Организация музейной практики



Министерство образования и науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет

промышленных технологий и дизайна»

 

 

УЧЕБНАЯ МУЗЕЙНАЯ ПРАКТИКА

(исполнительская)

 

Методические указания

по выполнению заданий по практике для обучающихся

направления 54.03.03 – Искусство костюма и текстиля», профиля – Художественное проектирование текстильных изделий

Составители:

Ю. Е. Музалевская

                                                             Н. А. Мальгунова

 

Санкт-Петербург

2020

 

Утверждено

на заседании кафедры

2020 г., протокол №

 

 

Рецензент

 к.иск., доцент Елизаров А.А.

Программа учебной музейной практики, задания и методические указания по организации практики разработаны по материалам кафедры технологии и художественного проектирования трикотажа в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта высшего профессионального образования. В методических указаниях определены цели, задачи и содержание музейной практики, задания, которые необходимо выполнить обучающимся во время прохождения практики, требования к оформлению и представлению отчета, список рекомендуемой литературы.

Предназначены для студентов направления подготовки 54.03.03 –Искусство костюма и текстиля, профиля – Художественное проектирование текстильных изделий.

Учебное электронное издание сетевого распространения

Издано в авторской редакции

 

Системные требования:

электронное устройство с программным обеспечением для воспроизведения файлов формата PDF

 

Режим доступа: http://publish.sutd.ru/tp_get_file.php?id=2020/        , по паролю. – Загл. с экрана.

Дата подписания к использованию         2020 г. Рег. №

ФГБОУВО «СПбГУПТД»

Юридический и почтовый адрес: 191186, Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, 18.

http://sutd.ru

ВВЕДЕНИЕ

Социально-эстетические функции музейного искусства многообразны. В музеях создаются фонды художественной культуры, предоставляются материалы для ее изучения, которые обогащают внутренний мир человека, формируют его вкусы, создают особую атмосферу духовного общения с прошлым и современниками. Музеи – хранители ценностей прошлого, без которых нет будущего культуры.

Российский этнографический музей – один из крупнейших этнографических музеев мира. Непреходящая ценность его коллекций заключена в многонациональном составе, в нем хранятся памятники по 157 народам и этнографическим группам России и сопредельных стран. В числе ценнейших коллекций музея – собрание народного костюма, где наряду с широко распространенными домоткаными образцами представлены редчайшие экземпляры одежды из рыбьей кожи, крапивного волокна и других забытых материалов. Уникальным является обширное собрание ковров кочевых племен Средней Азии и Казахстана, ковры и ковровые изделия народов Кавказа, резные и гравированные изделия из мамонтовой и моржовой кости народов Сибири и Дальнего Востока. В экспозиции музея можно познакомиться с материалами по традиционной этнографии восточно-славянских народов и молдаван, народов Кавказа и Средней Азии, Поволжья и Северо-Запада, Сибири и Дальнего Востока, проследить сохранение и развитие в наши дни национальных традиций в современном народном искусстве [1].

Учебная музейная практика входит в раздел основной образовательной программы подготовки бакалавров и представляет  собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Учебная музейная практика проводится после изучения дисциплин: рисунок, живопись, общая композиция, композиция текстильного рисунка, а также после прохождения учебно-ознакомительной и учебной практики по получению первичных профессиональных навыков.

Цели учебной музейной практики:

 – ознакомление с образцами в коллекции Российского этнографического музея;

приобретение опыта создания современных творческих эскизов на основе образцов традиционного искусства;

ознакомление с постоянной  экспозицией и временными выставками этнографического музея, повышение культурного уровня и развитие профессиональных навыков;

ознакомление с историей традиционного костюма разных народов, с предметами декоративно-прикладного искусства, по экспозиции музея;

ознакомление с орнаментальным декором народных костюмов, с ручными техниками декоративной отделки.

Задачи музейной практики:

– закрепить и расширить теоретические знания, полученные на аудиторных занятиях по общепрофессиональным дисциплинам;

– изучить и освоить историко-культурное наследие художественного оформления текстиля с целью использования его в практической деятельности;

– развить творческое мышление и воображение, ориентированное на экспериментирующее творчество;

познакомить студентов с постоянной экспозицией и временными выставками этнографического музея;

научить находить источники вдохновения в различных направлениях и стилях искусства ХХ века;

выполнить копийные зарисовки костюмов разных народов;

выполнить авторские разработки оформления текстильных полотен на основе источников вдохновения – экспонатов музея этнографии.

Прохождение музейной практики необходимо студентам для успешного освоения следующих дисциплин по данному направлению подготовки:

– выполнение проекта в материале;

– основы композиции костюма;

– художественное проектирование трикотажа;

– художественное проектирование ткани;

композиция текстильного рисунка.

В результате прохождения музейной практики обучающиеся должны знать особенности художественных техник в произведениях декоративно-прикладного искусства, особенности формирования народного костюма, влияния на него географических, общественно-политических, социально-эконо-мических и психологических факторов жизни общества, художественного стиля эпохи или исторического периода, историю носителей костюма.

После успешного прохождения практики студенты на основе полученных знаний должны:

– уметь различить изменения стилевых черт в изделиях декоративно-прикладного искусства и костюма, использовать фактический исторический материал для классификации стилей;

– обобщать, классифицировать, выявлять историю формообразования объектов, выделять базовые элементы для художественного проектирования текстиля на основе народных традиций;

– раскрывать художественный образ костюма и предметов декоративно-прикладного искусства;

– уметь определять принадлежность  изделия декоративно-прикладного искусства или костюма тому или иному народу, временному периоду;

– выявлять историю формообразования объектов, выделять базовые элементы традиционных костюмов, называть их по названиям;

– разбираться в семантическом смысле орнаментального оформления костюмов разных народов;

– использовать орнаментальные композиции, применяемые в народном костюме, для разработки современных художественных проектов.

После успешного прохождения практики обучающиеся на основе приобретенных умений и навыков должны:

– выполнить детализированные копии образцов народных костюмов (и их фрагментов) и орнаментального оформления изделий декоративно-прикладного искусства;

– разработать эскизы орнаментальных композиций для современных трикотажных полотен с примерами применения (интерьер, костюм);

– составить описания каждого зарисованного костюма с пояснением семантического характера орнаментального оформления;

– грамотно применять искусствоведческую терминологию в процессе творческой работы.

Продолжительность музейной практики составляет 1 неделю. Место проведения практики Российский этнографический музей.

Программа музейной практики

 

Т а б л и ц а 1. Структура и содержание музейной практики

Наименование и содержание разделов (этапов) Объем времени (часы)
Раздел 1. Знакомство с музейными экспозициями и фондами декоративно-прикладного искусства
Этап 1. Изучение особенностей формирования народного костюма, влияния на него художественного стиля эпохи или исторического периода. – Формирование костюма народов восточноевропейской части России. – Формирование костюма народов Сибири и Дальнего Востока. – Формирование костюма народов Кавказа и Крыма. – Формирование костюма народов Средней Азии и Казахстана. – Формирование народного еврейского костюма. 8
Этап 2. Фотографирование образцов, составление описания музейных экспонатов, зарисовки образцов народных костюмов и текстильных орнаментов. 8
Этап 3. Выполнение копий выбранных костюмов. 20

 

 

Окончание табл. 1

Наименование и содержание разделов (этапов) Объем времени (часы)
Раздел 2. Копийная работа
Этап 4. Создание детализированных копий фрагментов образцов народных костюмов. 16
Этап 5. Оформление отчета по практике 10
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) 10
Всего: 72

 

Художественное оформление текстиля имеет многовековую историю, которая складывалась на основе развития материальной и духовной жизни человека. В ней отразились географические, климатические, национальные и другие особенности жизни и быта того или иного народа, его опыт производства и украшения текстиля различного назначения. Богатые и уникальные коллекции музея этнографии служат живым пособием в изучении традиций оформления костюма и орнаментального решения текстильных изделий различного назначения.

На первом этапе практики студенты знакомятся с экспозицией музея этнографии и выполняют зарисовки и копии с лучших образцов традиционных костюмов разных народов.

В процессе выполнения задания необходимо выбрать один из комплексов традиционных костюмов и выполнить несколько зарисовок различных частей и деталей костюма, его орнаментального оформления, а также возможно выполнение копий предметов декоративно-прикладного искусства, образцов текстильных изделий. При этом необходимо проследить особенности цветового и композиционного решений, проанализировать виды орнаментов и их расположение на костюме. Зарисовки (в количестве 5 шт.) должны быть выполнены в формате А3 в технике цветная графика с передачей особенностей оформления, орнаментов и цветовой гаммы. Можно использовать гуашь, акварель, цветные карандаши и тушь как дополнение к основным материалам.

Также возможно выбрать для копирования несколько костюмов, принадлежащих одному народу, например, русские костюмы разных губерний, и проанализировать каким слоям населения они принадлежат, в чем особенности и различия их оформления, какие мотивы орнаментов присутствуют на костюмах в зависимости от принадлежности тому или иному владельцу. Каковы гендерные характеристики костюмов, какие детали характерны для оформления женских, а какие для оформления мужских костюмов. В экспозиции музея присутствуют костюмы разных слоев населения, необходимо проследить социальные отличия, проявляющиеся посредством костюма. Все эти особенности необходимо изложить в письменной части отчета по практике.

Кроме копий костюмов необходимо выполнить подробную прорисовку орнаментального оформления каждого из отобранных костюмов с учетом особенностей техники его выполнения (вышивка, аппликация, лоскутная техника, валяние). К каждой копии необходимо выполнить по одной зарисовке. В случае отсутствия в выбранном костюме характерного для данного народа декоративного оформления, допускается выбрать какой-либо аксессуар или предмет декоративно-прикладного искусства (например, рушник, ковер, сумка, платок, предмет посуды) принадлежащий тому же народу и зарисовать его. Эти копии в количестве 5 штук также входят в состав отчета по практике. Они выполняются на формате А 4 (допустимо на А3) в технике цветная графика. Каждая копия костюма должна найти отражение в теоретической части отчета по практике в виде подробного описания комплекса народного костюма.

Заключительный этап практики заключается в самостоятельной обработке информации и написания отчета по практике. В отчет включаются теоретические описания, копийные зарисовки, собственные разработки, иллюстративные материалы и описания.

 

Организация музейной практики

 

Организация и проведение практики студентов закрепляются изданием приказа ректора по университету. Для руководства практикой назначаются руководители практики от университета из числа штатных преподавателей кафедры.

Руководитель практики осуществляет организационно-методическое обеспечение практики:

– составляет программу практики и календарный график ее прохождения;

– проводит организационное собрание со студентами перед началом практики;

– разрабатывает тематику индивидуальных заданий;

– несет ответственность за соблюдение студентами правил внутреннего распорядка музеев;

– осуществляет контроль за соблюдением сроков практики и ее содержания;

– оказывает методическую помощь студентам при выполнении ими заданий практики, проверяет объем и качество выполнения;

– оценивает результаты выполнения студентами программы практики, дает заключение о работе каждого студента, отмечая полученные им знания, умения и навыки.

Во время прохождения музейной практики обучающиеся обязаны:

– приступить к выполнению практики в установленный срок и выполнить задания в соответствии с программой и установленным графиком;

– соблюдать правила внутреннего распорядка работы музея по месту прохождения практики;

– выполнять указания руководителя по процедуре прохождения практики;

– оформить и предоставить руководителю практики письменный отчет и защитить его в установленные сроки.

Обучающиеся, не выполнившие программу практики по уважительной причине, направляются на практику вторично, в свободное от учебы время. Обучающиеся, не выполнившие программы практики без уважительной причины или получившие неудовлетворительную оценку, могут быть отчислены из университета как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном Уставом вуза.

Методические рекомендации

В залах музея этнографии проводится первый этап музейной практики. Обучающиеся вместе с преподавателем посещают залы постоянной экспозиции и знакомятся с историей народных костюмов. На протяжении этого этапа практики, необходимо изучить названия составных частей костюмного комплекса, характерную цветовую гамму для разных народов, особенности декоративной отделки, орнаментальное оформление.

В Этнографическом музее хранится обширное собрание предметов декоративно-прикладного искусства, которое включает в себя произведения народного искусства. Музейная экспозиция дает широкий простор для вдохновения художника, поэтому важно внимательно изучить представленную экспозицию, побывать на временных выставках музея.

Прохождение учебной музейной практики предполагает самостоятельную работу обучающихся. Находясь непосредственно в музейных фондах, они осваивают культуру и быт изучаемого народа, копируют образцы народного костюма и орнамента, фотографируют их и составляют описание.

На первом этапе практики студентам необходимо внимательно ознакомиться со всей музейной экспозицией, отметить наиболее понравившиеся экспонаты и определиться с объектами для дальнейшей работы. Отбирать понравившиеся костюмы, необходимо ориентируясь на разные народности (табл. 1), образцы костюмов которых должны присутствовать в окончательном варианте графической подачи и в теоретической части.

Следующий этап практики заключается в практической работе в залах музея. Он подразумевает непосредственное копирование выбранных экспонатов. При выполнении копий студенты должны учитывать пропорции, особенности художественного оформления, цветовое решение каждого из костюмов. Кроме того, нужно выявить наиболее интересные детали, которые в дальнейшем прорабатываются более подробно. Это могут быть фрагменты тканей с орнаментами, аксессуары (головные уборы, сумки, обувь). Наибольшее внимание на этом этапе необходимо уделить именно тканям, из которых выполнены костюмы, их художественному оформлению, структуре переплетения, пластическим качествам (особенно при выборе деталей для более подробного копирования).

При работе с копиями в технике цветная графика необходимо учитывать законы композиции и основные технические возможности той или иной техники изображения. Для каждого изображения костюма и орнамента может быть выбрана разная техника исполнения в зависимости от изображаемого материала. Так в технике акварели можно показать тонкие прозрачные ткани, в технике гуашь – орнаменты на ковре.

Понятие «цветовая гармония» находится в центре одной из самых обширных эстетических проблем. Непременным признаком гармонии всегда считалось наличие пропорциональности, равновесия и созвучия. Термином «цветовая гармония» часто определяют просто приятное для глаз, красивое сочетание цветов, предполагающее определенную согласованность их между собой, определенный порядок в них, определенную соразмерность и пропорциональность. Для каждого представляется несомненным, что цветовая гармония не случайное беспорядочное нагромождение окрашенных пятен. Как и созвучие тонов и аккордов в музыке, линий и плоскостей в архитектуре, она имеет свои внутренние закономерности и подчинена строгому расчету. Между отдельными цветовыми пятнами картины существует тесная взаимосвязь: каждый отдельный цвет уравновешивает или выявляет другой, а два цвета, взятые вместе, влияют на третий. Изменение одного цвета в работе ведет к нарушению этой связи и разрушению гармонии. Таким образом, закономерность служит главным признаком гармонии, и предполагается, что благодаря этой закономерности мы воспринимаем некое упорядоченное сочетание цветов как эстетически положительную совокупность, а всякую случайную комбинацию характеризуем как отрицательную. Из этой предпосылки и вытекают все попытки сформулировать законы цветовой гармонии на основе чередования равновесия, подобия, положения по цветовому кругу. Однако в этих попытках нередко игнорируется тот факт, что в действительности цветовые сочетания, построенные по правилам, часто оценивались зрителем как недостаточно или вообще не гармоничные, а случайные с точки зрения той или иной теории комбинации, наоборот, признавались гармоничными. Комбинация цветов сама по себе, рассматриваемая отдельно, может быть и гармоничной и негармоничной, но в общей структуре работв это может не замечаться. Более того, некоторые сочетания, которые, будучи взятыми в изолированном виде, решительно оцениваются как негармоничные, в связи с другими элементами формы и соответствующим образным содержанием произведения могут представляться нам интересными и выразительными. Самый некрасивый цвет или сочетание цветов в определенном контексте других изобразительных средств могут быть охарактеризованы как «красивые» и «приятные». Теория цветовой гармонии, в конечном счете, таким образом, не может быть сведена лишь к решению вопроса о том, какой цвет с каким гармонирует. Так как на эстетическую оценку оказывают влияние и форма цветового пятна, и его фактура, и пространственное положение, и содержательная обоснованность, постольку, очевидно, общие принципы цветовой гармонии не могут быть определены без учета этих факторов. Но как бы ни была существенна роль упомянутых факторов, основу выразительности цветового строя работы составляет все же комбинация цветов, взятых изолированно, самих по себе, несмотря на то, что любое гармоническое сочетание может быть лишено своей красоты плохим рисунком, небрежной фактурой или несоответствием образному строю работы. [2].

В процессе работы большое значение имеет техника мазка. Мазок, сделанный кистью, насыщенной краской, будет сочным, закрашиваемая поверхность покроется ровным слоем, и после высыхания будет иметь свежий вид. Перекрывая цвет в тени, и большие поверхности, следует применять этот насыщенный мазок. При изображении мелких деталей, следует использовать полусухую кисть, осторожно прокладывая легкие мазки. Устойчивая связь цвета с предметом позволит дать обозначение отдельным цветам через названия соответствующих явлений или объектов. Уже давно было замечено, что цвета предметов не обладают постоянством и значительно изменяются от условий освещения, расстояния, с которого они воспринимаются, от окружения другими цветами. В результате возникло представление о предметном цвете, который обычно называется локальным, и цвете видимого излучения, то есть видимом или обусловленном цвете. «Локальный цвет – это тот цвет, которым окрашен предмет при рассеянном свете в пасмурный день, то есть цвет, максимально освобожденный от воздействия окружающих предметов, от рефлексов и освещения». Локальный цвет это своего рода раскраска, которая не учитывает влияние освещения или учитывает его ограниченно, только разделением на освещенную или затемненную часть, и не принимает во внимание взаимодействие рефлексов и контрастов. В виду этого локальные цвета всегда несколько условны. Локальный цвет не разделяет освещенную и затемненную часть предмета, он представляет собой плоское красочное пятно. Термин « колорит» вошел в художественную лексику не ранее XVIII века. Он происходит о латинского слова «cоlor», означающего « цвет», «краска». Это слово было заимствовано впоследствии многими европейскими языками. В XVIII веке оно появилось в русском языке и употреблялось в качестве синонима слову « цвет».

Следует обратить внимание на то, что важно не только хорошо смешивать краски, но и уметь выражать посредством их освещенность или затененность. Вместе с тем колорит характеризуется также как некое оптическое целое, как совокупность всех цветов, рассматриваемых с некоторого расстояния.

Работа гуашью отличается от акварельной техники плотностью, корпус-ностью красочного слоя и наличием в составе белил. После высыхания краски светлеют и приобретают красивую бархатистую матовую поверхность. Поэтому важно при работе гуашью подобрать необходимый цвет и тон. Можно в технике гуаши сочетать тонкие слои с пастозным письмом, но не очень увлекаться последним, поскольку красочный слой хрупкий и ломкий при малейшей деформации бумаги. «Гуашевыми красками можно вести работу колерами, т. е. заранее составленными цветовыми смесями, испробованными на высыхание. Густая гуашь как нельзя лучше подходит для передачи фактуры. Кистью или мастихином можно формировать из такой краски гребни, кратеры, завитки, а предметом с интересной поверхностью – делать оттиски на участках, покрытых толстым слоем гуаши.

Гуашь можно загустить также добавкой для акрила или специальной добавкой созданной для применения техники импасто при работе с красками на водной основе. Кроме того, в гуашь добавляют структурные пасты для акрила. С их помощью можно создавать объемные участки с невероятно эффектной фактурой. Густая лессировка – это то же самое, что техника сухой кисти, только с использованием густой краски. При проведении по основе кистью с густой гуашью получаются живые узоры неправильной формы, сквозь которые просвечивает нижний слой краски. Растирание краски пальцами позволяет создавать бархатистые участки, на которых два цвета сливаются и образуют третий. Для этой техники нужны густые краски, причем хотя бы одна из них должна быть влажной. Работа, полностью состоящая из участков, растертых пальцами, может казаться размазанной, поэтому можно пользоваться этой техникой лишь в отдельных случаях. В отличие от прозрачной акварели, гуашью можно работать от темного к светлому, для этого надо выбрать основу среднего тона, скажем, коричневую или серую. Такой фон поможет объективно оценить светлые и темные тона. Выбор основы зависит также от того, какими красками будет работа в дальнейшем. Для разбавленной гуаши подойдет акварельная бумага. Поверхность шероховатой бумаги изначально неровная, а среднезернистая бумага достаточно гладкая, чтобы позволить созданной фактуре говорить самой за себя. Техника импасто требует твердой основы, потому что на гибкой, толстые слои гуаши потрескаются сразу после высыхания, для этой задачи подойдет твердый картон.

От выбора техники исполнения копии зависит результат. Очень важно заранее продумать технику выполнения копии и  последовательность работы. Не стоит сразу рисовать мелкие детали орнамента карандашом на белой бумаге, а затем пытаться повторить это в цвете. Лучше сначала проработать локальный цвет одежды или орнамента и затем сверху тонкой кистью или другими графическими материалами отработать мелкие детали.

После выполнения практических заданий, обучающийся переходит к написанию теоретической части отчета по практике.

Отчет должен содержать описания тех костюмов, которые были выбраны для копирования. Описание проводится по следующей схеме:

– краткая история носителей костюма;

– структурный анализ народной одежды;

– назначение (для кого был предназначен, для какого возраста и случая);

– применяемые материалы;

– структура и форма костюма;

– декоративные элементы в народном костюме;

–  цветовая палитра;

– головные уборы, обувь, аксессуары;

–  орнаментальные решения народного костюма.

Теоретический отчет должен содержать информацию, которую обучающийся собирает непосредственно в музее и обращаясь к литературе по народному костюму, а также справочникам и энциклопедиям по изобразительному искусству и интернет источникам.


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 56; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!