Послушайте и пропойте песню «Баллада о гитаре и трубе»

Класс

Музыка

Дата урока:21.01.2021

Тема урока: «Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки»

Цель урока: Познакомить с древнерусским профессиональным музыкальным искусством (истоки, направления, этапы развития от знаменного распева до партесного пения) как частью памятника отечественной культуры, как одной из важнейших сторон в храмовом синтезе искусств.

Сегодня на уроке мы продолжим  знакомиться с духовной музыкой.

и  духовной  музыки. На примере ярких музыкальных произведений углубим

свои знания об особенностях и разновидностях этих жанров

Давайте вспомним,что означает понятие «Духовная музыка»?

Духовная или церковная музыка — музыка религиозного характера, предназначенная для исполнения во время молитв, богослужений и в быту.

Духовная (церковная) музыка, как правило, пишется на основе или под влиянием текстов религиозного содержания (напр.: Библии).

Духовная музыка имеет свои разновидности и жанры. Если говорить о православной музыке, следует уточнить, что: православная музыка — просторечное словосочетание, обычно обозначающее музыку, связанную в первую очередь с богослужением византийского обряда в Православной Церкви. Как правило, речь идет о православном пении или певческом искусстве.

   Русская духовная музыкальная культура развивалась по трём основным направлениям:

 

Распространение христианства на Руси, задолго до Крещения (988 г.)

Принятие христианства киевским князем Владимиром в X веке

Начало профессионального искусства Руси.

 

 

3. Формирование русской композиторской школы в конце XVIII в.

На протяжении веков между направлениями происходило постоянное взаимодействие и взаимопроникновение: образное, жанровое, тематическое.

История профессионального искусства Руси начинается с тех далеких времен, когда великий князь Владимир Киевский «выбрал веру». Вот что поведал о раздумьях Владимира монах Нестор: «Вот приходили ко мне болгары, говоря: «Прими закон наш». Затем приходили немцы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя, и многое говорили, рассказывая от начала мира, о бытии всего мира. Мудро говорят они, и чудно слышать их, и каждому любо их послушать, рассказывают они и о том свете: если кто, говорят, перейдет в нашу веру, то, умерев, снова восстанет, и не умереть ему вовеки...»

Мучимый сомнениями, повелел князь Владимир своим подданным идти в чужие земли и посмотреть, как там молятся Богу. По возвращении сказали посланники следующее: «Ходили к болгарам, смотрели, как они молятся в храме, именуемом мечетью, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали - на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве». История, изложенная в древней летописи, весьма поучительна. Ведь ориентировались правители Руси в конце X в. прежде всего на «фактор красоты», на поразительные по своим высоким эстетическим достоинствам художественные ценности, созданные в Византии, чьей духовной преемницей стала Киевская Русь. Сделав этот выбор, Русь определила в своей исторической судьбе многое, в том числе особенности развития древнерусского профессионального искусства — зодчества, литературы, музыки, живописи.

С принятием христианства, князь Владимир привёз в Киев учителей - греческих и болгарских певчих. Русская церковь получила от Византии канон для храмовых видов искусств - живописи, литературы, иконописи, иконографических типов; богослужебные тексты и церковные песнопения в славянском переводе.

 

-Какой вид духовной (церковной) музыки был распространён в Древней Руси?

-Каковы его особенности?  

Давайте вспомним ,что означает термин «Знаменный распев» происходит от слова «знамя» — знаки особой

древнерусской безлинейной нотации — крюки (певческие знамена, похожие на

крючки); -исполнялся в церквях мужским хором без сопровождения (a capella).  Давайте послушаем древнерусские распевы

 

https://www.youtube.com/watch?v=iJeU5sfIEdM

 

Затем, позднее, в хvш веке, в России было распространено партесное пение.

–Вспомним, что это означает? Каковы его особенности? 

  Партесное - многоголосное пение, исполнялось также при

богослужении в церкви. В партесном пении зарождается новый жанр - духовный концерт - это торжественный, праздничные композиции, отличающиеся пышностью и эффектностью звучания. Состав хора был разным. В этом жанре работали многие композиторы конца XVIII - XX в.: М. Березовский, Д. Бортнянский, А. Кастальский, П. Чайковский, С. Рахманинов и др.

                                  

 

-А сейчас мы послушаем фрагмент из Литургии «Иоанна Златоуста» П.И.Чайковского

Литурги́я Иоа́нна Златоу́ста (греч. Η Θεία Λειτουργία του Χρυσοστόμου) — чин литургии византийского обряда, которая, согласно Богослужебному уставу, совершается в бо́льшую часть дней богослужебного года в православной церкви.

Авторство традиционно приписывается святителю Иоанну Златоусту, Константинопольскому архиепископу.

Литургия Иоанна Златоуста состоит из трёх последовательных частей: проскомидии, литургии оглашенных и литургии верных.

https://www.youtube.com/watch?v=w4oC5wruVvg

Послушайте и пропойте песню «Баллада о гитаре и трубе»

https://www.youtube.com/watch?v=l8nV0BELgtU

 

 

https://b-track.com/track/%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B0-%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B0-%D0%BE-%D0%B3%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B5-%D0%B8-%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B1%D0%B5-225999

БАЛЛАДА О ГИТАРЕ И ТРУБЕ

 

Музыка Яна Френкеля
Слова Юрия Левитанского

 

Две дороги степные,
А кругом — ковыли.
Там гитара с трубою
Разговор завели.
Начинала гитара:
«Та-ра-та-ра-та-та-ра»,
«Тра-па-па-па-па-па!» —
Отвечала труба.

Сколько было привалов,
Сколько было атак, —
Все гитара с трубою
Не поладят никак.
Начинает гитара:
«Та-ра-та-ра-та-та-ра».
«Тра-па-па-па-па-па!» —
Отвечает труба.

А две пули, две пули,
Чуть пониже плеча,
Да одна в гитариста,
А одна в трубача.
И вздохнула гитара:
«Та-ра-та-ра-та-та-ра».
«Тра-па-па-па-па-па!» —
Отвечала труба.

Две дороги степные,
Только ветер в упор.
Все гитары с трубою
Не кончается спор.
Две дороги — две песни,
Две тропы — две судьбы.
И нельзя без гитары,
И нельзя без трубы.

 

 

Задание:Написать в тетради тему урока, название прослушанного произведения и текст песни.

 

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 121; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!