Глава 6. Зимний дворец, Санкт-Петербург



Зимний дворец — главный императорский дворец России. Нынешнее здание дворца (пятое) построено в 1754—1762 годах русским архитектором итальянского происхождения Бартоломео Франческо Растрелли в стиле пышного елизаветинского барокко с элементами французского рококо в интерьерах. Начиная с советского времени в стенах дворца размещена основная экспозиция Государственного Эрмитажа. (прил. 19)

История

Желая превзойти роскошь дворцов европейских монархов, приказала обер-архитектору Бартоломео Растрелли (прил. 20) построить грандиозное здание в центре Санкт-Петербурга. В 1754 году проект Зимнего дворца, выдержанный в пышном барочном стиле, был утвержден. В дальнейшем в него внесли некоторые изменения, приближавшие барочные вольности к строгим стандартам классицизма. Масштабное строительство не было завершено в царствование Елизаветы, и первой полновластной хозяйкой Зимнего дворца стала только Екатерина II. При ней продолжались работы по обустройству внутренних помещений. Так, был оформлен Большой Тронный зал, известный как Георгиевский. С 1764 года Екатерина начала собирать коллекцию живописи Эрмитажа и заказывать архитекторам строительство дополнительных зданий в непосредственной близости от Зимнего дворца. В дальнейшем они будут объединены системой переходов в дворцовый комплекс.

При Николае I работа над интерьерами Зимнего дворца была продолжена. В 1837 году из-за неисправности дымохода в здании произошел страшный пожар, уничтоживший историческое убранство залов – проекты Кваренги, Росси, Монферрана. Кроме того, необходимо было оборудовать юго-западное крыло второго этажа под покои для собиравшегося жениться наследника престола – Александра II. Большинство работ этого периода выполнено Василием Стасовым и Александром Брюлл овым.

В 1904 году, при Николае II, Зимний дворец уступил право называться императорской резиденцией Александровскому дворцу в Царском Селе. Здание продолжало использоваться в музейных целях. С началом Первой мировой войны часть коллекций была вывезена в Москву, а просторные залы отдали под госпитали. После Февральской революции Зимний дворец стал местом заседаний Временного правительства. Именно здесь, в Малой столовой на втором этаже, во время Октябрьского переворота были арестованы его министры. Через неделю все коллекции были объявлены государственной собственностью и Зимний дворец официально стал частью музейного комплекса «Эрмитаж». Во время Второй мировой все коллекции были эвакуированы на Урал. С осени 1945 года Зимний дворец в Санкт-Петербурге принимает посетителей в обычном режиме. Сейчас здесь хранятся археологические собрания, работы художников и скульпторов, произведения декоративно-прикладного искусства стран Азии, Англии и Франции. (прил. 21)

Архитектура

К моменту получения заказа Растрелли уже воздвиг в Санкт-Петербурге два Зимних дворца, но их размеры и убранство залов не соответствовали высокому статусу императорской резиденции. Новое здание, по требованию Елизаветы, отличалось высотой потолков и характерной для барокко пышностью декора – лепнины, скульптур, позолоты, драпировок из дорогих тканей. Фасад Зимнего дворца украсили два яруса белоснежных колонн с золотой лепниной (прил. 22). Расстояния между колоннами разные – так архитектор, умело используя игру света и тени, создал сложный ритмический рисунок. Места на крыше заняли патинированные античные статуи, вазы, сюда же были водружены символы российской государственности (прил. 23). Кстати, зеленовато-голубыми фасады стали только в наше время. Исторически стены были желтовато-песочные, позднее их красили в более насыщенные желтые и коричневые тона.

 

Заключение.

Впечатление от строений иногда создает ощущение, что конструкция является вторичной по отношению к внешнему пластическому оформлению. Это достигалось декоративными объемными фасадами, которые вуалировали конструкцию строения. Барокко – стиль, для которого характерны сложные формы, переплетения, плавный переход из одной плоскости в другую, преобладание криволейных поверхностей и линий.

Чередование выпуклых и вогнутых поверхностей создают ощущение более глубоких объемов, рождают пространственные иллюзии. Одним из важных составляющих стиля барокко является архитектурный ордер. Ордер в классической архитектуре является базовым модулем, который может неоднократно повторяться, отделяя друг от друга этажи, пролеты, определяя структуру здания. Изменения какой-либо из частей или нарушение пропорций может разрушить целостность восприятия сооружения. Но именно это явление стимулировало зодчих стиля барокко вмешиваться в пропорции и вносить изменения в элементы ордера.

Архитекторы в архитектуре в стиле барокко использовали разные ордера: от строгого дорического до пышного коринфского. Элементы ордера растягивали, скручивали, накладывали друг на друга. Пропорции и ритм расположения элементов тоже претерпевал изменения по отношению к традиционным классическим.

Чем больше изменений производились зодчими в отношении ордера, тем менее значимым казался сам ордер. В декоре барокко активно участвуют фронтоны, волюты, колонны, объемный крупный рельеф. Большое значение в архитектуре стиля барокко приобретает монументальная скульптура, которую широко используют в декоре зданий. Многоплановые скульптурные композиции обычно имеют выраженную динамику: скульптуры, изображающие людей, выражают состояние напряжения, драматизма, экзальтации.

Архитектурный стиль барокко просуществовал в относительно недолго. На исходе 18 века на смену роскошеству и чрезмерности пришла рациональная красота классицизма. Зато созданные за это время дворцовые ансамбли по сей день восхищают масштабом замысла и великолепием убранства. Архитектура Петергофа, Царского села и Санкт-Петербурга – источник вдохновения для современного барокко, реализованного в частных загородных особняках. Здесь по-прежнему ценятся сложные формы и необычайная декоративность.

Список использованных источников:

1. Барокко. БСЭ. М., 1970 .

2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2002 .Ворончихин Н.С., Емшанова Н.А.

3. Орнаменты. Стили. Мотивы: Удмуртский университет, 2004 .Гнедич П.П.

4. История искусств. М.: ЭКСМО, 2002 .Згура В.В.

5. Проблема возникновения барокко в России // Барокко в России. М., 1926.

6. История искусства зарубежных стран: В 3 т. М.: Издательство Академии художеств СССР. 1964. Т. 3 .

7. Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблемы стилей в западноевропейском искусстве. / Под ред. Виллера. М.: Наука,1966 .

8. Современный словарь по общественным наукам / Под ред. О.Г. Данильяна, Н.И. Панова. М.: ЭКСМО, 2005

9. «Этюды по теории западноевропейского искусства»/ Е. И. Липатов. М.: Просвещение, 1963 – 198 с.

10. «История искусства зарубежных стран»/ под ред К. Л. Миринина. Том 3. Спб.: Нева 1964 – 340 с.

11. «Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблемы стилей в западноевропейском искусстве»/ Ответственный редактор М. Виллер. М.: Наука,1966 – 240с.

 

Приложения.

Приложение 1. Карлскирхе, Вена.

 

Приложение 2. Фриза.

Приложение 3. Схема здания церкви.

 

Приложение 4. Шёнбрунн, Вена.

 

Приложение 5. Шёнбрунн при Марии Терезии.

 

Приложение 6. Зеркальный зал.

 

Приложение 7. Большая галерея.

 

Приложение 8. Церемониальный зал.

 

Приложение 9. План помещений.

Приложение 10. Площадь Святого Петра, Ватикан.

 

Приложение 11. Джованни Лоренцо Бернини.

 

Приложения 12 и 13. План Собора и Площади Святого Петра.

 

 

Приложение 14. Собор Святого Павла, Лондон.

 

Приложение 15. План Собора Святого Павла.

 

Приложение 15. Купол Собора, расписанный Джеймсом Торнхиллом.

 

Приложение 16. Версальский дворец, Версаль.

 

Приложение 17. Пьер Патель. Версальский дворец. 1668 г.

 

Приложение 18. План дворца.

Приложение 19. Зимний дворец, Санкт-Петербург.

 

Приложение 20. Бартоломео Франческо Растрелли.

Приложение 21. Первоначально окраска дворца имела жёлтые оттенки, как у Версаля и Шёнбрунна.

 

Приложение 22. Колонны с лепниной.

 

Приложение 23. Античные статуи и вазы на крыше дворца.


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 223; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!