ЭТИКА, МОРАЛЬ, НРАВСТВЕННОСТЬ

Этика как наука.

Становление этики как науки.

Термин «мораль» как латинский аналог термина «этика».

Возникновение термина «нравственность».

Мораль (нравственность) как предмет этики.

 

Понятие «этика» имеет множество определений.

Самое простое из них – наука о морали.

В литературе можно встретить и более расширенные толкования понятия «этика». Этика – область философского знания, исследующая универсальные предпосылки и формы нравственных отношений людей в системе их исторически заданной духовнопрактической деятельности (По материалам: Росенко М.Н. и др. «Основы этических знаний». – СПб, изд. «Лань», 1998 (далее – ОЭЗ), с.5-7).

Структура этики.

Структуру этики как науки можно представить в виде следующих направлений:

-теоретического (логическое обобщение общих закономерностей морали и нравственности, изучение истории морали, классификация этических учений и т.д.);

- прикладного (изучение моральных норм поведения в конкретных жизненных ситуациях).

Прикладная этика, в свою очередь, делится на:

- нормативную, исследующую понятия добра, справедливости, долга, совести и Т.Д., т.е. те ценностные категории, нормы и принципы, которые лежат в основе нравственного поведения человека в различных жизненных ситуациях (аксиология);

- профессиональную этику, которая основывается на деонтологии (учение о должном поведении) в зависимости от профессии человека. Различают медицинскую этику, педагогическую, научную, театральную, юридическую этику и т.д.

- этикет – внешние правила и формы поведения, формирующиеся на основе нравственных норм и ценностей, принятых в обществе или какой-либо профессиональной группе.

Предмет этики.

Этика относится к сфере философского знания и изучает мораль (и нравственность). Термин «этос» был использован Аристотелем – древнегреческий философ (384-322 г.г. до н. э.). Термином этика Аристотель обозначил новую дисциплину, которая должна была изучать, что есть благо, и каковы добродетели, которые позволяют его достичь. Был использован в работе Аристотеля «Никомахова этика». Позднее в Риме возникло понятие моральный (от лат. mores – нравы). Оно было введено в научный оборот римским оратором Марком Тулием Цицероном (106-43 г.г. до н. э.). Ту область знания, которую Аристотель называл этикой, Цицерон назвал моральной философией. Само слово «мораль» появляется лишь в IV в. н. э. На отечественной почве появилось понятие «нравственность» (от рус. нрав и производного от него нравно – то, что по нраву).

Первоначально «этика» и «мораль» обозначали один термин. Но по мере выделения этики в особую область знания за этими словами начинает закрепляться различный смысл:

- этика – соответствующая ветвь знаний, наука;

- мораль и нравственность традиционно употребляются как синонимы и составляют предмет этики.

Таким образом, этика – это наука о сущности, законах возникновения и историческом развитии морали, о ее специфических функциях, моральных нормах и ценностях.

Основоположниками философско-этического учения наряду с Аристотелем считаются древнегреческий философ Сократ и древнекитайский философ Конфуций.

Конфуций.

Основные идеи китайского мыслителя и государственного деятеля Конфуция (Кун Фу-цзы) (VI-V в. до н. э.) дошли до нас в форме литературного произведения «Лунь юй» («Изречения»), сделанную его последователями.

1.По сравнению с другими требованиями, регулирующими сферу нравственных взаимоотношений людей, философ выделяет первенство принципа «жэнь», что означает «человеколюбие», «человечность», «гуманность».

2.Конфуций считал, что гуманный человек тянется к знанию. И то, и другое взаимосвязано. Причем знание морального блага, по Конфуцию, всегда сопровождается твердостью убеждений.

3.К таким же важным нравственных принципам философ относит пытливость и озабоченность всем близким, так как равнодушный человек неспособен сострадать, или пожертвовать чем-либо ради другого.

4.Согласно Конфуцию, важны мотивы, по которым человек обращается к познанию морального блага. Наиболее высоки, по его мнению, те люди, которые получают понятие о благородстве благодаря воспитанию. За ними следуют те, кто приобретает знания благодаря учению при встрече с жизненными трудностями. Менее же всего философ ценит тех, кто не желает учиться вовсе. Логическим завершением рассуждений Конфуция является утверждение необходимости исполнения каждым человеком своего нравственного долга и всеобщности требования к любому человеку исполнять свои обязанности без различия звания и социального положения. В этом смысле идея нравственного долга – величайшая добродетель.

Сократ.

Афинский мыслитель Сократ (470-399 до н.э.) выступал против этического релятивизма (relativus – относительный), утверждавшего условность и относительность добра и зла, истины и лжи. Он утверждал общечеловеческое основание морали. Сократ был убежден в необходимости для человека постоянного самосовершенствования, путем самопознания. Призыв философа «Познай себя!» помогает вскрыть свои заблуждения и «возделывать» добродетельные качества собственной души.

Проблематика этики.

Проблематика этики как науки определяется рядом диалектических противоречий или антиномий. Разрешение этих противоречий определило выработку основных понятий и категорий этики и ее структуру.

1.Антиномия добра и зла. Изначально этика включала и включает изучение блага, добродетели, добра в их противопоставлении злу.

На уровне этических убеждений закрепление понятий о добре и зле выражается в формировании таких нравственных регуляторов, как честь, долг, совесть.

2.Антиномия должного и сущего. Здесь реально фиксируется зазор между тем, что должно быть, и тем, что есть.

3.Антиномия общественного и индивидуального. В ее основе лежит извечный спор о том, что первично – объективная общественная сущность морали, или индивидуальное субъективное начало в человеке.

Мыслители первого направления утверждали, что природа морали, нравственные нормы и ценности определяются высшим и неизменным единым началом, Творцом всего сущего на земле, либо развитием материального производства (К. Маркс)

Представители второго направления отдают приоритет индивидуальной нравственности человека (И. Кант, Ж.-П. Сартр, А Камю).

4.Антиномия нравственной необходимости и свободы. Развитие философско-этической мысли представляет собой движение от осмысления диктата внешних форм контроля над сознанием и поведением человека к выводу о праве личности на свободу выбора в своих поступках.

5.Антиномия жизни и смерти. Здесь в наиболее последовательной форме отражается противостояние добра и зла, если рассматривать жизнь как высшее благо, а смерть как воздаяние, посылаемое человеку за его грехи.

Смерть на первый взгляд выступает антиподом жизни. Однако если вдуматься, то постижение нравственной сущности смерти заставляет человека более взвешенно и ответственно относиться к своим поступкам.

6.Антиномия целей и средств. Для этики важно не только достижение нравственных целей, но и средства их достижения. Морально допустимые пути достижения поставленной цели являются критерием истинности и нравственной безупречности, намеченных человеком и обществом ориентиров.

 

ЭТИКА, МОРАЛЬ, НРАВСТВЕННОСТЬ

Понятия «этика», «мораль», «нравственность» этимологически и содержательно схожи, даже тождественны. Происхождение этих терминов имеет одну основу.

Термин «Этика» принадлежит греческому философу Аристотелю, который озаглавил так свой труд, посвященный проблемам нравственности. Термин этот происходит от слова «этос», изначальное значение которого – привычное место проживания, жилище, гнездо, логово, позже оно стало означать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, нрав, характер.

Если слово «этика» ввел Аристотель, то термин «мораль» принадлежит Цицерону, который создал его как перевод аристотелевского термина «этика» на латынь.

Следовательно, древнегреческое слово «этика» (от «этос») служит аналогом латинскому понятию «moralis». В русском языке им соответствует термин «нравственность».

Все эти термины подразумевают некоторую устойчивость, внутреннюю упорядоченность нравов, обычаев людей. Эти три понятия означают изначально одно и то же, только на разных языках. Со временем они стали приобретать самостоятельные смысловые оттенки.

В частности, уже Аристотель понимал этику как часть философских знаний, которая изучает человеческие добродетели. Мораль и нравственность понимается как предмет науки этики.

МОРАЛЬ.

Мораль (от лат. обычаи, нравы, поведение) – компонент ценностного содержания культурной системы (наряду с эстетическими, познавательными или собственно религиозными ценностями). В этом качестве она анализировалась многими мыслителями, среди которых были Э. Дюргейм, М. Вебер, Т. Парсонс.

Мораль – это важнейший социальный институт, одна из форм общественного сознания. Главное в морали – это представления о добре и зле.

Структура морали включает следующие элементы.

- моральное сознание, т.е. регулятивные идеи, побуждающие к поступкам,

- нравственная деятельность – поступки человека в той степени, в которой они порождены моральными мотивами.

- нравственные отношения – любые отношения, в той степени, в которой они являются реализацией нравственных требований (отношения к семье, к труду, к Родине, к природе; а также отношения между людьми, если в этих отношениях воплотились нравственные нормы).

Функции морали:

- Регулятивная функция. Мораль – способ регулирования отношений между людьми в обществе.

- Ценностно-ориентирующая функция. Мораль помогает человеку выработать свою систему ценностей, построить нравственную линию поведения.

- Гносеологическая (познавательная) функция. Мораль помогает познанию смысла явлений окружающего мира, в т.ч. поступков людей.

- Воспитательная функция. Мораль оказывает воспитательное действие – формирует у человека представления о добре и зле, принципах и правилах поведения, и приводит эти представления в определенную систему.

- Коммуникативная функция. Мораль позволяет людям находить общий язык между собой посредством выработки единой системы норм и правил поведения.

Мораль имеет внутренний и внешний аспекты.

Первый (внутренний) – выражает глубину осознания индивидом своего собственного «Я», меру ответственности: духовности, общественного долга, обязанности. На этом уровне проявляется известный «кантовский императив», в соответствии, с которым в каждой личности заключено некое высшее и нравственное начало.

И. Кант дал классификацию первоначальных задатков, составляющих основание нравов:

1) задатки природные, животные (стремление к самосохранению, к продолжению рода и к общительности);

2) задатки собственно человечности как существа разумного, которое судит о себе, сравнивая себя с другими, добивается признания своей ценности во мнении других, но при этом хочет добиться превосходства над другими;

3) задатки личности, выраженные в способности воспринимать уважение к моральному закону.

Смысл этого императива прост: поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой. Он ставит границы собственному произволу, себялюбию, эгоизму. Мораль предполагает ценностное отношение человека не только к другим, но и к себе, чувство собственного достоинства, самоуважения, осознание себя как личности.

Высшим законом для личности является собственная совесть, которая по праву считается самым полным и самым глубоким выражением нравственной сущности человека. Римский оратор Цицерон видел в совести главное украшение человека. И. Кант писал «Закон, живущий в нас, называется совестью: совесть есть, собственно соотношение наших поступков с этим законом». Эта мысль отразилась и в народной мудрости: «Если хочешь крепко спать, возьми с собой в постель чистую совесть».

Второй аспект морали (внешний) – конкретные формы внешнего проявления указанных выше качеств, так как именно поступки раскрывают действительную сущность каждого человека.

Где проявляется мораль? Можно выделить три сферы, в которых проявляется регулятивная функция морали:

· сфера микросоциальная – на этом уровне имеют место повседневные межличностные отношения,

· сфера профессиональная, где мораль выполняет функцию регулятора деловой активности,

· сфера макросоциальная, где мораль выступает способом оценки людьми действий разного рода социальных и государственных структур, движений, организаций, а также идей, концепций, идеологий, циркулирующих в обществе как открыто – по каналам средств массовой информации, так и передающихся посредством слухов.

Обратная связь во всех случаях осуществляется посредством так называемого общественного мнения.

Таким образом, мораль возникает в культуре как механизм обеспечения согласованности действий в обществе, призванный поддержать генетическую установку на выживаемость человека как биологического вида.

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 973; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!