Пример – «Лебедин, мой лебедин», величальная в честь жениха.



Свадебные обряды и песни

Вступление в брак считалось главным событием в жизни человека.

Свадьба, была значима для жениха с невестой, которые переходили в новый социальный статус, особенно для невесты/жены, которая проходила не только инициационный переход, но и территориальный – переезд в дом мужа, а зачастую в другую деревню. Если этот переход совершал жених/муж (становился примаком), это было отклонением от нормы и поводом для насмешек. Как уже говорилось, свадьба была важна также для семей молодых и всего социума, который подвергался общему переструктурированию. Этим объясняется активное участие в свадьбе жителей всего села.

Свадьбы в России заключались обычно осенью или зимой, в промежутки между большими постами. Самый популярный период для свадеб наступал после Рождества и до Масленицы, недели перед весенним постом. Этот период назывался «свадебник». Свадьбы играли и на Красную горку, после Пасхи.

Окончательно русская свадьба сложилась примерно к XV-XVI векам, в Московской Руси, когда формировалась русская нация.

Свадьба представляла собой сложное драматическое действо и была одним из самых длительных обрядов в русской культурной традиции. Точнее, это была целая система обрядов, которые совершались в определенной последовательности и по установленному обычаем сценарию.

Русская свадьба отличалась разнообразием локальных традиций. При этом все они включали в себя ряд обязательных этапов:

1. Сватовство (в иносказательной форме).

Состоит из двух частей: приход сватов и договор (сговор, рукобитье, запоручины).

2. Период подготовки двух родов (в первую очередь невесты) к основной части ритуала: шитье приданого, заготовка продуктов, приглашение гостей. Это начало отчуждения невесты от своего рода и от группы незамужних девушек.

3. Прощальный вечер в доме невесты: вечер, девишник, большие смотры. Нередко девишник совмещался с вечеринкой (веселым вечером) – последним предсвадебным собранием холостой молодежи с участием жениха и его друзей.

4. Приезд свадебного поезда и выкуп невесты (ее косы, места за столом), застолье для поезжан.

5. Благословление молодых родителями невесты, увоз ее из родного дома.  

6. Венчание в церкви.

7. Встреча молодых в доме жениха его родителями, благословляющими молодых хлебом-солью и иконами.

8. Перемена прически и головного убора молодой (обряд повивания, т.е. заплетания кос и надевание головного убора замужней женщины).

9. Одаривание невестой родственников жениха

10. Привоз приданного (сундука, постели)

11. Свадебный пир (большой, красный, княжий, приводный стол).

12. Обрядовые действия следующего дня (перезва, отводины, блины, окорок, распущение, курицу драть, овес молотить), которые включали обрядовые испытания молодой.

13. Порядова (то есть гуляние по очереди у родных). Поездки к родителям невесты, а затем и к другим родственникам могли длиться несколько дней.

В народной традиции свадьбой считается только ее центральная часть, которая длится 3 дня: канун с девишником, венчальный день и последующий.

В разных местностях эти этапы могут идти в разном порядке и насыщаться разными действиями. Во всех них есть разные предметы-символы, воплощающие прежний статус невесты. Это коса, расплетаемая участницами обряда, а также предметы, связанные с волосами: девья красота – лента, повязка или венок на голову. В какой-то момент эти предметы уничтожались или передавались незамужним подругам.

Другие предметы, воплощающие девичество, были связаны с растительной или животной символикой: свадебное дерево, курица, украшенные разноцветными ленточками, косой из пряжи.

Как правило, в ритуал входили действия с обрядовым хлебом. Свадебный хлеб (каравай, калач, курник, шишки) служил символом общинной доли, которую необходимо перераспределить. С этой же целью происходил обмен дарами между двумя родами и устраивались застолья с обильными угощениями.

В свадьбе принимало участие множество людей, за каждым из которых были закреплены свои обязанности. В разных местностях свадебные чины носили разные названия, но функции их были одинаковы:

Подруги невесты – подневестницы, дружки,

Друзья жениха – поджанишники, дружки, вся его партия – бояре (сваребьяне),

Старшая в женской молодежной группе – настоящая, или святная подружка (сидит с невестой в святом углу),

Старший в мужской молодежной группе – старший дружка,

Ритуальные специалисты, которые ведут обряд и отвечают за его правильный ход – свашки, дядя (тысяцкий) - пожилой родственник жениха;

Крестные родители, роль которых в обряде порой важнее, чем роль родителей биологических.

 

В русской культуре различают два типа свадебных обрядов (по типологии Б.Ефименковой): свадьба-похороны (или свадьба-драма) и свадьба-веселье.

свадьба-похороны свадьба-веселье
бытует в северно-русском регионе бытует в южно-русском регионе
доминирует сюжет инициации доминирует сюжет обмена

 

Свадьба-похороны бытовала на русском Севере, Западе, в Приуралье и Сибири. Другое название – северная русская свадьба.

В ее сценарии главным является мотив инициации, то есть перехода невесты в новый социальный статус.

Драматургия этого типа свадебного действа основана на контрасте двух ее частей. Первая часть, происходящая в доме невесты, строится на ее постепенном отчуждении от рода и группы незамужних девушек. Символом этого отчуждения и перехода в новую семью, в новом качестве, на новое место жительства является символическая «смерть» и дальнейшее «возрождение».

Отличительная особенность этого типа свадьбы – баня, где невеста утром, в день венчания очищается от прежней жизни и одевается во все новое (ритуал, сходный с обмыванием и одеванием покойника).

В музыкально-поэтическом наполнении первой части обряда господствует образ расставания, прощания с прошлой жизнью, дороги на «чужу-дальню сторону», откуда нет возврата, что также роднит ее с похоронным обрядом. Не случайно главным музыкально-поэтическим жанром довенечной части является причитание (причеть, плач, голошение), часто на напев похоронных причитаний.

Причитание – это напевно-интонируемая импровизация, связанная с выражением горя, скорби.

Основные признаки жанра:

- жалобный характер, напряженность, надрывность звучания;

- речитативно-декламационный тип мелодики;

- небольшой диапазон, нисходящее движение мелодики;

- «скольжение» голосом, скачки на неопределенную высоту в конце фраз;

- всхлипывания, словообрывы, восклицания, междометия;

- метрическая и ритмическая свобода (зависимость от текста);

- исполнение различных текстов на один и тот же напев (политекстовость).

Причеть могла быть сольной (причитала невеста или мать невесты) и групповой, характерной именно для свадьбы-похорон (причитала невеста и подружки невесты).

Во всех видах групповой причети голос невесты отделялся от других участников с помощью следующих средств:

- регистровых (она поет на октаву выше),

- временных (прием канона),

- жанровых (причеть под песню).

Впервые причитания невесты звучат после договора (рукобитья). Девушка выходит на улицу, «голосит», оплакивает «девичью красу, русую косу» (вне зависимости от того, рада она замужеству, или нет). С этого момента девушка считается невестой и обособляется от остальных членов семьи, так как по народным представлениям, в переходном состоянии она «опасна» для других людей:

- лицо ее завешивается платком (взгляд считается опасным, как у покойника);

- ноги должны быть обуты (след также опасен);

- с окружающими она общается причетью и жестами;

- ест отдельно от семьи, не работает, не гуляет, подруги водят ее «под белы рученьки».

Голошения звучат также в ритуале прощания с крáсотой на девичнике или утром в день венчания.

Важной частью причитания является язык жестов (пантомима) и обычай хлёстанья. Хлёстанье заимствовано из похоронного обряда и разворачивается в целую драматическую сцену (невеста взбирается на лавку и падает оттуда на пол).

Причитания могут звучать на протяжении всего свадебного ритуала (эта разновидность именуется причетной свадьбой), либо до венчания, а после венца поются уже торжественные величальные песни, славящие жениха и невесту, родителей, сватов и т.д. (эта разновидность называется причетно-песенной свадьбой).

В некоторых локальных традициях в обеих частях свадьбы-похорон звучат только песни, без использования причитаний.

Свадьба-веселье (другое название – «южнорусская свадьба») характернадля территорий Русского Юга, Запада, а также Украины и Беларуси.

В основе сценария этого типа свадьбы лежат мотивы обмена, купли-продажи, а мотив инициации появляется лишь эпизодически. Он проявлялся, в частности, в обряде расплетания «косы – девичьей красы».

Южнорусская свадьба имеет достаточно древнее происхождение, о чем свидетельствует незафиксированность церковного венчания. Кроме того, она насыщена символикой календарных обрядов, что проявляется, например, в изготовлении обрядовой выпечки (каравая, шишек, рук, калачей).

На Юге свадебный каравай представляет собой большую булку от 12 до 20 килограммов (чем больше, тем богаче жизнь). Иногда, чтобы извлечь каравай, необходимо было разобрать печь.

Приготовление каравая – одно из ритуальных действий, связанных с моментом инициации: до погружения каравая в печь невеста выступает в прежнем, девичьем качестве, в момент извлечения меняет старый статус на новый.

При изготовлении каравая пели каравайные песни. Каравай (как символ «перепекания» невесты в молодуху) представлялся живым существом, и песни звучали от его имени. Их исполнение было строго упорядочено: первая группа песен – на замес теста, вторая – на погружение каравая в печь, третья – пока каравай в печи, четвертая – когда каравай достают.

Все пространство свадьбы-веселья как бы поделено на два локуса – жениха и невесты, «своё» и «чужое», что характерно для древних мифологических представлений.

Интересно, что жених и невеста выступают как статичные персонажи, но контакты между семьями активны и многочисленны. Диалог двух родов напоминает хороводные игры «стенка на стенку» и является драматургической основой южнорусской свадьбы.

Участие в свадебном обряде семей жениха и невесты равнозначно. Это проявляется в параллельном проведении этапов ритуала, происходящих в двух домах одновременно, и в том, что музыка играет одинаково важную роль и в доме невесты, и в доме жениха.

В южнорусской свадьбе также выделяют определенные свадебные чины:

со стороны невесты выступают подружки, родственники, соседи;

со стороны жениха – молодые парни (дружки), взрослые женатые мужчины (бояре), свадебный поезд возглавляет старший сват (на Севере он называется тысяцкий), родственники, соседи.

Цель ритуалов – разрешить изначально конфликтную ситуацию двух родов, преодолеть границы между «своим» и «чужим» миром. На это направлен целый ряд действий:

- многочисленные переезды из дома жениха в дом невесты;

- торги, задача которых – получить как можно более дорогой выкуп за невесту;

- состязание групп жениха и невесты в пении корильных песен-дразнилок;

- обильные застолья в обоих домах.

Музыкальная часть свадьбы-веселья также была представлена двумя жанрами: песнями (они доминируют) и причитаниями.

В южнорусской свадьбе доминировали песни, которые звучали на всех этапах свадебной игры (начиная с пропоя).

Можно выделить 3 группы песен, выполнявщих разные функции:

- прощальные, оформляющие переход молодых (особенно невесты) в новую группу;

- величальные, исполняемые во время ритуальных застолий и служащие для закрепления новой структуры общества;

- песни, комментирующие ход ритуала.

Главные жанры свадьбы-веселья – величальные и корильные песни.

В величальных песнях прославляли жениха, невесту, их родственников, сватов.

Особенности музыкального языка величальных песен:

- степенный, торжественный характер;

- неторопливый темп;

- переменность метра;

- кантиленный (напевный) тип мелодики;

- относительно широкий диапазон напева.

Пример – «Лебедин, мой лебедин», величальная в честь жениха.

Корильные песни – шуточные песни-перебранки, рассказывающие о незадачливых участниках свадьбы. По-видимому, некогда корильные наделялись магическими (охранительными) функциями. По музыкальному языку они близки плясовым песням. Об этом говорит  - подвижный темп, двудольный размер, прихлопы и притопы в такт пению, инструментальное сопровождение.


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 202; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!