Рассказ «Измена». Что составляет особенность речи героя, каков его психологический облик?

Исаак Эммануилович Бабель (настоящая фамилия — Бабель) родился 12 июля (30 июня по старому стилю) (в некоторых источниках указывается 13 (1) июля) 1894 года в Одессе в состоятельной еврейской семье.

 

В 1904 году поступил в подготовительный класс Коммерческого училища имени графа С. Ю. Витте в Николаеве.

 

В 1905 году вместе с родителями вернулся в Одессу.

 

В 1911 году окончил Одесское коммерческое училище.

В 1915 году в Петербурге поступил сразу на четвертый курс юридического факультета Петроградского психоневрологического института, учебу в котором не окончил.

В 1916 году с отличием окончил экономическое отделение Киевского коммерческого института.

Литературный дебют писателя состоялся в феврале 1913 года в киевском журнале "Огни", где был опубликован рассказ "Старый Шлойме".

В 1916 году в журнале Максима Горького "Летопись" были опубликованы рассказы Бабеля на русском языке "Элья Исаакович и Маргарита Прокофьевна" и "Мама, Римма и Алла". В петроградском "Журнале журналов" появились заметки "Мои листки".

 

Осенью 1917 года Бабель, отслужив несколько месяцев рядовым на румынском фронте Первой мировой войны, дезертировал. Впечатления от участия в боях, дополненные мемуарами французских солдат, позднее послужили материалом для создания цикла новелл "На поле чести" (1920).

 

С декабря 1917 года работал в иностранном отделе Петроградской ЧК, участвовал в Наркомпроссе и продовольственных экспедициях Наркомпрода. В марте 1918 года стал корреспондентом петроградской "Новой жизни". В 1920 году заведовал редакционно-издательским отделом Госиздата Украины в Одессе.

Весной 1920 года по рекомендации журналиста Михаила Кольцова был направлен в Первую Конную армию в качестве военного корреспондента Юг-РОСТа. Публиковался в газете "Красный кавалерист", взяв себе творческий псевдоним Кирилл Васильевич Лютов. С

Первой конной воевал на румынском, северном и польском фронтах. Всю кампанию вел дневник ("Конармейский дневник", 1920), который послужил основой для создания сборника рассказов "Конармия".

В ноябре 1920 года, заболев тифом, вернулся в Одессу. Работал в Одесском губкоме, был выпускающим редактором седьмой советской типографии Госиздата Украины, репортером. В этот же период начал работу над своими самыми известными произведениями — циклами рассказов "Конармия" и "Одесские рассказы".

В 1922-1923 годах рассказы Бабеля стали печататься в одесских газетах "Лава", "Силуэты", "Известия" и журнале "Моряк". Среди них самыми заметными стали "Грищук" (из цикла "Конармия") и "Король" (из цикла "Одесские рассказы").

В 1923-1924 годах произведения писателя начали публиковаться в московских литературных журналах "Леф", "Красная новь", "Прожектор", в газете "Правда".

В середине и второй половине 1920-х годов Бабель создал и опубликовал большую часть своих произведений, став одним из наиболее заметных советских писателей.

В 1925 году отдельным изданием вышли три сборника его рассказов.

В 1926 году в печати появилось первое издание новелл из цикла "Конармия". Впоследствии оно неоднократно дополнялось и дорабатывалось.

С середины 1930-х годов у писателя начался длительный творческий кризис, он мало писал, в основном собирал материалы для будущих книг, почти не публиковался. Одним из наиболее заметных произведений этого периода стала пьеса "Мария" (1935).

В 1936 году был издан последний сборник новелл Бабеля. В 1937 году отдельно был напечатан рассказ "Ди Грассо". Позднее в том же году писатель сообщил в печати о том, что окончил пьесу о Григории Котовском, в 1939 году заявил о завершении сценария "Старая площадь". Ни одно из этих произведений при жизни писателя не было опубликовано.

Летом 1938 года президиум СП СССР утвердил Бабеля членом редсовета Государственного издательства художественной литературы (ГИХЛ).

 

15 мая 1939 года Исаак Бабель был арестован на даче в Переделкино по обвинению в принадлежности к троцкистской террористической организации и в шпионаже в пользу французской и австрийской разведок. При аресте у него было изъято несколько папок рукописей, которые оказались навсегда утраченными.

После серии непрерывных допросов Бабель был вынужден дать признательные показания, от которых позднее во время судебного заседания отказался.

27 января 1940 года расстрелян. В тот же день его тело было предано огню в крематории Донского монастыря. Сведений о месте захоронения праха писателя нет.

Родственникам сообщили, что Бабель умер, отбывая наказание в местах заключения, 17 марта 1941 года.

Рассказ «Измена». Что составляет особенность речи героя, каков его психологический облик?

Этот рассказ написан в форме монолога от первого лица. Его герой, Никита Балмашев, дает объяснения следователю Бурденко. В нарушение всех законов жанра это не деловая бумага, а сбивчивое, сумбурное письмо.

В первых его строках мы узнаем предысторию этого бойца. Бывший хлебопашец, солдат первой мировой войны переходит на сторону большевиков. Затем гражданская война, ранение, госпиталь.

Израненные, искалеченные бойцы Первой Конной армии Ноговицын, Кустов и Балмашев не могут понять, как можно отдыхать и лечиться в госпитале, когда «враг на мягких лапах ходит в 15 км от местечка». В течение недели и одного дня не желали они надеть госпитальную одежду и сдать оружие. Эти люди смертельно устали, они могут только воевать, сражаться, биться. Другое поведение людей в военное время они расценивают как измену, о чем и пишет Никита Балмашев: « Измена, говорю я вам, товарищ следователь Бурденко, смеётся нам из окошка, измена ходит, разувшись, в нашем дому, измена закинула за спину штиблеты, чтобы не скрипели половицы в обворовываемом дому…»

Воспаленное сознание говорит им, что сестры милосердия – враги, врач – враг, бойцы пехоты, мирно играющие в шашки – предатели.

В чем же состав преступления этих людей? Герой об этом рассказывает так: «…потребовали поголовное удостоверение личности, не получив такого, потеряли сознание. И, находясь без сознания, мы вышли на площадь перед госпиталем, где обезоружили милицию в составе одного человека кавалерии и нарушили со слезами три незавидных стекла в вышеописанной кладовке». Буря в стакане воды?

Речь Никиты Балмашева – речь человека необразованного, фанатично преданного делу революции. Культура и нравственность не даются с рождения, они вырабатываются в течение всей жизни, а какая жизнь была у этих конармейцев, прекрасно видно из сборника рассказов «Конармия».

Совершенно неграмотная, бредовая, но по – своему образная речь героя не механически копируется автором, а воспроизводит характерные черты конкретной речевой манеры:

«…но слова мои отскочили от геройской пехоты, как овечий помет от полкового барабана» (сравнение),

«озверелый штык», «кровавое сердце бойца и пролетария» (эпитеты)

« спали и во сне видели», «вилась веревочка» (фразеологизмы)

Речевые ошибки многочисленны: «мы троеесть земляки», «согласно приказания» и др. Приходится только удивляться мастерству И. Бабеля: как ему удалось «влезть в шкуру» малограмотного бойца, создать убедительный речевой портрет своего персонажа.

 

 

Сравните образ, возникающий в рассказе «Измена», с образом того же персонажа в рассказе «Соль». Вносит ли рассказ «Измена» что – либо новое в этот образ? Какой ещё художественный смысл может иметь этот рассказ, помимо дальнейшего развития образа персонажа? Какую цель преследовал Бабель, вновь введя фигуру Никиты Балмашева?

Если говорить о хронологии, то вначале у Бабеля в сборнике помещен рассказ «Соль», а уж потом «Измена». «Соль» - это письмо в редакцию, которое пишет все тот же Никита Балмашев, спешащий поделиться с «дорогим товарищем редактором» наболевшим, а «Измена» - его письменные объяснения следователю Бурденко. То есть герой из внештатного корреспондента газеты превратился в обвиняемого.

В рассказе «Соль» повествователь убедителен, рассудителен, старается быть понятым и справедливым. Чувствуется, что он имеет авторитет у своих товарищей, и они его уважают и слушают.

Никита взял под свою защиту женщину с грудным младенцем на руках и «каждый, раскипятившись моей правдой, подсаживает её, говоря наперебой:

- Садитесь, женщина, в куток, ласкайте ваше дите, как водится с матерями, никто вас в кутке не тронет…»

Взвод был обманут в лучших чувствах, потому что попрано было самое святое чувство – материнство: в свертке женщина везла не младенца, а «пудовик соли». Наблюдательный Никита заметил, что на протяжении всего пути «антиресное дите, товарищи, которое титек не просит, на подол не мочится и людей со сна не беспокоит».

Чувство негодования, праведного гнева водило рукой Никиты, когда он своими руками выбросил спекулянтку «на ходу поезда под откос», а потом «захотел спрыгнуть с вагона и себе кончить или ее кончить». Вот это сила гнева! «И сняв со стенки верного винта, я смыл этот позор с лица трудовой земли и республики». Обо всем этом сообщает боец «дорогому товарищу редактору».

Вновь вводя фигуру Никиты Балмашева (рассказ «Измена»), Бабель показывает уже другого человека: предельно уставшего, измотанного, израненного, теряющего боевых товарищей; его речь похожа на бред, здоровье подорвано. Неизменной остается вера в правоту дела, которому он служит. Его состояние можно передать цитатой из рассказа «Вечер»: «…Я болен, мне, видно, конец пришел, и я устал жить в нашей Конармии».

А сам сборник «Конармия» - не хроника, это роман о человеческой душе, мятущейся, ищущей истины в несправедливом, истекающем кровью мире.

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 1189; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!