Изложите мнение Степана Петровича Яремича об истоках т.н. «бытового жанра».



Тема. Искусство России первой половины XIX века на примере пейзажей Сильвестра Феодосиевича Щедрина и Алексея Гавриловича Венецианова.

Что такое «пленэр», «пленэрное письмо»?

Пленэр (франц. plein air, буквально — открытый воздух), термин, обозначающий передачу в картине богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и окружающей атмосферы. Пленэрная живопись сложилась в результате работы художников на открытом воздухе (а не в мастерской), на основе непосредственного изучения натуры в условиях естественного освещения, с целью возможно более полного воспроизведения её реального облика. Предметом её особого внимания становятся цветовые и световые рефлексы, тончайшие модуляции цвета (Валёр) в зависимости от природных условий, времени года или времени суток, передача воздушной перспективы, изображение цветных прозрачных теней.[1] Некоторые моменты, предвосхищающие появление пленэрной живописи, можно проследить в творчестве мастеров итальянского Возрождения и художников XVII в. Начало пленэризма как системы живописных приёмов связано с творчеством художников 1-й пол. 19 в. (Р. Бонингтон и Дж. Констебл в Великобритании, Сильвестр Ф. Щедрин и А. А. Иванов в России) [1]; однако по существу принципы пленэра получили распространение в первой половине XIX в. Наиболее полное воплощение принципы пленэра нашли во второй половине XIX в. (именно тогда термин "пленэр" начинает широко употребляться) в творчестве мастеров импрессионизма — К. Моне, К. Писсарро, О. Ренуара и др., а также в русской пейзажной живописи второй половины XIX—начала XX вв. (В. Д. Поленов, И. И. Левитан, В. А. Серов, К. А. Коровин, И. Э. Грабарь).

Список литературы:

1. Большая Российская энциклопедия.-URL.: https://bigenc.ru/fine_art/text/3145096

2. Пленер в русской живописи XIX века / Лясковская О.А. — Москва : Искусство, 1966. 187, [1] с., [61] л. ил. : вкл. л. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986.).

Сделайте описание анализ картины Сильвестра Феодосиевича Щедрина «Новый Рим. Замок Святого Ангела». 1823/25.

Сильвестр Феодосиевич Щедрин. Новый Рим. Замок Святого Ангела. 89 x 63 см. Холст, масло. 1823-25 гг. Государственная Третьяковская галерея.

Рубежным в творчестве Щедрина признан «Вид на замок Святого Ангела», получивший впоследствии второе название — «Новый Рим». Художник повторял его неоднократно на протяжении нескольких лет, поскольку «произведение сие так понравилось в Риме, что многие желали иметь его». В настоящее время известно восемь вариантов, исполненных Щедриным в 1823—1825 годах. В Третьяковской галерее находятся три из них. Одна из картин (самого большого размера) украшает экспозицию музея. Две другие хранятся в фондах и являются постоянными участниками различных выставок, в том числе зарубежных. Пейзажи различаются не только деталями композиции, но и особенностями цветового решения. Очевидно, художник каждый раз писал вид с натуры в различное время дня. Привычный образ Вечного города оказался созвучным новой, романтической эпохе. Соединив в одно целое величественную историю и повседневность, Щедрин сумел передать на полотне ощущение непрерывности течения жизни [1].

Первое впечатление от картины это традиционный вид на замыкающую перспективу собора Святого Петра. Собор окутан голубоватой воздушной дымкой и вырисован тающим рельефом. Тающий рельеф – это прекрасная поэтическая даль, противопоставленная ограждённым мостом и замком святого Ангела пространству ближнего плана с лепящимися вдоль берега постройками и почти жанрово трактованной группой пловцов рыбы. Воды Тибра вводят зрителя в пространство картины и мы, как бы вплываем в этот пейзаж.

Типичное романтическое противопоставление далёкого и близкого, великого и будничного (передний план будничный, задний план – храм), старого и нового. Однако такое противопоставление лишено у Щедрина тенденциозной конфликтной аффинации (обычно у романтиков именно так). Например, у Фридриха Каспера-Давидова жанровые сцены могут быть отдельно. Это всё представлено как гармоническая слитность, единство прошлого и настоящего, поэзии и правды будничного, повседневный труд и вечного, парящий в голубой дымке собор Святого Петра. Некая лествица от повседневного к долговечному. От замка Ангела (долговечного) к вечному. Следствием достижения этой естественности становится пленэристический живописный эффект, который объединяет разновеликие по степени поэтического достоинства элементы пейзажа, приводя их к единству непрерывного световоздушного пространства.

Список литературы:

1. Государственная Третьяковская галерея. Искусство XII — начала XX века. — М.: СканРус, 2007. — С. 114.

2. Усачёва Светлана. Картины Сильвестра Щедрина в Третьяковской галерее. Из истории коллекции. // Галерея. № 4 2009 [25]. — URL: https://www.litres.ru/aleksey-kara-murza/znamenitye-russkie-o-neapole/chitat-onlayn/page-2/

3. Робинов Ю.В. Лекции

25. Расскажите кратко о жизни и творчестве Алексея Гавриловича Венециа́нова.

Род Венециановых происходит из Греции. Прадед художника Фёдор Проклов с женой Анжелой и сыном Георгием приехали в Россию в 30-х гг. XVIII в., у них было прозвище Венециано, которое позднее превратилось в их фамилию.

Родился в Москве 7 февраля 1780. Особый интерес он проявлял к портрету. Самая ранняя из сохранившихся работ — «Портрет матери, А. Л. Венециановой» (1802, ГРМ). В 1807 году Венецианов переселился в Петербург, поступил на службу. Одновременно он серьёзно занялся живописью — брал уроки у Боровиковского, копировал в Эрмитаже картины старых мастеров. В 1811 году «Автопортрет» (ГТГ) доставил автору первое академическое звание назначенного, а «Портрет К. И. Головачевского, инспектора Академии художеств, с тремя воспитанниками» (ГРМ) — звание академика. Помимо портретной живописи Венецианов успешно занимался графикой. [1]

После войны 1812 года дом Венецианова становится своеобразным литературно-художественным салоном, где собираются деятели русской культуры, такие как: К.П. Брюллов, В. Жуковский, А. С. Пушкин, Н.В. Гоголь. По инициативе Венецианова был освобождён от крепостной зависимости украинский писатель Тарас Шевченко. Написав портрет помещика Энгельгардта, Венецианов сумел договориться с ним о выкупе Шевченко за две с половиной тысячи рублей. Чтобы собрать эту сумму, была устроена лотерея, на которой разыграли портрет Жуковского, написанный Брюлловым.

Венецианов – родоначальник русской бытовой картины, так называемого, бытового жанра. Расцвет творчества Венецианова - двадцатые - тридцатые годы 19 в. Вершиной зрелого творчества художника являются картины «На пашне. Весна» и «На жатве. Лето».

Творчество Венецианова при жизни именовали «Подвигом господина Венецианова». Жанр, в котором работал художник, не драматичен и бесконфликтен. Мастер изображает не действие, а состояние. Различными способами он обостряет чуткость зрителя мгновения тишины, которые длятся на картине, и заставляет не только всматриваться, но и вслушиваться в картину. В его картинах нет быта, а есть бытие. М.М. Жиринов называет жанр Венецианова не бытовым, а бытийственным.

Крестьянским сценам, за немногим исключениям, у Венецианова сопутствует природа, пейзажный фон. Именно у него впервые нашлись средства для живописного воплощения особенного строя русской природы – равнинный ландшафт средней полосы России с высоким неярким небом, мягкими протяжёнными линиями, меланхолическим колоритом и простор. Его пейзажи в основном населены трудящимися людьми.

Важное свойство Венециановского мира - будучи лишённым драматизма и конфликтности в повествовательной своей фабуле, но вовсе не лишён постоянной озабоченности, вошедшей в народную привычку.

Все лица персонажей этого художника не бывают ни беспечны, ни веселы. Но это не грусть и не меланхолия, а тайная печаль людей, которые не знают праздности. Они взяли на себя насущные заботы, заботу о земле. Из крестьянской жизни это сродни материнской заботы. Тема материнства очень важна в творчестве Венецианова.

Попечение о земле, детство, материнство – основные темы и важные элементы Венециановского созерцания картины жизни, которые вводят его картины в жанр эпического повествования о вечных трудах и днях человека. В его картинах нет быта, есть бытие, пустынная земля, на которой жизнь возрождается как бы заново.

Его жизнь оборвалась случайно, он должен был ехать по своим делам в Тверь (должен был показать свои эскизы икон для одной из тверских церквей), но в пути лошади понесли под гору, ямщик выпрыгнул из саней, а Венецианов запутался в вожжах и его принесло в имение Милюковых в Поддубье уже мёртвого. 16 декабря 1847 г. похоронен на сельском кладбище в деревне Дубровская (сейчас Венецианово), Удобижский район Тверской области.

Список литературы:

1. Шумова М.Н. Русская живопись первой половины XIX века. Искусство. 1978. - URL: http://bibliotekar.ru/kVenecianov/index.htm

2. Робинов Ю. В. Лекции.

Изложите мнение Степана Петровича Яремича об истоках т.н. «бытового жанра».

«Настоящими же законными и естественными предшественниками русской школы получившей преобладающее значение с шестидесятых годов [поза]прошлого [XIX] века (за исключением впрочем двух-трёх независимых мастеров), являются лубочные картинки XVIII и начала XIX столетий. Этим же объясняется и причина необыкновенного успеха Передвижников, с первых же годов их появления, не только у столичной публики, но и у провинциальной. Стоит только внимательно сличить "картинки" XVIII века с "картинками" второй половины XIX века, собранными хотя бы в альбоме двадцатипятилетия Передвижников (опять-таки выделяя немногих вполне оригинальных и независимых мастеров, как Ге, Репин, Суриков и отчасти Перов и Прянишников) чтобы тотчас же сделалась понятной тайна их успеха. Публика нашла в них привычный, целесообразный и давно знакомый род искусства, удовлетворявший исконным запросам утилитаризма и отвечавший непритязательным требованиям вкуса, воспитанного на лубочных картинках».

Список литературы:

1. Яремич С.П. Рецензия на: Русские народные картинки. Собрал и описал Д. Ровинский. Посмертный труд. Печатан под наблюдением Н. Собко. Два тома. СПб., 1900. // «Мир искусства». 1901. Т.5. № 2-3. С. 118-119.


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 53; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!