Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на основе прочитанного произведения)

Урок по стихотворению Б.В.Заходера «Моя Вообразилия»

Выявление восприятия – Вы только что побывали в стране Вообразилия. Что же это за страна? Нравится ли она вам? Почему? – Вспомните, в стране какой поэтессы мы уже с вами побывали? – Похожа ли Вообразилия Бориса Заходера на чудную страну Ирины Токмаковой? Ответы детей. – В чудной стране Ирины Токмаковой. – Похожи! Там и там можно увидеть совершенно невозможное в обыкновенной жизни. Эти страны поэты создали с помощью фантазии! И не каждый может побывать в этих странах.
4. Постановка учебной задачи – Совершенно верно, и Борису Заходеру, и Ирине Токмаковой фантазия, воображение помогают создать волшебные страны. Давайте сравним, как создает чудную страну Токмакова и как – Заходер. Для этого перечитаем стихотворение Заходера.  
5. Повторное чтение и анализ текста – Перечитаем первую строфу. Какие чудеса в ней встречаются? – Верно. Подумайте, чьими качествами наделяет Заходер и цветы, и львов, и статуи? – Обратите внимание на то, какими словами поэт называет действия жителей страны, особенно на слово «болтать». Почему цветы именно болтают, а не разговаривают, беседуют? – А что значит играть в салочки? Что это за игра? Дети могут не знать этого названия, им привычнее слово «пятнашки». В это случае учитель объяснит, что название «салочки» происходит от глагола «салить», т.е. ожигать, касаясь рукой. – А от какого слова происходит название «пятнашки»? – А что значит пятнать? Этот вопрос может вызвать разные реакции: возможно, дети найдут сходство с существительным «пятно»: пятнать – оставлять пятна. Но это неверная этимология. Пятнать – значит касаться ладонью, всеми пятью пальцами. Таким образом, мы устанавливаем, что «салочки» и «пятнашки» – слова одинаковые по значению, т.е. синонимы. – Какой прием использует Заходер в этой строфе? Если детям трудно сразу же ответить, помогаем, подчеркивая: – немые цветы – говорят; страшные и величественные львы – скачут, как дети; неподвижные статуи – играют в очень подвижную игру. – Конечно, это противопоставление: писатель наделяет жителей страны свойствами, противоположными тем, какие у них есть в реальности. То есть Заходер фантазирует, но при этом фантазирует по собственным правилам. – Разговаривают цветы, а в жизни они не умеют говорить. Львы, как дети, скачут на палочке. Неподвижные статуи бегают. – Все они очень похожи на детей: они очень подвижны, – цветы болтают, то есть говорят очень быстро, без умолку, как маленькие дети. И львы совсем нестрашные, хоть и косматые – они как дети. И даже мраморные статуи играют в салочки. – От «пятнать». – Противопоставление
Давайте перечитаем следующую строфу. Какие чудеса появляются? – Что значит слово «кудесник»? – Какое слово напоминает вам слово кудесник? Если ответов нет, то учитель вывешивает табличку со словами: чудеса, чудесный. – Похожи ли эти слова на слово кудесник? Чем? – Вы правы. Эти слова родственники, их корень – главная часть – общий, только первый звук со временем немного изменился: К превратился в Ч. Итак, кто такой кудесник? – Перечитаем следующую строфу. Что, по мнению поэта, является главным законом страны Вообразилия? – Как вы думаете, почему? – Действительно, без воображения, без фантазии невозможна никакая человеческая деятельность. Перечитаем следующую строфу. Как же можно попасть в Вообразилию? – А как вы понимаете это высказывание поэта? – Помните, Ирина Токмакова начинает свое стихотворение так: «В одной стране, В чудной стране, Где не бывать тебе и мне…»? А вот Борис Заходер уверен, что в Вообразилию попасть совсем несложно. Неужели поэты противоречат друг другу? – А кто помог и что помогло нам с вами побывать в чудной стране и в Вообразилии? – У всех вырастают крылья, и все становятся кудесниками! – Волшебник. Отвечают. – Волшебник, человек, творящий чудеса – Фантазия. – Потому что фантазия помогает человеку жить. Например, если у него нет фантазии, то он и не хочет ничего. А если он умеет мечтать, то потом сможет осуществить свои мечты, придумать, как это сделать. – Заходер пишет, что она «удобно расположена». – Значит, что она всегда рядом, стоит только начать мечтать, фантазировать – и ты уже там! – Наверное, Токмакова пишет так в начале стихотворения для того, чтобы мы поняли, что речь пойдет не о реальной стране, а о такой, в которой нет на карте и куда нельзя приехать. Потом поэтесса описывает чудную страну, которую придумала. А Заходер сначала описывает Вообразилию, а потом открывает ее секрет: в нее попадет только тот, у кого есть фантазия. – Поэты, которые рассказали о них. И наше воображение.
Обобщение – Чем отличаются друг от друга страны Токмаковой и Заходера? Перечитайте стихотворение Токмаковой. Подводим детей к мысли о том, что в мире Токмаковой все вещи ведут себя хоть и странно, но по правилам, реализуя переносное значение многозначного слова: язычком лакает ботинок – лакает, как котенок или щенок – у котенка или щенка тоже есть язычок, и они маленькие (и т.п.). То есть срабатывает закон сходства. У Заходера же, как установили дети, – действуют правила противопоставления, реализации не сходства, а противоположного свойства. Перечитывают. Отвечают.
Домашнее задание 1. Подготовить выразительное чтение стихотворения Заходера. 2. Придумать свою Вообразилию и подготовить рассказ о ней, воспользовавшись либо законом Токмаковой (сходства), либо законом Заходера (противопоставления). 3. Нарисовать свою Вообразилию.  

Цель

Формирование представлений младших школьников о творчестве Б. Заходера на основе анализа произведений, составление собственного сочинения на заданную тему. Продолжать исследование фольклорных тенденций в творчестве детских писателей.

Планируемые результаты

Личностные: понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Предметные: продолжать знакомство с творчеством Б. Заходера, познакомиться с произведением «Моя Вообразилия», составить сочинение на заданную тему, учить видеть фольклорные традиции в детских произведениях.

Метапредметные:

– развитие устной речи, речевого слуха учащихся, речевого самоконтроля;

– ориентироваться на странице учебника;

–давать устный развёрнутый ответ.

Личностноформирующая направленность урока:

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на основе прочитанного произведения)

Инструментальный блок

Задачи урока

– уметь находить нужную информацию в различных источниках, уметь анализировать стихотворения, развивать познавательную активность учащихся; развивать наблюдательность; развивать потребности в познании окружающего мира.

– воспитывать культуру поведения при парной, групповой работе, воспитывать активность, усидчивость, прилежание, любознательность, развивать заинтересованность и пытливость в процессе учения.

Тип урока

Урок литературного чтения (чтение и анализ художественного произведения)

Учебно-методический комплекс

Источники информации:

Дидактическое сопровождение: текст произведения Бориса Заходера «Моя Вообразилия».

Анализ произведения
(Ответы детей.)

– Что происходит в этой стране?

(Ответы детей.)

– Какова главная мысль произведения?

(Ответы детей.)

– Почему каждый из нас может стать волшебником?

(Ответы детей.)

– Я хочу предложить вам стать волшебниками своей страны и написать небольшое сочинение про нее. Можно сделать небольшие иллюстрации.

(Учащиеся выполняют задание в парах.)

– Трудно ли было справиться с этим заданием?

(Нет.)

– Почему?

(Это придуманная страна.)

Отвечают на вопросы учителя

 

Познавательные УУД:

уметь ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы, используя наблюдательность, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

Регулятивные УУД:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; формулировать собственное мнение и позицию.

Приобретённый читательский опыт;

1.Навыки восприятия выразительных языковых средств. Эти навыки являются фундаментом полноценного понимания литературного произведения. Учащиеся обучаются адекватному восприятию литературного слова, языковых средств, которыми авторы создают художественный образ и отражают свое отношение к событиям литературного произведения. Детей необходимо обучить улавливать особенности построения фразы и выбора автором слов, которыми он наполняет произведение, характеризуя героев, ситуации и т.д.

2.Навыки отражения в воображении художественных картин, которые автор отобразил в словесной форме. Этот навык необходим для восприятия читателем литературных образов художественных произведений. Автор произведения не отображает словами полностью всю художественную картину. Читателю необходимо построить ее образ в своем сознании, на основе слов, отображающих ключевые детали той или иной ситуации, воображаемого мира. Этот навык отражает творческую ориентацию читательского процесса и деятельности читателя.

3. Навыки установления причинно-следственных связей литературного произведения. В младшем школьном возрасте, дети еще не способны к пониманию целостной картины литературного произведения. Их необходимо обучать детальному рассмотрению сюжетов, выявлению связей и зависимостей между отдельными сценами. Кроме того, в задачу педагога входит обучение детей сущности вступления, завязки, развитием действия и концовки. Дети должны понять, какую роль играют эти компоненты в сюжетной линии и ее понимании.

 4.Навыки полноценного восприятия персонажей произведения. Читатель должен уметь воспринимать образ героев произведения в полном объеме т.е. целостно. Это предполагает формирование у читателя по отношению к герою каких-то эмоций и чувств, что позволяет ему анализировать его действия и поступки, понимать их мотивы и роль в целостной художественной картине.

5.Навыки освоения художественной идеи литературного произведения. Ребенка необходимо научить установлению связей и зависимостей между каждым компонентом и сценой литературного произведения. Тогда ребенок сможет более полно и глубоко воспринимать литературное произведение.

6.Навыки рассмотрения и понимания позиции автора. Ребенок должен видеть, как автор относится к той или иной ситуации, героям произведения и их поступкам. Читая произведение, ребенок должен улавливать авторскую позицию. Этого можно достичь при формировании всех специфических читательских умений. Информация взята с сайта биржи

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 159; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!