Как оформлять список источников?



Тематика творческих заданий (ТЗ) по философии. Требования к их содержанию и оформлению

Творческое задание (ТЗ) – это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем – см. список тем ниже, доклад (устная защита) и презентация по содержанию темы (тема может быть предложена и самим студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем).

Цель ТЗ состоит в развитии у студента таких навыков, как самостоятельное творческое мышление, последовательное и логичное изложение собственных мыслей, обоснование своей точки зрения.

Выполнение ТЗ позволяет студенту научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории философского анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать свои идеи соответствующими примерами из литературы и жизни, аргументировать свои выводы.

Примерные темы ТЗ и основные вопросы для их раскрытия

1. Образ философии в диалоге Платона «Пир».

Основные вопросы: происхождение Эроса; черты Эроса - характеристики философии; философия и мудрость; образ философа.

2. Образ идеального государства в диалоге Платона «Государство».

Основные вопросы: причины возникновения государства; четыре формы правления и их взаимосвязанность; четыре добродетели идеального государства; справедливость.

3. Аристотель о предмете и основных принципах метафизики.

Основные вопросы: первоначала у ранних греческих философов; виды начал у Аристотеля; причина и виды причин; понятия «сущее», «сущность», «бытие» и «небытие» - определения Аристотеля; наука, изучающая сущее, как таковое.

4. Учение о государстве и основных принципах государственного устройства в «Политике» Аристотеля.

Основные вопросы: сущность государства по Аристотелю; природа человека; понятия «гражданин» и «государственное устройство»; виды государственного устройства и критерии их различения; цель и смысл существования государства.

5. Сенека о благе и добродетели как основании счастливой жизни в трактате «О счастливой жизни».

Основные вопросы: что есть подлинное благо?; определение счастья; зависит ли счастье от удовольствия?; тождественны ли понятия «мудрец» и «философ»?; в чем основа мудрой жизни?

6. О власти светской и духовной в трактате Аврелия Августина «О граде Божием». Основные вопросы: почему А. сравнивает государства с разбойничьими шайками?; кто должен распределять власть?; в чем различие между царством земным и царством небесным?; что есть Град Божий?; какую роль в жизни государства играет божественное провидение?; два рода любви.

7. О взаимоотношениях науки и веры в произведении Фомы Аквинского «Сумма теологии».

Основные вопросы: истины разума и божественное откровение - какие науки основаны на них?; сколько путей доказательства бытия Бога обосновывает Аквинат?; почему ничто не может быть бесконечно, кроме бога?; два вида интеллекта; что значит «познание истины двояко»?

8. О величии и предназначении человека в произведении Д. Пико делла Мирандола «Речь о достоинстве человека».

Основные вопросы: почему человек - «творение неопределенного образа»?; лестница Иакова; двойная природа души; предназначение диалектики, естественной философии и теологии в опыте человеческого существования; три дельфийских правила; связь магии и философии.

9. Проблема соотношения власти и морали в трактате Н. Макиавелли «Государь». Основные вопросы: на чем основаны гражданская и духовная власть?; в чем тайна сильной власти государя?; какие положительные качества должен иметь государь?; должен ли он быть добродетельным? почему?

10. Образ справедливого общественного устройства и гуманистические идеалы Т. Мора.

Основные вопросы: что является основанием равенства и справедливости в Утопии?; как устроена власть в Утопии?; роль труда; нравы утопийцев и гуманистические ценности.

11. Учение об идолах познания в сочинении Ф. Бэкона «Новый Органон».

Основные вопросы: два рода опыта; наилучшее из доказательств; четыре вида идолов; чему подобен ум человека?; какие свойства человеческого ума являются источниками заблуждений?

12. Рационалистический метод познания в работе Р. Декарта «Рассуждение о методе». Основные вопросы: четыре правила рационалистического метода; познание истины: порядок рассуждения; методическая энумерация; принцип очевидности; роль опыта в познании природы.

13. Декарт о сущности философии и ее основных началах в работе «Начала философии».

Основные вопросы: что такое философия; два начала философии и требования к ним; в чем следует сомневаться в процессе поиска истины?; какое философское утверждение является абсолютно истинным заключением нашего познания?; «врожденные понятия»; последние субстанции и их атрибуты.

14. Т. Гоббс о причинах возникновения и сущности государства в работе «Левиафан». Основные вопросы: естественное равенство; естественное состояние - основные характеристики; причина и цель образования государства; сущность государства; соотношение свободы и необходимости.

15. Дж. Локк об идеях и их происхождении в работе «Опыт о человеческом разумении».

Основные вопросы: источник идей; когда ум приобретает первые идеи?; существуют ли врожденные идеи?; источник человеческого знания.

16. Идея «естественных прав» и договорная концепция государства в работе Дж. Локка «Два трактата о правлении».

Основные вопросы: «естественное состояние» и его отличие от политического общества; «общественный договор» - суть; совместима ли абсолютная монархия с гражданским обществом? почему?; ветви власти и их функции.

17. Идея плюралистической онтологии в учении Г. Лейбница о монадах.

Основные вопросы: понятие «монада»; причина естественного изменения монад; последняя (начальная) причина вещей; первичное Единство; Град Божий; отличие человека от животного.

18. Проблема существования в трактате Дж. Беркли «О принципах человеческого знания»

Основные вопросы: как можно проинтерпретировать положение «существование идеи - в ее воспринимаемости»?; понятие «дух»; первичные и вторичные качества; материя или телесная субстанция.

19. О скептицизме по отношению к разуму и чувствам в работе Д. Юма «Сокращенное изложение трактата о человеческой природе».

Основные вопросы: два рода восприятий; отношение причины и действия; роль привычки в человеческом познании.

20. Жан-Жак Руссо о сути «общественного договора» и принципах справедливости. Основные вопросы: цель и смысл общественного договора; секрет и сила политической машины; потери и приобретения человека, заключившего общественный договор; общественная справедливость: без чего она невозможна?; суверенитет и его характеристики.

21. И. Кант о природе нравственности в работе «Основоположения метафизики нравов».

Основные вопросы: категорический императив: как он возможен?; различие между спекулятивным философским разумом и практическим разумом в вопросе о свободе и необходимости; к какому миру принадлежит человек как разумное существо и субъект нравственных отношений?

22. Понятие диалектической логики в работе Г. В. Ф. Гегеля «Наука логики».

Основные вопросы: считает ли Гегель логику только абстрагирующимся от всякого содержания правилом мышления?; природа обыденного взгляда на логику, как науку о мышлении; характеристика обыкновенного здравого смысла в вопросе о природе познания; что возвышает разум над ограниченностью рассудка?; что нужно понимать как систему истого разума, царство чистой мысли?

23. Артур Шопенгауэр о парадоксах воли к жизни в опыте человеческого существования.

Основные вопросы: сущность и формы проявления скуки; основные направления реализации внутренней борьбы воли; мера страдания и счастья; природа сострадания; примеры отрицания воли.

24. Идея сверхчеловека в произведении Ф. Ницше «Так говорил Заратустра».

Основные вопросы: чего не может делать добрый?; о чем не знал святой старец?; что Заратустра находил везде, где находил живое?; кого Заратустра называет своими зверями и что он имеет в виду?

25. Характеристика экзистенциальной философии в работе Ж.-П. Сартра «Экзистенциализм - это гуманизм».

Основные вопросы: в чем обвиняют экзистенциализм, по мнению Сартра?; как следует понимать «существование предшествует сущности»?; почему «человек есть проект самого себя»?; в чем оптимистичность экзистенциализма?

26. «По Платону, философ ревностно занимается тремя вещами: он созерцает и знает сущее, творит добро и теоретически рассматривает смысл (logos) речей. Знание сущего называется теорией, знание того, как нужно поступать, – практикой, знание смысла речей – диалектикой» (Альбин. Ученик платоновской философии // Платон. М., 1986. С.438).
Основные вопросы: приведите исторические формы диалектики, объяснив в чем смысл диалектики, названный в приведенном выше отрывке?; какие принципы лежат в основе материалистической диалектики?; раскройте их содержание и значение для познания и преобразования мира.

27. Ф.Энгельс: «Существенное отличие человеческого общества от общества животных состоит в том, что животные в лучшем случае собирают, между тем как люди производят. Уже одно это, правда, основное, различие дает невозможным простое перенесение законов животного общества на человеческое общество» (Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями. М., 1947. С.171.).

Основные вопросы: почему это отличие Ф. Энгельс считаем основным?; в силу каких причин невозможно перенесение закона их области биологии на социальную жизнь?; приведите примеры философских учений, в которых утверждается, что законы животного мира действуют и в человеческом обществе.

28. К.Маркс: "...Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В действительности своей она есть совокупность всех общественных отношений."? (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 3.).

Основные вопросы: какие принципы исследования заключены в этом понимании человека? кого имеет в виду Маркс в этом высказывании: а) индивида; б) личность или в) человека как родовое понятие? Аргументируйте свой ответ, приведя исторические примеры роли личности в развитии общества.

29. «Когда идет борьба за отечество или за идею, пусть в минуты отдыха зоолог в своем кабинете исследует формы инфузорий; пусть скульптор в своей мастерской отделывает голову Афродиты. Но минута настала, когда они не как ученые, не как художники, но как люди нужны в рядах своих единомышленников; тогда они нравственные уроды, в случае если не бросят микроскопа и резца, чтобы делом, жизнью служить отечеству или идее». (Лавров П.Л. Избр. произвед. В 2 т. – М., 1965, Т. 1. С. 568.).

 Основные вопросы: согласны ли Вы с позицией автора?; не идёт ли речь в приведённом высказывании о раздвоении личности? Приведите примеры такой позиции из отечественной истории.

30. Проанализируйте приведенные ниже высказывания, в которых нашли отражение различные точки зрения на проблему смысла жизни:

а) «Есть множество средств сделать человеческое существование постылым, но едва ли не самое верное из всех - это заставить человека посвятить себя культу самосохранения» (М.Е. Салтыков-Щедрин)

б) «Тот, кто умирает ради того, чтобы двинуть вперед наши познания , или ради возможности излечивать болезни, тот и умирая, служит жизни» (А. де Сент-Экзюпери).

в) «Есть ли в моей жизни такой смысл, который не уничтожался бы неизбежно предстоящей моей смертью?.. Как-то спросил себя: верю ли я, точно ли верю в то, что смысл жизни в исполнении воли бога, воля же в увеличении любви (согласия) в себе и в мире и что этим увеличением, соединением в одно любимого я готовлю себе будущую жизнь. И невольно ответил, что не верю в этой определенной форме. Во что же я верю? - спросил я. И искренне ответил, что верю в то, что надо быть добрым... В это верю всем существом...» (Л. Толстой)

г) О. Уайлд: «Смысл жизни – самовыражение, проявить во всей полноте свою сущность – вот для чего мы живем».

д) А. Стендаль: «Чтобы хорошо жилось среди людей, не надо жить для себя».

Основные вопросы: как в приведенных высказываниях раскрывается проблема смысла жизни? что общего во взглядах авторов? в какой мере они совместимы с диалектико-материалистическим подходом к трактовке смысла жизни?

31. В.И.Ленин: «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его»?

Основные вопросы: нет ли в них противоречия с материалистическим принципом бытия и вторичности сознания? какие факторы обуславливают творческие способности человека? Приведите примеры творческой самореализации современной российской молодёжи, в т.ч. студентов САФУ им. М.В.Ломоносова.

32. К.Маркс: «Если человек черпает все свои знания, ощущения и пр. из чувственного мира и опыта, получаемого от этого мира, то надо, стало быть, так устроить окружающий мир, чтобы человек в нем познавал и усваивал истинно человеческое, чтобы он познавал себя как человека. Если правильно понятый интерес составляет принцип всей морали, то надо, стало быть, стремиться к тому, чтобы частный интерес отдельного человека совпадал с общечеловеческими интересами… Если характер человека создается обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать обстоятельства человечными. Если человек по природе своей общественное существо, то он, стало быть, только в обществе может развить свою истинную природу, и о силе его природы надо судить не по силе отдельных индивидуумов, а по силе всего общества» (Маркс К, Энгельс Ф. Соч. Т. 2. С. 145-146).

Основные вопросы: сформулируйте свое отношение к позиции К. Маркса; что вы понимаете под «обстоятельствами человеческими?; приведите примеры совпадения частного интереса отдельного человека с общечеловеческими интересами.

33. «Политика - это помойка» - такая характеристика дается политической жизни современного западного общества во многих ответах представителей самых различных слоев населения западных стран. Отношение к политическим деятелям принимает нередко характер «подлинно классовой ненависти».

Основные вопросы: считаете ли Вы, что такое отношение к политике характерно и для определенной части населения современной России?; если да, то в чём причины такого отношения к политике в современном обществе?

34. К.Маркс: «…Человек создаёт религию, религия не создаёт человека. Религия есть самосознание и самочувствие человека, который или ещё не отыскал себя, или снова уже потерял себя. Но человек – не абстрактное, вне мира витающее существо. Человек – это мир человека, государство, общество. Это государство, это общество создают религию, превратное миросознание, ибо сами – превратный мир… Религия – это вздох угнетённой твари, душа бессердечного мира, дух бездушного безвременья. Она – опиум народа» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.1. С. 414-415).
Основные вопросы: какие причины возникновения религии и существования в обществе К.Маркс считает главными, определяющими; какие функции религии показаны К.Марксом в данном высказывании?; сохраняет ли актуальность данная оценка социальной сущности и предназначения религии для современного общества?

34. В стихотворении М. Богдановича определите все звенья в причинно-следственной цепочке. Выскажите свои соображения о том, существует ли причина любви.

Вчера счастье только посмотрело несмело, -

И уплыли мрачных мыслей облака,

Сердце чуткое и запело, и заболело,

И щемит мне душу радость, как тоска.

И теперь похожа жизнь моя на вьюгу,

Книгу в руки взял, но не могу читать…

Как случилось, что влюбился я в подругу, -

Разве знаю я? Да и зачем мне знать?

 

       35. Опираясь на философское учение о сознании как высшей формы отражения действительности, прокомментируйте поговорки: «Чужая душа- темный лес», «Язык у дипломата для того, чтобы скрывать свои мысли», «Что у трезвого в голове, то у пьяного на языке», «Язык мелет, а голова не знает», «Язык мой - враг мой», «Ребенок не заплачет- мать не знает», «Слово - не стрела, а ранит хуже стрелы».

Объем ТЗ – от 7 до 10 страниц печатного текста (вместе с титульным листом, содержанием и списком источников). Листы должны быть пронумерованы и скреплены вместе. Гарнитура шрифта – TimesNewRoman. Размер шрифта – 14 кегль. Параметры страницы: поля по 2 см; абзац – 1,25 см. Межстрочный интервал – 1,5. Выравнивание текста производится по ширине страницы. Нумерация страниц проставляется внизу страницы по центру. Количество источников (т.е. названий в списке) - не менее 3.

Титульный лист эссе, ссылки на использованные источники в содержании работы и их список в самом конце работы (после выводов) оформляются в соответствии с установленным стандартом (СТО 60 02.2.3 2018 https://narfu.ru/sf/stc/forstud/doc.php?sphrase_id=71871). При написании от руки требования менее формальны и категоричны.

Несмотря на определенную (по сравнению с рефератом) свободу самовыражения, ТЗ не следует писать спонтанно. Хорошее ТЗ может получиться только в результате серьезной работы и тщательной предварительной подготовки. Необходимо помнить о том, что ТЗ по философии – это учебная работа, в которой для анализа проблемы обязательно должны быть использованы изученные философские концепции и основные философские категории .

 

Критерии оценки творческого задания:

 

Баллы и дескрипторы

макс   мин  
оригинальность 3 не менее 40% 2 менее 40%
основная часть 3 рассмотрены все вопросы задания 2,5 не все вопросы рассмотрены
введение 2 поставлены цель и задачи 1 не все задачи поставлены или некорректно сформулированы
заключение 3 сделаны развернутые выводы 2,5 выводы не по всем задачам или некорректно сформулированы
оформление:        
титульный 1   0,5 неверно оформлен
оглавление 1   0,5 неверно оформлено
список литературы 1   0,5 неверно оформлен
сноски 1   0,5 неверно оформлены
доклад 4 все вопросы, с опорой на презентацию 2,5 прочитан с листа и/или не все вопросы рассмотрены
презентация* 3 все вопросы рассмотрены, грамотно оформлена 1,5 есть, но не все вопросы рассмотрены или неверно оформлена
Итого: 22   14  

*учитывается только при наличии доклада

Как выполнять работу?

1. Прочитать текст, указанный в задании. Целесообразно также познакомиться с произведением, из которого взято высказывание, и биографией автора.

2. Составить план выполнения ТЗ, пункты которого (разделы, параграфы) должны отражать поставленные в задании основные вопросы.

3.  Написать введение, в котором сформулировать цель и задачи ТЗ.

4. Написать текст ТЗ в соответствии с поставленными целью и задачами.

5. Написать заключение, в котором сделать выводы.

6. Оформить работу и список использованных источников в соответствии с СТО-2018.

7. Разработать презентацию ТЗ, выступить с ней на практическом занятии.

8. После проверки и зачета ТЗ преподавателем сдать её (и презентацию) на САКАЙ и кафедру философии и социологии (на кафедру сдается и печатный вариант ТЗ)..

Как оформлять ТЗ?

Все страницы в работе должны быть пронумерованы, кроме титульного листа, который, тем не менее, учитывается при нумерации. Номер страницы располагается внизу страницы по центру.

В тексте работы делать постраничные сноски: см. здесь: https://www.youtube.com/watch?v=H3aYqxT4eM8

Каждый из основных разделов работы (введение, заключение, главы, список источников, всевозможные приложения) начинается с новой страницы!

• Первая страница - Титульный лист (см. СТО 60 02.2.3 2018 https://narfu.ru/sf/stc/forstud/doc.php?sphrase_id=71871).

• Вторая страница - Оглавление или Содержание.

• Третья страница - Введение.

• Четвертая страница - начало первого раздела основной части работы (главы или параграфа, например).

• После окончания последнего раздела основной части работы - Заключение.

• Последняя страница работы (если нет приложений) - Список использованных источников.

Как писать Введение?

Введение при указанном объеме работы должно занимать 0,5-1 стр..

• Здесь вкратце рассматриваются затронутые в работе проблемы и вопросы.

• Можно дать краткую биографическую справку автора произведения или цитаты.

• Здесь же ставятся цель и задачи работы: они определены вашим заданием (его название и основные вопросы), просто потрудитесь сформулировать.

Что писать в основной части работы?

После Введения, с новой страницы, начинается основная часть (5-7 стр.). Здесь решаются поставленные во введении задачи.

В основной части столько разделов (глав), сколько в задании вопросов (и сколько вами поставлено задач, соответственно).

Каждый раздел содержит:

• ответ на вопрос задания (цитату или цитаты из вашего основного источника) и

• ваши рассуждения о том, почему этот философ думал так.

Можно (и даже нужно) опираться на учебники, статьи, монографии - их тоже цитировать по всем правилам и вносить в список литературы.

Как писать Заключение?

Заключение, как и Введение, должно занимать 0,5-1 стр.. В заключении излагаются результаты исследования, выводы.

Пояснение: вывод - это не «мы сделали то и это, спасибо за внимание», вывод - это «изучив то, мы выяснили, что» и «исследовав это, мы можем утверждать, что».

Как оформлять список источников?

После Заключения располагается Список использованных источников, в котором должно быть не менее 3 наименований (то есть, основной источник + 2 дополнительных).

ВАЖНО!

В списке источников названия этих самых источников приводятся в алфавитном порядке!

• Если у монографии или статьи есть автор - монография или статья определяется в список по первой букве его фамилии.

• Если авторов несколько - по первой букве фамилии первого в списке авторов.

• Если автора (авторов) нет, есть только редакторы, то работа определяется в список по первой букве названия.

ВАЖНО!

В список не включать:

Википедию. Потому что ее статьи редактируются, объединяются с другими и даже удаляются время от времени. Понятно, что ваше ТЗ не обладает такой степенью важности, чтобы через несколько лет кто-нибудь решил ее изучить и поискать источники. Но если уж соблюдать правила выполнения исследовательской работы, то соблюдать их везде.

Студфайлз и Банки рефератов. Потому что это все равно, что сказать «а тут я цитирую вооон ту кучу мусора». Если нашли текст в студфайлз, поищите снова. Там информация уже откуда-то процитирована, найдите - откуда.

 

Как и куда сдавать работу?

Выполненную работу (одним файлом, вместе с титульным листом) и её презентацию (отдельным файлом) после защиты на практическом занятии отправлять преподавателю (на платформе Teams )  размещать на Сакае в разделе «Задания»..

В названии файлов указать дисциплину, название ВШ, специальность, номер группы и свою фамилию. Т.е., например: «Философия, ВШПиПО, логопедия, 123456, Иванов».

Пример оформления оглавления (или содержания) ТЗ:

Введение
Глава 1. Название

1.1. * Название

1.2. * Название

Глава 2. Название

2.1. * Название

2.2. * Название Заключение

Список использованных источников

Приложения **

* Это необязательные пункты, приведенные для примера.

** Приложения также вовсе не обязательны. Здесь показано просто, куда именно прилагать, если захочется.

Здесь Оглавление сделано вручную, а можно автоматически: см. здесь:
https://www.youtube.com/watch?v=MavKa_YFe7E

Но если все же вручную, то вот так выравнивать пункты: см. здесь:

https://www.youtube.com/watch?v=8Too6FXRGoI


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 132; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!