Возможность и действительность.

Категории диалектики.

Считается , что категории диалектики обладают статусом законов. Нередко их именуют парными категориями, так как существование одной из них (из пары) предполагает существование и другой. Точнее, они обозначают в реальности нечто «взаимополагающее».

Диалектика является не только учением о бытии, но и основанным на нем методом мышления, характеризующимся искусством классификации понятий. Ее категории образуют ядро философского знания. Впервые их выделил Аристотель, занимаясь классификацией всего сущего по родам. Философский поиск всеобщих человеческих понятий растянулся более чем на два тысячелетия и наиболее завершенный вид приобрел в диалектике Г. Гегеля. Системность категорий есть следствие, с одной стороны, системной организованности мира, а с другой — системной организации человеческого знания.

В настоящее время выделяют следующие основные категории диалектики:

§ единичное и общее

§ часть и целое

§ содержание и форма

§ сущность и явление

§ причина и следствие

§ необходимость и случайность,

§ возможность и действительность.

Рассмотрим эти категории более подробно.

Единичное и общее.

Это философские категории, отражающие диалектическое единство и отличие между предметами и явлениями действительности. Так, категория «единичное» отражает в предмете, явлении то, что присуще только данному предмету, явлению. «Общее» отражает тождественность, которая объективно существует между предметами, вещами, явлениями в рамках конкретной качественной определенности. Ни единичное, ни общее не имеют самостоятельного существования. Самостоятельно существуют отдельные предметы, явления, процессы. Как общее, так и единичное существуют лишь в отдельном. Любое отдельное является единством противоположностей. Одновременно оно и единичное, и общее. Всякое общее является частичкой, элементом, стороной отдельного, поскольку отражает последнее не полностью, не целиком, а односторонне — тем, что есть тождественного в предметах. Единичное это по существу проявление более богатое, чем общее, являющееся абстрактным. Однако общее глубже раскрывает содержание, сущность предмета.

Часть — целое

В качестве целого выступает связь между предметами, которые являются его частями. Целое не сводимо к простой сумме составляющих его частей, ибо оно порождает новые качества и свойства, которыми не располагают отдельные части. В качестве неорганического целого выступают атомы, кристаллы, планетарные системы, галактики. В живой природе целостностью обладают организмы, социальные общности. В живой природе целое характеризуется органичностью, то есть делает невозможным отдельное самостоятельное существование своих частей. Так, например, рука как важнейший компонент человеческого организма в отдельности представляет лишь мёртвое тело.

Форма — содержание

Под содержанием понимается совокупность различных элементов, определяющих свойства и функции предметов, а также связи между этими элементами. Содержанием картины является совокупность художественных образов, выражающих определённую тему. Форма — это определённая организация содержания, связи между элементами системы. Каждый предмет относительно устойчив, имеет структуру. Форма характеризует эту внутреннюю структуру, которая находит своё выражение и во внешним облике объекта. Как структура предмета форма есть нечто внутреннее, а как отношение содержания данного предмета к содержанию других — внешнее. Ведущей стороной является содержание, но форма оказывает влияние, сдерживая или, напротив, содействуя его развитию. Учёт этих сторон чрезвычайно важен в практической деятельности.

Диалектическое взаимодействие между содержанием и формой заключается в следующем:

  • 1) содержание и форма тесно взаимосвязаны. В реальных условиях нигде и никогда не существует неоформленного содержания и бессодержательной формы. Попытка отделить форму от содержания, приписать форме самостоятельное значение ведет к формализму
  • 2) в единстве содержания и формы главенствует содержание. Форма всегда меняется вследствие изменения содержания. Не какая-то внешняя сила, а именно содержание формирует себя. Например, развитие науки, открытие новых законов, объективных истин требуют и новых, соответствующих представлений, формул, теорий, которые оформляют содержание этих новых законов;
  • 3) единство формы и содержания предполагает относительную самостоятельность, активную роль формы по отношению к содержанию.

 Относительная самостоятельность формы проявляется в следующем:

а) в отставании формы от развития содержания. Содержание никогда не остается на одном уровне. Оно изменяется. Форма также не остается неизменной. И все-таки по сравнению с содержанием она более устойчива, менее подвижна. Это объясняется тем, что содержание имеет собственное движение, в то время как форма от него зависит. Форма в отличие от содержания выступает как более консервативная сторона явления. Она неизбежно отстает от своего содержания;

б) в обратном действии формы на содержание. Это действие двоякое: форма или способствует изменению содержания, или тормозит его. Конечно, если форма соответствует изменению содержания, она создает условия для его ускоренного развития. А если возникает противоречие между ними, содержание не может развиваться должным образом, ибо ему мешает старая форма. Поэтому рано или поздно наступает момент разрешения противоречия. В соответствии с новым содержанием создается новая форма. Итак, противоречие между содержанием и формой является одной из причин изменения предметов и явлений, преобразования их в другие предметы и явления.

Явление и сущность.

Это категории, определяющие разные ступени познания, каждая из которых отражает реальный уровень глубины постижения объекта. Сущность — философская категория для обозначения внутренней, относительно скрытой и устойчивой стороны объективной действительности, которая определяет природу предмета, процесса и присущие им закономерности развития. Явление — категория для обозначения в предмете, процессе того, что непосредственно обнаруживается, проявляется перед нами.

Диалектическая взаимосвязь между сущностью и явлением обнаруживается в следующем:

  • 1) сущность и явление неразрывно связаны между собой. Явление не может существовать без того, что в нем есть, т.е. без сущности. В сущности нет ничего, что не обнаруживалось бы так или иначе;
  • 2) единство сущности и явления не означает их совпадения, тождественности. Сущность всегда скрыта за явлением. Если бы форма проявления и сущность предметов непосредственно совпадали, то наука была бы ненужной;
  • 3) явление более динамично и непостоянно, чем сущность, а сущность более устойчива, менее непостоянна. Она сохраняется во всех изменениях. Но, будучи устойчивой по отношению к явлению, сущность не остается абсолютно неизменной;
  • 4) явление богаче, чем сущность. Оно содержит не только проявление внутреннего содержания, существенных связей объекта, но и любые случайные отношения, особые черты этого объекта.

Причина и следствие.

Практика показывает, что возникновение любого явления обусловлено каким-либо фактором или факторами, порождающими его. Явление, действие которого приводит к возникновению нового явления, называется причиной, а явление, возникающее под влиянием причины, — следствием

Все явления в мире, все изменения, процессы непременно возникают вследствие определенных причин. В мире нет и не может быть беспричинных явлений. Положение о том, что все явления в мире причинно обусловлены, фиксирует закон причинности. Философов, которые признают этот закон и распространяют его действие на все явления, называют детерминистами, а философов, отрицающих закон причинности, — индетерминистами.

Между причиной и следствием существует сложная диалектическая взаимосвязь. Она обнаруживается в следующем:

  • 1) причина во времени предшествует следствию. Следствие не возникает раньше действия причины. Но это не означает, что любое явление, которое предшествует последующему, находится с ним в причинной связи (ночь предшествует утру, но она не является причиной утра);
  • 2) причина при определенных условиях обязательно порождает следствие. Причина и следствие связаны так, что если возникает причина и имеются достаточные условия, то неминуемо возникает и следствие;
  • 3) причина и следствие взаимодействуют между собой. В этом взаимодействии активна не только причина, но и следствие. Оно оказывает обратное влияние на причину. Например, идеи отражают бытие, но, возникнув, активно влияют на изменение общественного бытия через практическую деятельность людей;

Необходимость и случайность.

Эти философские категории отражают разные типы связей предметов и явлений друг с другом. Необходимость — внутренние, устойчивые, существенные связи между явлениями, которые определяют их закономерные изменения и развитие. Необходимость проистекает из сущности явления, процесса и неминуемо происходит в данных условиях. Так, смерть любого живого организма неминуема, поскольку она обусловлена его природой и внутренними процессами, которые в нем проходят.

Но все ли, что появляется в мире, возникает как необходимое? Нет, в мире есть и случайные явления, события. Случайность — категория, которая определяет проблематичность или необязательность возникновения, или существования объектов; случайным является то, что при определенных условиях может быть, а может и не быть. Случайность отражает моменты действительности, которые появляются преимущественно благодаря внешним условиям, поверхностным, неустойчивым связям и побочным для данного явления обстоятельствам.

В отношении проблемы необходимости или случайности существования предметов сложились две точки зрения. Одна из них абсолютизирует необходимость: никакой случайности в мире нет, все осуществляется с неизбежностью. Отрицая случайность, сторонники этой точки зрения открывают дорогу фатализму. Это вера в судьбу, предопределение. Последователи другой точки зрения гипертрофируют случайность. Здесь, наоборот, из действительности исключаются любые внутренние зависимости, объективная обусловленность явлений: в мире властвует только случайность.

Научное мировоззрение не признает ни первую, ни вторую позиции. Необходимость и случайность не существуют по отдельности. Их взаимосвязь заключается в том, что случайность выступает как форма проявления необходимости и как ее дополнение. Например, реформы, осуществляемые сегодня в России, имеют необходимый характер. Случайным элементом в них являются конкретные политические деятели, которые направляют эти реформы.

Диалектика необходимости и случайности предполагает два существенных момента. Во-первых, случайность в ходе развития может превращаться в необходимость. Так, закономерные признаки того или иного биологического вида сначала появляются как случайные отклонения и накапливаются, а затем на их основе формируются необходимые качества живого организма. Во-вторых, необходимость пробивает себе дорогу через массу случайностей. Например, развитие общества состоит из деятельности многих людей, которые имеют разные цели, характеры. Переплетение, перекрещивание и столкновение всех этих стремлений приводит в результате к определенной линии развития, которая имеет строго необходимый, обязательный характер.

Возможность и действительность.

Эти категории подчеркивают процессуальность, т.е. становление бытия. Как известно, из ничего не возникает что-то новое, оно может возникнуть только из определенных предпосылок, заложенных в лоне старого. Бытие нового в его потенциальном состоянии и является возможностью. Возможность — философское понятие, которое отражает объективно существующее и внутренне обусловленное состояние предмета в его незавершенном, потенциальном развитии. Действительность — философская категория, которая характеризует реализованное, актуализированное бытие: действительность является реализованной возможностью

Таким образом, категорий диалектики, сделаем общий вывод: 1) категории диалектики — универсальные формы мышления, в которых отражаются общие связи, свойства и отношения, имеющие место в объективной действительности; 2) в категориях диалектики сконцентрированы опыт и деятельность многих поколений человеческого общества. Без понятий и категорий, в которых отражаются результаты познания, само познание сегодня было бы невозможно;


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 59; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!