Характеристика функционально-смысловых типов монолога
ТЕМА: Формирование монологической речи у детей дошкольного возраста
План:
1. Лингвистические основы формирования монологической речи детей.
2. Характеристика функционально-смысловых типов монолога.
3. Специфические черты монолога и содержание работы по обучению детей их составлению.
МОНОЛОГ – форма речи, образуемая в результате активной речевой деятельности, не рассчитанная на сиюминутную словесную реакцию.
Винокур Т. Г. Русский язык: энциклопедия/
Под ред. Ю. Н. Караулова. М.: БРЭ, 1998
МОНОЛОГ – речь одного лица. М., как правило, значительное по объему высказывание, имеющее тему, композиционную структуру, главную мысль.
Львов М. Р. Словарь-справочник русского языка.
М.: Академия. Высшая школа 1999
Монологическая речь — более сложный вид связной речи. Говоря о монологической речи, имеется в виду формирование связного высказывания или, по определению лингвистов, умения создавать текст.
Чтобы организовать работу с детьми по формированию монологической речи, воспитателям необходимо руководствоваться, прежде всего, данными современной лингвистики текста, которая пытается ответить на вопросы: «Как сделан текст?»; «Как он организован?»; «Что превращает определенную последовательность предложений в текст?»; «Каков механизм построения текста?» и др. Без этих знаний невозможно составить грамотный образец рассказа для детей и научить дошкольников правильно составлять рассказы, чтобы они отвечали требованиям программы и готовили их школе.
|
|
Лингвистические основы формирования монологической речи детей.
Поскольку лингвистика текста является сравнительно молодой областью языкознания, ее терминология в полной мере еще не установилась.
Общепринятого определения понятия «текст» в лингвистике пока не существует. Тем не менее, лингвисты чаще всего ссылаются на определение, данное И. Р. Гальпериным:
«Текст — это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, состоящее из названия (заголовка), ряда особых единиц (слов, словосочетаний, предложений, абзацев), объединенных разными типами связей (лексической, грамматической, стилистической, логической), имеющее определенную целенаправленность и установку».
Текст только в том случае можно назвать речевым произведением,
если он обладает соответствующими п р и з н а к а м и:
1) тематическое единство находит выражение в заголовке, который нередко прямо указывает на предмет речи. Тема текста зачастую обозначается или в его начальной части, или в последнем предложении. Например:
Осень в лесу
Пришла осень. Лист на деревьях начал кое-где желтеть еще в конце августа. А в сентябре на зеленой березе появились совсем желтые, золотистые ветки. С каждым днем все больше и больше становится желтых листьев. Еще два-три дня, и трепетная осина вся красная, багровая, золотистая уже. Но порывистый осенний ветер срывает и это последнее убранство. Он крутит в воздухе сухие листья, устилает ими мокрую землю (К. Д. Ушинский).
|
|
Все предложения в данном примере объединены общей темой, в каждом говорится об осени. Во всех предложениях имеются слова, прямо указывающие на предмет речи («желтеть» — «желтые», «золотистые ветки», «желтых листьев», «ветер срывает, крутит, устилает»). Этот текст обладает тематическим единством.
2) структурное единство. Текст должен иметь начало (зачин), продолжение (среднюю часть) и конец (концовку).
3) основная мысль — то главное, что автор хочет сказать в своем произведении. Она проходит красной нитью через весь текст. Основная мысль может быть сформулирована в предложении, которое способно находиться: в зачине, средней части, концовке. При этом она может быть прямо выражена в предложении, а может вытекать из общего содержания связного высказывания. Например:
День березы
|
|
Именины березы — это день ее весеннего пробуждения. Тогда хмельной сок стремится вверх по стволу с таким напором, что каждая веточка становится упругой. Кора еле сдерживает тугие соки. Тронь острым — и брызнет (Б. Петров).
Основная мысль текста прямо сформулирована в первом предложении. Остальные предложения, добавляя новую информацию, раскрывают основную мысль.
4) связность, которая выражается в связях между словами, предложениями и частями высказывания.
5) законченность, характеризующаяся исчерпывающим выражением замысла автора, достигнутым развертыванием темы. Соотнесение концовки с заголовком, наличие у текста заглавия, обладающего способностью ограничивать высказывание, способствует завершенности. Например:
Почему Тюпу прозвали Тюпой
Когда Тюпа очень удивится или увидит непонятное и интересное, он двигает губами и «тюпает», и «тюпает»: тюп-тюп-тюп... Травка шевельнулась от ветра, пичужка пролетела, бабочка вспорхнула - Тюпа ползет, подкрадывается поближе и тюпает: тюп-тюп-тюп... Схвачу! Словлю! Поймаю! Поиграю! Вот почему Тюпу прозвали Тюпой (Е. Чарушин).
В этом тексте концовка прямо соотносится с заголовком, практически повторяя его. Указывая на то, что развитие темы достигло логического предела, конечная часть в значительной мере обеспечивает завершенность текста.
|
|
Все признаки речевого произведения взаимосвязаны между собой.
Характеристика функционально-смысловых типов монолога
В процессе речи человеку приходится говорить то о последовательно сменяющих друг друга действиях, то о признаках предметов, месте, состоянии окружающей среды или человека, то о причинах или следствиях тех или иных свойств, явлений, то о своей оценке чего-либо. В связи с этим в высказываниях выделяются группы предложений с определенным значением.
Фрагменты текста определенного типового значения называют типами речи.
К ним относятся описание, повествование и рассуждение.
Характеристика функционально-смысловых типов монолога
Тип монолога | Функции монолога | Структура монолога |
ОПИСАНИЕ – сообщение в виде перечисления одновременных или постоянных признаков какого-либо объекта | Характеристика внешних или внутренних признаков объекта | - общая характеристика объекта описания; - последовательное перечисление отдельных признаков; - оценочное суждение |
ПОВЕСТВОВАНИЕ – сообщение о развивающихся событиях или изменяющемся состоянии какого-либо объекта | Изложение событий во временной последовательности; передача изменения в состоянии какого-либо объекта | - экспозиция; - завязка; - развитие событий; - кульминация; - развязка |
РАССУЖДЕНИЕ – сообщение о фактах, находящихся в причинно-следственных отношениях | Объяснение кого-либо факта; доказательство чего-либо; достижение умозаключений, выводов, обобщений | - тезис, выражающий какое-либо суждение, мнение; - доказательство (система аргументов); - вывод-заключение |
Каждый тип речи нуждается в специфическом отборе материала и обладает помимо общих свойств текста особенностями.
Специфические черты монолога
Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 753; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!