Как праздновали Татьянин день в дореволюционной России



История России богата знаменательными событиями. Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. Помимо военных побед существуют события, достойные быть увековеченными в народной памяти.

Настоящий Федеральный закон устанавливает памятные даты (их 14) в истории Отечества, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни государства и общества.

Есть в морозном январе день, окрашенный радостным и весенним настроением. Это 25 января — Татьянин день. День всех студентов. Вероятно, это единственный в истории случай, когда на один и тот же день претендуют и служители церкви и студенчество, причем каждая сторона понимает праздник на свой ​​лад. С «Жития святых» мы узнаем, что, родившись в начале III века, святая Татьяна воспитывалась родителями в христианской вере. Переступив порог совершеннолетия, девушка придерживалась девства и целомудрия, молитвой и постом подчиняя плоть духу.

Она заботливо ухаживала за больными, бывала в темницах, помогала, чем могла бедным, так как постоянно старалась угодить Богу добрыми делами. За такую праведную жизнь Татьяну поставили диаконисой.

В те времена христиан жестоко преследовали за веру языческие императоры, ежедневно подвергая многих из них мученической смерти. Так и Татьяна была схвачена язычниками и приведена в храм Аполлона, где ее хотели принудить принести жертву языческому богу. Но неожиданно началось землетрясение, и статуя Аполлона разлетелась на куски. Тогда Татьяну призвал начальник города Ульпиан и приказал ей отречься от Христа, но она была непреклонна. Святую Татьяну подвергали пыткам и мучениям целый день, а затем на ночь заточили в темницу.

Всю ночь темница была озарена чудесным светом, Татьяна во весь голос восхваляла Бога, а ангелы вторили святой и исцелили ее раны. Но и это чудесное явление не образумило начальника города, и он приказал пытать святую железными крючьями. Впоследствии Татьяну перевели в храм Зевса, где она находилась в заключении два дня. На третий же день к зданию пришли жрецы с народом, чтобы принести жертву Зевсу. Распахнув двери храма, они увидели, что статуя их бога упала и разбилась. За это Татьяну отдали на растерзание льву. Но могучий и страшный зверь не бросился на мученицу, а стал ласкаться к ней. Тогда Татьяну решили сжечь, однако и огонь не причинил ей вреда. Увидев, что ничто не может уничтожить святую, ее привели на суд, где ей был вынесен смертный приговор, и Татьяна была усечена мечом. Вместе с ней казнили и ее отца, так как знали, что он тоже христианин.

Позднее она была причислена к лику святых. Однако сведений о покровительстве святой Татианы тем, кто взял на свои плечи трудное дело получения знаний, нет ни в «Житиях святых», ни в других источниках.

·   Почему же день поминания Татьяны оказался связан со славным, беспокойным, веселым и далеко не безгрешным народом — студенчеством?

Открываем «Историю государства Российского» и находим ответ. История этого дня в России началась в XVIII веке. 12 (25) января 1755 года, в день памяти святой Татьяны, императрица Елизавета Петровна подписала указ, представленный графом И. И. Шуваловым, об учреждении в Москве  1-го российского университета. Разработанный Ломоносовым проект взял под свою опеку генерал-адъютант И. И. Шувалов, человек образованный и культурный. Как свидетельствуют современники, «был скромен, даже боязлив. Постоянно отказывался от графского титула, но ревниво добивался славы мецената». День подписания Указа Шуваловым был выбран не случайно. Он хотел не только послужить Отечеству, но и сделать презент своей любимой матушке Татьяне Петровне в день ее именин. «Дарю тебе университет», — произнес ставшую позднее крылатой фразу И.И. Шувалов.

В 1791 г. на Пасху была открыта церковь Татьяны Мученицы при университете. Наряд для храма прислала сама Екатерина. Прихожанами этой церкви в разные годы были Фонвизин, Грибоедов, Тургенев, Тимирязев, Пирогов, Ключевский, братья Аксаковы, Соловьев и др.

Так, День Ангела всех православных Татьян получил новый смысл: теперь его праздновали не только верующие, но и студенты. Святая стала считаться покровительницей студентов и из Татьяны-мученицы превратилась в Татьяну университетскую. В XVIII — начале XIX века этот день был упомянут в молебне университетской церкви как День основания Московского университета.

В XVIII веке Татьянин день проходил широко, с размахом, так как являлся официальным и новомодным праздником: из года в год в этот день произносились торжественные речи и поздравления, устраивались застолья.

Празднование Татьяниного дня условно состояло из двух частей. Первая представляла собой официальную церемонию с обязательным присутствием на ней уважаемых профессоров и почетных членов администрации университета, студентов и выпускников вуза, которые приезжали со всех концов России.

После молебна, академического доклада и выступления ректора все присутствующие вставали и пели гимн, а затем шли в город, где начинался настоящий карнавал.

Изначально Татьянин день считался официальным университетским праздником, но постепенно он стал популярным у всех учащихся, и примерно во второй половине XIX века его отмечала уже вся студенческая братия. В этот необычный день стирались все сословные и возрастные различия, студенты вместе отмечали праздник в трактирах, пивных или ресторанах. Татьянин день стал по-настоящему днем всех студентов.

Москва в это время была похожа на гудящий улей.

События разворачивались на Никитской, Тверском бульваре, Трубной площади. Студенты группками и целыми толпами, пешком и на извозчиках, горланя песни, заполняли собой старый центр. Их пьянило ощущение свободы. Природа брала свое. Юноши месяцами сидели за лекциями, горбатились над учебниками, повторяли снова и снова опыты, дополнительно работали — но в этот день студенты позволяли себе расслабиться. Они нарочито громко пели — орали, утверждая свои права на этот день, демонстрируя свободу и самодостаточность.

Классический студенческий гимн Gaudeamus igitur менялся политически неблагонадежным «Дубинушка». Полиция в этот день, совсем как в розовых мечтах утопистов, действовала по преимуществу «профилактически», сглаживая остроту неизбежно вспыхивали конфликтов. Арестовывать и даже задерживать студентов в их праздник не рекомендовалось. Одной из традиций Татьянина дня были кошачьи концерты под окнами газеты «Московские ведомости». Нередко эти окна просто били. Студенты так осознавали свои права — ведь эта официозная газета некогда была первой и единственной городской газетой, которую редактировали профессора и печатала типография университета.

В этот праздник отменялись все различия — возрастные и сословные, отменялись все чины и звания, уравнивались богатые и бедные — все они чувствовали себя согражданами «ученой республики». Известные ученые и важные чиновники, преуспевающие присяжные поверенные и модные журналисты ощущали себя в этот день «старыми студентами». Они вспоминали прекрасные дни своей молодости. Это был и их день тоже. Именно поэтому с легкостью и быстротой день основания одного университета стал общим студенческим праздником всей страны. Татьянин день праздновался повсюду. Он объединял профессоров, студентов нынешних и «бывших» по всей России. Студенты из богатых, прилично отметив праздник с родными и переодевшись во что-нибудь попроще, присоединялись к своим товарищам. Их уже ждали хозяева кабаков, пивных и ресторанов. Они не запирали двери своих заведений, но заранее тщательно готовились. Самым знаменитым и гостеприимным был ресторан «Эрмитаж», где для такого случая роскошная мебель были предусмотрительно заменены простыми столами с лавками, дорогие зеркала убраны, а полы покрыты толстым слоем опилок. Так свободнее себя чувствовали гости и спокойнее — хозяева. Для студентов в этот день кухня готовила только холодные закуски. Подавалась водка, дешевое вино и пиво. За стол садились все вперемешку — любимые профессора, популярные журналисты, студенты, адвокаты, земские деятели. Эта объединявшая их трапеза, общий стол имеет древний смысл! Где, в каком еще случае могут собраться в подобной располагающей обстановке люди столь разного положения, но с одним, общим для всех, и потому особенно дорогим, чувством?

Владимир Гиляровский, описывая Татьянин день, с полным правом говорит о популярности рифмы «пьяна — Татьяна» Да, это был разгульный, порой до безобразия разгульный праздник. Логические беседы менялись общим громким разговором, где пели, поднимали на столы особенно любимых ораторов, каких уважительных бородатых профессоров качали, одному от восторга разбили очки, другому порвали сюртук… Здесь распускались языки даже во времена самой злейший реакции. Вещи, которые здесь произносились, нигде больше нельзя было повторить, по крайней мере, еще год. Итак, благодаря любви к своей матушке всесильного фаворита Шувалова и указу императора Николая I, святая мученица Татьяны превратилась в патронессу студентов, а день ее поминовения — в ​​бесшабашный разгул.

Как праздновали Татьянин день в дореволюционной России

В книге «Москва и москвичи» известный писатель Владимир Алексеевич Гиляровский так рассказал о дореволюционном гулянии московских студентов:

«Никогда не были так шумны московские улицы, как ежегодно в этот день. Толпы студентов до поздней ночи ходили по Москве с песнями, ездили, обнявшись, втроем и вчетвером на одном извозчике и горланили... Это был беззаботно-шумный, гулящий день. И полиция — такие она имела расчеты и указания свыше — в этот день студентов не арестовывала...

12 января утром — торжественный акт в университете в присутствии высших властей столицы...

По окончании акта студенты вываливают на Большую Никитскую и толпами, распевая "Gaude amus igitur", движутся к Никитским воротам и к Тверскому бульвару, в излюбленные свои пивные...

Зарядившись в пивных, студенчество толпами спускается по бульварам вниз на Трубную площадь, с песнями, но уже "Gaude amus igitur" заменен "Дубинушкой"...

И с песнями вкатываются толпы в роскошный вестибюль "Эрмитажа", с зеркалами и статуями, шлепая сапогами по белокаменной лестнице, с которой предупредительно сняты, ради этого дня, обычные мягкие дорогие ковры.

Еще с 1870-х годов хозяин "Эрмитажа" француз Оливье отдал студентам на этот день свой ресторан для гулянья. Традиционно в ночь на 12 января огромный зал "Эрмитажа" преображался. Дорогая шелковая мебель исчезала, пол густо усыпался опилками, вносились простые деревянные столы, табуретки, венские стулья... В буфете и кухне оставлялись только холодные кушанья, пиво и дешевое вино. Это был в буржуазном дворце народный праздник обжорства.

В этот день даже во времена самой злейшей реакции это был единственный зал в России, где легально произносились смелые речи. "Эрмитаж" был во власти студентов и их гостей — любимых профессоров, писателей, земских служащих, адвокатов».


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 61; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!