Правовые системы стран Дальнего Востока.



 

К религиозной правовой семье тесно примыкают правые системы стран Дальнего Востока, которые образуют дальневосточное право (Китай, Корея, Индонезия, Малайзия).

Дальневосточное право основывается на таких философских учениях, как даосизм, конфуцианство и легизм. Все они по-своему видят право.

• Даосизм проповедует принцип недеяния, т. е. человек должен следовать великим путем, не побуждаемый волевым усилием.

• Конфуцианство отрицает принцип недеяния и диаметрально противоположно даосизму. Конфуцианцы гораздо активнее. Согласно их учению, мир человека резко отличается от мира природы, где господствует вечная иерархия, по образу которой должен строиться мир человека. Поэтому необходимо разрабатывать правила - обычаи (ли), имитирующие природные законы. Конфуцианство составляло основу государственной идеологии вплоть до революции 1911 г.

• Легисты полагали, что общественная жизнь должна регулироваться позитивным правом. Если конфуцианцы утверждают, что люди делятся в порядке иерархической соподчиненности и должны подчиняться ритуалам, то легисты, - что правила должны применяться ко всем.

На основе этих философских учений развивалось дальнево­сточное право, которое характеризуется:

1. Влиянием на право философских учений. Важный источник права - доктрина и обычай.

2. Регулирование общественных отношений с позиции гармонии и превосходства морали, обычаев над правом. Дальневосточная концепция права имеет воспитательный характер. Право рассматривается как наказание.

3. Отрицание субъективных прав, так как это ведет к столкновению интересов. Право имеет воспитательный характер, оно убеждает выполнять свои обязанности. Судья должен быть мудрецом.

4. Правовая система Китая складывается лишь в конце XIX в. с подписанием договоров с Англией, Францией, Россией, Японией. С 20-х гг. происходит кодификация всего частного права на основе германского и швейцарского права.

Современная правовая система КНР развивается в русле общей! концепции построения в стране социализма с «китайской спецификой». Ее создание с учетом уровня развития китайского общества и использования традиционного нормативного регу­лирования, соответствующего правосознанию народа, выражает сущность курса китайского государства на придание правовой системе страны национальной формы.

5. Система права четко выделяет небольшое количество отраслей (уголовное, административное). Частное право основано на внесудебном рассмотрении.

 

Понятие, особенности и история формирования традиционной правовой семьи.

 

Термин «обычное право» чаще всего используется для обо­значения традиционного права, существовавшего у африканских народов до колонизации. Традиционное право представляет со­бой преимущественно совокупность неписаных правил, устно передаваемых из поколения в поколение.

В чистом виде семья традиционного права не существует ни в одном государстве мира, в своём первозданном виде она существовала в первобытном обществе. Так или иначе традиционное (обычное) право занимает в каждом конкретном государстве свою нишу, а именно регион действия и круг лиц, на которых распространяется. На сегодняшний день наличие черт традиционного права, смешанного с иными правовыми системами, существует среди социальных групп и племён, живущих в некоторых странах Африки, Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании, которые сохранили патриархальный и доисторический жизненный уклад.

В зависимости от географического критерия семья традиционного права бывает:

Континентальная (Африка, Азия);

Островная (Австралия, Океания: обычное право народов Полинезии, Меланезии и Микронезии).

Таким образом, островной регион Тихого океана является единственным водным регионом, где действует обычное право. На островах ни в акватории Атлантического океана, ни в акватории Индийского океана обычное право не действует (за исключением Мадагаскара).

В традиционной правовой семье правовые и моральные нормы выступают в неразрывной связи и при разрешении кон­фликтов следует руководствоваться идеей примирения.

Среди институтов традиционного права особое место зани­мают семья, земельная собственность, наследование. Брак по обычному праву - это не столько союз двух индивидов, сколько соглашение двух семейных групп. Они играют заметную роль на каждом этапе брака: подбирают жениха и невесту; обговаривают и выплачивают приданое; улаживают разногласия между мужем и женой; развод также невозможен без их активного участия.

Для современного традиционного права характерен дуа­лизм: действует общее (традиционное) право и некоторые су­дебные прецеденты Англии и США (связано с колонизацией стран Африки). Прецеденты охватывают административное, торговое, уголовное право.

Особенности.В данной правовой системе отсутствует понятие и понимание права в представлении цивилизованных обществ. Не существует чётко выраженной власти, отсутствует как таковая юридическая профессия, так и само понятие юридической науки (как и науки вообще). Не существует и письменности, способной фиксировать нормы поведения (нормы права). Экономика в части данных социумов основана на собирательстве и натуральном обмене, денежный эквивалент отсутствует либо его заменяют какие-либо предметы материального мира (например, ракушки, украшения, определённые животные и т. п.). Правосудие вершат, как правило, старейшины.

В Сомали клановый суд согласно обычаю заседает под деревом акации.

Обычаи и традиции, которые служат для данных социумов правом, основаны на практике поклонения явлениям природы, а также на одушевлении неживого мира и поклонении всевозможным идолам. Такие обычаи и традиции переходят из поколения в поколение посредством устной формы и исполняются в силу привычки.

Особенностью является то, что обычное право осуществляет регулирование как государственной, так и общественной жизни людей, главным образом за пределами городов. Моральные нормы либо бытовые правила и традиции, сложившиеся внутри родово-племенной общины, приобрели там характер правовых норм и обеспечиваются авторитетом лидеров, а также повиновением в силу уважения предков и верой в сверхъестественное. Нарушение обычая может повлечь негативную реакцию духов.

Обычное право влияет на формирование местной власти, регулирует брачно-семейные отношения, вопросы землевладения, собственности и наследования, определяет порядок и организацию правосудия внутри общины. Государственные органы, как правило, признают и принимают во внимание решения племенных общин, основанных на обычном праве. Например, в ЮАР государственный суд при рассмотрения дела учитывает ранее вынесенное решение племенного суда.


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 191; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!