Факторы, влияющие на цветопередачу при цветной печати.

ОСОБЕННОСТИ МНОГОКРАСОЧНОЙ ПЕЧАТИ, ПРОБЛЕМА СИНТЕЗА ЦВЕТА В ПЕЧАТНОМ ПРОЦЕССЕ И НЕДОПУЩЕНИЕ НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ЦВЕТОВЫХ КАЧЕСТВ В ПЕЧАТНОЙ ПРОДУКЦИИ

Аннотация. Данная работа посвящена проблеме синтеза цвета в печатном процессе. В работе описываются основы цвета, рабочие этапы при цифровом воспроизводстве тонов, а также факторы, влияющие на цветопередачу при цветной печати.

Ключевые слова: полиграфия, цвет, качество, цветовая модель, печать.

Annotation. This paper is devoted to the problem of color synthesis in the printing process. The paper describes the basics of color, the working stages in digital reproduction of tones, as well as factors that affect color reproduction in color printing.

Keywords: printing, color, quality, color model, print.

Введение. Одной из важнейших задач полиграфиста является печать в том цвете, который требует клиент. Уметь воспроизвести тот или иной «естественный» цвет и точно передать его, который отображается на мониторе. Многие параметры качества зависят от степени работы печатающего устройства и его компонентов. Высококачественный тонер, оригинальный картридж и соответствующая печатная бумага непосредственно отводят пользователя от проблем с цветной печатью. Цветная печать более сложная процедура по сравнению с черно-белой. Так как передача цветовой гаммы должна обеспечиваться исключительно по технологии. Чем сложнее структура выбранного изображения и чем ярче цвета, которые его создают, тем больше вероятность получить блеклое изображение. Казалось бы, достаточно выбрать нужный цвет в графическом редакторе, выполнить перевод из RGB в CMYK и получить изображение с точно переданными цветами. А после печати, вдруг выясняется, что что-то пошло не так и выбранный оттенок кажется слишком холодным или ярким, а то и вовсе не тем.

Проблема исследования: какие факторы нужно учесть при многокрасочной печати полиграфической продукции?

Цель данной статьи заключается в анализе цветовых моделей и выявлении проблем синтеза цвета в печатном процессе, предложить способы недопущения нежелательных цветовых качеств в печатной продукции.

Результаты исследования. Многокрасочная печать ‒ полиграфическое воспроизведение текста и изображений оригинала на оттиске с использованием двух или более красителей (красок, чернил, лаков, тональных средств, печатной фольги). Многоцветная печать может быть штриховой, растровой или комбинированной. Существует два типа многоцветной печати:

‒ печать красками разных цветов без комбинирования фрагментов друг с другом;

‒ печать с наложением и совмещением изображений красками разных цветов (дуплексная, триадная печать, гексахромная), например, при воспроизведении цветных фотографий в печатной продукции.

Основы цвета. Аддитивные цвета RGB (красный, зеленый, синий). Они используются в цифровых камерах, сканерах и экранах мониторов. В сочетании цвета RGB дают белый цвет, и, варьируя их относительную интенсивность, можно получить множество оттенков.

Субтрактивные цвета CMY + K (голубой, пурпурный, желтый и черный). Используются в полиграфии, когда восприятие цвета зависит от пигмента, который поглощает фрагменты видимого светового потока, придавая нужный оттенок. Теоретически можно получить черный цвет, наложив три основных цвета, но из-за несовершенства пигментов в процесс была добавлена отдельная черная краска. Наложение цветов дает производные оттенки.

Описание цвета. Восприятие цвета требует наличия источника света, объекта и наблюдателя. Если один из компонентов изменяется, цветовое восприятие может измениться вместе с ним. Все три компонента были измерены и стандартизированы для описания и расчета цветовых характеристик в лабораторной системе CIE Lab.

Рабочие этапы для цифрового воспроизведения тона. Цифровой PDF-файл содержит все оттенки в виде процентных значений тонов от 0 до 100%, соответствующих определенной структуре растрового изображения.

Механизм растеризации, реализованный в RIP, создает растровое отображение файла. При преобразовании файла RIP считывает процентные значения, указанные в файле, и формирует структуру растровых элементов, каждый из которых соответствует процентному значению оттенка. Таким образом, значение 50% означает, что 50% растровой области будет заполнено растровыми элементами или случайно расположенными точками.

Растровая структура переносится на печатные формы и цветовые тесты, где растровые элементы обычно формируются с использованием струйных технологий. Печатный станок наносит чернила на растровые элементы печатной формы. Оттуда краска падает на офсетный холст и, наконец, на бумагу.

Факторы, влияющие на цветопередачу при цветной печати.

Качество тонера.    Химический тонер обладает высокой текучестью, его микроскопические округлые гранулы обеспечивают более высокую цветопередачу по сравнению с крупными угловыми гранулами механического тонера.

Цвет бумаги. Самые чистые и глубокие цвета получаются при печати на белой бумаге. Желтоватая или сероватая бумага придает изображению посторонний оттенок, углубляя различия между изображением на экране и печатным носителем.

Настройки производителя. Одни производители придают большое значение яркости цветов, другие ‒ плотности печати, третьи – насыщенности оттенков. В результате производители настраивают цветопередачу своих изделий по-разному

Пользовательская настройка. Каждый пользователь настраивает монитор и принтер «под себя», руководствуясь собственным восприятием цветов. Если не использовать вспомогательные программы настройки, то разница в цветопередаче обеспечена.

Ошибки электроники. Даже в одних и тех же моделях печатного оборудования могут быть установлены различные блоки и компоненты. Этот факт вызывает минимальные различия в цветопередаче, которые не могут быть компенсированы электроникой.

Режим экономии тонера. Если в настройках принтера выбран режим экономии тонера, то тонер расходуется в 2 раза меньше, а отпечатки получаются бледнее, чем в обычном режиме печати.

Высокая влажность. Если относительная влажность воздуха превышает 50%, то на поверхности тонера образуется конденсат, и он частично теряет свои магнитные свойства, в результате чего отпечатки становятся бледными.

Различия в используемых цветовых схемах. Мониторы используют цветовую модель RGB, а принтеры ‒ CMYK. При преобразовании изображения из RGB модели в CMYK искажение цвета неизбежно. Наиболее существенной причиной искажения цвета при печати цветных изображений является разница между используемыми цветовыми моделями мониторов RGB и принтеров CMYK. Названия цветовых моделей RGB и CMYK происходят от первых букв названий их цветов: R (red, красный), C (cyan, голубой), G (green, зеленый), M (magenta, пурпурный), B (blue, синий), Y (yellow, желтый), K (kontur, контур, черный цвет).

RGB ‒ это аддитивная цветовая модель. Она предполагает, что, взяв черный (отсутствие цвета) и добавив к нему основные цвета, мы получим белый в результате.

CMYK ‒ субтрактивная цветовая модель. Предполагает, что, взяв белый (наличие всех цветов) и наложив на него основные цвета, мы получим в результате черный.

Модель RGB реализована в цветопередаче мониторов, имеющих черный цвет фона, а модель CMYK реализована в цветопередаче принтеров, печатающих документы на белой бумаге. При преобразовании изображения из модели RGB в модель CMYK искажение цвета неизбежно, так как цветопередача монитора выше, чем цветопередача принтера. Человеческое зрение имеет самую широкую цветовую гамму. Гораздо хуже цветопередача цифровых фотоаппаратов (цветовая модель Lab), далее по степени убывания цветопередачи следуют монитор компьютера (цветовая модель RGB) и лазерный принтер (цветовая модель CMYK).

Из-за различий в цветопередаче мониторов и принтеров при печати чаще всего искажается синий цвет, который превращается в пурпурный. Другие цвета и оттенки цветового спектра также могут быть искажены. Принтер может синтезировать некоторые оттенки желтого цвета, которые не могут быть точно воспроизведены на мониторе компьютера, чтобы обеспечить соблюдение принципа «Что видишь, то и получишь» при печати, следует использовать калибровочные программы, которые настраивают цвета в соответствии с RGB, CMYK и другими цветовыми схемами. Это позволит максимально приблизить печатное изображение к экранному прототипу.

Подходы в работе с цветом. Многие электрографические процессорные системы имеют модуль системы управления цветом (Color Management System, CMS), который имеет широкий спектр функций. Он встроен в драйвер PostScript и в RIP, который управляет этой системой. Используя модуль CMS, можно калибровать процессорную систему, управлять цветовыми профилями и выполнять любые цветовые преобразования. Но основной задачей, стоящей перед системой управления цветом, является выполнение правильного, качественного преобразования значений цвета RGB или CMYK на входе системы в исходные значения цвета CMYK. Система рассчитывает оптимизированные значения CMYK, что приведет к ожидаемой цветопередаче на отпечатке.

При работе с CMS есть две альтернативы: использовать один из стандартных выходных профилей, которые поставляются вместе с системой пользовательский подход, или построить специальный профиль для комбинации «печатная система – бумага». Второй подход ‒ профессиональный, он обеспечит наилучшую цветопередачу и максимальное цветовое покрытие. Однако использование стандартного профиля также дает удовлетворительные результаты, но с ручной калибровкой системы. Профессиональный подход, безусловно, потребует использования специальных профильных программ и передовых знаний в области систем управления цветом. Пользовательский подход основан на субъективной корректировке цвета, так как предполагает использование ручной коррекции калибровочных кривых с целью получения «эмоционально удовлетворительного» цвета. В данном случае речь не идет о точности цветопередачи «макет-отпечаток», поэтому предсказать результат непросто. Еще одним недостатком является временная задержка, вызванная ручной цветокоррекцией в системе печати.

Градационные кривые. Прежде всего, оператор должен установить оптимальный режим работы системы, то есть обеспечить оптимизацию градационных кривых печати, а также поддерживать их в стабильном состоянии. Оптимизация градационных кривых достигается путем калибровки системы, а периодическая повторная калибровка позволяет компенсировать дрейф градационных кривых, то есть дрейф цветопередачи, с течением времени. После выполнения калибровки рекомендуется создать и использовать исходный профиль CMYK системы. Но не все системы CMS поддерживают функцию калибровки. Если он недоступен, пользователь может построить исходный профиль печати и периодически переставлять или редактировать его с учетом изменений цвета. Это пассивная система управления, но при хорошей стабильности цвета с течением времени она также может быть эффективной. Градационные кривые печати определяют функции переноса плотности основных красок.

Но если рассматривать не только с технической стороны, то помимо принтера, настроек и цветов, сочетание которых обеспечивает нужный оттенок, существуют и другие факторы, влияющие на его восприятие. Сюжет играет важную роль. Дело в том, что люди никогда не воспринимают цвет сам по себе. Они оценивают его на основе окружающей среды. Мозг воспринимает сюжет полностью, и это зависит от того, насколько оттенок будет «похож» на то, что клиент ожидал увидеть. Восприятие цвета описывает модель восприятия цвета-теорию, которая описывает, как цвет воспринимается в конкретном случае. На практике наиболее правильным решением будет распечатать пробные экземпляры и посмотреть, соответствует ли буклет или плакат предполагаемой цветовой гамме на бумаге, которую планируют использовать для печати. Это приводит к следующему важному фактору, влияющему на цветопередачу – свойствам бумаги. Даже если бумага кажется белой, на самом деле она может иметь оттенок, который повлияет на цветопередачу. Если используется дизайнерская бумага с фоном, отличным от белого, то нужно учитывать свойства конкретной бумаги. И еще нужно учитывать такой фактор, как прозрачность. Ведь чем ниже плотность, тем лучше видно изображение, напечатанное на обороте. Для буклета или открытки, напечатанных с обеих сторон, этот момент очень важен.

Еще один момент, который не учитывается при заказе и который хорошо известен в розничной торговле ‒ это то, что освещение влияет на цвет и может радикально изменить цветовое восприятие. В гипермаркетах это активно используется при использовании ламп с разной цветовой температурой, например, во фруктово-овощных отделах и мясных отделах. В результате продукты выглядят более аппетитно и охотнее покупаются, а это именно то, что нужно продавцам. Точно так же освещение может повлиять на плакат и буклет, и клиент будет недоволен, что они не попали в фирменный брендбук по цвету при печати. Но на самом деле все дело в наружном освещении. При печати цвет воспроизводится с расчетом на использование стандартного освещения ‒естественного дневного света.

Кроме того, восприятие цветовых оттенков может измениться из-за лакировки или ламинирования. Под лаком цвет обычно становится темнее, а использование глянцевой пленки для ламинирования увеличивает контраст. Эти факторы также следует учитывать для максимально точного попадание в цвета.

Рекомендации по предотвращению нежелательных цветовых качеств печатной продукции. Основным требованием к условиям процесса печати является поддержание значений оптических плотностей при печати. При печати многоцветных изделий необходимо учитывать точность совмещения цветов, она зависит от точности подачи листа. Важным условием образования красочного слоя на оттиске является равномерность его распределения. Чем выше равномерность толщины слоя, тем точнее передаются отдельные детали изображения. Но эта точность обеспечивается в случае печати на очень гладкой, практически не впитывающей чернила бумаге. Современные цифровые электрографические печатные системы среднего и высокого уровня способны обеспечить предсказуемую и стабильную цветопередачу. Для этого нужно использовать систему управления цветом, основанную на цветовых профилях. А сами профили рекомендуется индивидуально отстроить для нескольких ключевых комбинаций. Также важно поддерживать систему в стабильном состоянии, что требует ее периодической калибровки. А для того, чтобы цветовой дрейф был в допустимых пределах, необходимо обеспечить стабильность параметров окружающей среды и свойств бумаги в процессе печати.

Вывод. Таким образом, в процессе производства невозможно точно соблюсти заданное значение какого-либо показателя качества печатной продукции. Все они подвержены колебаниям и являются случайными величинами. Поэтому для определения их значений используются методы математической статистики, согласно которым в качестве основных критериев берутся средние значения, характеризующие не отдельные значения, а всю их совокупность.


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 287; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!