Боковые нефы, находящиеся обычно за колоннами

Урок искусства

Класс

Тема: Храмовая архитектура

Цели: Дать понятие о храме как о символе мироустройства в представлении верующих, познакомить с устройством христианского храма, его историей, назначением, символикой.

Все помыслы и представления о высшей Красоте,

Любви и Добре связывали наши предки с образом храма -

воплощением Царства Божия на Земле.

Л.А. Рапацкая.

Вступление.

Вся жизнь человека, начиная от первобытного общества и заканчивая современностью, связана с религией, с верой. Для того, чтобы отправлять религиозные обряды, необходимо было специальное помещение (площадка). Таким помещением и стал храм.

Храмам каждой мировой религии, будь то христианство, буддизм или ислам, присущи оригинальная конструкция и свои определенные черты. Нельзя перепутать китайскую пагоду с западно-европейским костелом, а мусульманскую мечеть с православным христианским храмом. Отсюда следует, что в основе самобытности храмового зодчества лежат традиции народной архитектуры. Прежде всего обратимся к христианскому храму.

Что такое храм?

Храм – это памятник культуры, который надо бережно сохранить.

Храм – это дом Бога.

Храм – один из символов христианской веры.

Храм – место, где священник совершает богослужение.

В толковом словаре дается следующее определение: Храм — это культовое здание для выполнения религиозных обрядов.

Базилика – основа католического храма.

Устройство христианского храма пришло к нам из Древнего Рима. Именно оттуда в Европу пришло христианство. Римские христианские храмы строились в виде базилики. В 1045 году христианская религия разделилась на 2 ветви – восточную (православную) и западную (католическую), они существуют отдельно и до сих пор. Центр православия находился в Византии со столицей Константинополь (сейчас это город Стамбул). А уже из Византии православие пришло и на Русь.

Бази́лика

(от греч. basilik царский дом), прямоугольное в плане здание, разделённое внутри рядами колонн или столбов на продольные части нефы (как правило, три или пять).             Центральный неф, завершающийся апсидой, выше и шире боковых. Базилики появились в Древнем Риме, где служили не только для религиозных культов, но и были помещениями для суда и торговли; в Средние века этот тип здания был окончательно приспособлен для христианских храмов. В базиликальных храмах к продольным нефам добавился поперечный неф (трансепт) в восточной части храма.   Пересечение продольных нефов и трансепта образует средокрестие и в плане напоминает букву «Т» или т. н. латинский крест (тип креста, который напоминает о распятом Христе). За трансептом, как бы в продолжение продольных нефов, располагался, помимо апсиды, пресбитерий (хор) – прямоугольное в плане помещение , в котором находились певчие и представители духовенства. Средокрестие, хор и апсида – наиболее значимые части храма, где проходят самые торжественные части богослужения. В апсиде размещается алтарь. Стены центрального нефа базилики могут делиться по высоте на два – четыре яруса. Нижний ярус образуется боковыми аркадами, ведущими в соседние нефы. В верхней части стен центрального нефа делали окна. Нередко над аркадами в главном нефе помещали просторные галереи-балконы – хоры, на которых размещалась знать. Снаружи, у западного фасада, базилику, как правило, дополняли башни, которые могли служить колокольнями. Интерьеры базилик украшали фрески, мозаики, нарядные ткани и ковры, резные скамьи, драгоценная церковная утварь.

Мозаика – картина, выполненная из цветных камешков – смальты.

Фреска – картина, нарисованная на стене красками по сухой или мокрой штукатурке.

Кроме того, окна в католическом храме не пустуют, а заполнены витражами – картинами на стекле, в которых отражены библейские сцены.

Витраж – картина в оконных или дверных проемах, выполненная из кусочков стекла, вставленных в специальные рамки.

 

Базилика (греч. “царский дом”) – храм специально предназначенный для многолюдных богослужений. Это вытянутое в плане здание, разделенное продольными рядами колонн на нечетное количество проходов – нефов (корабль). Средний неф всегда был выше остальных. Для базилик характерны двускатные крыши. Но позднее византийские зодчие стали использовать сводчатые и купольные перекрытия.

При строительстве храмы, как католические, византийские, так и русские, всегда ориентировали на восток. Взгляд человека, приходящего сюда, непременно устремлялся к алтарю – священной части храма, местонахождение которого подчеркивала апсида (полукруглая ниша с восточной стороны храма). Алтарную часть от нефа отделяла триумфальная арка, символизировавшая переход от смерти к жизни вечной.

Начиная с VI века, продольные нефы стали пересекать поперечным нефом, образуя форму креста – главный символ христианства. Такая конструкция идеально подходит для христианских православных храмов, позволяя располагать в центре купол – символ неба.

4. Домашнее задание: записать в тетради тему и выделенное жирным курсивом, рассмотреть план базилики; посмотреть презентацию по ссылке.

 

https://mega-talant.com/biblioteka/prezentaciya-dlya-7-klassa-po-mhk-po-teme-hramovaya-arhitektura-88132.html - презентация храмы разных народов и религий

 

 

Центральный неф (проход)

боковые нефы, находящиеся обычно за колоннами

3 – поперечный неф – трансепт, образующий в плане здания крест


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 58; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!