Хоральная прелюдия Es dur «Проснитесь, голос нас взывает».



Органное творчество И. С. Баха. Хоральные прелюдии.

    Орган – любимый инструмент Баха, раскрывающий его артистическое «Я». В условиях органного исполнительства раскрылся дар Баха-импровизатора. Поражал слушателей глубиной мысли, искусством развития начальной темы, иногда согласно традиции заимствованной у других композиторов, виртуозностью игры. Баховскую импровизацию венчала фуга – естественная форма для полифонического мышления композитора.

  В трактовке органа продолжает традиции европейской музыки: длительные пласты звучания, контрасты регистров, f и p , красочные тембровые сопоставления, чередования различных типов фактуры. Орган для Баха – самый мощный, многокрасочный инструмент. С ним не могли сравниться ни хор, ни оркестр того времени, ни клавир. Отсюда патетика, полифоническое богатство, виртуозность и в то же время интимная лирика, проникновенная исповедь души, раскрытые в органной музыке.

Композитор обращался к традиционным жанрам: хоральным прелюдиям, связывающим его инструментальную музыку с духовными кантатами и пассионами, а также к двухчастным циклам: прелюдиям, токкатам, фантазиям с фугой. Однако традиционные жанры приобретают у него новые черты, соответствующие баховскому гению.

Хоральные прелюдии.

  В их основе протестанский хорал. Сохраняя его мелодическую целостность, Бах с помощью фактуры, композиционного строения, регистровки вносит вокальное начало в музыку органа. Образный строй определяется содержанием текста: размышление о судьбе человека, о его нравственном долге. В них всё просто и вместе с тем значительно, возвышенно. В хоральных прелюдиях главное – красочность, богатство тембров, а не огромная сила звучания и виртуозность.

  Создал свыше 150 обработок. Большая часть вошла в ряд сборников, составленных композитором. Кроме того, около 50- обработок относятся к раннему периоду творчества.

В раннем творчестве придерживался традиции Бёма, Рейнкена, Пахельбеля – приёмы фигурации, «колорирования» органа (подбора тембров), фугированные формы в стиле Пахельбеля.

  Новое слово – прелюдии из «Органной книжечки». Мелодия, как cantus firmus идёт в верхнем голосе, не изменяя и не прерывая своего пути. Вокруг вьётся независимый от неё голос, сочинённый в соответствии с хоральным текстом. Всё просто и совершенно как на картинах Дюрера. Одна контрапунктическая линия выражает связь музыки и текста, содержание которого обозначено в названии хорала. Никто ещё так выразительно не передавал содержание текста в «чистой» (инструментальной) музыке, как Бах. Он стремился к пластической выразительности мыслей и создал свой язык звуков. Как пишет Швейцер: «Органная книжечка» – словарь музыкального языка Баха, она позволяет нам понять то, что он говорит нам в темах своих кантат и страстей.

В автографе Баха все хоралы расположены в порядке церковного года. Он сгруппировал их так, чтобы хоралы предназначенные к рождественскому времени составляли маленькую рождественскую ораторию, предназначенные к страстной неделе – «Страсти», к пасхальной – «Пасхальную ораторию». Из задуманных 169 хоралов в «Органную книжечку» вошли 45. Новаторство Баха в сочетании имитационной и контрастной полифонии. Особую роль играет облигатная педаль – высшая школа педального мастерства. «Бах играл ногами целые мелодии так, как другие органисты не могли сыграть всеми пальцами обеих рук» (И. форкель).

  В 1747 году издатель Шюблер опубликовал 6 пьес, получившие название шюблеровские хоралы. Это превосходные транскрипции из кантат, важнейшее звено, связывающее вокальное и инструментальное творчество. В последние годы жизни занимался редакцией больших хоралов, наисанных в веймарско-кётенский период. Они составили сборник «Восемьнадцать хоралов разного рода для игры на органе с двумя мануалами и педалью». В них собраны масштабные композиции концертного стиля. Он уходит от молитвенных текстов. Хоралы – чисто музыкальные композиции. Ещё дальше ушёл от хоральных подлинников в Органной мессе, представленной 12 большими и 9 малыми хоралами.

Органные жанры светского происхождения.

   Сюда входят Пассакалья c moll, Пастораль F dur и концерты с сонатами. Сонаты занимают скромное место. Написаны для клавира с двумя мануалами и педалью и переложены для органа. Их 3-х голосная фактура скорее клавесинна нежели органна.

  Особое место принадлежит концертам. Бах – выдающийся мастер транскрипции и его 6 концертов это – транскрипции скрипичных концертов А. Вивальди и других композиторов.

Бах создал около 40 прелюдий и фуг. Он создатель прелюдии и фуги как жанра с единой композицией из двух различных, но связанных между собою частей. Его органные фуги отличаются концертностью фактуры, мелодия носит обобщённый характер. Фуги напоминают звуковые соборы. Вступительные пьесы – прелюдии, фантазии или токкаты это – импозантный портал здания. Он ведёт в едёт в тональную, образную сферу фуги. Создавал прелюдирующие пьесы, где богатство образов не уступает фуге.

Хоральная прелюдия Es dur «Проснитесь, голос нас взывает».

  Из цикла 6 шюблеровских хоралов. Светлый характер сочинения выражен в плавном безостановочном движении. Величаво-спокойное, строгое начало несёт неторопливость и степенность мысли. Теме хорала, которая появится в среднем голосе, предшествует мелодия, сочинённая Бахом. Темы интонационно родственны. Но бесстрастности хорала противопоставлены душевное тепло, сердечность баховской темы с её устремлённостью вверх, квартовым скачком, опеванием терции, мотивами вздоха. Мелодия охватывает широкий диапазон. В процессе развития вздохи секунд вносят экспрессивную звучность. В основе формы строфы. Объединяющую роль играет тональное развитие: Es – B – c – g – Es. Далеко отстоящие друг от друга крайние голоса создают ощущение пространства.

             


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 409; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!