Задание. Раскрыть содержание вопросов.

В.А.Моцарт. Характеристика творчества.

Творчество Моцарта, всеобъемлющее по охвату жанров и по широте музыкально-стилистических связей – один из важнейших этапов в мировом развитии оперы, симфонии, концерта и камерной музыки. В нём обобщён многовековой опыт композиторов различных стран, прежде всего австрийских, немецких, а также итальянских, французских, чешских. Завершая 18 век, оно оказало влияние на позднее творчество И.Гайдна и непосредственно подвело к 19 веку – к героике Л.Бетховена и романтике Ф.Шуберта.

Гармонически ясное по выразительности искусство Моцарта, представителя венской классической школы, родственно просветительскому классицизму с его культом разума, идеалом благородной простоты и оптимизмом и в то же время сентиментализму с его культом сердца и утверждением прав личности, в частности его радикальному крылу – течению «Бури и натиска». В сочетании страстного лиризма, сердечности, силы выражения с высокой организованностью и волевой собранностью заключается своеобразие искусства Моцарта. Преодолевая традиции аристократической культуры, но сохраняя жизненные элементы галантного стиля, переосмысливая и подчиняя их более глубокой эстетической концепции, Моцарт утверждал новый прогрессивный путь развития музыки. Индивидуализация образов, наполненность экспрессией, стремительность развития, насыщение драматизмом – всё это обогатило мелодические, гармонические, полифонические средства, усилило внутреннюю динамику и контрастность композиционных форм, обусловило новые принципы использования инструментов и голосов в оркестре и вокальном ансамбле. Многогранная музыка Моцарта нередко с потрясающей силой передаёт скорбно-лирические или мрачные трагические настроения, однако в ней преобладают светлые тона. Красота музыки Моцарта, изящной и совершенной по форме, отражает полноту ощущения жизни, воплощает мечту в счастье.

Для творчества Моцарта характерны жанровая многогранность, органическое сочетание австрийской народно-национальной основы музыки с особенностями других национальных музыкальных культур (больше всего итальянской), единство глубокого идейного содержания и совершенной художественной формы.

Австрийская народная песенность – основа музыки Моцарта. Музыка Моцарта, как и Гайдна, своими корнями уходит в австрийскую народную песенность; но у Моцарта это связи с народнопесенными истоками (может быть, не столь прямые и непосредственные, как у Гайдна) сложнее и тоньше. Произведения Моцарта отличаются душевной чуткостью, поэтичностью, филигранной отточенностью.

Мелодика Моцарта. Моцарт – один из величайших мелодистов. Простые, легко запоминающиеся мелодии Моцарта, сочетающие черты австрийской и немецкой народной песенности и танцевальности с певучей итальянской кантиленой, отличаются богатством внутреннего содержания. Для многих мелодий Моцарта характерны изысканные хроматизмы, задержания при ясной мажорной или минорной ладовой основе и простоте гармонических функций.

Но в музыке Моцарта часто встречаются и мелодии мужественного характера, насыщенные большим драматическим пафосом, заключающие в себе контрастные элементы. Источник мелодического вдохновения Моцарта неиссякаем.

Роль полифонии. Большое значение в музыке Моцарта имеет полифония, развивающая некоторые стороны баховской полифонии, но на основе новых стилистических принципов венской классической школы, с господством в ней гомофонно-гармонического типа мышления.  Новое в полифонии Моцарта, по сравнению с Бахом, связано, главным образом, с характером самих тем, подвергающихся полифонической разработке. Тема любой баховской фуги сама в себе таит необходимость полифонического, имитационного развития. Тема Моцарта (в его симфониях, квартетах, сонатах) большей частью гомофонна по своей природе и представляет собой мелодическую основу музыки гомофонно-гармонического склада. Но в процессе развития тематического материала (большей частью в сонатно-симфонических разработках) Моцарт широко пользуется и полифоническими приёмами. В тех случаях, когда произведение или его отрывок задуман в полифоническом стиле, тема по своему характеру приближается к баховской. Примером может служить знаменитая двойная фуга («Kyrie eleison») из Реквиема.

Гармонический стиль. Гармонии Моцарта ещё больше оттеняют выразительность и красоту мелодического образа. Как это было свойственно всей музыке XVIII века, они основаны на взаимосвязи главных функций: тоники, субдоминанты и доминанты. Но эти функции используются в музыке Моцарта разнообразно – с употреблением побочных ступеней лада, внутритональных отклонений, сложных для своего времени модуляций. Смелые модуляции и далёкие тональные сопоставления в музыке Моцарта неоднократно приводили в смущение его современников и казались им музыкальной дерзостью. При этом гармоническое новаторство Моцарта нигде не сопровождается разрушением основ мажорного или минорного лада; напротив, оно обогащает лад, расширяет его выразительные возможности. Но и самые простые гармонии, основанные на функциях I, IV, V ступеней, кажутся в творчестве Моцарта свежими и получают новую жизнь благодаря красивым и изящным мелодиям.

Фактура. Красота музыки Моцарта в огромной степени связана с фактурой его произведений, всегда ясной, прозрачной, тонкой. Безупречность и чистота голосоведения, совершенство формы, каждая деталь которой глубоко содержательна, - все эти свойства музыки Моцарта, наряду с её высоким артистизмом и поэтической одухотворённостью, придают её чарующую силу.

Оперное творчество Моцарта. Моцарт писал оперы на протяжении всей жизни, начина с одиннадцатилетнего возраста. Но высшие его достижения в области оперного творчества относятся к последнему десятилетию (1782-1791). Моцарт писал оперы разных типов и жанров: зингшпили («Похищение из сераля», «Волшебная флейта»), оперы buffa («Свадьба Фигаро», «Так поступают все»), оперы seria («Идоменей», «Милосердие Тита»). «Дон-Жуан», сочетающий в себе особенности музыкальной комедии и трагедии, не сводится ни к одному из этих типов.

Оперное реформаторство Моцарта. Наряду с Глюком, Моцарт был величайшим реформатором оперного искусства XVIII века. Но, в отличие от него, свою реформу не декларировал теоретически. Исходя из других эстетических предпосылок, Моцарт создал свой иной тип музыкальной драматургии. Если Глюк стремился подчинить музыку драматическому действию, то для Моцарта, наоборот, музыка являлась основой оперы. В одном из писем к отцу Моцарт писал, что «в опере поэзия должна быть послушной дочерью музыки». Но из этого не следует, что Моцарт не придавал большого значения либретто оперы. Напротив, оперная музыка Моцарта находится в полном единстве с развитием сценического действия.

В отличие от Глюка, резко ломавшего старые каноны оперы, Моцарт шёл путём внутреннего обновления и скрещивания музыкально-сценических форм. В синтезе музыки и драмы Моцарт оставлял главенство за музыкой, будучи одновременно требовательным к драматическому содержанию и качествам литературного текста. Взаимопроникновение симфонизма и драматургии, при неизменном преобладании вокального начала, определяет многие стороны музыкального театра Моцарта. Важнейшие узловые моменты действия воспроизводятся в музыкально целых и драматургически действенных ансамблях, включая богато развитые финалы. В ансамблях особенно полно сказались равновесие музыкальной и драматических сторон, гармония общего звучания при характерности отдельных вокальных линий, обеспечивающих индивидуальную определённость каждого персонажа. Лирические, комические, драматические, арии в операх – звуковые портреты героев.

Как музыкальный драматург Моцарт преобразовал бытовую комическую и сентиментальную оперу и создал новые оперные жанры зрелого реалистического стиля. Его творческому методу присущи правдивость и многогранность в изображении характеров, раскрытие образов в их развитии и взаимодействие, единство типического и конкретного, контраст трагического и шутливого, сочетание сердечности с иронией, реальности с фантастикой. На основе итальянской оперы-буффа (и отчасти оперы-сериа) возникли опера-комедия «Свадьба Фигаро» и опера-драма «Дон Жуан», на основе австро-немецкого зингшпиля – национальная опера-сказка «Волшебная флейта», включившая и другие сценические и музыкальные жанры – от священного представления до феерии, от форм итальянской оперы до хорала и фуги.

Тематика опер Моцарта отразила передовые социальные и этические идеи эпохи. Антифеодальная тенденция непосредственно выступает в опере «Свадьба Фигаро». Новую трактовку получила старинная испанская легенда в опере «Дон Жуан» - «весёлой драме», сочетающей комедийные и трагедийные элементы, психологическую углублённость и занимательную интригу, фантастическую условность и бытовую достоверность. Философской драматической опере-сказке «Волшебная флейта», рисующей утопический идеальный мир мудрости и добродетели. «Волшебной флейте» свойственны черты морализирования и символики в духе масонства. Опера прославляют победу света над мраком, дружбы над враждой, стойкости над малодушием, человеческой любви над злыми силами мира.

В «Волшебной флейте» Моцарт осуществил свою мечту – создать большую оперу на родном языке. И «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан» по своим художественным принципам, драматургии и музыкальному складу – создания венской школы, но он, как и большинство опер Моцарта, написаны на итальянском языке и в формах, близких итальянской опере, господствовавшей в те годы во многих странах. «Волшебная флейта» возникла на иной основе. При всей отвлечённости и экзотичности её сюжета, при всей необычности её музыкальной драматургии эта опера наиболее близка национальному характеру, народной песенности и отечественной полифонии, традициями австрийского демократического театра. Она открыла путь к утверждению самостоятельности национальной оперы в странах немецкого языка.

 

Отношение к либретто. О том, что Моцарт был чрезвычайно требователен к либретто своих опер, свидетельствуют его высказывания в письмах. Особый интерес представляет в этом отношении письма Моцарта к отцу из Мюнхена в связи с готовившейся там постановкой оперы «Идоменей». Моцарт считал, что текст оперного либретто должен быть по возможности лаконичным. Не затягивающим действие В своих требованиях Моцарт проявлял изумительное чутьё и понимание оперной сцены с её специфическими закономерностями. Он исходил из соображений драматической художественной правды, сценической целесообразности, несмотря на традиционные условности жанра оперы seria в «Идоменее».

Будучи твёрдо убеждён в том, что оперное либретто – это не самостоятельное драматическое произведение, Моцарт настойчиво и упорно добивался полного соответствия его со специфическими задачами музыкальной драматургии при безраздельном господстве музыкального начала. В этом отношении эстетика Моцарта близка эстетике Римского-Корсакова, утверждавшего, что «опера прежде всего произведение музыкальное». Так он работал с либреттистами Стефани («Похищение из сераля», да Понте («Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан», «Так поступают все»), Шикандером («Волшебная флейта»). Идя другими путями, чем Глюк, Моцарт добился слияния в неразрывном единстве музыки и драматического действия, соподчинения друг другу всех элементов оперного спектакля.

Соотношение оперных жанров. Как уже был сказано. Моцарт писал оперы в жанрах оперы seria, оперы buffa и зингшпиля. Но при этом каждый из жанров Моцарт обновлял и обогащал путём привнесения элементов другого жанра и принципов венского классического симфонизма. Так, «Свадьба Фигаро» написана в традициях оперы buffa, но не всё в ней укладывается в рамки этого жанра, в частности, обе арии графини характерные скорее для оперы seria. То же можно сказать о роли Констанцы в «Похищении из сераля» или о партии Царицы ночи в «Волшебной флейты». Правда, опера seria в XVIII веке испытывала кризис, но отдельные её элементы получили новую жизнь, влившись в другие оперные жанры, что как раз характерно для музыкальной драматургии Моцарта. Оперы seria Моцарта «Митридат – царь Понтийский» и «Идоменей» уже утратили свою сценическую жизнь; но они сыграли существенную роль обогатив его оперы buffa и зингшпили, сохраняющие своё значение в репертуаре оперных театров.

Вместе с тем стилистическая основа вот всех операх Моцарта одна: венский классицизм. Его принципы получили в оперном творчестве своеобразное преломление; это сказывается в мелодическом стиле, в возросшей роли оркестра, в приёмах развития, особенно в больших ансамблевых сценах и финалах.

Музыкальные характеристики. Одним из новаторских достижений оперной драматургии Моцарта является мастерство музыкальных характеристик действующих лиц, героев оперы. В итальянской опере seria музыкальные характеристики героев почти игнорировались; в опере buffa подчёркивались не столько индивидуально-конкретные черты героев, сколько типические. Эти характеристики были своего рода музыкальными «масками» с выработанными приёмами выразительности, сопровождавшими однотипных героев и героинь в разных операх. До Моцарта в оперном жанре не было достигнуто единство обобщённого, типического и индивидуального, конкретного в музыкальных характеристиках героев, отсутствовала и многогранность этих характеристик.

Действующие лица в операх Моцарта – не столько традиционные типы, но и живые люди, сочетающие в единстве типическое и индивидуально-неповторимое. В этом отношении музыкальный театр Моцарта – высшее достижение реализма в музыкальной драматургии XVIII века.

Не прибегая к лейтмотивам, Моцарт наделяет действующих лиц своих опер мелодическими оборотами, складывающимися в цельны и многогранный образ. Так, в образе Дон-Жуана подчёркивается его любовь к жизненным наслаждениям, смелость, отвага, решительность; в образе Сюзанны («свадьба Фигаро») – женская привлекательность, лукавство, ум, хитрость; в образе Базилио – подлость подхалима, коварство. Правдивость и яркость выразительных характеристик достигается сочетанием слова, сценического действия и музыкальных (вокальных и оркестровых) средств.

Музыкальные характеристики действующих лиц в операх Моцарта сохраняют своё значение не только в сольных номерах или дуэтах, но и в некоторых больших ансамблях. В финалах «Свадьбы Фигаро» и «Дон-Жуана» и в некоторых других ансамблях каждый из участников имеет свою интонационную сферу. Создаётся одновременное сочетание разных музыкальных характеристик в пределах единой архитектонически стройной ансамблевой сцены.

Однако в некоторых случаях, когда это диктуется сценической ситуацией, Моцарт наделяет единой характеристикой группу действующих лиц, живущих общими помыслами и стремлениями. Такой приём использован, например, в финале первого действия «Свадьбы Фигаро» или в сцене письма из второго действия той же оперы. Сюзанна и графиня, отправляющие графу любовную записку, объединены одним желанием: одурачить графа и наказать его. Поэтому они охарактеризованы одинаковой музыкой.

В некоторых случаях одни действующие лица как бы «заимствуют» характеристику у других. Например, в арии Лепорелло, посвящённой описанию любовных похождений Дон-Жуана, охарактеризован не только Лепорелло, но и Дон-Жуан. Так гибко и свободно подходил к проблеме музыкальных характеристик в опере, являющихся одним из высоких достижений его музыкальной драматургии.

Инструментальное творчество. Перу Моцарта принадлежит огромное множество произведений во всех жанрах инструментальной музыки: симфонии, серенады, дивертисменты, струнные дуэты, трио, квартеты, квинтеты, фортепианные трио, ансамбли с участием духовых инструментов, скрипичные и фортепианные сонаты, фантазии, вариации, рондо, сонаты и вариации для фортепиано в четыре руки и для двух фортепиано, концерты с сопровождением оркестра для различных инструментов (фортепиано, скрипки, флейты, кларнета, валторны, флейты и арфы), марши и танцы для оркестра.

Наряду с И.Гайдном Моцарт – создатель новой оркестровой и камерной классики. Он опирался на схему 4-х частного симфонического и ансамблевого цикла, на развитый Гайдном тип сонатного allegro и структуру симфонического оркестра и смычкового квартета.

 На протяжении своей короткой жизни Моцарт работал одновременно над операми и инструментальными сочинениями, отсюда – глубокое родство и общность между его оперной и инструментальной музыкой. Оперы Моцарта обогащаются приёмами симфонического развития, в то время как в инструментальную музыку он вносит певучесть оперной арии, насыщает её драматической конфликтностью. Но это отнюдь не ведёт к нивелированию или к смешению различных жанров, напротив, каждый жанр сохраняет специфические, именно ему свойственные особенности.

Инструментальный тематизм Моцарта. Мелодическое богатство моцартовской музыки неисчерпаемо. Есть в музыке Моцарта темы, построенные на звуках разложенного трезвучия и отличающиеся активностью иногда носящие героический характер и во многом предвосхищающие темы. Таковы, например, некоторые главные партии в различных сонатных allegro. Есть и темы взволнованного характера, мелодически задушевные, эмоционально открытые; примерами могут служить темы главных партий соль минорной симфонии и соль минорного квинтета. Характерны для музыки Моцарта и нежно-лирические, песенные по своей природе темы, например, тема с вариациями из фортепианной сонаты ля мажор.

Конечно, всем этим далеко не исчерпываются мелодические богатства музыки Моцарта; можно встретить у него темы углублённо-философские, танцевальные и т.д.

Драматизм инструментальных сочинений. Наиболее значительные инструментальные сочинения Моцарта проникнуты глубоким драматизмом, что достигается как характером тем и их развития, так и усилением контрастности не только между различными темами (например, между главной и побочной партиями сонатного allegro), но часто и внутри одной темы. Наличие контрастных элементов внутри темы – характерная черта моцартовского стиля, получившая дальнейшее развитие в музыки Бетховена. Можно привести в качестве примеров тему главной партии первой части симфонии до мажор («Юпитер») или тему главной партии первой части фортепианной сонаты до минор.

Наличие в одной теме двух контрастных элементов служит в ряде произведений Моцарта эмбрионом последующего развёртывания, сопоставления и столкновения различных музыкальных образов.

Мощным средством драматического развития и динамизации музыкальной ткани в инструментальных сочинениях Моцарта служит также и полифония, особенно в разработках сонатных allegro симфоний и квартетов. Чистота и ясность полифонической фактуры сочетается в них с глубокой индивидуальной выразительностью каждого голоса.

Единство сонатно-симфонического цикла. Любое зрелое инструментальное сочинение Моцарта (симфония, концерт, квартет) представляет собой вполне индивидуальный художественный организм со своим собственным, ему присущим обликом. В поздних симфониях и квартетах Моцарт окончательно преодолевает сюитность строения, внешнее чередование разнохарактерных частей, и цикл приобретает органическое единство.

Жанр симфонии.

Посещение главных центров европейского симфонизма (Вены, Милана, Парижа, Мангейма) способствовало эволюции моцартовского симфонического мышления:

- обогащается содержание симфоний;

- ярче становится эмоциональные контрасты;

- более активным – тематическое развитие;

- укрупняются масштабы частей;

- более развитой становится оркестровая фактура.

Большое значение для Моцарта – симфониста имела работа над операми. Здесь происходит взаимообогащение: оперная драматургия питала симфоническую, а оркестровые произведения подготавливали почву для создания рельефных сценических образов.

Симфонии Моцарта – не сюитные циклы, а подлинные инструментальные драмы. По сравнению с симфониями современников они представляют огромный шаг вперёд. От симфоний Моцарта – прямой путь к монументальным полотнам Бетховена и последующим открытиям композиторам романтизма.

Моцарт возвысил идейно-образное содержание симфонии, придал ей большую драматическую напряжённость, усилил её стилевое единство и углубил контрасты между частями сонатного цикла, между партиями сонатного allegro, а также внутри тем. Форму сонатного allegro он применял не только в 1-й, но и во 2-й и 4-й частях симфонии. Менуэт становится у Моцарта лиричным и мужественным. Существенный принцип инструментальных произведений Моцарта – кантабильность, используемая композитором не только в ведущем голосе, но и во всей тонко разработанной фактуре (певучая инструментовка), Темам присущи мелодическая насыщенность, гибкость линии, широкое дыхание; нередко они связаны с мелодиями опер Моцарта; во многом из них преображены обороты бытовой, народной музыки Австрии. В оркестре Моцарта достигнута замечательная уравновешенность групп (4 партии струнных инструментов с недифференцированной партией баса и в основном парный состав духовых инструментов с литаврами).

Клавирная музыка. Клавирная музыка Моцарта отразила два важных исторических процесса: переход клавесина и клавикорда к фортепиано и стабилизацию классического сонатного цикла в сонате и концерте. Фортепианный стиль Моцарта непосредственно связан с его исполнительским искусством. Элегантная, отчётливая, певучая, идущая от сердца игра Моцарта составила эпоху в истории пианизма. Моцарт – основоположник классической формы концерта. Сохранив широкую доступность, концерты Моцарта приобрели симфонический размах и разнообразие индивидуального выражения, в них органически соединились импровизационность и строго логическое начало, соревнование и взаимовосполнение сольной партии и оркестрового ансамбля.

Задание. Раскрыть содержание вопросов.

1. Значение творчества Моцарта в истории музыки.

2. Стилистические черты творчества Моцарта.

3. Основа музыки Моцарта.

4. Средства музыкальной выразительности в творчестве Моцарта (мелодика, полифония, гармония, фактура).

5. Роль музыки и драмы в операх Моцарта.

6. Новые оперные жанры.

7. Тематика опер Моцарта.

8. Значение оперы «Волшебная флейта».

9. Отношение Моцарта к оперному либретто.

10. Соотношение оперных жанров.

11. Музыкальные характеристики героев опер Моцарта.

12. Жанровое разнообразие инструментальной музыки Моцарта.

13. Значение Моцарта в развитии инструментальной музыки.

14. Средства драматического развития в инструментальных произведениях Моцарта.

15. Сонатно-симфонический цикл в творчестве Моцарта.

16. Новаторство Моцарт в жанре симфонии.

17. Значение клавирной музыки Моцарта.

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 215; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!