Проектные предложения, необходимое благоустройство территории.



Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Севастопольский государственный университет»

Реферат по дисциплине


История садово-паркового искусства

На тему: «Проект реконструкции части парка-памятника

садово-паркового искусства регионального значения

"Утес-Карасан"»

 

Выполнил: м. гр. ЛА/м-20-1-оЖигулевцева О.

 

Проверил: к.ф.н, доцент кафедры Архитектура и дизайна ИРГ Попкова М.А.

 

Пояснительная записка

Объект проектирования расположен по адресу : г.Алушта, п. Утес,        ул Гагариной, 5 

-климатический район строительства - IVB

-расчетная зимняя температура наружного воздуха -11о С

-характеристическое значения ветрового давоения - 46кг/м2

-характеристическое значение веса снегового покрова - 77кг/м2

-расчетная сейсмичность площадки с учетом требований принята - 8 балов

Историческая справка

На памятник архитектуры

«Бывший дворец князей Гагариных, постройка 1902-1907 гг.»

 

Имение князей Гагариных в Кучук-Ламбате (в настоящее время п. Утес) в начале XX века своими архитектурно-художественными достоинствами представляло собой характерный образец усадебно-паркового зодчества живописнейшего уголка Южного берега Крыма.

Рельеф данной местности представляет живописный горный склон. На севере - гористое подножие Бабуган-яйлы. Южная сторона обращена к бухте Кучук-Ламбатского залива и скальному мысу Плака, где размещены: дворец, ландшафтный парк и планировочные зоны исторической усадьбы.

Здесь каждый драгоценный участок земли имеет своё историческое название:

- месторасположение 1-2 корпусов - Чекурия;

- земли в прошлом под виноградником, ныне очистные сооружения - Чахча;

- район погранзаставы, где проходила кордонная тропа - Джалам-бах;

- холмистая поверхность наверху - Инахер;

- земля перед кладбищем - Ай-Дония;

- земля под виноградником - Мармара;

- камни под скалой - Пармалы;

- небольшой камень в море - Синжа;

- острова в море - Ай-Далары.

Сам дворец Гагариных эффектно раскрывался с разных точек, удобно располагаясь на седловине мыса Плака, отвесные скаты которого живописно спускались к морю. С мыса открывается прекрасный вид на Кастель, Аю-Даг, далёкие Судакские горы.

Историческое название местности - Кучук-Ламбат - в переводе означает Малый маяк. Селение Ламбат упоминается в списках Десимона в XTV веке, и входило в состав генуэзских владений. В античные времена здесь процветал город Лампас, но следы его безвозвратно затерялись.

По сведениям известного путешественника и писателя Н.С. Всеволожского, побывавшего в усадьбе в 1836 году, установлено, что в 1838 году А. М. Бороздин выстроил второй усадебный дом, а старый дом с террасой и частью сада продал...

Помимо обустройства имения - возведения домов, разбивки ландшафтного парка с устройством малых архитектурных форм, А. М. Бороздин в своём имении применял достижения экономической науки: из урожая маслиновой рощи готовили масло, из винограда - вино. Одновременно в его имении в Саблах работала суконная фабрика, из сукна делали фески. Из Саблынского сукна носил костюм Дюк Ришелье. Мануфактуристы запада высоко ценили сукно фабрики А. М. Бороздина в Саблах.

Всё в имении было направлено на роскошь и эффект: в подвалах хранилось великолепное французское шампанское, в гостиной - книги и новомодные европейские журналы. Дом был обставлен щегольской мебелью. Хозяин был хлебосольным, потому дом его посещали иностранные и русские путешественники.

На периферии западной стороны усадьбы в этот период был возведён архитектурный комплекс винного завода (утрачен). Сохранилось единственное здание (руинировано), где размещались лаборатория, бондарская мастерская и жилые помещения.

Недалеко от ворот на запад находится каменный колодец в виде небольшого здания (2x1,5 м) с двух скатной крышей. На юг и восток от комплекса винного завода размещены одноэтажное и двухэтажное каменные здания простых архитектурных форм Бороздинского периода развития усадьбы.

Ландшафтный парк на восточной стороне привлекает внимание дендрологической коллекцией древесных насаждений, которые имеют свободную систему посадки группами и солитерами. Садовод из Германии немец Э. Либо был приглашён Бороздиным, работал в парке и саду до глубокой старости.

 Фруктовый сад формировался такими древесными насаждениями: лимоны, эвкалипты, алыча, миндаль, яблони, грецкий орех, 2 маслиновые рощи, груши, изюм-эрик.

Строгое и целостное оформление фасадов способствовало единству всех частей здания, которое, в целом, отличается компактностью.

Сложность плану здания придали выступающие ризалиты, способствующие усилению пространственного восприятия, и другие объемы с башнями и балконами.

Большую смысловую и пластическую нагрузку имеет торцевой фасад, обращенный к морю. Этот фасад уплощен, завершен вытянутым усеченным щипцом, стороны которого имеют ступенчатую конфигурацию. В плоскости щипца размещен родовой герб Гагариных с надписью на латинском языке - «В древности сила». Герб князей Гагариных решён в виде панно: композиционная и пластическая нагрузка отведена барельефу, в центре его щит (символизирующий благоразумие, защиту) с виноградной лозой (символ мирного занятия владельцев), вековым дубом (символ мощи) и кабаном (олицетворение силы, богатства). Герб Гагариных увековечивал ратные подвиги предков рода, подчёркивал его святость и незыблемость.

В 1919 году бывшие имения Кучук-Ламбата были подвергнуты национализации. На базе 2-х хозяйств «Чукурлар» и «Кучук-Ламбат» созданы советские хозяйства «Южсовхоза».

Из акта приемки и сдачи бывшего имения княгини Тархан-Моурави следует, что она была владелицей 397 десятин земли. В акте выделены следующие постройки в Кучук-Ламбате:

1. Барский 3-х этажный каменный дом с конюшней и каретным сараем.

2. Нижний дом с подвальным помещением. Ферма с конюшней и каретный сарай.

3. Жилой дом для управляющего каменный, крытый железом, комнат 9.

4. Двухэтажная казарма для служащих, каменная, крытая железом.

1. Флигель двухэтажный, жилой, каменный, крытый железом.

Акт сдачи имения хранил в себе и былую обстановку гостиной дворца: 11 ковров, 8 мягких кресел, 3 пуфика, круглые и угловые столики, мольберты для картин, кресла, диваны и др. предметы обстановки.

В 1921 году в Кучук-Ламбате организован дом отдыха Реввоенсовета для бойцов Красной Армии. Позднее по 1925 год бывшее имение находилось в распоряжении Винсовхоза. В 1926 году, когда имение перешло в ведение Союза Совторгслужаших, здесь был основан дом отдыха.

В годы Великой Отечественной войны санаторные корпуса были заняты немецкими и румынскими частями. Они нанесли непоправимый урон, разграбив уникальную библиотеку, уничтожив мебель и посуду. При отступлении немцы должны были взорвать корпуса санатория, но вовремя подоспевшие части Красной Армии предотвратили варварство.

Основной корпус - бывший дворец - существенно не пострадал, но были утрачены цельные венецианские стекла, замена переплетов и более мелкая расстекловка которых значительно снизила эстетическое восприятие здания.

В мае 1944 года начался восстановительный период в истории санатория.

Работы вели завод тяжёлого машиностроения «Электросталь» Московской области, сотрудники санатория «Кучук-Ламбат».

В настоящее время бывший Гагаринский дворец находится в ведении АО «Санаторий «Утёс».

 

На части территории парка «Утес-Карасан», находящейся в собственности АО «Санаторий «Утес», располагаются следующие малые архитектурные формы:

- Фонтан мраморный в античном стиле,

- Фонтан с аркой,

- Пергола, нач. XX в.

Фонтаны относятся к монументальным произведениям искусства. Они служат архитектурно-декоративным целям, при этом высотой струй и разнообразным их сочетанием достигаются значительные эффекты.

В России фонтаны впервые устраивались в Петергофе - это было нововведение Петровской эпохи. 9 августа 1721 года Пётр I собственноручно пустил петергофские водомёты. Самый известный петергофский памятник - фонтан античной мифологии «Самсон».

В начале XIX века в дворцово-парковых ансамблях Крыма воздвигались фонтаны, в которых античность (Запад) встречалась довольно часто и вполне уживалась с Востоком.

Тонкая орнаментация крымских фонтанов позволила художникам, архитекторам, скульпторам достичь редких по обаянию и очарованию результатов. В имениях состоятельных князей, дворян, помещиков по устройству фонтанов работали итальянские мастера.

История сохранила некоторые из имён итальянских авторов - Ахиллес Рампини, Боннани и др. Из Италии скульптурные группы доставлялись пароходами в Крым к месту назначения.

Дворцово-парковые фонтаны путешественники называли «душой садов», поэты посвящали им стихотворения. Воспетый А. С. Пушкиным Бахчисарайский Французский путешественник К. Монтадон в своём «Путеводителе» (1834 г.) совершенно справедливо отмечал, что «это место обязано всеми украшениями генералу А. М. Бороздину».

Хорошо образованный, много путешествовавший Андрей Михайлович в своих крымских имениях воспроизводил всё лучшее, что видел в Америке, Англии, Италии, Франции.

В Кучук-Ламбате в 1819 году он построил усадебный дом в стиле ампир с террасой и стеклянной галереей. Архитектурные формы первого владельческого дома легли на полотно известного крымского художника Ж.-К. Мивиля (1818 г.). Аналогичные дома были распространены в Италии.

Неотъемлемой частью общей композиции усадьбы, её важным художественным элементом являлся ландшафтный парк, заложенный в 1814 году опытным садоводом немцем Э. Либо, приглашённым из Германии в Кучук-Ламбат.

Вход в парк был оформлен белоснежной мраморной перголой с трельяжами (утрачены). Достопримечательностью парка, его душой были, конечно, фонтаны, восточные и западные - античные.

Андрей Михайлович Бороздин во Франции интересовался версальскими фонтанами (высота струи 23 м); в Германии в Потсдаме видел фонтан Сан-Суси (39м); в Англии близ Лондона - Суденгем (85 м). Его привлекали высоко бьющие водомёты, и он их создал в Кучук- Ламбате.

Древесно-кустарниковые насаждения парка состояли из экзотов Крыма, Америки, Африки: лимонные и апельсиновые рощи; лавры, пионное дерево, магнолия, большецветная вербена и др.

Всё, созданное талантливыми мастерами, и дало тот эффект, украшение этого удивительного места, которое так поразило Монтадона.

Предположительно, все фонтаны были установлены во время закладки парка.

Ландшафтный парк на восточной стороне привлекает внимание не оригинальностью парковой композиции, а в большей степени дендрологической коллекцией древесных насаждений группами и солитерами: лавр благородный, сосна алеппская, ива вавилонская, тисс ягодный. В этот период ландшафтный парк на восточной стороне органично соединялся с участком фруктового сада (утрачен) - здесь выращивались лимоны, эвкалипты, миндаль, маслиновые и др.

Фонтан мраморный

На южной стороне фруктового сада, возле кипарисовой аллеи, ведущей к набережной, под лестницей, находится мраморный фонтан конца Х1Х века. Его еще называют античным фонтаном. Привлекает внимание ордерным декором в виде антаблемента, фризовая часть памятника украшена орнаментальным рельефом акантовых листьев. У подножия фонтана полукруглая мраморная ванна. В основании пилястр установлены мраморные резные детали (предположительно перевернутые капители, возможно поздние). Желобок утрачен. На лицевой поверхности - трещины. Завершение тоже утрачено.

Недалеко от мраморного фонтана устроена каменная лестница. Лестница оригинально оформлена (по рассказам сторожилов) двумя колоннами со стилизованными капителями конца Х1Х века (устрачены).

Фонтан с аркой

 

В юго-западной части фруктового сада сохранился небольшой каменный фонтан с аркой конца Х1Х века. На лицевой поверхности фонтана - единственная интересная деталь - это полуциркульная арка, сложенная, как и весь памятник, из гаспринского известняка. Желобок и каменный лоток отсутствуют.

Фонтаны парка «Утес-Карасан» - интересные объекты южнобережного дачного строительства 1820 г. - конца Х1Х века. Они единственны и неповторимы.

Их первозданность, художественный колорит снижены в результате разрушений с давностью возведения, ялтинским землетрясением, гражданской войной, Великой Отечественной войной. Реставрация фонтанов - выполнимая, технически реальная задача.

Кроме фонтанов на территории парка «Утес-Карасан» находится слеп-усыпальница - место захоронения членов семейств бывших владельцев имения «Кучук-Ламбат»: гражданского губернатора Тавриды, генерал-лейтенанта Андрея Михайловича Бороздина (год кончины 1838) и губернатора Кутаиси, генерал-майора, князя Александра Ивановича Гагарина (год кончины 1857). Исходя из вышеуказанных дат, склеп был сооружен в начале-середине Х1Х века. Усыпальница представляет собой небольшой тоннель с несколькими ответвлениями, выполненный в склоне. С южной стороны холма находится вход в усыпальницу, по бокам от входа расположены две каменные лестницы, ведущие к цокольной части не сохранившейся до наших дней часовни. Дата постройки часовни не установлена, предположительно конец Х1Х века (по данным на 1905 год над склепом уже существовала белая часовня). Вероятно, часовня была разрушена в 1920-х гг. Позднее цокольная часть часовни была приспособлена под видовую площадку, над ней был устроен теневой навес в виде беседки-перголы. На самой площадке были установлены столик и две парковые скамьи. В настоящее время теневой навес утрачен.

 

КРАТКАЯ ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

 

Комплексный памятник природы местного значения "Мыс Плака" территориально входит в состав земельного участка АО «Санаторий «Утес», который расположен в пределах Маломаякского территориального органа городского округа Алушта, в 10 км южнее г. Алушты, недалеко от пгт. Партенит. Общая площадь территории АО «Санаторий «Утёс» согласно государственному акту на право собственности на земельный участок серии ЯИ № 728821 от 20.11.2009 составляет 8,9661 га. Из них непосредственно комплексный памятник природы местного значения "Мыс Плака" занимает площадь 5 га.

Название мыса происходит от греческого слова "плака" - плоский камень (Сосновский, Столбунов, 1978, с. 268). "Плака, Пелака - плосковершинный мыс, на оконечности которого скальный купол с впадиной на южной стороне... ср. тюрк, пляки - "плоский небольшой камень", греч. плака - плита и плакосис - плоский" (Белянский и др., 1998, с. 100).

Местность в районе мыса издревле носила название Кучук-Ламбат, что связано, очевидно, с находившимся когда-то на мысе Плака маяком. Лампаду («светоч», «факел»), впервые упоминает автор сочинения «Объезд Эвксинского Понта» Флавий Арриан (95-175 гг. н. э.). Говоря о расстоянии от покинутого таврами порта, находящегося на месте позднейшего Судака, он указывает, что отсюда до Лампады в Таврической земле 600 стадий, от Лампады до порта Символа (Балаклава) - 52 стадии. В письме хазарского кагана Иосифа Испанскому сановнику Хасдаю Ибн- Шафруту, датируемом серединой X века, каган, описывая свое царство, перечисляет прекрасные города, принадлежащие ему в Крыму: Керчь, Судак, Мангуп, Ламбат и Партенит (Материалы по истории санатория "Утёс", рукопись).

Парк оформлялся в ландшафтном стиле: в него были включены остатки естественного леса, сохранившиеся и сегодня на склонах скалистого мыса Плака, который сам по себе представляет декоративную ценность (Материалы по истории санатория "Утёс", рукопись). После смерти Бороздина, похороненного в семейном склепе на холме, самой высокой части Кучук-Ламбатского парка, имение его перешло князьям Гагариным, и в свою очередь распалось на две части. Так из одного громадного имения Бороздина образовалось три самостоятельных и тоже больших имения.

Мыс поднимается на 50 м и протягивается на 330 м в северо-восточном направлении. Сложен он порфиритами, образовавшимися из застывшей на небольшой глубине магмы. О форме массива можно получить четкое представление по пластовым трещинам, разделяющим его на мощные "скорлупы" толщиной 1-1.5 м. В целом это короткое гребневидное тело, в середине раздутое, в верхней части заканчивается сводом.

Северо-восточная часть массива почти полностью освободилась от вмещающих уплотненных глин и песчаников таврической серии и вместе с тем почти не затронута разрушением. Зеленоватый порфирит в ряде мест прорезают тонкие ленты черного плотного материала, внешне очень похожие на жилки базальта. В поперечном срезе "каменных скорлуп " видно, что ленты черного материала уходят вглубь на несколько десятков сантиметров и исчезают.

Особый интерес представляет также уникальная растительность мыса Плака. С точки зрения геоботанического районирования, территория комплексного памятника природы местного значения «Мыс Плака» относится к приморской части нижнего горного пояса Крымского Южнобережья. Рассматриваемый участок занят обычными для этой зоны растительными сообществами дуба пушистого и фисташки туполистной, некогда повсеместно распространенными здесь, а ныне вытесненными в ходе строительства различных объектов (большей частью курортного назначения) и посадками растений-экзотов.

Остатки дубового леса, шибляка (вторичных сообществ, представляющих собой заросли кустарников и низкорослых кустообразных деревьев, сформировавшихся на месте леса при длительном влиянии антропогенного фактора) и фисташкового редколесья достаточно хорошо сохранились в этом районе. Данные сообщества подлежат охране как наиболее устойчивые элементы растительного покрова, не требующие особого ухода, в том числе и полива, а также насыщенные редкими видами растений.

 

Дубовый лес шиблякового типа. Сообщество состоит из дуба пушистого и граба восточного (грабинника) с участками сумаха дубильного. Высота первого древесного яруса составляет 3.0-3.5 (до 5.0) метров, сомкнутость крон сообщества составляет 0.5-0.7. В качестве примеси к дубу встречаются ясень остроплодный и каркас голый. Высота Н-го яруса составляет 2.0-2.5 метра, сомкнутость крон 0.1- 0.2. Единично отмечены скумпия коггигрия и боярышник мелколистный. Все перечисленные виды деревьев и кустарников довольно обычны в дубовых сообществах Южнобережья. Травостой в данном сообществе слабо выражен, разрежен, имеет обычный состав: осоки, злаки, разнотравье. Из достаточно редких видов здесь представлена иглица понтийская - вид, охраняемый решением Ялтинского горисполкома (1971 г.). Сообщества дубового леса имеют ныне ограниченное распространение в приморском поясе Южнобережья, поэтому даже небольшие их участки нуждаются в безусловном сохранении.

 

 

Климат территории

Парк санатория «Утес» располагается в пределах западного южнобережного субтропического агроклиматического района (Важов, 1977), который характеризуется

средиземноморским субтропическим засушливым жарким климатом с умереннотеплой зимой. Средняя годовая температура воздуха +12...+14°С, температура самого теплого периода (июль-август) составляет +23... +25°С, самого холодного (февраль) от - 2.5 С до + 4,5°С. Средний из абсолютных годовых минимумов температуры -6...-9 °С, абсолютный минимум -15...-17°С. В полдень в июле температура воздуха поднимается до +26...+28,5 °С, а в отдельные годы до +37...+40°С. На поверхности почвы максимальная температура в июле может достигать +64°С, а минимальная в январе - '.8°С, однако повреждение декоративных растений морозами возможно не более, чем в 1-3 % зим.

Зимний период в данном районе характеризуется выпадением снега, но устойчивый снежный покров бывает в прибрежной полосе (до 100-150 м над уровнем моря) не более 12 дней и. как правило, с оттепелями, перемежающимися безморозными похолоданиями, не приносящими вреда растениям.

Безморозный период длится 259 дней, вегетационный период - 212-218 дней, период интенсивной вегетации длится 156 дней.

Годовое количество осадков - 550 мм, с максимумом в декабре и минимум в апреле-мае. Годовая испаряемость примерно в 3,7 раза превышает сумму осадков в период интенсивной вегетации, в связи с чем растения нуждаются в обязательном регулярном поливе в летний период и влагозарядковых поливах осенью и весной.

В районе, где располагается объект, преобладают северо-восточные ветры (41%) и юго-западные (17 %). Среднегодовая скорость ветра 3-3,5 м/сек., зимой - до 6,5 м/сек.; сильные ветры (до 20-30 м/сек.) в прибрежной зоне бывают в течение 20-25 дней в гаду, иногда (2-3 дня в году) регистрируются суховеи.

В целом южнобережный климат обладает исключительно благоприятными тепловыми условиями, которые более всего проявляются в холодный период года, за счет чего здесь возможно существование большого разнообразия растений, число которых можно увеличить, если учитывать микроклиматические особенности территории.

На исследованной территории преобладают два вида почв:

1.   Коричневые карбонатные маломощные малогумусные легкоглинистые средне- и силъноскелетпые почвы на смешанном делювии глинистых сланцев и известняков

(оползневые накопления) в комплексе с коричневыми бескарбонатными слабогумусированны.ми тяжелосуглинистыми среднещебнисто-хрящеватыми на глинисто-щебнпстых продуктах разрушения глинистых сланцев и песчаников (в местах обнажения пород таврической серии).

Местами, на крутых (25-30°) участках склонов, где отсутствует естественная древесно-кустарииковая растительность, почвы эродированные и смытые маломощные) с выходами коренных горных пород.

 

Проектные предложения, необходимое благоустройство территории.


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 48; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!