное творчество.

7. От песенного жанра к крупным формам. Эпос и народные сказки стали источником вдохновения для симфонических и вокальных произведений композиторов «Могучей кучки».

8. Коллеги и друзья. Балакиревцев связывала тесная дружба. Музыканты обсуждали новые сочинения и проводили вечера на стыке разных видов искусства. Кучкисты встречались с писателями, художниками.

9. Не только в народ, но и для народа. Усилиями балакиревцев была открыта бесплатная музыкальная школа для талантливых людей разных сословий. При школе давали бесплатные концерты произведений кучкистов и близких по духу композиторов. Школа пережила балакиревский кружок и работала вплоть до революции.

10. 70-е годы ХIХ века развели балакиревцев. «Могучая кучка» распалась, но пять русских композиторов продолжали творить. Как писал Бородин, индивидуальность взяла верх над школою, но «общий склад музыкальный, общий пошиб, свойственный кружку, остались»: в классах Петербургской консерватории вместе с Римским-Корсаковым и в работе последователей — русских композиторов ХХ века.

Тест №1

1. Как называлось музыкальное объединение, возникшее в 50-х гг. XIX века, идейным и художественным руководителем которого был М. А. Балакирев?

а). великая тройка б). тройственный союз в). могучая кучка

2. Выберите композиторов, входивших в него:

а). А. П. Бородин, М. И. Глинка, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский,

б).Ц. Кюи, М. А. Балакирев, А. С. Даргомыжский, М. И. Глинка, А. П. Бородин.

в). Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков, Ц. Кюи, М. А. Балакирев.

3. Кем по профессии был В. В. Стасов – человек очень близкий к этому кружку?

а). профессор б). музыкальный критик в). пианист

4. Назовите специальности Бородина, не связанные с музыкой:

а). химия б). горное дело в). медицина

5. Кого называют основоположником русской классической музыки:

А) М. Балакирев б) П. Чайковский в) М. Глинка

 

 

 

 Милий Алексеевич Балакирев

 

 

Цезарь Антонович Кюи

 

 

Модест Петрович Мусоргский

 

 

Николай Андреевич Римский-Корсаков

 

 

Александр Порфирьевич Бородин

 

 

Алексей Саврасов

 «Грачи прилетели»

 

Иван Шишкин «Утро в сосновом лесу»

 

Василий Поленов «Золотая осень»

Илья Репин «Бурлаки на Волге»


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 37; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!