Что в романе противопоставлено искусственному, надуманному?



На занятии

мы узнаем:

· историю создания и публикации романа «Доктор Живаго»;

мы научимся:

· определять особенности художественного построения в романе;

мы сможем:

· проанализировать проблематику и своеобразие романа.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

1. История создания и публикации романа.

2. Жанровое своеобразие и художественные особенности романа.

3. Проблематика романа.

4. Особенности композиции романа «Доктор Живаго».

 

Тезаурус

Хронотоп – пространственно-временная взаимосвязь в произведении.

Роман – эпическое произведение большой формы, в котором повествование сосредоточено на судьбах отдельной личности в её отношении к окружающему миру, на становлении, развитии её характера и самосознания. Виды романа: социальный, любовный, детективный, общественно-политический, исторический, религиозный и т.п.

Цикл – ряд произведений, связанных общим сюжетом и составом действующих лиц.

 

 «Пастернак – присутствие Бога в нашей жизни. Присутствие, данное не постулатно, а предметно, через чувственное ощущение Жизни – лучшего, необъяснимого творения Мировозданья».

Андрей Вознесенский

Начало ХХ столетия стало периодом суровых испытаний для России: Первая мировая война, революция, гражданская война разрушили миллионы человеческих судеб. Непростые взаимоотношения человека и новой эпохи с пронзительным драматизмом описаны в романе Бориса Леонидовича Пастернака «Доктор Живаго». В произведении описана важнейшая эпоха в истории России и подняты глобальные проблемы общества.

Этот роман  – вершина творчества Бориса Пастернака.

«Доктор Живаго» помогает понять, каково было интеллигенции до революции, во время неё и после, помогает разобраться, почему талантливые умы страны высылались за границу и как относится он к революции. Оправдывает ли цель средства? На этот вопрос отвечает роман.

Кто же скрывается под маской главного героя? Неужели автор изобразил себя?

История создания и публикации романа. Началом работы над произведением считается февраль 1946 года, когда поэт пишет стихотворение «Гамлет». Им автор и открывает роман, присваивая авторство своему главному герою. В августе 1946 года писатель зачитывает первую главу романа в кругу друзей. К этому моменту уже выходит статья ЦК КПСС о борьбе с «идеологически чуждыми» авторами, она касается Анны Ахматовой и Михаила Зощенко. Новая политика партии предрекает роману Пастернака скорбное будущее.

Роман создавался на протяжении целого десятилетия. Работу над романом автор завершает в 1956 году и предлагает рукопись редакции журналов «Новый мир» и «Знамя». В это же время Пастернак даёт читать рукопись итальянскому журналисту и агенту итальянского книжного издательства Серджио д’ Анжело. Советские журналы издавать роман отказываются. Но в ноябре 1957 года роман выходит в Италии и производит настоящий фурор. «Доктор Живаго» становится литературной сенсацией в Европе. В 1958 году Борису Пастернаку присуждают Нобелевскую премию по литературе.

Интересно, что Борис Леонидович далеко не сразу смог определиться с названием своего детища. Один вариант сменялся другим («Смерти не будет», «Свеча горела», «Иннокентий Дудоров», «Мальчики и девочки»), пока, наконец, он не остановился на окончательной версии – «Доктор Живаго».

Название романа имеет символическое значение. Фамилия Живаго символизирует жизнь, живое начало, течение времени. Приставка «доктор» формально указывает на профессию героя, но и в ней есть подтекст. Борис Пастернак увлечён произведением Гёте «Фауст». Название романа – явная реминисценция к поэме. Доктор Фауст заключает сделку с дьяволом, а Живаго – со временем.

Смысл названия романа заключается в сопоставлении главного героя с милосердным и всепрощающим Христом – «Ты есть сын Бога живаго». Писателем неслучайно была выбрана старославянская форма прилагательного «живой» – так в произведении красной нитью проходит тема жертвенности и воскресения.

По свидетельству писателя В.Шаламова, Б.Пастернак так объяснял выбор фамилии для своего героя: “Фамилия моего героя? Это история непростая. Ещё в детстве я был поражён, взволнован строками из молитвы церковной Православной Церкви: «Ты есть воистину Христос, сын Бога живаго». Я повторил эту строчку и по-детски ставил запятую после слова «Бога». Получилось таинственное имя Христа «Живаго». Но не о живом Боге думал я, а о новом, только для меня доступном его имени «Живаго». Вся жизнь понадобилась на то, чтобы это детское ощущение сделать реальностью — назвать именем героя моего романа” .

Проблематика романа. Автор раскрыл в нем множество важных тем:

- жизнь и смерть,

- поиск себя в обновленном социуме, в послереволюционном обществе,

- верность своим идеалам,

- выбор жизненного пути,

- судьба русской интеллигенции,

- честь и долг,

- любовь и милосердие,

- стойкость ударам судьбы.

Однако центральной темой романа можно назвать взаимоотношение личности и эпохи, интеллигенции и революции. Автор уверен, что человек не должен жертвовать собственной жизнью ради борьбы с внешними обстоятельствами, равно как и не должен приспосабливаться к ним, утрачивая свое истинное «я».

Основная мысль, которую Пастернак хочет донести в своем произведении, заключается в способности оставаться самим собой при любых жизненных условиях, какими бы сложными они ни были. Юрий Живаго не стремится к роскоши или удовлетворению собственных амбиций – он просто живет и стойко переносит все трудности, которые преподносит ему судьба. Никакие внешние обстоятельства не способны сломить его дух, утратить чувство собственного достоинства, изменить тем жизненным принципам, которые были сформированы у него в юные годы.

Не менее важное значение автор придает теме любви, которой пронизан буквально весь роман. Это сильное чувство у Пастернака показано во всех возможных проявлениях – любовь к мужчине или женщине, к своей семье, профессии, родине.

Композиция. Главная особенность композиции романа – нагромождение случайных, но при этом судьбоносных встреч, всевозможных стечений обстоятельств, совпадений, неожиданных поворотов судьбы.

Уже в первых главах автор умело сплетает сложный сюжетный узел, в котором незримыми нитями связываются судьбы главных героев: Юрия Живаго, Лары, Миши Гордона, Комаровского и многих других. Поначалу может показаться, что все сюжетные хитросплетения излишне надуманны и сложны, однако в ходе романа выясняется их истинный смысл и предназначение.

Композиция романа основана не на знакомстве действующих персонажей и последующем развитии их отношений, а на скрещении независимо развивающихся человеческих судеб. Главные герои, словно рентгеном, просвечиваются автором, и все они, так или иначе, замыкаются на Юрии Живаго.

Интересным композиционных ходом Пастернака можно назвать тетрадь Живаго с его стихами. Она символизирует собой окно в бесконечность бытия. Утратив подлинный интерес к жизни и морально опустившись на самое дно, главный герой умирает, но душа его остается жить в прекрасных стихотворениях.

Жанровое своеобразие романа. Точно определить жанровую принадлежность романа крайне сложно, поскольку он представляет собой богатый сплав различных жанров. Данное произведение можно смело назвать автобиографичным, поскольку в нем отражены основные жизненные вехи Пастернака, наделившего главного героя многими личными качествами. “Перед нами вовсе не роман, а род автобиографии самого Пастернака. Это духовная автобиография Пастернака”, — утверждает Л.С. Лихачёв.

Также роман является философским, так как в нем уделено много внимания размышлений на серьезные темы. Большой интерес произведение представляет и с исторической точки зрения – в нем подробно, без прикрас описан целый исторический пласт в истории большой страны.

Не стоит отрицать и тот факт, что «Доктор Живаго» – это глубоко лиричный роман в стихах и прозе, в котором много места занимают символы, образы, метафоры.

Жанровое своеобразие произведения поражает воображение: в нем удивительно гармонично переплетено множество литературных жанров. Это дает основание сделать вывод, что «Доктор Живаго» относится к многожанровому роману.

Сюжет. Почему «Доктор Живаго» воспринимается на родине настолько остро? Обратимся непосредственно к тексту романа и попробуем найти ответ на этот вопрос.

Основное действие произведения охватывает период с 1903 по 1929 год. В основе сюжета лежит история Юрия Живаго. Его детство приходится на время первой русской революции. Будучи совсем маленьким, он переживает самоубийство отца и смерть матери. Осиротевшего мальчика берёт на воспитание его родной дядя Александр Громеко. Юный Живаго с вдохновением пишет стихи, но по совету приёмного отца идёт учиться на врача. В личной жизни в этот период происходят важные изменения: дружба между дочерью Громеко Тоней и Живаго перерастает в любовь.

Дальнейшее повествование представляет собой сложнейшее переплетение судеб персонажей романа.

Живаго страстно влюбляется в эпатажную девушку Лару Гишар. Но эта любовь обречена. Страшное время нищеты, голода и репрессий разлучает героев. Обе возлюбленные доктора Живаго вынуждены покинуть родину.

Идея жизни – идея русской литературы. Глубочайшее, острейшее чувство жизни пронизывает все великие произведения русской литературы. Какими бы разными художниками ни были Гоголь и Лермонтов, Толстой и Достоевский, Чехов и Бунин, оно всегда ощутимо в их образах как всеобъемлющая кардинальная идея. Вспомним Наташу Ростову, “клейкие листочки” Ивана Карамазова. Именно так: “Жизнь полюбить больше, чем смысл её”. Этим завораживала русская литература весь мир. Андре Моруа писал: “...никто не подарит вам такого волшебного ощущения жизни, как русские писатели”.

Пожалуй, то был главный завет русской классики будущему – любовное внимание и уважение к живой жизни, к человеку, природе, миру в целом. Теперь мы, кажется, можем понять, наконец, что это был не только завет, но и пророческое предчувствие катаклизмов XX столетия, предчувствие грядущих испытаний, которым подвергнутся человек и природа. Мировые войны, социальные революции, междоусобицы, военные диктатуры и деспотические режимы резко обесценили жизнь, истощили её ресурсы, обескровили и обездушили её, поставив на последнюю грань, за которой – бездна! Вот почему романы А.Платонова, Е.Замятина, В.Гроссмана и Б.Пастернака объединены острейшим переживанием живой жизни. Особенно ярко выражена идея жизни в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго», о котором сегодня пойдёт речь.

Случайно ли эта идея стала главной в романе?

Не случайно. Поэтическим манифестом кровного родства поэта с жизнью прозвучала книга стихов «Сестра моя – жизнь», о которой мы уже говорили. Значит, к этой идее Пастернак стремился последовательно и сознательно. Всё мало-мальски претендующее на существенность, на какую-то роль в мире человека поверяется в романе идеей жизни. Только помеченное своего рода природностью, широтой и незаданностью имеет право называться жизнью и приемлется автором.

Что в романе противопоставлено искусственному, надуманному?

Идея жизни противопоставлена идее неживого, мёртвого, неприродного, искусственного. Вот почему Живаго уклоняется от насилия истории. По его мнению, событий революции нельзя избежать, в них можно вмешиваться, но их нельзя поворотить. Он участвует в революции скорее как частица природы.

В чём прежде всего проявляется идея жизни в романе?

Уже в самом заглавии – «Доктор Живаго», в профессии и фамилии героя. Фамилия Живаго этимологически связана со словом живой. Живаго – форма родительного и винительного падежей слова живой в древнерусском языке, она вызывает ассоциации с именем “Христа, сына Бога живаго”. Живаго – доктор, хранитель жизни, оберегатель её. Жизнь героя осеняется знаком вечности (не случайно сначала в рукописи на месте названия было: “смерти не будет...”).

Свидетелем каких исторических событий становится герой?

Русско-японская война, волнения 1905 года, Первая мировая война, революция 1917 года, Гражданская война, красный террор, первые пятилетки.

Вспомните, что герои романа Л.Н. Толстого «Война и мир» проходили через исторические события как через очищение, обновление. Почти все герои романа Пастернака тоже по-своему задействованы в бурной жизни века и принимают его жизнь за свою. Каждый решает свою судьбу, соотнося с требованием времени: войны, революции, голода и так далее.

Можем ли мы говорить о таком же влиянии хода истории на становление характера Юрия Живаго?

Нет. Он живёт в своём пространстве, в своём измерении, где главными являются не житейские ценности, а законы культуры.

Каково первоначальное отношение к революции Юрия Андреевича?

1) В революции он видит что-то “евангельское” (ч. 5, гл. 8).

2) Революция - это свобода. “Вы подумайте, какое сейчас время! Со всей России сорвало крышу, и мы со всем народом очутились под открытым небом. И некому за нами подглядывать. Свобода! Настоящая, не на словах и в требованиях, а с неба свалившаяся сверх ожидания. Свобода по нечаянности, по недоразумению”.

3) В революции доктор Живаго увидел творящийся ход истории и радуется этому произведению искусства: “Революция вырвалась против воли, как слишком долго задержанный вздох. Каждый ожил, переродился, у всех превращения, перевороты. Можно сказать: с каждым случилось по две революции, одна своя, личная, а другая общая” (ч. 5, гл. 8).

4) “Какая великолепная хирургия!” (ч. 6, гл. 8). Он реагирует безошибочно только на истинное, вечное. Пока революция казалась ему проявлением и осуществлением жизни, пока социализм предстаёт “морем жизни, морем самобытности”, он восхищался её смелой и решительной “хирургией” и принимал её.

Но со временем меняется отношение Живаго к революции. Как? Почему?

Потому что революция вступает в новую фазу, заведомо неприемлемую для героев.

1) “Переделка жизни” (ч. 11, гл. 5) - противопоставление всему живому.

2) “...Каждое водворение этой власти проходит через несколько этапов. В начале это торжество разума, критический дух, борьба с предрассудками. Потом наступает второй период. Получают перевес тёмные силы «примазавшихся», притворно сочувствующих. Растут подозрительность, доносы, интриги, ненавистничество... мы находимся в начале второй фазы” (ч. 13, гл. 5).

3) Братоубийственная война (случай с Серёжей Ранцевым - ч. 11, гл. 4). “Толпа окружала лежавший на земле окровавленный человеческий обрубок” (ч. 12, гл. 8).

 4) История Палых. “Это был явный умопомешанный, бесповоротно конченное существование”. Революция калечит людей, лишая человеческого (ч. 12, гл. 8). Антипов становится Расстрельниковым (ч. 13, гл. 15).

5) “...Человек человеку волк. Путник при виде путника сворачивал в сторону, встречный убивал встречного, чтобы не быть убитым. Человеческие законы цивилизации кончились. В силе были звериные” (ч. 13, гл. 2).

6) “Озверение воюющих к этому времени достигло предела. Пленных не доводили живыми до места назначения, неприятельских раненых прикалывали на поле” (ч. 11, гл. 4).

7) Насилие. “Во все места стали назначать комиссаров с неограниченными полномочиями, людей железной воли, вооружённых мерами устрашения и наганами” (ч. 6, гл. 9).

8) Переворот в жизни, когда всё рушится. Лара: “Что делается сейчас с жизнью вообще... Всё производное, налаженное, всё относящееся к обиходу, человеческому гнезду и порядку, всё это пошло прахом вместе с переворотом всего общества и его переустройством. Всё бытовое опрокинуто и разрушено” (ч. 13, гл. 13).

9) “Владычество фразы, мёртвая буква закона. Главной бедой, корнем будущего зла была утрата веры в цену собственного мнения... теперь надо петь с общего голоса и жить чужими, вам навязанными представлениями. Стало расти владычество фразы, сначала монархической — потом революционной” (ч. 11, гл. 4).

Юрий Живаго делает попытку принять революцию, но никак не может согласиться с насилием вокруг. Особо остро это ощущение возникает у героя во время партизанской войны: «Изуверства белых и красных соперничают по жестокости». Революция соединяет чистоту помыслов и разрушительность способов достижения цели, а Живаго не хочет принимать такой позиции. Пастернаку противны невинные жертвы, разбитые судьбы, утрата человеческой ценности. И это противоречие наиболее отчетливо появляется в финале романа, где герой задыхается в переполненном трамвае.

Главу «Лесное воинство» выбирает для рецензии «Новый мир». В ней герой вынужден участвовать в партизанской войне. Так складываются события, что Живаго приходится стрелять в дерево, но пуля попадает в Сережу Ранцевича. Доктор вместе с фельдшером спасают солдата. Ранцевич даже не скрывает, что вернётся к колчаковцам и продолжит борьбу с красными. И вот тут-то и происходит разговор доктора и Ливерия, который сходится к следующему:

«Но, во-первых, идеи общего совершенствования так, как они стали пониматься с октября, меня не воспламеняют. Во-вторых, это всё ещё далеко от существования, а за одни еще толки об этом заплачено такими морями крови, что, пожалуй, цель не оправдывает средства. В-третьих, и это главное, когда я слышу о переделке жизни, я теряю власть над собой и впадаю в отчаяние.

Переделка жизни! Так могут рассуждать люди, хотя может быть и видавшие виды, но ни разу не узнавшие жизни, не почувствовавшие её духа, души её. Для них существование – это комок грубого, не облагороженного их прикосновением материала, нуждающегося в их обработке. А материалом, веществом, жизнь никогда не бывает. Она сама, если хотите знать, непрерывно себя обновляющее, вечно себя перерабатывающее начало, она сама вечно себя переделывает и претворяет, она сама куда выше наших с вами тупоумных теорий».

К концу романа позиция Юрия Живаго и самого Бориса Пастернака не вызывает сомнения: он устаёт от насильнической природы революции, от «переделки жизни», навязанной властью. Роман с такой позицией не мог быть принят в СССР.

В романе лейтмотивом звучит тема одиночества. Все попытки доктора Живаго обрести семейное счастье терпят неудачу. Он оставляет научную и литературную деятельность и, в конце концов, умирает от сердечного приступа. В последней сцене романа друзья детства Ника Дудоров и Гордон читают сборник его стихотворений.

Поначалу исторические события, на фоне которых развивается личная драма героя, Живаго встречает с радостью. Его как врача восхищает «великолепная хирургия» Октябрьской революции, которая может «разом вырезать все вонючие язвы общества». Но спустя время герой понимает, что советская власть ставит человека в жёсткие рамки, подменяет понятие свободы. Это пугает Юрия Живаго и словно дезориентирует его.

Роман пропитан христианской моралью, что не идёт в угоду советским литературным чиновникам.

Обратимся к его особенной главе, к «Стихотворениям Юрия Живаго», и в первую очередь к стихотворению «Гамлет». В нём Пастернак указывает на христианскую концепцию бытия. Пастернак подчиняет всё идее судьбы.

Гул затих. Я вышел на подмостки.

Прислонясь к дверному косяку,

Я ловлю в далёком отголоске,

Что случится на моём веку.

На меня наставлен сумрак ночи

Тысячью биноклей на оси.

Если только можно, Aвва Oтче,

Чашу эту мимо пронеси.

Я люблю твой замысел упрямый

И играть согласен эту роль.

Но сейчас идёт другая драма,

И на этот раз меня уволь.

Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути.

Я один, всё тонет в фарисействе.

Жизнь прожить – не поле перейти.

Обличительная, антиреволюционная риторика романа не прошла цензуры, а Борис Пастернак на многие годы стал опальным писателем.

Пастернак сделал всё, что мог. Его роман – отражение собственной жизни в водовороте и сплетении истории, революции, судьбы и окружающих людей.

Этот роман был необходим Пастернаку, ведь он видел в нём цель своей жизни, потому и пошёл на «прижизненное самоубийство».

Пастернак был подвергнут жесточайшей критике за антисоветское содержание романа, в то время как весь западный мир буквально рукоплескал русскому гению за его блестящее произведение. Мировое признание «Доктора Живаго» привело к тому, что Борису Леонидовичу была присуждена Нобелевская премия, от которой его вынудили отказаться на родине.

В течение 32 лет роман был запрещен в СССР, но был бесконечно популярен за границей. Роман «Доктор Живаго», в котором автор показал культурную катастрофу, вызванную революцией 1917 года, был впервые  опубликован в Советском Союзе только в 1988 году, открыв широкой публике невероятной силы литературный дар Пастернака.


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 611; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!