The development of self-awareness of adolescents with deviant behavior by means of fairy-tale therapy

УДК 159.9.37.015.3 1    

2017 Психологические науки © 45

Щанникова Евгения Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Вятский государственный университет»

аспирант 4-го года обучения кафедры практической психологии

е-mail: shchannikova_14@mail.ru

 

Развитие самосознания подростков с отклоняющимся поведением средствами сказкотерапии

 

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы развития самосознания подростков с отклоняющимся поведением сравнительно новым методом практической психологии – сказкотерапией.  Данный метод имеет серьезные перспективы, так как ориентирован на духовно-нравственное воспитание личности подрастающего поколения, исправление мировоззрения и формирование нравственного иммунитета. Это в свою очередь способствует развитию сознания и расширению представлений о смысле жизни и истинных ценностях, что служит профилактикой и коррекцией поведения юных правонарушителей.

Подростковый возраст характеризуется многими отечественными и зарубежными авторами как критический и переломный. Именно в этот период начинает активно развиваться самосознание и формируется образ «Я», что влияет на дальнейшую жизнь и судьбу человека.

Имея многолетний опыт работы с подростками, мы разработали коррекционно-развивающую «Программу развития самосознания подростков и юношей средствами сказкотерапии». Данная программа содействует самопознанию и саморазвитию личности, создает условия для формирования положительного самоотношения и разрешения внутренних противоречий, способствует развитию поведенческой гибкости в трудных жизненных ситуациях, формирует умение выстраивать гармоничные отношения в любви и дружбе, создает условия для самооценки факторов риска и для определения профессиональной направленности.

 В ходе эксперимента и по результатам исследования подтверждена эффективность программы. На одном из ее этапов нами проводилась психологическая настольная игра Н.М. Огненко «Дворец Мечты», которую мы рекомендуем применять в работе с осужденными.

В статье раскрывается содержание и алгоритм проведения игры, используя которую специалист сможет создать благоприятные условия для развития самосознания личности оступившегося подростка, так как сказка помогает решить проблему на метафорическом уровне, и это знание остается в копилке внутреннего опыта, помогая справиться с трудностями в реальной жизни.

Визуальные и речевые сказочные метафоры способствуют приобретению знаний о собственной личности и развитию способности к рефлексии, а самоидентификация со сказочными персонажами помогает формированию положительного самоотношения и разрешению внутренних противоречий.

Ключевые слова:подростки с отклоняющимся поведением, самосознание, развитие самосознания, сказкотерапия, метафора, психологическая настольная игра, сказочный образ, архетип, самопознание, самопринятие, образ «Я», коррекция эмоционального состояния.

 

Анализ работы коррекционных учреждений закрытого типа для юных правонарушителей показывает, что на сегодняшний день процент рецедивности еще достаточно высок. Это происходит вследствие того, что существующая система работы с правонарушителями направлена, в основном, на «исправление», а значит – на подавление личности.

Данное положение дел противоречит мнению специалистов, работающих в области психоанализа, которые считают, что цель коррекции состоит в том, чтобы позволить подрастающей личности осуществить свое развитие максимально полно, помогая осознавать те бессознательные деструктивные факторы, которые препятствуют его самоактуализации.

В последнее время много говорится о личностно-ориентированном подходе. Всесторонне исследовать личность подростка, в особенности его личностный потенциал, и создать условия для его развития – вот путь, который нам представляется наиболее продуктивным. Под личностным потенциалом подростка понимается невостребованный и актуально неосознанный ресурс положительных качеств и способностей, который может постепенно раскрываться в процессе психолого-педагогического воздействия [6; 9].

Самосознание – это сознание, осознающее себя. Развитие самосознания, по мнению многих исследователей, является центральным новообразованием юношеского возраста. Его основными признаками у подростков выступают формирование «Я»-концепции, развитие рефлексии, осознание мотивов своей деятельности, нравственная самооценка и внутренние конфликты,. Именно в этот период происходит осознание себя личностью и формирование образа «Я», что оказывает влияние на дальнейшую жизнь и судьбу человека [11].

В теории и практике психотерапии и психологического консультирования тема развития самосознания занимает одно из центральных мест по своей актуальности, так как поведенческие реакции подростков, противоречивые действия и поступки, а также свойственные возрасту спонтанные импульсы в поисках способов самоутверждения характеризуют девиантное (отклоняющееся от нормы) поведение. В исследованиях предпринимаются попытки объяснить этиологию асоциального поведения и найти средства предупреждения и преодоления негативных явлений в молодежной среде.

Подростки, в том числе, и правонарушители – это люди нравственно неразвитые с незрелым самосознанием. Поэтому на первый план в работе с ними выдвигается духовно-нравственное воспитание, влияние на изменение мировоззрения, формирование нравственного иммунитета. В конечном итоге это способствует развитию самосознания и самопознания, расширяет представления о смысле жизни, позволяет задуматься об истинных ценностях и является профилактикой девиантного поведения в будущем [5; 13; 15].

По мнению Л.С. Выготского, на развитие сознания влияют два фактора – среда и наследственность, и если наследственность изменить невозможно, то на среду можно повлиять. Ученый сравнивает педагога с садовником, который, изменяя среду, то есть, формируя благоприятный психологический климат, косвенно воздействует на рост и развитие личности, так как исправлять, не развивая, невозможно [3].

В настоящее время психологи располагают достаточно богатым арсеналом средств по осуществлению диагностической и коррекционной работы с девиантными подростками. При этом наиболее «экологичным» методом работы в данном случае считается арт-терапия. Рисование, работа с пластилином, оригами, игротерапия, сказкотерапия, песочная терапия и другие виды творческой деятельности дают видимый и прогнозируемый результат. Они дают возможность обратиться к «внутреннему ребенку», его фантазии и ресурсной стороне личности, тем самым позволяя вывести неосознаваемые влечения на сознательный уровень и осознанно осуществлять контроль своего поведения. Техники арт-терапии открывают большие возможности влиять на эмоциональное состояние подростков [12].

Мы разработали авторскую коррекционно-развивающую «Программу развития самосознания личности подростка средствами сказкотерапии «ЛОТОС». Ее целью является создание благоприятных условий для развития личности растущего человека.

Сравнивая душу подростка с нераспустившимся бутоном, мы понимаем, что не всякому цветку суждено раскрыться и полагаем, что сказкотерапия создаст необходимую среду для роста и развития, так как  обладает большим потенциалом для проведения коррекционно-развивающей работы, в том числе и с девиантными подростками, отбывающими наказание.

Сказочные истории, мифы и притчи, наряду с их художественной ценностью, испокон веков являются средством народной педагогики и психотерапии. Сказки передают душе растущего человека опыт народа, воспитывают и закрепляют нравственные ценности.

Неслучайно мастера психотерапии К. Юнг, Н. Пезешкиан, К. Эстес, М. Эриксон и др. излечивали пациентов, рассказывая им сказки, легенды и притчи. Есть множество художественных примеров того, как целенаправленно применяются истории для оказания помощи людям, попавшим в трудные жизненные ситуации. Одним из них является сборник «Тысяча и одна ночь», где описывается случай исцеления психически больного властелина, безнаказанно совершавшего тяжкие преступления.

Мудрая Шахерезада врачует душу больного царя, в течение трех лет рассказывая ему сказки. Читатели также извлекают уроки из ее историй и бессознательно включают полученный опыт в свой внутренний мир  [10; 17].

В настоящее время сказкотерапия, которую можно определить как заботу о душе человека, синтезирует многие достижения психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур – все это «упаковано» в сказочную форму метафоры. Главным ее достоинством при работе с лицами с отклоняющимся поведением является то, что она недирективна, так как мягко намекает и направляет, позволяя создать вокруг личности ауру психологической защищенности [6].

Взаимодействуя с осужденными, психологи также могут целенаправленно рассказывать мифы, притчи, сказочные истории или приводить жизненные примеры. Оступившиеся подростки получают возможность посмотреть на себя со стороны через образы героев и по-иному отнестись к собственным конфликтам.

В терапевтическом смысле применение метафоры с правонарушителями особенно эффективно, поскольку один разум не способен справиться с возникшими проблемами. Метафора глубоко проникает в бессознательное, активизирует «иммунные тельца» (потенциальные части личности), а те, в свою очередь, помогают найти ему собственный, лучший на данный момент выход из проблемного состояния.

Так психолог, не навязывая своего мнения, помогает подростку приподняться над собственной проблемой, посмотреть на нее со стороны, а занимательные приключения сказочных героев и образность языка делают интересной и приемлемой даже суровую мораль. Примерами могут быть психокоррекционные сказки А.В. Гнездилова, написанные автором специально для подростков с отклоняющимся поведением («Вор», «Окно», «Муравьиный король», «Черная белочка») [6; 10].

Следует отметить, что смысл сказки становится понятен не сразу, а связь сказочной истории с собственным поведением осознается спустя время, как озарение. Поэтому в такой работе специалисту важно быть терпеливым, следуя восточной мудрости о том, что истину дать нельзя, ее можно найти внутри себя или совсем не найти. Лотос долго растет под водой, прежде чем раскроется его божественный цветок. Из чего следует, что не надо торопиться и ускорять события. Всему свой черед [16]. Однако можно быть уверенным, что воздействие метафоры является глубинным и удивительно стойким, поскольку затрагивает не только поведенческие пласты психики, но и ее ценностную структуру, скрытую глубоко в бессознательном «иле».

В последнее время большой популярностью у психологов и педагогов пользуются настольные игры, позволяющие за короткое время, «играючи», решать обучающие, развивающие и воспитательные задачи. В своих  исследованиях, направленных на развитие и коррекцию самосознания подростка, мы активно используем методику «Дворец мечты», автором которой является Н.М. Огненко. Методика включает в себя книгу «Волшебная сила сказки. Осуществление мечты и полцарства в придачу» и настольную игру, состоящую из карты-путеводителя по сказочной стране, набора фишек и игрального кубика.

Для более удобной работы в  группе  нами были разработаны визитные карточки каждого сказочного персонажа, позволяющие использовать воздействие зрительной и речевой метафоры одновременно.

Одним из главных достоинств данной методики является образный язык, доступный для понимания любого читателя. Описание сложных научных принципов единства сознания и деятельности, рассказ об юнгианских архетипах, о целительной силе активного воображения и пр. можно читать с удивительной легкостью, каждый раз открывая для себя все новые смыслы символов, являющихся своего рода знаками на пути к собственному рефлексивному образу «Я» [1; 17].

В основу игры «Дворец Мечты» положен традиционный сюжет волшебной сказки – путешествие героя с целью осуществить свою мечту. Если рассматривать игру с позиции юнгианского психоанализа (К. Юнг, М. Стайн, И. Якоби), то игровое поле, по которому проходит странствие героя к сказочному Дворцу Мечты, можно сравнить с юнговской «картой души», а сам процесс путешествия – с индивидуацией личности. Основные психические структуры, названные К. Юнгом (Эго, Тень, Анима/Анимус, Мудрец и пр.), представлены сказочными персонажами волшебных сказок: Фея и Дракон, Колдун и Баба Яга, Королева и Гном, Кот-Баюн и Жар-Птица и др. [8; 14].

Перенесенная на внутренний мир человека метафора волшебства связана с системой жизненных ценностей созидания, самоактуализацией, идеальным образом «Я», формированием нравственного иммунитета. Метафора колдовства отражается в проявлении теневых сторон человека, уязвленных аспектов его личности, деструктивных психологических защитах, склонности к разрушительному манипулированию, несформированным нравственным иммунитетом.

По мнению И.В. Вачкова, в контексте сказочного пространства решаются две главные задачи развития самосознания: задача зеркала – развить самосознание, то есть, как в зеркале увидеть себя и свои трудности;

и задача кристалла – через сказочную ситуацию и взаимодействие с героями волшебных сказок обрести новый взгляд и решить проблему на метафорическом уровне. Это знание остается в копилке внутреннего опыта, помогая затем справляться с любыми сложными ситуациями в реальной жизни [2; 6; 11].

Процесс развития самосознания, как и в любой волшебной сказке, во время игры в желания происходит через взаимодействие личности играющего со сказочными метафорой, сюжетом и персонажами, встретившимися во время путешествия. Так путь героя от Камня на Распутье к Дворцу Мечты мы понимаем как символический путь человеческой души к целостности и гармонии. В этом смысле все, что встречается на пути героя как нечто опасное и раздражающее (Дракон, Паук, Колдун), а также как чарующее и волшебное (Фея, Золотая Рыбка, Жар-птица) – есть лишь отражение его собственных состояний [8]. Это встреча со своим «Я», его идеальными и теневыми аспектами, это путь индивидуации (по К. Юнгу) или самоактуализации (по А. Маслоу) через самопознание, самопринятие и развитие способности к рефлексии.

Идентификация со сказочными персонажами помогает раскрыть внутренние ресурсы, повысить самооценку и ощутить собственную силу. Например, Золотая Рыбка напоминает о том, что в нас есть глубокие и необъяснимые разумом области, мощнейший резерв и невероятный, чаще всего нераскрытый потенциал. Дракон, самый опасный персонаж игры, являющийся одновременно символом мудрости и разрушительной агрессии, рассказывает о том, что, срубая головы одну за другой, герой получает опыт избавления от пороков и дурных черт характера. Так он учится управлять своей силой и брать под контроль необузданные порывы и страсти. Коварный Паук показывает, как человек может увязнуть в паутине зависимостей, запутаться в собственных мыслях и иллюзиях, попасть в ловушку чужих взглядов и мнений, как можно быть в плену у страха или жесткой привязанности к кому-либо. Однако каждый человек, подобно пауку, ткет свой собственный неповторимый узор событий, взаимоотношений и переживаний, а паутина является не только символом плена, но и символом мироздания.

Все встретившиеся сказочные герои являются мудрыми наставниками: Волшебный Гриб учит внимательности и смирению, Снежная Королева преподает урок силы воли, хладнокровия и решительности, Баба Яга, Колодец и Колдун несут внутреннюю силу и веру в свои интуитивные способности, Фея, Щука и Золотая Рыбка помогают творить чудеса. Любой из них словно приглашает к размышлению: «Что общего в твоей жизни со сказочным сюжетом? Какие волшебные силы твоего характера помогут справиться с трудностями? А какие качества, наоборот, разрушают твою личность, мешая продвигаться к осуществлению заветной мечты? Как поступил бы на твоем месте сказочный герой и чему он может научить тебя? [9; 11; 17].

Игра носит диагностический и развивающий характер, а функции коррекции и терапии осуществляются естественным путем.

Рассмотрим процедуру проведения коррекционно-развивающего занятия с применением настольной игры «Дворец Мечты».

Основные задачи психолога:

– дать подростку необходимые знания и создать безопасные условия для осознания личных трудностей и их преодоления;

– содействовать раскрытию личностного потенциала, развитию рефлексии и творческих способностей его личности;

– обучить позитивному взаимодействию с людьми и формированию полноценного, успешного социального опыта;

– содействовать приобретению элементарной коммуникативной культуры: умения слушать и слышать, формулировать свои мысли, аргументированно доказывать и убеждать, отстаивать свое мнение;

– снизить уровень психоэмоционального напряжения и показать конструктивные способы расслабления.

Игру можно использовать как во время групповых занятий, так и в процессе индивидуального психологического консультирования.Количество играющих от 2 до 6 человек.Психолог может быть игроком и ведущим одновременно. К материалам и оборудованию относятся:стол для игры, игровое поле, фишки, кубик, карточки с описанием сказочных персонажей, чистые листы бумаги, ручки.

Процедура проведения занятия включает 8 этапов [8; 11; 17]:

1 этап. Релаксация, создание особого настроя. Ведущий проводит Ритуал Входа в сказочное пространство. Игроки загадывают желания.

2 этап. Знакомство с игровым полем и правилами игры.

3 этап. Проведение игры.

4 этап. Создание личной Карты Пути. Этот этап не обязателен, но значим, так как имеет особую продуктивность. Мы рекомендуем проводить его для более глубокого анализа происходящего и осуществления рефлексии собственных состояний.

Участникам предлагается на чистом листе бумаги изобразить свой путь к Дворцу Мечты и отметить пункты встречи со сказочными персонажами.

5 этап. Обсуждение (или интеграция сказочного опыта с жизнью).

Ведущий обращается к игрокам с просьбой проанализировать путь от Камня на Распутье до Дворца Мечты, внимательно рассмотрев Карту Пути, и ответить на следующие вопросы:

Какие сказочные персонажи встретились во время пути? Кого было больше: тех, кто помогал или тех, кто мешал на сказочной дороге? Какие советы вы получили от сказочных героев? Как полученный опыт можно применить в реальной жизни? Что, по вашему мнению, необходимо предпринять, чтобы осуществить свою мечту? Кто из сказочных персонажей больше всего запомнился и почему? Какое знание вы возьмете с собой в реальную жизнь?

6 этап. Подведение итогов, обобщение.

Ведущий подводит итоги, объясняя главную идею игры «Дворец Мечты» о том, что в игре, как и в сказке, путь героя следует понимать как символический путь человеческой души к красоте, гармонии, богатству, психической целостности и любви. Это путь постижения самого себя.

7 этап. Ритуал выхода.

Ведущий предлагает сосредоточиться на своих ощущениях и взять в реальную жизнь то, чему участники научились в процессе игры. Затем по очереди дает игрокам вытащить из мешочка с предсказаниями «Волшебный Дворец» (данные предсказания с мудрыми советами сказочных персонажей составлены специально для игры).

8 этап. Обмен впечатлениями.

Заключительные слова ведущего: «Мы сами способны создавать свою жизнь. Если, конечно, примем ответственность за свою судьбу и станем по кирпичику выстраивать новое здание, а лучше – сразу дворец своей новой жизни. Человеческая психика – это богатый дворец, это сокровищница и кладовая немыслимых и неизведанных возможностей. Возможностей, которые всегда с нами и которые лишь ждут нашего желания ими воспользоваться». На наш взгляд, слова автора игры Н.М. Огненко являются самой удачной метафорой, объясняющей все, что происходит с человеком во время игры в желания.

В заключение отметим, что в процессе игры, благодаря заложенному в сказочных образах потенциалу, подросткам

– передаются на когнитивном уровне необходимые жизненные знания, происходит поиск решения проблем, корректируются смысловые ориентиры, формируется созидательная система ценностей и развиваются творческие способности;

– развиваются навыки общения на поведенческом уровне;

– происходит гармонизация эмоционального состояния на эмоциональном уровне.

Таким образом, специалист, примененяя в работе с подростками с отклоняющимся поведением сказкотерапевтические методики, может создать благоприятные условия для коррекционно-развивающего воздействия на их личность.

Список литературы

1. Вачков И. Волшебная сила сказки URL: https://psy.1september.ru/view_article.php?id=200901019

2. Вачков И.В. Введение в сказкотерапию, или Избушка, избушка, повернись ко мне передом… 2-е изд. М.: Генезис, 2015. 288 с.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с.

4. Гнездилов А.В. Терапевтические сказки. Мелодии дождя на петербургских крышах. СПб.: Речь, 2003. 260 с.

5. Ильичева И.М. Духовно-нравственное воспитание как фактор профилактики асоциального поведения // Прикладная юридическая психология. 2015. №2. С. 103–109.

6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Рождение гражданина. Реинтеграция подростков с асоциальными формами поведения. СПб. 2001.

7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. 1975.

8. Огненко (Погосова)Н.Волшебная сила сказки. Осуществление мечты и полцарства в придачу. Игра «Дворец желаний». СПб.: Речь, 2008. 208 с.

9. Парамонова А.А. Основные проблемы детского психоанализа // Прикладная юридическая психология. 2012. № 3. С. 107–113.

10. Пезешкиян Н. Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия. М.: Прогресс, 1992. 240 с.

11. Сараева Е.В., Щанникова Е.А. Развитие самосознания личности средствами сказкотерапии в юношеском возрасте // Вестник гуманитарного образования. Научный журнал № 2. Киров, 2017. С. 44–49

12. Скрипка Л.В. Эмоциональное состояние впервые осужденных в процессе отбывания наказания  // Прикладная юридическая психология. 2014. № 3. С. 97–101.

13. Соколов И.С. Психолого-педагогическая профилактика асоциального поведения обучающихся в общеобразовательных организациях: теория и практика // Прикладная юридическая психология. 2017. №2. С. 130–138.

14. Стайн М. Юнговская карта души: Введение в аналитическую психологию. М.: «Когито-Центр», 2010. 256 с.

15. Тюрин П.Т. Психология хулиганства // Прикладная юридическая психология. 2016. №3. С. 14–23.

16. Шюре Э. Великие посвященные. Очерк эзотеризма религий. 2013. 304 с.

17. Щанникова Е. Игра в желания. Технология сказкотерапии Надежды Огненко // Школьный психолог. 2014. № 1. С. 11–12.

 

Shchannikova Evgenija Alekseevna

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education

«Vyatka State University»

postgraduate student of the 4th year students of the Department of practical psychology

е-mail: shchannikova_14@mail.ru

 

The development of self-awareness of adolescents with deviant behavior by means of fairy-tale therapy

Abstract: The article deals with the development of self-awareness of adolescents with deviant behavior by a relatively new method of practical psychology – fairy-tale therapy. This method has serious prospects, since it is oriented towards the spiritual and moral upbringing of the personality of the younger generation, the correction of the world outlook and the formation of moral immunity. This, in turn, promotes the development of consciousness and the expansion of ideas about the meaning of life and true values, which serves as the prevention and correction of the behavior of young offenders.

 Adolescence is characterized by many domestic and foreign authors as critical and crucial. This is a special period when self-awareness begins to develop actively and the image of "I" is formed, which affects the future life and destiny of a man. 

Having many years of experience working with adolescents, we have worked on the correctional and developing «Program for the self-awareness development of adolescents and young men using fairy-tale therapy». This program promotes self-knowledge and self-development of the individual,  makes conditions for the formation of a positive self-relationship and the resolution of internal contradictions, promotes the development of behavioral flexibility in difficult life situations, forms the ability to build harmonious relationships in love and friendship, creates conditions for self-assessment of risk factors and for determining career-guided orientation. 

In the course of the experiment and the results of the study, the program proved to be effective. At one of its stages, we conduct a psychological table game by N.M. Ognenko, "The Palace of  Dreams," which we recommend to use in dealing with convicts. 

The article reveals the content and algorithm of the game, using which the expert will be able to create favorable conditions for the development of the self-awareness of the stumbled teenager, since the tale helps to solve the problem at the metaphorical level, and this knowledge remains in the bank of internal experience, helping to cope with difficulties in real life.

Visual and speech fairy-tale metaphors contribute to the knowledge about one's own personality and development of the ability to reflect, and self-identification with fairy-tale characters helps to form positive self-relationship and resolve internal contradictions. 

Key words: adolescents with deviant behavior, self-awareness, self-consciousness development, fairy-tale therapy, metaphor, psychological board game, fairy-tale image, archetype, self-knowledge, self-acceptance, the image of «I», emotional state correction.

 

References

1. Vachkov I. The magic power of a fairy tale. Available at: https://psy.1september.ru/view_article.php?id=200901019

2. Vachkov I.V. Vvedenie v skazkoterapiju, ili Izbushka, izbushka, povernis' ko mne peredom [Introduction to fairy tale therapy, or izba, hut, turn to me]. Moscow, Genezis Publ., 2015. 288 p.

3. Vygotskij L.S. Pedagogicheskaja psihologija [Pedagogical psychology]. Moscow, Pedagogika Publ., 1991. 480 p.

4. Gnezdilov A.V. Terapevticheskie skazki. Melodii dozhdja na peterburgskih kryshah [Therapeutic fairy-tales. Melodies of the rain on the roofs of Saint–Petersburg]. Saint–Petersburg, Rech' Publ., 2003. 260 p.

5. Il'icheva I.M. Duhovno-nravstvennoe vospitanie kak faktor profilaktiki asocial'nogo povedenija [Spiritual and moral education as a factor in the prevention of antisocial behavior]. Prikladnaja juridicheskaja psihologija – Applied legal psychology, 2015, no. 2. pp. 103–109.

6. Zinkevich-Evstigneeva T.D. Rozhdenie grazhdanina. Reintegracija podrostkov s asocial'nymi formami povedenija [Birth of a citizen. Reintegration of adolescents with social forms of behavior]. Saint–Petersburg, 2001.

7. Leont'ev A.N. Dejatel'nost'. Soznanie. Lichnost' [Activities. Consciousness. Personality]. Moscow, 1975.

8. Ognenko (Pogosova) N. Volshebnaja sila skazki. Osushhestvlenie mechty i polcarstva v pridachu. Igra «Dvorec zhelanij» [The magic power of a fairy tale. Realization of a dream or half a kingdom in the bargain. Game «The Palace of Desire»]. Saint–Petersburg, Rech' Publ., 2008. 208 p.

9. Paramonova A.A. Osnovnye problemy detskogo psihoanaliza [The main problems of a child’s psychoanalysis]. Prikladnaja juridicheskaja psihologija – Applied legal psychology, 2012, no. 3. pp. 107–113.

10. Pezeshkijan N. Torgovec i popugaj. Vostochnye istorii i psihoterapija [A trader and a parrot. Eastern histories and psychotherapy]. Moscow, Progress Publ., 1992. 240 p.

11. Saraeva E.V., Shhannikova E.A. Razvitie samosoznanija lichnosti sredstvami skazkoterapii v junosheskom vozraste [The development of self-awareness of the person with the means of fairy-tale therapy in adolescence]. Vestnik gumanitarnogo obrazovanija – The bulletin of humanitarian education, 2017, no 2. pp. 44–49

12. Skripka L.V. Jemocional'noe sostojanie vpervye osuzhdennyh v processe otbyvanija nakazanija [Emotional state of first-time convicts in the process of serving punishment]. Prikladnaja juridicheskaja psihologija – Applied legal psychology, 2014, no. 3. pp. 97–101.

13. Sokolov I.S. Psihologo-pedagogicheskaja profilaktika asocial'nogo povedenija obuchajushhihsja v obshheobrazovatel'nyh organizacijah: teorija i praktika [Psychological and pedagogical prevention of antisocial behavior of students in general education organizations: theory and practice]. Prikladnaja juridicheskaja psihologija – Applied legal psychology, 2017, no. 2. pp. 130–138.

14. Stajn M. Jungovskaja karta dushi: Vvedenie v analiticheskuju psihologiju [The Jungian card of the soul: Introduction to analytical psychology]. Moscow, Kogito-Centr Publ., 2010. 256 p.

15. Tjurin P.T. Psihologija huliganstva [Psychology of hooliganism]. Prikladnaja juridicheskaja psihologija– Applied legal psychology, 2016, no. 3. pp. 14–23.

16. Shjure Je. Velikie posvjashhennye. Ocherk jezoterizma religij [Great initiates. Essay on the esotericism of religions]. 2013. 304 p.

17. Shhannikova E. Igra v zhelanija. Tehnologija skazkoterapii Nadezhdy Ognenko [The Game of Desire. Technology of fairy-tale therapy by N. Ognenko]. Shkol'nyj psiholog – School psychologist, 2014, no. 1 pp. 11–12.

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 136; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!