Список использованных источников и литературы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

«Московский государственный юридический университет

имени О.Е. Кутафина» (МГЮА)

 

 

ДОКЛАД

 

Философско-правовые идеи Ф. Ницше

 

Выполнил:

студент 1 курса

группы МЗ 11

Уразов Е.К.

 

Москва, 2020

Содержание

 

Данный доклад изучает философские и правовые взгляды известного философа XIX века Фридриха Вильгельма Ницше. Двусмысленность и усложненное понимание, противоречивость его заключений и в настоящее время являются темой для различных научных споров и привлечения внимание ученых.

Способы понимания зависят от личных качеств исследователей, а за лаконичностью, меткостью и резкостью суждений можно проследить глубинные и точно выраженные мысли, повествующие нам о духовных изысканиях Ф.Ницше, о нескончаемой, тяжелой, работе которая была направлена на поиск истины работе мысли данного человека.

Рассматривая историю с точки зрения генеалогической, Ницше занимается поиском констант, которые были однажды созданы «властью» или «игрой сил», а затем столь глубоко укоренились в мышлении и поведении, что обрели вторую жизнь, субстанциализировались и с тех пор неусыпно охраняются традицией.

Генеалогическое прояснение обращается к моменту образования культурных констант (будь то в области этики, исторического или правового самосознания), к «первотворению» и снимает с них таинственность вековых интерпретаций: вначале вскрывается смысл психологический (лежащий на поверхности), а затем смысл философский или метафизический, отсылающий к «воле к власти» и всем тем противоборствующим силам, которые составляют ее содержание.

Право рассматривается Ницше в двух аспектах — как форма культуры, которая, наряду с религией, несет ответственность за появление и постепенное закрепление «противоестественной морали», и как естественная и необходимая основа человеческого общежития, социального бытия человека.

Что касается содержательной стороны вопроса — определения понятия «права», — взгляды Ницше вполне соответствуют общеизвестным, однако имеют свою специфику, понимание которой, на мой взгляд, является крайне важным.

Как пишет Ницше в «человеческом, слишком человеческом»: «без договора нет права». Договор, обязательство — основа существования гражданских правоотношений. В естественно-правовой теории такой договор выступает в качестве частного проявления общественного соглашения или договора, породившего государство как таковое.[1]

В социальной философии Ницше данная схема переворачивается: образование государства предстает в виде исторического процесса, в основе которого лежит неизменная элементарная форма — гражданско-правовой договор.

Соотношение ценностей и права, в полном согласии с ницшеанской метафизикой «воли к власти», оказывается за пределами проблемы «право и нравственность». Древние римляне связывали существо права со словом vinculum, которое означало «узы» или, позднее, «обязательство».

Согласно Ницше, право рождается там, где человек оказывается способным связать себя обещанием или обязательством. Для этого необходима «память воли», поскольку отныне человек учится распоряжаться не только своим настоящим, но и своим будущим. Гарантировать же будущее можно лишь в том случае, если человек сумеет рационализировать свое прошлое.[2]

Появление общеизвестных категорий морали Ницше непосредственно связывает с развитием права, что полностью согласуется с его отказом принять мораль как нечто самодостаточное, существующее автономно и в неизменном виде. Так, понятие «вины» (Schuld) произошло от материального понятия «долги» (Schulden).

Простейшая норма современного права, требующая в императивном порядке возмещения нанесенного ущерба, является результатом длинной эволюции. Вначале, как гораздо более естественная, воспринималась «идея эквивалентности ущерба и боли». При несостоятельности должника компенсация состояла в праве на жестокость, которым, в полном соответствии с законом, наделялся заимодавец.

Итак, не право рождается из морали, а наоборот, право — как неизбежное для социума установление, вырывающее его жизнь из хаоса, — порождает мораль. Здесь необходимо следующее уточнение: Ницше имеет в виду те из нравственных правил, которые хотя и отсылают к внутренней работе мыслей и чувств, в действительности предписаны и санкционированы государством. [3]

Значение права у Ницше не ограничивается областью морали: право стоит не только у истоков морали, но также определяет первоначальные отношения внутри социума. Отношение заимодавца к своим должникам является, согласно Ницше, прототипом отношения общины к своим членам. «Купля и продажа, со всем их психологическим инвентарем, превосходят по возрасту даже зачатки каких-либо общественных форм организации и связей…».

Но далее происходит известная метаморфоза: чем сильней становится община, тем менее жестким и жестоким становится налагаемое ею наказание. На примере уголовного права Ницше отмечает тенденцию «изолировать друг от друга преступника и его деяние». Милость власти и, соответственно, безнаказанность провинившегося призваны продемонстрировать преимущество сильнейшего. Но как же быть с тезисом Ницше о том, что за всем происходящим следует видеть «игры» воли к власти? На мой взгляд его философия права, хотя и лишенная завершенности, свидетельствует о том, что универсальный принцип может и должен быть применен ко всей конкретике жизни, в которую неизбежно вовлечен всякий индивид.

Напомню, что Ницше рассматривает не только наличие и отсутствие воли, силу и слабость, волю к власти и волю к Ничто, где во главе и одновременно на дне иерархии оказывается ничто воли, абсолютная пассивность. Более плодотворным делением, носящим критериологический характер, является оценка сил либо как активных, либо как реактивных.

Не идеи, не какие-то высокие или низменные цели и идеалы движут развитием государства и права; здесь разыгрываются «процессы возобладания», конкретное содержание которых зависит от активного или реактивного заряда господствующих сил.

Право, как нечто позитивное, с точки зрения Ницше, представляет собой борьбу против реактивных сил (бессмысленного бешенства, мести, смертельной вражды). Биологически более ценные «активные аффекты» — властолюбие, корыстолюбие и им подобные — становятся прародителями порядка и закона.

Именно им, как полагает Ницше, мы обязаны философско-правовые идеи юридическим институтом «безличной оценки поступка», однозначно прогрессивным с точки зрения современной правовой мысли.[4] Но даже самый «справедливый» порядок, устанавливаемый таким образом, не должен рассматриваться как прообраз вожделенного коммунистического строя, поскольку правовые установления потому и эффективны, потому и не идут в разрез с человеческой природой, что они воплощают в себе сложную борьбу комплексов власти, а не средство против всякой борьбы вообще.

Закону по плечу установить то, что будет отныне считаться «правом» и «бесправием», императивно разъяснить границы дозволенного, но не в его силах противостоять несравненно более могущественной и всепроникающей «воли к власти». [5]

И если при первом приближении правовые ситуации выступают в качестве «частичных ограничений» воли к жизни, то на поверку они оказываются лишь «частными средствами», нацеленными на создание более значительных единиц власти. В связи с вышеизложенным становится понятным благосклонное отношение Ницше к войнам: «Культура отнюдь не может обойтись без страстей, пороков и злобы».

 Но вовсе не порок и злоба самоценны для Ницше, не удовольствие от страданий других проповедует немецкий философ. Риск, спокойная совесть, гордое равнодушие к своей собственной жизни и к жизни близких — вот те компоненты, которые способны с новой силой «привести во вращение механизмы духовной мастерской».

 А значит, если и не войны, то «суррогаты войны», лишь бы не дать человеку заснуть, почивать на лаврах культуры, которая тем временем медленно и неуклонно будет катиться к закату и собственной гибели.

Война, понимаемая как соперничество, как борьба активных и реактивных сил, расставляет все по своим местам, «человек выходит из нее более сильным для добра и зла». Позиция, которую занимает Ницше относительно войн, выдвигает на передний план более универсальную и значимую проблему, а именно — проблему сочетания эволюционного и революционного развития общества.

Психологической основой права, согласно Ницше, является «традиционное психологическое чувство», т.е. то, что воспитывается в течение длительного периода времени. С этой точки зрения, правовые реформы находятся в непосредственной зависимости от изменений, которые претерпевает мировоззрение в его правовом аспекте или правовое самосознание. [6]

Подводя итог, следует заметить, что, несмотря на аргументацию Фуко, точка зрения Ницше, согласно которой общество, лишенное государства, все же будет обладать правом, не лишена основания и имеет сегодня своих сторонников. Изменяясь до неузнаваемости, право сохраняет свое значение, остается незаменимым механизмом по регулированию самых разнообразных отношений внутри социума.

Конечно, прогнозы Ницше относительно правовой сферы и теперь еще нельзя считать вполне воплотившимися[7], но сегодня от них уже нельзя отмахнуться, и те, кто отказываются воспринимать их всерьез, страдают, если можно так выразиться, исторической близорукостью.

 

 

Список использованных источников и литературы

1. Ницше Ф. К Генеалогии морали // Ницше Ф. Сочинения в 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 442.

2. Преодоление метафизики в философии Ф.Ницше // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия A. Гуманитарные науки. 2006. № 7. С. 63-65.

3. Философские основы политико-правового учения Фридриха Ницше. СПб., 2000.4 печ. л.

4. Ницше Ф. Генеалогия морали. Фридрих Ницше; пер. с нем. В.А.Вейнштока; под ред. В.В.Битнера. СПБ.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. 224 С.

5. Канке В. А. Философия для психологов. Учебник. М.: Инфра-М. 2018. 316 С.

Интернет-ресурсы

6. Чичнёва Елена Александровна Философско-правовые идеи в творчестве Ф. Ницше // История философии. 2001. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/filosofsko-pravovye-idei-v-tvorchestve-f-nitsshe (дата обращения: 06.01.2021).

7. Кудачкин Д.А. Проблема добра и зла в философии Фридриха Ницше // Приволжский научный вестник. 2015. №6-3 (46). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-dobra-i-zla-v-filosofii-fridriha-nitsshe (дата обращения: 03.01.2021).

 


[1] Ницше Ф. К Генеалогии морали // Ницше Ф. Сочинения в 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 442.

[2] Преодоление метафизики в философии Ф.Ницше // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия A. Гуманитарные науки. 2006. № 7. С. 63-65.

[3] Чичнёва Елена Александровна Философско-правовые идеи в творчестве Ф. Ницше // История философии. 2001. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/filosofsko-pravovye-idei-v-tvorchestve-f-nitsshe (дата обращения: 06.01.2021).

[4] Философские основы политико-правового учения Фридриха Ницше. СПб., 2000.4 печ. л.

[5] Ницше Ф. Генеалогия морали/Фридрих Ницше;пер. с нем.В.А.Вейнштока;под ред. В.В.Битнера.-

СПБ.: Азбука, Азбука-Аттикус,2015. 224 С.

[6] Канке В. А. Философия для психологов. Учебник. М.: Инфра-М. 2018. 316 С.

 

[7] Кудачкин Д.А. Проблема добра и зла в философии Фридриха Ницше // Приволжский научный вестник. 2015. №6-3 (46). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-dobra-i-zla-v-filosofii-fridriha-nitsshe (дата обращения: 03.01.2021).


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 35; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!