I ТЕМПЕРА (эмульсионные краски)
Оглавление
От автора.. 9
ВВЕДЕНИЕ.. 11
I ТЕМПЕРА (эмульсионные краски) 14
I.1. КАЗЕИНОВО-МАСЛЯНАЯ ТЕМПЕРА (В ОБЪЕМАХ) 16
I.2. КАЗЕИНОВО-МАСЛЯНАЯ ЭМУЛЬСИЯ (35. С. 75) 17
I.3. КАЗЕИНОВО-МАСЛЯНО-ЛАКОВАЯ ЭМУЛЬСИЯ (35. С. 75) 17
I.4. КАЗЕИНОВАЯ ПРОКЛЕЙКА — ВОДНЫЙ РАСТВОР КАЗЕИНОВОГО КЛЕЯ (35. С. 75; 40. С. 78; 56. С. 88) 18
I.5. ЖЕЛТКОВО-ЛАКОВО-МАСЛЯНАЯ ТЕМПЕРА.. 19
I.6. ЖЕЛТКОВО-ЛАКОВО-МАСЛЯНАЯ ЭМУЛЬСИЯ (35. С. 72) 19
I.7. ЯИЧНО-МАСЛЯНАЯ ЭМУЛЬСИЯ (35. С. 72) 20
I.8. ЦЕЛЬНОЯИЧНАЯ «ТОЩАЯ» ЭМУЛЬСИЯ (35. С. 73) 21
I.9. ЦЕЛЬНОЯИЧНАЯ ЖИРНАЯ ЭМУЛЬСИЯ (35. С. 74) 21
I.10 ЖЕЛТКОВО-МАСЛЯНАЯ ЭМУЛЬСИЯ.. 21
I.11. ЖЕЛТКОВАЯ ТЕМПЕРА.. 23
I.12. ЖЕЛТКОВАЯ ЭМУЛЬСИЯ.. 23
I.13. ЦЕЛЬНОЯИЧНАЯ ТЕМПЕРА.. 24
I.14. ЦЕЛЬНОЯИЧНАЯ ЭМУЛЬСИЯ.. 24
I.15. 10— 15%-НАЯ ПРОКЛЕЙКА — ВОДНЫЙ РАСТВОР ЖИВОТНОГО КЛЕЯ.. 25
I.16. ГРУНТ —ЛЕВКАС (35. С. 55—56) 26
I.17. ГРУНТ—ЛЕВКАС ГИПСОВО-МЕЛОВОЙ, ТРЕХСЛОЙНЫЙ (27. С. 231) 27
I.18. ГРУНТ —ЛЕВКАС (ЭМУЛЬСИОННЫЙ) 28
I.19. ГРУНТ —ЛЕВКАС МАСЛЯНО-ФАРФОРОВЫЙ.. 28
I.20. ПОДГОТОВКА ДОСОК И ИХ ГРУНТОВКА (81. § 113—121) 29
I.21. ПОКРЫВНОЙ ЛАК ДЛЯ ЯИЧНОЙ ТЕМПЕРЫ... 31
I.22. ПОЛИТУРА (РАСТВОР ШЕЛЛАКА В СПИРТЕ) 32
I.23. ТРЕХСЛОЙНЫЙ ГРУНТ ДЛЯ ХОЛСТА ПОД ЖЕЛТКОВУЮ И ЦЕЛЬНОЯИЧНУЮ ТЕМПЕРЫ (27. С. 231) 32
I.24. СОСТАВ КОЛЕРА (КРАСКИ) С ДОБАВЛЕНИЕМ ЭМУЛЬСИИ.. 33
I.25. ЭМУЛЬСИЯ НА ОСНОВЕ КАЗЕИНОВОГО КЛЕЯ С ОЛИФОЙ (40. С. 95) 34
I.26. ЭМУЛЬСИЯ НА ОСНОВЕ ЖИВОТНОГО КЛЕЯ И ОЛИФЫ (56. С. 106) 34
I.27. ЭМУЛЬСИЯ НА ОСНОВЕ НАТУРАЛЬНОГО ВОСКА, ЖИВОТНОГО КЛЕЯ И ОЛИФЫ (73. С.17). 35
I.28. КАЗЕИНОВО-МАСЛЯНЫЙ ГРУНТ (35. С.84) 36
I.29. КУПОРОСНЫЙ ГРУНТ «ТРАВЯНКА» (73. С.12) 36
|
|
I.30. КУПОРОСНЫЙ ГРУНТ (73. С. 12) 37
I.31. КУПОРОСНЫЙ ГРУНТ (56. С. 92) 37
I.32. КАЗЕИНОВО-МАСЛЯНЫЙ (ЭМУЛЬСИОННЫЙ) ГРУНТ (40. С. 79; 56. С. 89) 38
I. 33. КВАСЦОВЫЙ ГРУНТ (56. С. 91) 38
I. 34. ШПАТЛЕВКА-ПОДМАЗКА НА ОСНОВЕ КУПОРОСНОГО ГРУНТА (40. С.83) 39
I.35. ШПАТЛЕВКА-ПОДМАЗКА НА ОСНОВЕ КАЗЕИНОВО-МАСЛЯНОГО (ЭМУЛЬСИОННОГО) ГРУНТА (40. С. 83) 40
I.36. ШПАТЛЕВКА-ПОДМАЗКА НА ОСНОВЕ КВАСЦОВОГО ГРУНТА (40. С. 83, 84) 40
I.37. ГИПСОМЕЛОВАЯ ПАСТА-ПОДМАЗКА (40. С. 83) 40
I.38. ГИПСОМЕЛОВАЯ ШПАТЛЕВКА (40. С. 84) 41
I.39. ЭМУЛЬСИОННАЯ ГИПСОВАЯ ИЛИ МЕЛОВАЯ ШПАТЛЕВКА (40. С. 85) 41
I.40. ЭМУЛЬСИОННАЯ ШПАТЛЕВКА (56. С. 95) 41
II КЛЕЕВЫЕ КРАСКИ.. 43
II.1. КОЛЕРЫ С ДОБАВЛЕНИЕМ ЖИВОТНОГО КЛЕЯ.. 43
II.2. КОЛЕР С ДОБАВЛЕНИЕМ РАСТИТЕЛЬНОГО КЛЕЯ (КЛЕЙСТЕРА) 44
II.3. ПРОКЛЕЙКА-КЛЕЙСТЕР — 10%-НЫЙ ВОДНЫЙ РАСТВОР РАСТИТЕЛЬНОГО КЛЕЯ.. 44
II.4. КОЛЕР НА СМЕШАННОМ (ЖИВОТНО-РАСТИТЕЛЬНОМ) СВЯЗУЮЩЕМ... 44
II.5. КОЛЕР С ДОБАВЛЕНИЕМ КАЗЕИНОВОГО КЛЕЯ.. 45
III ФРЕСКА.. 47
III.I. ГРУНТ ДЛЯ ФРЕСКИ (СОВРЕМЕННЫЙ) 51
III.2. АНТИЧНЫЙ МНОГОСЛОЙНЫЙ ГРУНТ— ТЕКТОРИУМ (20. С. 41—46) 52
III.3. ТРЕХСЛОЙНЫЙ ГРУНТ ДЛЯ ФРЕСКИ С ПОЛИРОВАННОЙ (БЛЕСТЯЩЕЙ) ПОВЕРХНОСТЬЮ (XV В.). (20. С. 345—350) 54
III.4. ТРЕХСЛОЙНЫЙ ГРУНТ ДЛЯ ФРЕСКИ С МАТОВОЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ (XV В.) (20. С. 344—357) 56
III.5. ДВУХСЛОЙНЫЙ ГРУНТ ДЛЯ ФРЕСКИ С ЧИСТО ИЗВЕСТКОВЫМ INTONACO (XV В.) (20. С. 335—355, 81. § 67) 57
|
|
III.6. ГРУНТ ДВУХСЛОЙНЫЙ ДЛЯ ФРЕСКИ (XVI В.) (20. С. 355—361) 57
III.7. ГРУНТ ДЛЯ ФРЕСКИ (XVII В.) (20. С. 363—370) 58
III.8. Fresco a secco (фреска по сухой штукатурке) (38. С. 122). 59
III.9. Fresco a secco no классическому intonaco XVI века (38. С. 124). 60
III.10. Fresco a secco по intonaco, положенному с кисти (38. С. 123). 61
III.11. СОСТАВ КАЗЕИНОВО-ИЗВЕСТКОВОГО СВЯЗУЮЩЕГО (КЛЕЯ) (38. С. 127) 62
III.12. Казеиново-известковая фреска по «классическому» двухслойному грунту XVI века (38. С. 128). 62
III.13. По хорошо подготовленной старой штукатурке. 63
III.14. Казеиново-известковыми красками.. 63
III.15. ГРУНТ ДЛЯ ФРЕСКИ (XVIII В.) (20. С. 370—374) 64
III.16. ГРУНТ ДЛЯ ФРЕСКИ (ВИЗАНТИЯ VII—XI ВВ.) (20. С. 291—301) 65
III.17. «РУССКИЙ» ГРУНТ ДЛЯ ФРЕСКИ (X—XIII ВВ.) (21. С. 127—148) 68
III.18. ГРУНТ ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ (X—XII ВВ.) (21. С. 129—130) 68
IV УКРЕПЛЯЮЩИЕ СОСТАВЫ КРАСОЧНЫХ СЛОЕВ И МОДИФИКАЦИЯ ОСНОВАНИЙ (грунтов) ПРОИЗВЕДЕНИЙ СТЕНОПИСИ.. 70
IV.1. УКРЕПЛЯЮЩИЙ (ПРОПИТЫВАЮЩИЙ) СОСТАВ ИЗ ЖИДКОГО КАЛИЕВОГО СТЕКЛА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА (39. С. 79; 40. С. 76) 71
IV.2. УКРЕПЛЯЮЩИЙ (ПРОПИТЫВАЮЩИЙ) СОСТАВ НА ОСНОВЕ ЖИДКОГО КАЛИЕВОГО СТЕКЛА С ДОБАВКАМИ МЕТИЛСИЛИКОНАТА НАТРИЯ И ГКЖ-94 (39. С. 47—50) 72
IV.3. УКРЕПЛЯЮЩИЙ СОСТАВ НА ОСНОВЕ 50%-НОЙ ЭМУЛЬСИИ ГКЖ-94 (40. С. 29) 73
IV.4. УКРЕПЛЯЮЩИЙ СОСТАВ НА ОСНОВЕ ПВАД (ПОЛИВИНИЛАЦЕТАТНАЯ ДИСПЕРСИЯ) 74
|
|
IV.5. УКРЕПЛЯЮЩИЙ СОСТАВ НА ОСНОВЕ ДИСПЕРСИИ ВА-2ЭГА (29. С. 9) 75
IV.6. УКРЕПЛЯЮЩИЙ СОСТАВ НА ОСНОВЕ ДИСПЕРСИИ СВЭД (29. С. 9) 76
IV.7. УКРЕПЛЯЮЩИЙ СОСТАВ НА ОСНОВЕ ПОЛИБУТИЛМЕТАКРИЛАТНОЙ СМОЛЫ (ПБМА) (54. С. 12) 76
IV.8. УКРЕПЛЯЮЩИЙ РАСТВОР ДЛЯ КЛЕЕВЫХ КРАСОК (23. С. 9) 77
IV.9. УКРЕПЛЯЮЩИЙ СПИРТОВО-ВОДНЫЙ РАСТВОР НА ОСНОВЕ СОПОЛИМЕРА СЭВ (29. С. 13) 78
IV.10. УКРЕПЛЯЮЩИЙ СОСТАВ НА ОСНОВЕ ПВС (ПОЛИВИНИЛОВОГО СПИРТА) (29. С. 12—13) 78
IV.11. УКРЕПЛЯЮЩИЙ СОСТАВ НА ОСНОВЕ БМК-5 (29. С. 17—18) 79
IV.12. УКРЕПЛЯЮЩИЙ И ГИДРОФОБИЗИРУЮЩИЙ СОСТАВ НА ОСНОВЕ КРЕМНИЙ-ОРГАНИЧЕСКОЙ СМОЛЫ К-15/3 (174-71) (НА ОСНОВЕ ПОЛИОРГАНОСИЛОСАНОВ) (29. С. 29) 79
IV.13. ГИДРОФОБИЗИРУЮЩИЙ СОСТАВ НА ОСНОВЕ СМОЛЫ К-42 (НА ОСНОВЕ ПОЛИОРГАНОСИЛОКСАНОВ) (29. С. 29) 80
IV.14. ИЗВЕСТКОВО-ПЕСЧАНЫЙ РАСТВОР, МОДИФИЦИРОВАННЫЙ ПОЛИВИНИЛАЦЕТАТНОЙ ДИСПЕРСИЕЙ (ПВАД) (40. С. 27, табл. 27) 84
IV.15. ИЗВЕСТКОВО-ПЕСЧАНЫЙ РАСТВОР, МОДИФИЦИРОВАННЫЙ КРЕМНИЙОРГАНИЧЕСКОЙ ЖИДКОСТЬЮ (ГКЖ-10, ИЛИ ГКЖ-11, ИЛИ ГКЖ-94) (40. С. 28—29, табл. 28) 84
V СГРАФФИТО.. 85
V.1. ИЗВЕСТКОВО-ПЕСЧАНЫЙ РАСТВОР - КОЛЕР ДЛЯ СГРАФФИТО.. 85
V.2. ИЗВЕСТКОВО-ЦЕМЕНТНО-ПЕСЧАНЫЙ РАСТВОР-КОЛЕР ДЛЯ СГРАФФИТО.. 88
V.3. ЦЕМЕНТНО-ПЕСЧАНЫЙ РАСТВОР-КОЛЕР ДЛЯ СГРАФФИТО.. 90
V.4. ИЗВЕСТКОВО-ПЕСЧАНЫЙ РАСТВОР-КОЛЕР, МОДИФИЦИРОВАННЫЙ ПОЛИВИНИЛАЦЕТАТНОЙ ДИСПЕРСИЕЙ (ПВАД) (40. С.27, табл. 27) 93
|
|
V.5. ИЗВЕСТКОВО-ЦЕМЕНТНО-ПЕСЧАНЫЙ РАСТВОР-КОЛЕР, МОДИФИЦИРОВАННЫЙ ПОЛИВИНИЛАЦЕТАТНОЙ ДИСПЕРСИЕЙ (ПВАД) (40. С. 27) 93
V.6. ЦЕМЕНТНО-ПЕСЧАНЫЙ РАСТВОР-КОЛЕР, МОДИФИЦИРОВАННЫЙ ПОЛИВИНИЛАЦЕТАТНОЙ ДИСПЕРСИЕЙ (ПВАД) (40. С. 27; 72. С. 146; 82. С. 111) 94
V.7. ЦЕМЕНТНО-ПЕСЧАНЫЙ РАСТВОР-КОЛЕР, МОДИФИЦИРОВАННЫЙ ДИВИНИЛСТИРОЛЬНЫМ ЛАТЕКСОМ СКС-65ГП. (40. С. 27; 72. С. 146; 82. С. 111) 95
V.8. ЦЕМЕНТНО-ПОЛИМЕРНЫЙ ОТДЕЛОЧНЫЙ СОСТАВ (82. С. 122) 96
V.9. ПАСТА-КОЛЕР НА ОСНОВЕ ПОЛИВИНИЛАЦЕТАТНОЙ ДИСПЕРСИИ (46. С. 17) 96
V.10. ИЗВЕСТКОВО-ПЕСЧАНЫЙ РАСТВОР-КОЛЕР, МОДИФИЦИРОВАННЫЙ КРЕМНИЙ-ОРГАНИЧЕСКОЙ ЖИДКОСТЬЮ (ГКЖ-10, ИЛИ ГКЖ-11, ИЛИ ГКЖ-94) (40. С. 28—29, табл. 28) 98
V.11. ЖЕЛАТИННО-КРЕМНИЙОРГАНИЧЕСКАЯ ЭМУЛЬСИЯ.. 98
V.12. ЦЕМЕНТНО-ИЗВЕСТКОВО-ПЕСЧАНЫЙ РАСТВОР-КОЛЕР, МОДИФИЦИРОВАННЫЙ КРЕМНИЙОРГАНИЧЕСКОЙ ЖИДКОСТЬЮ (ГКЖ-10, ИЛИ ГКЖ-11, ИЛИ ГКЖ-94) (40. С. 28—29, табл. 29) 99
V.13. ЦЕМЕНТНО-ПЕСЧАНЫЙ РАСТВОР-КОЛЕР, МОДИФИЦИРОВАННЫЙ ВОДОРАСТВОРИМОЙ ПОЛИАМИДНОЙ СМОЛОЙ № 89 (72. С. 49—50) 100
V.14. ЦЕМЕНТНО-ПЕСЧАНЫЙ РАСТВОР-КОЛЕР, МОДИФИЦИРОВАННЫЙ ВОДОРАСТВОРИМОЙ ЭПОКСИДНОЙ СМОЛОЙ — ДЭГ-1, ТЭГ-1 и ТЭГ-17 (72. С. 49—50) 100
V.15. ЦЕМЕНТНО-ПЕСЧАНЫЙ РАСТВОР-КОЛЕР, МОДИФИЦИРОВАННЫЙ СМЕСЬЮ ВОДОРАСТВОРИМОЙ ЭПОКСИДНОЙ СМОЛЫ (ДЭГ-1 ИЛИ ТЭГ-17) С РАСТВОРОМ ПОЛИАМИДНОЙ СМОЛЫ № 89 (72. С. 78—79) 101
VI МОЗАИКА.. 102
VI.1. ЦЕМЕНТНО-ПЕСЧАНЫЙ ГРУНТ.. 103
VI.2. ГРУНТ, МОДИФИЦИРОВАННЫЙ ПВАД (72. С. 159—160) 105
VI.3. ГРУНТ, МОДИФИЦИРОВАННЫЙ СКС-65ГП (72. С. 159—160) 105
VI.4. ГРУНТ-КЛЕЙ, МОДИФИЦИРОВАННЫЙ СКС-65ГП (82. С. 132) 106
VI.5. ШПАТЛЕВКА, МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПОЛИВИНИЛАЦЕТАТНОЙ ДИСПЕРСИЕЙ (ПВАД) ИЛИ ЛАТЕКСОМ (СКС-65ГП) (74. С. 80) 106
VI.6. ЦЕМЕНТНО-ПОЛИМЕРНЫЙ ГРУНТ-КЛЕЙ ДЛЯ НАБОРА МОЗАИКИ ИЗ КЕРАМИЧЕСКОЙ ПЛИТКИ.. 107
VI.7. ЦЕМЕНТНО-ПОЛИМЕРНАЯ ШПАТЛЕВКА НА ОСНОВЕ ПОЛИВИНИЛАЦЕТАТНОЙ ДИСПЕРСИИ ДЛЯ ЗАДЕЛКИ ШВОВ В НАБОРЕ КЕРАМИЧЕСКОЙ МОЗАИКИ.. 107
VI.8. ЦЕМЕНТНО-ПОЛИМЕРНЫЙ ГРУНТ ДЛЯ НАБОРА МОЗАИК (В РАСЧЕТЕ НА СЛОЖНЫЕ АТМОСФЕРНЫЕ УСЛОВИЯ) (74. С. 29) 108
VI.9. ПОЛИМЕРНАЯ ПАСТА-ГРУНТ НА ОСНОВЕ НЕНАСЫЩЕННОЙ ПОЛИЭФИРНОЙ СМОЛЫ (74. С. 136) 110
VI.10. СОСТАВ ПОЛИМЕРНОЙ ПАСТЫ-ГРУНТА НА ОСНОВЕ НЕНАСЫЩЕННОЙ ПОЛИЭФИРНОЙ СМОЛЫ ПН-1 111
VI.11. ЦВЕТНОЙ КОМПАУНД (ПОЛИМЕРНАЯ СМАЛЬТА) НА ОСНОВЕ НЕНАСЫЩЕННОЙ ПОЛИЭФИРНОЙ СМОЛЫ 111
VI.12. ПОЛИМЕРБЕТОННЫЙ ГРУНТ НА ОСНОВЕ ФА-1 (72. С. 19; 74. С. 145, 170) 112
VI.13. ЭПОКСИДНЫЙ ПОЛИМЕРБЕТОННЫЙ ГРУНТ.. 114
VI.14. ЭПОКСИДНЫЙ ПОЛИМЕРБЕТОННЫЙ ГРУНТ ДЛЯ МЕЛКОМОДУЛЬНЫХ МОЗАИК (74. С. 157) 114
VI.15. ЭПОКСИДНЫЙ ГРУНТ-КЛЕЙ (74. С. 146) 115
VI.16. ЭПОКСИДНЫЙ ГРУНТ-ЛАК.. 115
VI.17. ГРУНТ-КЛЕЙ НА ОСНОВЕ ЭПОКСИДНОЙ СМОЛЫ И МОНОМЕРА ФА-1 (74. С. 149) 116
VI.18. ЭПОКСИДНО-ТИОКОЛОВЫЙ ГРУНТ (74. С. 136) 117
VI.19. ЭПОКСИДНО-ПОЛИАМИДНЫЙ ГРУНТ (74. С. 136—137) 118
VI.20. ЭПОКСИДНО-ПОЛИАМИДНЫЙ ГРУНТ-КЛЕЙ ДЛЯ МОЗАИКИ ИЗ КЕРАМИЧЕСКИХ И СТЕКЛЯННЫХ ПЛИТОК (74. С. 148) 118
VI.21. ЦВЕТНОЙ ЭПОКСИДНЫЙ КОМПАУНД — ПОЛИМЕРНАЯ «СМАЛЬТА». 119
VI.22. КЛЕЙ БК-1 (30. С. 266—269) 120
VI.23. КЛЕЙ К-17 (на основе мочевиноформальдегидной смолы) (30. С. 192—201) 120
V1.24. КАРБИНОЛЬНЫЙ КЛЕЙ (30. С. 269) 121
VI.25. КЛЕЙ НА ОСНОВЕ НЕНАСЫЩЕННОЙ ПОЛИЭФИРНОЙ СМОЛЫ ПН-1 (30. С. 450) 121
VI.26. ЭПОКСИДНО-ПОЛИАМИДНЫЙ КЛЕЙ (30. С. 164) 122
VI.27. СОСТАВЫ ЭПОКСИДНЫХ КЛЕЕВ, НАШЕДШИЕ ШИРОКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРОМЫШЛЕННОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ (74. С. 158) 122
VI.28. ЭПОКСИДНЫЙ КЛЕЙ ПОВЫШЕННОЙ ПРОЧНОСТИ И ТЕПЛОСТОЙКОСТИ (30. С. 444) 123
VI.29. КЛЕЙ БОВ-1. 123
VII СИЛИКАТНЫЕ «КЕРАМИЧЕСКИЕ» И ТЕРМОФОСФАТНЫЕ КРАСКИ.. 125
VII.1. СИЛИКАТНЫЙ КОЛЕР (39. С. 33, 55) 129
VII.2. ГРУНТ НА ОСНОВЕ ЖИДКОГО КАЛИЕВОГО СТЕКЛА (31. С. 76; 39. С. 79) 130
VII.3. СИЛИКАТНАЯ ШПАТЛЕВКА (39. С. 78) 131
VII.4. СИЛИКАТНЫЙ (КРЕМНИЕВЫЙ) ФИКСАЖ... 133
VII.5. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕРМОФОСФАТНЫЕ КРАСКИ (63. С. 48) 136
VII.6. ФОСФАТНЫЙ ФИКСАЖ (59. С. 81) 137
VII.7. ПОРОШКОВЫЕ ТЕРМОФОСФАТНЫЕ КРАСКИ (для декоративных работ) (63. С. 48) 138
VII.8. ТЕРМОФОСФАТНАЯ ПАСТЕЛЬ (64. С.67) 138
VII.9. ТРЕХСЛОЙНОЕ ОСНОВАНИЕ — ГРУНТ ДЛЯ ТЕРМОФОСФАТНЫХ КРАСОК (63. С. 47) 139
VII.10. ТЕРМОФОСФАТНЫЙ ГРУНТ № 1 (63. С. 46) 141
VII.11. ТЕРМОФОСФАТНЫЙ ГРУНТ № 2 (63. С. 46) 141
VIII МАСЛЯНЫЕ КРАСКИ.. 142
VIII.1. ВОСКОВАЯ ЭМУЛЬСИЯ.. 143
VIII.2. КОЛЕР С ВОСКОВОЙ ЭМУЛЬСИЕЙ (40. С. 91) 144
VIII.3. КОЛЕР ИЗ МАСЛЯНЫХ КРАСОК С МЫЛЬНОЙ ВОДОЙ (40. С. 92) 144
VIII.4. КОЛЕР С СУХИМИ ПИГМЕНТАМИ (40. С. 91; 56. С. 101) 145
VIII.5. КОЛЕР С СУХИМИ ПИГМЕНТАМИ И ВОДОЙ (73. С. 22) 146
VIII.6. КОЛЕРЫ НА ОСНОВЕ МАСЛЯНО-КЛЕЕВОЙ ЭМУЛЬСИИ (40. С. 91; 56. С. 100) 146
VIII.7. МАСЛЯНО-КЛЕЕВАЯ ЭМУЛЬСИЯ С ИЗВЕСТКОВЫМ МОЛОКОМ (40. С. 88, 56. С. 98) 146
VIII.8. МАСЛЯНО-ВОСКОВОЙ КОЛЕР (40. С. 91) 147
VIII.9. ЭМУЛЬСИЯ ИЗ ВОСКА И СКИПИДАРА.. 147
VIII.10. МАСЛЯНО-ВОСКОВОЙ КОЛЕР С ВОДОЙ (73. С. 21—22) 148
VIII.11. КОЛЕР, ДАЮЩИЙ ПОЛУМАТОВУЮ ПОВЕРХНОСТЬ КРАСОЧНОГО СЛОЯ (40. С. 91) 148
VIII.12. СОСТАВ ДЛЯ ПРООЛИФКИ (40. С. 88; 56. С. 98) 149
VIII.13. МАСЛЯНАЯ ГРУНТОВКА (40. С. 89; 56. С. 100) 150
VIII.14. ЭМУЛЬСИОННЫЙ ГРУНТ (40. С. 89) 150
VIII.15. ШПАТЛЕВКА-ПОДМАЗКА (40. С. 89; 56. С. 98) 150
VIII.16. МАСЛЯНАЯ ШПАТЛЕВКА С ЖИВОТНЫМ КЛЕЕМ (40. С. 89; 56. С. 99) 151
VIII.17. МАСЛЯНО-КЛЕЕВАЯ ШПАТЛЕВКА ДЛЯ ВНУТРЕННИХ РАБОТ (56. С. 99) 151
VIII.18. МАСЛЯНАЯ ШПАТЛЕВКА С КАЗЕИНОВЫМ КЛЕЕМ (40. С. 90) 151
IX МАТЕРИАЛЫ НА ОСНОВЕ СИНТЕТИЧЕСКИХ ПОЛИМЕРНЫХ СВЯЗУЮЩИХ (возможности применения в стенописи) 153
IX.1. ВОДНОДИСПЕРСИОННЫЕ ПОЛИВИНИЛАЦЕТАТНЫЕ КРАСКИ.. 156
IX.2. «МЯГКИЕ» ПОЛИВИНИЛАЦЕТАТНЫЕ КРАСКИ.. 157
IX.3. ГРУНТ НА ОСНОВЕ ПОЛИВИНИЛАЦЕТАТНОЙ ДИСПЕРСИИ С МЕЛОМ... 157
IX.4. ГРУНТ НА ОСНОВЕ ВОДНОДИСПЕРСИОННЫХ БЕЛИЛ ПРОМЫШЛЕННОГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ.. 158
IX.5. ГРУНТ НА ОСНОВЕ ПОЛИВИНИЛАЦЕТАТНОЙ ДИСПЕРСИИ (ПВАД) (25) 158
IX.6. ГРУНТ НА ОСНОВЕ ПОЛИВИНИЛАЦЕТАТНОЙ ДИСПЕРСИИ (ПВАД) 159
IX.7. ШПАТЛЕВКА ПОД ВОДНОДИСПЕРСИОННЫЕ ПОЛИВИНИЛАЦЕТАТНЫЕ КРАСКИ (17. С. 123) 160
IX.8. ВОДНОДИСПЕРСИОННАЯ ПАСТА-КОЛЕР ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ В ТЕХНИКЕ «ЖЕСТКИЙ ГОБЕЛЕН» 161
IX.9. СОСТАВ БУТАДИЕНСТИРОЛЬНЫХ КРАСОК (40. С. 105) 163
IX.10. ГРУНТ НА ОСНОВЕ БУТАДИЕНСТИРОЛЬНОЙ ЭМУЛЬСИИ (40. С. 105) 164
IX.11. ШПАТЛЕВКА ПОД БУТАДИЕНСТИРОЛЬНЫЕ ГРУНТЫ (40. С. 105) 164
IX.12. ВОДНОДИСПЕРСИОННЫЕ АКРИЛАТНЫЕ КРАСКИ (17. С. 141) 165
IX.13. ГРУНТ ПОД ВОДНОДИСПЕРСИОННЫЕ АКРИЛАТНЫЕ КРАСКИ (17. С. 141) 165
IX.14. ШПАТЛЕВКА ПОД ВОДНОДИСПЕРСИОННЫЕ АКРИЛАТНЫЕ КРАСКИ (17, 40) 166
IX.15. КРЕМНИЙОРГАНИЧЕСКИЕ МАТОВЫЕ КРАСКИ (65) 170
IX.16. ПЕРХЛОРВИНИЛОВЫЕ КРАСКИ (40. С. 106—107) 172
IX.17. ПЕРХЛОРВИНИЛОВЫЙ ГРУНТ (40. С. 106—107) 172
IX.18. ШПАТЛЕВКА ПОД ПЕРХЛОРВИНИЛОВЫЕ КРАСКИ (40. С. 107) 173
IX.19. ЦПХВ ДЛЯ ШПАТЛЕВКИ И ГРУНТОВКИ (80) 173
IX.20. ПОЛИЭФИРНЫЕ КРАСКИ.. 174
IX.21. ЭПОКСИДНЫЕ КРАСКИ СОСТАВА № 1. 176
IX.22. ЭПОКСИДНЫЕ КРАСКИ СОСТАВА № 2. 177
IX.23. ЭПОКСИДНЫЕ ПАСТЫ СОСТАВА № 1. 178
IX.24. ЭПОКСИДНЫЕ ПАСТЫ СОСТАВА № 2. 178
IX.25. ЭПОКСИДНЫЕ ПАСТЫ СОСТАВА № 3. 179
IX.26. УКРЕПЛЯЮЩИЙ СОСТАВ НА ОСНОВЕ ЭПОКСИДНОЙ СМОЛЫ... 181
IX.27. ГРУНТ ПОД ЭПОКСИДНЫЕ КРАСКИ.. 182
IX.28. ГРУНТ ПОД ПЕНТАФТАЛЕВЫЕ КРАСКИ (40. С. 109) 183
IX.29. КАНИФОЛЬНО-КАЗЕИНОВАЯ ЭМУЛЬСИЯ — ГРУНТ ПОД НИТРОГЛИФТАЛЕВЫЕ ЭМАЛЕВЫЕ КРАСКИ (31. С. 96) 184
IX.30. ПОЛИСТИРОЛЬНЫЕ КРАСКИ (40. С. 100) 185
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 187
Литература.. 189
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ.. 190
Указатель имен.. 191
ИЛЛЮСТРАЦИИ.. 193
От автора
Учебное пособие написано в соответствии с программой курса «Технология материалов стенописи» для отделений монументально-декоративной росписи художественно-промышленных вузов. Оно состоит из девяти глав, в каждой из них кроме общей характеристики материалов техники, о которой идет речь в главе, приведена обширная рецептура составов, описаны процессы их приготовления и применения. Это дает возможность студентам использовать его не только для закрепления знаний по курсу лекций данной дисциплины, но и как технологический справочник при выполнении ими фрагментов из учебных заданий по композиции, а в дальнейшем при самостоятельной творческой работе.
В книге обобщены основные сведения о материалах стенописи, наиболее распространенных в современной практике, а также о целом ряде материалов, которые благодаря высоким технологическим характеристикам и успешному применению в отделочных работах могли бы занять достойное место в стенописи. Работа имеет цель в какой-то степени восполнить острую нехватку литературы в этой области знаний, так как книг по технологии стенописи в настоящее время практически почти нет. Последние их издания в нашей стране имели место не менее 30 лет тому назад. Естественно, что речь в них идет о материалах тех лет. В данной работе нашли освещение материалы техник традиционных, но большое место в ней уделено и вопросам модификаций этих материалов и составов современными синтетическими полимерами, не влияющими ни на технологический процесс ведения работ, ни на характер поверхности красочных слоев. Эти полимеры вводятся с целью улучшения декоративных и эксплуатационных характеристик их красочных слоев, грунтов и оснований. Не меньшее место отведено и еще одной очень актуальной, но мало освещенной в литературе проблеме — возможности использования пропитывающих синтетических полимерных материалов для укрепления оснований, грунтов и красочных слоев произведений современной стенописи в целях их профилактической защиты от атмосферных воздействий и других разрушающих факторов. Рецептуры таких составов и методики их применения разработаны и широко применяются при консервации и реставрации памятников стенописи, обеспечивают высокое качество и эффективность этих работ. Используются они как в нашей стране, так и за рубежом.
В пособии рассматриваются возможности создания и применения в стенописи новых художественных материалов на основе синтетических полимеров — смол, их дисперсий, эмульсий и различных вариантов их смесей. Это дает возможность получать красочные слои, отличающиеся высокими декоративными и технологическими характеристиками, которые нередко не могут обеспечить материалы традиционные. Целесообразность и эффективность работ в этом направлении подтверждаются значительным опытом создания и использования подобных материалов при отделочных работах в строительстве и промышленности.
Нашел отражение в книге и опыт по созданию новых художественных материалов в отечественной и зарубежной практике стенописи.
Пособие рассчитано на студентов, которые, естественно, уже имеют среднее художественное образование, а, следовательно, и определенный опыт работы с красками и некоторыми другими материалами, и поэтому в нем не рассматриваются элементарные операции и приемы работы с ними. Основной упор сделан на изложение процессов приготовления красочных и грунтовочных составов и на проведение подготовительных работ, которые нередко оказываются ахиллесовой пятой для художников-монументалистов. Нет в пособии и сведений об инструментах. Их можно получить в литературе, ссылки на которую даны в тексте по мере изложения материала. Конечно, художнику совершенно не обязательно самому готовить все растворы и составы, вести подготовительные работы, но знать суть дела надо, чтобы при необходимости иметь возможность проконтролировать их приготовление и быть уверенным в качественном выполнении работы.
Подобный труд — это, как правило, обобщение огромного материала, осмысление опыта предыдущих поколений, их практики. Последняя, естественно, всегда имеет некоторые колебания и отклонения, как в рецептуре, так и в технологии ведения работ, зависящие от свойств конкретных материалов, от установившихся традиций и других условий. Практика всегда разнообразнее, достовернее, богаче и глубже по опыту, чем любая теория, но преимущество последней в обобщении, в нахождении закономерностей развития в выявлении наиболее характерного, в установке ориентиров для дальнейшего развития. Поэтому вся рецептура, приведенная здесь,— это основа для осознанных действий, исходя из качества и свойств имеющихся материалов, конкретных условий работы и индивидуальных наклонностей и опыта исполнителя, а не для бездумного запоминания и педантичного ей следования.
Данная работа — не история развития материалов, а аккумуляция теоретического и практического опыта. В ней акцентировано внимание на узловых технологических аспектах практики, которые имеют место в современной стенописи.
Пособие написано для студентов художественно-промышленных вузов, но представляет интерес, как для студентов, так и для учащихся других высших и средних художественных учебных заведений, для преподавателей, ведущих курс технологии, композиции и материала в учебных заведениях соответствующего профиля, для художников-монументалистов, архитекторов и других специалистов, выполняющих декоративные и отделочные работы при строительстве современных зданий.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в нашей стране развернуто грандиозное по масштабам строительство. Благоустраиваются существующие города и поселки. Строятся новые села и города. И в старых, и в новых возводится огромное количество общественных зданий и сооружений различного назначения. Одна из кардинальных задач, одно из велений времени — создание их не только на высоком рациональном, конструкторско-инженерном, но не в меньшей степени и на соответствующем идейно-образном, художественном уровне. На решение и этой задачи направлено постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 27 августа 1986 года «О мерах по дальнейшему развитию изобразительного искусства и повышению его роли в коммунистическом воспитании трудящихся» (1), в котором сказано об архитектуре как искусстве, призванном и способном создавать подобные сооружения. Более того, в постановлении определена четкая задача — выработать действенные формы постоянного творческого содружества архитекторов и художников, поставить это содружество на новый, более высокий уровень, способный обеспечить создание архитектурных сооружений, значительных общественных зданий и ансамблей как произведений искусства. Постановление, по существу, ставит перед архитектурой задачу воплотить в жизнь идеи В. И. Ленина, высказанные им в известной беседе с А. В. Луначарским и нашедшие отражение в плане монументальной пропаганды (2), а именно: чтобы наши города, их архитектурные ансамбли, монументы и мемориалы более полно и глубоко отражали историю страны, возбуждали высокие гражданские чувства, гордость за время, в котором живем; чтобы они тем самым активно участвовали в деле воспитания поколений в духе высоких социальных идеалов, во имя осуществления которых и была совершена Великая Октябрьская социалистическая революция.
При решении в архитектуре идейно-образных задач немалую роль всегда играло монументально-декоративное искусство, произведения и элементы декора которого конкретизировали и углубляли художественные решения ее ансамблей, нередко служили в них доминантами. Далеко не последняя роль в этом на протяжении тысячелетий принадлежала росписям и мозаикам. Эти виды монументально-декоративного искусства всегда занимали достойное место в лучших произведениях советской архитектуры. И в настоящее время при создании архитектурных ансамблей они нередко становятся основными элементами их образного решения. И если исходить из анализа развития нашей архитектуры в этом аспекте, то росписи и мозаики найдут самое широкое применение для этих целей и в дальнейшем. Естественно, что эти произведения должны создаваться на высоком художественном уровне. Но не менее ответственная задача — выполнение их на соответствующем уровне технологическом, чтобы материалы, в которых они выполняются, и технология ведения работ по их созданию были способны обеспечить им многовековую сохранность, не требуя для этого многочисленных, периодических, дорогостоящих, кропотливых, отнимающих массу времени и сил реставраций.
Нельзя не согласиться с И. Е. Репиным, который на Всероссийском съезде художников в 1911 году сказал: «Если преступны архитекторы, построившие падающие дома, потолки, карнизы, леса, то так же преступны невежественные живописцы, написавшие облупливающиеся картины, фрески...» (69. С. 10—11). И вот для того, чтобы этого не было, современный художник должен использовать все средства, все знания, которые накопили к настоящему времени наука и практика, он должен быть технологически грамотным и употребить в дело такие материалы и так их использовать при ведении работ, чтобы достичь не только художественных высот, но и долголетней сохранности произведений.
Вопросы долголетия произведений стенописи, которые, как правило, находятся далеко не в музейных условиях, всегда волновали художников, всегда побуждали их искать наиболее целесообразные решения этих задач, исходя из материалов и уровня развития технологии, характерных для времени создания произведений.
Как никогда ранее остро стоят эти вопросы перед художниками в наши дни, когда нередко создаются произведения стенописи огромных размеров, требующие долгих лет напряженного творческого труда талантливых и отдающих все силы делу своей жизни людей, не говоря уж о не менее значительных материальных затратах.
Конечно, современная стенопись базируется на опыте предыдущих эпох, опыте художников прошлого, поэтому изучение этого опыта и грамотное его применение — первоочередная задача современных мастеров стенописи, это базис долголетия их произведений. Более того, это базис их успешного творческого труда, так как грамотное применение материалов, рациональная организация работ — одна из сторон, обеспечивающих успех творческий. Не может быть высокого мастерства вне высокого ремесла, в противном случае творческие замыслы и порывы завязнут в технических несовершенствах и технологических ошибках. У истинного мастерства нет разделения, нет границ между творческим даром и ремеслом — умением на высоком профессиональном уровне делать свое дело, делать хорошо, делать добротно, на века...
Изучение опыта, накопленного в этом виде изобразительного искусства народами в течение (не побоимся сказать) тысячелетий, опыта, в значительной мере изученного и описанного и учеными, и зодчими античности (Гай Секунд Плиний, Марк Полион Витрувий), художниками и архитекторами последующих столетий (Теофил, Леон Б. Альберти, Дж. Вазари, Ч. Ченнини, Дионисий Фурнаграфиот и др.), учеными, исследователями и технологами нашего времени (А. Лукас, П. Бодуэн, Э. Бергер, Д. И. Киплик и др.),— все это тот теоретически-практический базис, изучение которого и внедрение всего положительного из него в практику настоящего времени принесут безусловную пользу развитию современной стенописи.
Конечно, без изучения и освоения традиций, опыта прошлого не было бы настоящего, но без разумного отрицания их нет и не будет будущего. Сегодня мало знать материалы и техники прошлых эпох, мало знать процессы создания произведений стенописи в условиях традиционного строительства из камня и кирпича, где основаниями для росписи в основном являлись известковые штукатурки, где был свой технологический процесс возведения зданий, свои сроки и условия работы и для художников. Современная стройка — это нередко монтажная площадка железобетонных конструкций с облицовкой их различного рода панелями, плитами и т. д., которые не только соседствуют с произведениями стенописи, но нередко служат и основаниями для них.
В современном строительстве за последние 20—30 лет почти полностью изменился ассортимент отделочных растворов, внедрено в практику большое количество новых клеящих составов, паст, мастик, красок и лаков. Все это в корне изменило весь технологический процесс и сократило сроки возведения зданий. Это не может не отразиться и на технологии создания произведений современной стенописи, в которую, хотя и с трудом, стихийно и исподволь, входят и эти новые материалы, и эти новые основания, не имевшие никогда ранее в ней применения. Этот процесс нельзя рассматривать как крушение освященных веками традиций, как разрушение классического базиса стенописи. Каждая эпоха получает от предыдущих поколений определенный уровень культуры (материалы и рабочие процессы) и, активно его, осваивая, использует все лучшее, что было создано разумом и практическим опытом мастеров прошлого, что прошло проверку временем. Каждое поколение приспосабливало материалы прошлых эпох для решения своих задач, совершенствовало процессы работы ими, раскрывало в них новые еще не раскрытые возможности и свойства. Каждая эпоха активно искала и нередко находила (создавала) новые материалы и разрабатывала техники работы ими, исходя из художественных задач своего времени, опираясь при этом на весь арсенал культуры своего времени, который позволял решать эти задачи более успешно, являясь широкой базой для развития и искусства стенописи.
Процесс эволюции материалов, процесс их смены — это явление исторически закономерное... Никогда не было раз и навсегда кем-то данных материалов стенописи и целесообразных приемов работы ими — техник. Этот вид изобразительного искусства на протяжении своего развития пользовался большим количеством различных по составу и свойствам оснований, огромным ассортиментом красящих веществ, многочисленными техниками (целесообразными процессами и приемами создания художественной формы на плоскости), исходя из уровня развития культуры в целом и стоящих художественных задач.
Наше время — это не только век ракет, космических полетов, кибернетики, ЭВМ и т. д., но и эпоха пластических масс. Без их применения немыслимо создание современных самолетов, радио и космической техники, точнейших приборов и инструментов. Полимерные материалы раздвинули горизонты и лакокрасочной промышленности. В настоящее время отечественная химическая промышленность выпускает огромный ассортимент различных красок и лаков, которые находят самое широкое применение в различных областях народного хозяйства: в транспорте и машиностроении, сельхозтехнике и строительстве...
Большой практический опыт использования синтетических полимерных материалов в области реставрации и консервации памятников культуры (в том числе и стенописи) накоплен научными сотрудниками и художниками - реставраторами, в частности Реставрационной мастерской монументальной живописи Государственного ордена Ленина Эрмитажа в Ленинграде и Всесоюзным научно-исследовательским институтом реставрации (ВНИИР) в Москве, научно-исследовательскими институтами и специализированными лабораториями в промышленности и строительстве. Современное строительство с использованием различного рода материалов и составов на основе синтетических полимеров довольно широко освещено в специальной литературе, но до сих пор, к сожалению, еще не привлекло внимания художников-монументалистов, не стало для них объектом изучения и примером для поисков по освоению и внедрению в практику современной стенописи.
Вопросы модификации традиционных и создание новых материалов стенописи на основе синтетических полимерных смол, эмульсий и дисперсий — это насущное дело современной практики, процесс естественный и закономерный, вот почему этому вопросу в пособии уделено так много внимания.
I ТЕМПЕРА (эмульсионные краски)
«Темпера» от «temperare» (ит.) — смешивать, в данном случае смешивать какой-либо клей (проклейку — водный раствор клея) с каким-либо маслом.
В настоящее время темперой называют краски на смешанном клее — масляном связующем, на какой-либо эмульсии. Эмульсии разделяются на две большие группы: натуральные (естественные) и искусственные. К первой относятся, в частности, молоко и яйцо (главным образом желток, который является идеальной натуральной эмульсией). Ко второй — искусственные яично- и желтково-масляные, желтково-лаковые и казеиново-масляные эмульсии.
Краски на эмульсионном связующем — один из древнейших материалов стенописи.
Мысль об использовании клеящих свойств яйца для закрепления красок на какой-либо поверхности родилась в глубокой древности. Весьма вероятно, и об этом говорят многие исследователи, что цельнояичной и желтковой эмульсиями для закрепления красок на архитектурных поверхностях пользовались уже древние египтяне (3200— 1200 гг. до н. э.). Достоверно известно, что их знали и употребляли в стенописи античного мира (VIII в. до н. э.— IV в. н. э.) и Византии (IV— XV вв.), в средние века (VIII—XIV вв.) и в эпоху Возрождения (XIV—XVI вв.). В Европе эмульсионными красками, главным образом желтковой темперой, широко пользовались как в стенописи, так и при работе на досках. Цельно-яичной темперой нередко дописывали и ретушировали фресковые росписи, что объясняется мягкостью и легкостью цветов и тонов этих красок. Они хорошо вписывались в общий красочный строй фресок.
Однако этот художественный материал, имеющий целый ряд положительных качеств и служивший искусству многие столетия, имеет и целый ряд существенных технологических недостатков. В эпоху Возрождения в Италии краски, затертые на натуральных (желтковой и цельнояичной) эмульсиях, вызывали много трудностей в работе художников, они возрастали по мере усложнения художественных задач, стоявших перед мастерами. К этому еще следует добавить малую атмосферостойкость красочных слоев, которые формировали эти краски а, следовательно, и проблему долголетия (сохранности) произведений, которая особенно остро стояла в стенописи.
Все это вынуждало художников искать различные способы преодоления несовершенств этого материала, более того, искать новые материалы, способные в оптимальной степени обеспечить реализацию их художественных устремлений. В стенописи в это время бурно развивалась техника фрески (точнее, ее модификации), а в станковой живописи краски на натуральных яичных эмульсиях к концу XVI века в Италии, а к XVII веку и в других странах Западной Европы уступили место масляным краскам. Получили они распространение и в стенописи, особенно XVIII и XIX веков.
И масляные краски не были идеальным материалом. Они имели свои несовершенства, обусловленные как недостатками связующего, так и сложной технологией ведения работ и проблемами сохранности произведений. Особенно это касается стенописи, где этот материал показал себя почти полностью непригодным к делу. В Западной Европе во второй половине XIX века вновь появились яичные темперы, но уже на основе не натуральной (естественной) яичной (желтковой) эмульсии, а на искусственных — яично-масляных и яично-лаковых эмульсиях, в состав которых входили быстросохнущие масла и лаки, позволявшие получать насыщенные цветом тона и матовый красочный слой, не требующий покрытия лаком.
В нашей стране желтковой темперой широко пользовались вплоть до XVIII века. Работают ею и по сей день в народных промыслах — в Палехе, Хохломе, Мстере и других.
В конце XIX века в Западной Европе была разработана искусственная казеиново-масляная эмульсия и на ее основе созданы краски (казеиново-масляная темпера), которые совершенно свободны от технологических недостатков темперы на основе натуральной яичной эмульсии и по многим показателям превосходят краски на искусственных (яично-масляных и яично-лаковых) эмульсиях. С начала нашего века и по настоящее время они находят широкое применение.
Казеиново-масляная темпера. У казеиново-масляных темперных красок целый ряд технологических качеств, которые отсутствуют у темпер на других эмульсиях. Они имеют прекрасную адгезию ко многим материалам (к штукатурке, бетону, дереву, холсту, металлу и т. д.). Ими можно писать жидко и пастозно практически по любому сухому и чистому, но обязательно прочному основанию, не боясь отслоений красочного слоя, не дожидаясь просыхания предыдущего слоя. Они не требуют почти никакого соблюдения (с технологической точки зрения) последовательности процессов письма. Ими можно писать с белилами и без белил лессировать, писать а-ля прима и длительно, последовательно добиваясь искомого результата. Они быстро сохнут, мало изменяя при этом цвет и тон по высыхании... В общем, при известном навыке работа ими не представляет для художника, даже имеющего привычку к масляным краскам, больших трудностей (ил. 9, 10).
Краски быстро твердеют, так как в составе их эмульсии отсутствует невысыхающее яичное масло. Они формируют красочные слои с матовой поверхностью, обладающие высокой прочностью и атмосферостойкостью, не требующие покрытия лаком, превосходящие по прочности красочные слои всех яичных темпер. Даже в толстом слое они не дают трещин и не сморщиваются.
Единственное, что для них обязательно — это крепкие грунты.
Художественные казеиново-масляные краски (ТУ-6-10-1379-78) выпускаются промышленностью. Это пастообразная суспензия пигментов и наполнителей в казеиново-масляной эмульсии с добавками пластификаторов, антисептика и некоторых других компонентов. В продажу краски поступают в тубах (ассортимент более 30 наименований). Их красочный слой водой не размывается (71. С. 16). Однако здесь следует заметить, что известный советский технолог живописи профессор Д. И. Киплик весьма скептически относился к ним, считая, что только свежие краски, затертые самим художником на свежей эмульсии имеют все достоинства, о которых сказано выше, позволяют добиться глубины цвета и тона, высоких художественных и технологических результатов.
I.1. КАЗЕИНОВО-МАСЛЯНАЯ ТЕМПЕРА (В ОБЪЕМАХ)[1]
Пигмент (сухой или водная густая его
паста).......................................................................... 1,0
Эмульсия (казеиново-масляная или казеиново-масляно-лаковая) [2]...................................... 0,25—0,5
Для приготовления казеиново-масляных красок различные пигменты затереть с эмульсией курантом на мраморной доске или куске толстого стекла до консистенции густой пасты. Эмульсию в пигмент добавлять во время затирания по мере надобности, так как различные пигменты требуют для затирания различного количества эмульсии. Однако следует помнить, что при затирании темперных красок на любой эмульсии (а не только на казеиново-масляной), лучше в них не доложить связующего, чем ввести его в пигмент в избытке, так как в первом случае недостаток его в красочном слое можно восполнить: покрыть отмеливающие места или произведение в целом эмульсией или раствором ее в воде, использовав для этого мягкую кисть,— краски останутся звучными. Во втором же — краски теряют матовость, блекнут, салятся под кистью.
Готовые казеиново-масляные краски сложить в стеклянные баночки с плотно закрывающимися крышками и по мере надобности брать их необходимое количество для составления колеров. Время от времени их следует хорошо промешивать и следить за тем, чтобы над их поверхностью был всегда небольшой слой воды. Если краски затерты на эмульсии, в которую входит бура или сода, то антисептик в них вводить не надо, так как и бура, и сода обладают необходимыми консервирующими свойствами.
Профессор Д. И. Киплик рекомендует для долгого хранения казеиново-масляных красок в стеклянной посуде заливать их сверху керосином, который не оказывает на их качество вредного воздействия. Перед употреблением керосин следует слить, размешать краски — они готовы для работы. Если при долгом хранении они все же потеряли способность разводиться водой, то в них следует добавить небольшое количество мыльного раствора и хорошенько размешать (35. С. 82).
Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 166; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!