Тайлор и его теория возникновения религий

ФГБОУ ВО

Рязанский государственный агротехнологический университет имени П.А. Костычева

 

Факультет экономики и менеджиета

 

Кафедра гуманитарных дисциплин

 

 

РЕФЕРАТ

 

                  по дисциплине «Культуралогия» на тему:

« Первобытная культура до 4 тыс. до н.вр.Анимизм »

Выполнила:

студент 1 курса ЭЗ3101 группы

факультета

экономики и менеджмента направления  38.03.01 Догадина С.К.

 

Проверил:

ст. преподаватель кафедры,

 

Рязань 2020

 

Содержание

Введение. 3

1.Формирования первобытной религии-анимизм. 4

2. Понятие «Анимизм». 6

3.Тайлор и его теория возникновения религий. 8

Заключение. 10

Список литературы: 11

 


 

Введение

Огромное количество религий у разных народов существует сейчас на Земле и однозначно оценить ее роль, возможности и перспективы попросту невозможно. В любой из них над природой и человеком существуют силы, управляющие миром в целом. В основе культурных ценностей, разделяемых большинством религий, лежат универсальные общечеловеческие ценности, такие понятия, как любовь, мир, надежда, справедливость. Сегодня, когда человечество оказалось перед угрозой самоуничтожения, религия в качестве нравственной духовной силы получила возможность вступить в диалог с миром, судьбы которого оказались зависимыми от его нравственной состоятельности перед лицом реальных проблем общественного развития.

Сочетание слов «культура» и «первобытный» у многих вызовет удивление. О чем, собственно, идет речь? Что это за культура? Где и когда она существовала? Ответ очень простой: везде, где жил человек, и всегда, в пределах человеческой истории.

Первобытная культура - это самый древний тип культуры, всецело определявший бытие людей на протяжении почти всей их истории.

Культуру любого типа нельзя рассматривать как чисто рациональное построение. Фантазия, интуиция, смутные ощущения и предчувствия предопределяют многие ее аспекты. Первобытную культуру иногда определяют как магическую, как основанную на магических действиях и магическом мышлении.

Данная тема актуальна и в наши дни. Ведь в наше время число поклонников

«белой» (лечебной) и вредоносной («черной») магии неисчислимо. Астрологические прогнозы, гадание, обряды вызывания дождя, колдовство и тому подобное стали для многих прибыльным занятием. А целая система


суеверий (поверий), примет: собака воет - к покойнику, ворона каркает - к беде и т.д. Много ли людей остаются свободными от них?

Подлинная первобытность отделена от нас тысячелетиями. Сознание Homo sapiens эпохи неолита может служить скорее предметом гипотез, чем прямого изучения.

Чтобы понять некоторые особенности мышления первобытных народов необходимо обратить внимание на их жизнь, на традиции и особенности поведения. Некоторые из этих особенностей и будут рассмотрены в этой работе.

Формирования первобытной религии-анимизм

Для того чтобы правильно понять условия формирования первобытной религии, необходимо учитывать, что в идеологии древнейших людей было очень распространено одушевление природы, или аниматизм (от латинского animates - одушевленный). Это было связано с тем, что первобытные люди еще не видели существенной разницы между одушевленными и неодушевленными предметами, считая всю окружающую природу живой. Природа подавляла первобытного человека своей мощью и таинственными силами, представлявшимися ему сверхъестественными.

Как известно, древнейшие люди жили коллективами. Организация охоты и другая организованная и систематическая трудовая деятельность была невозможна в одиночку. Именно в рамках первобытного стада, коллектива в 20 - 50 человек, в трудовой деятельности (охота, добывание пищи, выделка орудий, оборудование жилища, поддержание огня), в постоянном социальном общении, в процессе семейно-родовых контактов и событий (обмен женщинами и брачные связи, рождение и смерть) складывались и укреплялись примитивные первичные представленияо сверхъестественных силах, повелевающих миром, о духах-покровителях данного коллектива, о магических связях между различными явлениями окружающей действительности. Анимизм - это вера в существование духов, одухотворение сил природы, животных, растений и неодушевленных предметов, приписывание им разума, дееспособности и сверхъестественного могущества. Зачатки анимистических представлений возникли в глубокой древности, возможно еще до появления тотемистических воззрений, до формирования родовых коллективов, в эпоху первобытного стада. Однако как система достаточно осознанных и устойчивых взглядов религиозного характера анимизм формировался позже. Анимистические представления имели более широкий и всеобщий характер, были понятны всем и каждому, причем воспринимались довольно однозначно.

Это и естественно: первобытные люди обожествляли и одухотворяли не только грозные силы природы (небо и землю, солнце и луну, дождь и ветер, гром и молнию), от которых зависело их существование, но и отдельные заметные детали рельефа (горы и реки, холмы и леса), где, как они считали, тоже водились духи, которых следовало задобрить и привлечь на свою сторону. Даже отдельное заметное дерево, крупный камень-валун, небольшой пруд - все это в представлении первобытного дикаря имело душу, разум, могло чувствовать и действовать, приносить пользу или вред. А раз так, то ко всем этим явлениям природы следовало относится со вниманием, то есть приносить определенные жертвы, совершать в их честь молитвенные обряды, культовые церемонии. Первобытному человеку души и духи первоначально представлялись не как некие абстрактные понятия, лишенные определенных форм.

Напротив, они воплощались в виде антропоморфных, то есть напоминающих по форме человека, или зооморфных - напоминающих по форме животное - образов. Представления об этих образах были зачастую очень туманными. По мнению древних людей, души существовали в виде маленьких человечков, зверей, птиц, иногда даже в виде крови или воздуха. От обычных материальных субстанций они отличались особой сверхъестественной силой. Считалось что души могут оставить тело временно (во сне) или навсегда (в случае смерти).

Пребывая вне тела, душа могла вести себя, как живое существо - питаться, развлекаться, охотиться и тому подобное. Поэтому первобытные люди считали своим долгом заботиться о душах умерших, чтобы они не разгневались и не стали вредить живым. Воздавая должное душам покойных предков, первобытные люди тем самым надеялись на защиту и покровительство покойников в гигантском мире потусторонних сил.

Анимистическая вера в то, что души могут жить не только в живых существах, но ив различных вещах, способствовала возникновению фетишизма (от португальского fetico - волшебство). Его суть сводится к приписыванию отдельным предметам магической силы, способной влиять на ход событий и получение желаемого результата. Возникло представление о фетише как вредоносном (таковым считался труп, чем и были вызваны заботы о захоронении, табуирование трупа, обряд очищения после обряда похорон и т. п.), так и полезном.

Таким образом, в сознании первобытных людей в процессе становления родового общества выработался довольно четкий, стройный и обширный комплекс ранних религиозных представлений. Суть его сводилась к тому, что мир сверхъестественного с его огромными возможностями, свободной волей и магической силой является неотъемлемой и чуть ли не основной частью реального бытия человека. Именно силы этого мира регулируют законы природы и общества, и поэтому должное уважение к ним - первейшая обязанность коллектива, если он хочет нормально существовать, быть обеспеченным пищей, находится под чьей-то защитой. Это представление о мире стало со временем само собой разумеющимся, естественным, в его русле долгие десятки тысяч лет протекала вся духовная жизнь общества - по крайней мере до эпохи неолита, а для более остальных народов и много позже, в отдельных случаях вплоть до наших дней.

Понятие «Анимизм»

Постепенно развивалась новая форма религии - культ природы Суеверный страх человека перед грозной природой вызывали желание как-то умилостивить ее. Человек стал поклоняться солнцу, земле, воде огню. Всю природу человек в своем воображении населил духами. Эта форма религиозных представлений называется анимизмом.

Анимизм - это вера в существование души и духов как причины явлений природы, вера в одушевленность всей природы. В культуре древнейшего мира анимизм был универсальной формой религиозных верований, с него и начался процесс развития религиозных представлений, обрядов и ритуалов.

На начальном этапе развития культуры люди твердо верили в объективность призрачных образов, являвшихся им в болезни, при утомлении, чрезмерном возбуждении или под влиянием пищи, содержащей наркотические вещества. Мало того, они, как и некоторые наши современники, были склонны к подобным духовным контактам.

Логика анимизма не могла допустить только защитные меры. Если смерть, в конечном счете, возвращает душу человека к свободному и деятельному существованию, то следует создать необходимые условия для того, чтобы это

«новое» бытие души было не менее благополучным, чем «старое». Способ был найден легко. В могилу сначала укладывали самые ценные и полезные вещи покойника, а затем, осознав их недостаточность, туда же начали отправлять и необходимый обслуживающий персонал. Это происходило, естественно, в тех случаях, когда домашняя прислуга, рабы наличествовали и при жизни. Когда умирал знатный и сильный человек, души его слуг, жен, рабов должны были, последовав за ним, служить ему и в потусторонней жизни. Эта же логика оправдывала принесение в жертву и посторонних людей, что позволяло не только вождям, но и более простым людям позаботиться о своем загробном процветании.

Тайлор и его теория возникновения религий

Английский этнограф и культуролог Эдуард Тайлор, введший понятие анимизма в науку, понимал его и как первоначальную стадию развития религии вообще. С другой стороны, он же пытался проследить дальнейшее развитие анимистических представлений в мировоззрении высококультурных народов. Тайлор полагал, что анимизм есть «минимум религии», то есть, по его мнению, любые религии от примитивных до самых высокоразвитых происходят от анимистических воззрений. Однако эта теория не выдержала критики, поскольку ни одна религия не ограничивается только верой в души и духов. Во-вторых, фактический материал, накопленный после Тайлора, свидетельствует о том, что процесс спиритуализации (от лат. spiritus, дух), то есть разделения мира на материю и душу, протекал гораздо сложнее, чем это представлялось автору анимистической теории. Эти факты породили ряд новых, так называемых преанимистических, или доанимистических направлений, согласно которым эпохе анимизма предшествовал век магии (Дж. Фрейзер), эпоха аниматизма, оживотворения всей природы (Р. Маретт, Л. Я. Штернберг), и первобытный дологический мистицизм (Л. Леви-Брюль), но эта систематика религии носит абстрактный и искусственный характер.

Анимисты

От тэйлоровского (Э. Тайлор) понимания анимизма как самой ранней формы религии происходит обозначение анимисты. К этой категории относят коренных обитателей Африки,Северной Америки, Южной Америки, Океании — приверженцев традиционных местных религий. На территории России к анимистам относятся нанайцы (числ. — 14,6 тыс. человек), живущие на Дальнем востоке в бассейне р. Амур, на Сахалине; негидальцы (числ. — 600 человек), живущие на Дальнем Востоке, в низовье рек Амгунь и Амур; орочи (числ. — 1,5 тыс. человек), Дальний восток, Хабаровский край; саамы (кильдинские саамы) (числ. — 2,5 тыс. человек), Кольский полуостров; тофалары (карагасы) (числ. — 1 тыс. человек), к северу от Монголии, вдоль верхнего течения реки Енисей; удегейцы (числ. — 2,3 тыс. человек), Дальний Восток — между рекой Амур и Японским морем; ульчи (числ. — 3,6 тыс. человек), Ульчинский район Дальнего Востока; хакасы (числ. — 92 тыс. человек), Республика Хакасия; ханты (остяки) (числ. — 28 тыс. человек), Ханты-Мансийский автономный округ; шорцы (числ. 17 тыс. человек), Юг Кемеровской области и по отрогам Кузнецкого Алатау; эвенки (тунгусы) (числ. — 20 тыс. человек), Эвенкийский автономный округ, Сибирь; юкагиры (числ. — 1,2 тыс. человек), в Северо-Восточной Сибири, в низовьях Колымы, в низовьях Яны и Индигирки; якуты (числ. — 439 тыс. человек), Якутия; буряты (числ. — 496 тыс. человек), Бурятия, район озера Байкал; кеты (числ. ~ 1 тыс. человек), Сибирь, таёжная часть бассейна реки Енисей; коряки (числ. — 11 тыс. человек), Корякский автономный округ, полуостров Камчатский; манси (вогулы) (числ. — 11 тыс. человек), Ханты-Мансийский автономный округ. Буряты и якуты поклоняются богу Тенгри. Можно назвать анимистами всех славян до крещения Руси, так как они верили в существование различных духов воды и земли, кикимор, русалок. Православие с сильным влиянием анимизма. Ненцы (числ. — 43 тыс. человек), живущие на северо-западе Сибири и на полуострове Таймыр; нивхи (числ. — 6 тыс. человек), живущие на Дальнем Востоке и острове Сахалин.

 

Заключение.

Тридцать тысяч лет архаической культуры не исчезли. Нам в наследство остались обряды, ритуалы, символы, памятники, стереотипы первобытных культов. Тотемизм, табу, магия, фетишизм, анимизм характеризуют верования и обряды первобытного человека. Но это не значит, что они существовали только в первобытном обществе. В этом обществе они только возникли и являлись господствующими формами религиозной стороны жизнедеятельности первобытного человека. Но существовали они всегда, на протяжении всей истории человеческой культуры, Различные формы их проявлений мы можем четко обнаружить во всех последующих религиозных системах, в том числе и в современных религиях. Они также существуют в виде суеверий и других пережитков прошлого в сознании людей.

Нельзя говорить об архаичной культуре однозначно: плохая – хорошая, безобразная – прекрасная и т.д. Она включает в себя все. Эта культура была

становятся эти изменения, тем пристальнее люди всматриваются в свое прошлое, надеясь хотя бы там найти основания для надежды.

Современная культура давно бы распалась, если бы не было противоположных импульсов, если бы она не содержала в себе и не опиралась на другие элементы наследия архаичных времен: достоинство человека; его интеллектуальная гордость как существа, которому доступно понимание высших божественных начал; способность людей понять, объяснить, трансформировать и воспроизводить окружающую их действительность; наконец, традиция верности заветам своими новыми интеллектуальными возможностями.

Прошлое не умирает. Оно остается с живыми и в живых, определяя сами формы дальнейшей жизни, через память, традиции, системы духовных ценностей, способы миропонимания, обряды и многое другое. Тридцать тысяч лет архаичной культуры не могли исчезнуть, они с нами, в нас.

 

 

Список литературы:

1. Адамович Т. И. Экономическая история Минск: БГУ, 2004. – 75 c. ISBN 985-485-179-6 Ориентация через периодизацию экономической истории

2. Щукин М. Б. На рубеже эр. Спб. 1994

3. Ю.Семенов «Социальная организация отношений между полами: Возникновение и развитие»

4. Г. Б. Поляк «История мировой экономики»

5. Мартин Ауэр. «Откуда берётся война? Конфликт, кооперация и конкуренция с точки зрения самоорганизации систем»

6. Юрий Семёнов «Возникновение религии и её первая, исходная форма — магия»

7. Зубов А.Б. История религии. Книга первая. М.: МГИМО-Университет, 2006.- 436 с.

8. Элбакян Е.С. Религиоведение: словарь. М.: Академический Проект, 2007.- 637с.

9. Фрезер Д.Д. Золотая ветвь. М.: АСТ, ИЗДАТЕЛЬСТВО, 2003.- 781с.

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 394; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!