Психологическая игра «Адаптация»

Игровые технологии

На занятиях ОЗШ «Лидер»

Занятие №2 (зимняя сессия, 2021 г.)

Дорогие ребята!!!

Изучите предложенные игры на создание команды и выявление лидерских качеств. Организуйте и проведите в своей школе эти игры.

I часть

Основные виды игр для выявления и развития лидерских качеств. Игры на создание команды.

 

Игры для выявления лидера. Социоадаптивные игры, позволяющие каждому ребенку проявить индивидуальность, творчество, личные лидерские качества, получить внимание группы. Подчеркивают значимость и равные возможности каждого ребенка в коллективе.

Игры для создания команды. Служат для формирования умения работать в команде, синхронно с другими людьми, для повышения сплоченности в группе, формируют зону общих интересов, поддержку, продуктивную форму социального поведения, умение слушать лидера («Слон» и др.).

Комплексные игры, например, выборы президентов, парламента, органов самоуправления. Главное требование: воспроизведение процедур в соответствии с реальной нормативной базой. Результатами таких игр может быть:

· обучение основам самопрезентации и самореализации;

· выявление лидерства и формирование социального института лидеров отрядов;

· развитие навыка самостоятельного принятия решения и ответственности;

· формирование социально продуктивных форм деятельности;

· умение организовать самостоятельную деятельность.

Игры, нацеленные на проявление внутренней свободы ребенка, креативности и спонтанности, помогают устранять психоэмоциональные зажимы, психофизические комплексы, способствуют улучшению коммуникативного навыка, трансформации аутоагрессивного и агрессивного комплексов, самооценки и самосознания (например, миксеры и др.).

II часть

Психоэмоциональные и деловые игры.

Лидер и его команда.

Цели:

 - раскрытие личностного потенциала участников группы;

- формирование представлений о лидерстве, осознание и проявление своих сильных сторон;

- развитие способностей к целеполаганию и организации групповой работы.

Задачи:

- развитие взаимопонимания и чувства ответственности по отношению друг к другу;

- формирование навыков понимания друг друга;

- приобретение навыков принятия ответственности друг за друга;

- выявление и развитие представлений о лидерстве;

- приобретение навыков планирования деятельности и организации работы в команде.

Оборудование и материалы:

- журналы, вырезки с подборкой картинок для коллажа;

- карандаши, фломастеры, ножницы, скотч, клей, степлер, ватман А3 (на каждую подгруппу);

- анкеты для письменной рефлексии.

 

«Карабас»

Для проведения игры детей рассаживают в круг, вместе с ними садится ведущий, который предлагает условия игры: «Ребята, вы все знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса-Барабаса, у которого был театр. Теперь все вы – куклы. Я произнесу слово «КА-РА-БАС» и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы должны будете, не договариваясь, встать со стульев, причем столько человек, сколько я покажу пальцев. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции».

В этом игровом тесте необходимо участие двух ведущих. Задача одного – проводить игру, второго – внимательно наблюдать за поведением ребят.

Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встают позже, под конец игры, менее решительные. Есть и такие, которые сначала встают, а затем садятся. Они составляют группу «счастливых». Безынициативной является та группа, которая не встает вообще.

Рекомендуется повторить игру – 4-5 раз.

 

«Стили лидерства»

Цель: обучение ребят разным стилям управления коллективом и анализу практики организатора коллектива, анализу собственной позиции в структуре взаимоотношений. Для этой цели служит игра под названием «Стили лидерства».

Содержание игры: прожить три стиля управления: демократический, авторитарный, попустительский. Любой из этих стилей носит яркий тип отношений: демократический – коллегиальность принятия решений, соотнесение собственной точки зрения и коллективной, поиск компромисса; авторитарный – единоличное принятие решений, игнорирование других точек зрения; попустительский – формальное руководство, отсутствие контроля.

Игру можно проводить в двух вариантах:

1 вариант: Ребятам предлагается проиграть эти стили лидерства. Отряд делится на три группы (три стиля управления). Каждой группе дается задание подготовить отрядное дело определенным способом. Задания должны быть равноценными (дело может быть только одно, основное внимание уделяется именно отношениям). Перед игрой выбирают группу экспертов, которая дает характеристику каждому стилю, следит за следование лидера в игре. Может быть выбрана и группа аналитиков, социологов, цель которой собрать мнение ребят. Позиция вожатого – в роли участников игры. В процессе анализа игры важно обратить внимание на позитивные и негативные стороны определенного стиля лидерства, отметить ситуации, где эти стили имеют место.

2 вариант: ребята не в курсе о начале игры. Все три стиля лидерства демонстрируют или вожатые, или существующие лидеры отряда. Игра должна проводиться небольшой группой в определенный промежуток времени (например, три часа). По истечении этого срока ребятам предлагается проанализировать, что им понравилось, кто из лидеров учитывал их мнение, в каком случае был достигнут наилучший результат.

Психологическая игра «Адаптация»

Психологическая игра «Адаптация» проводится для выявления лидеров, генераторов идей и исполнителей, создания творческой атмосферы. Для этого в начале игры группа делится на микрогруппы. За выполнение заданий вручаются жетоны трех цветов: красные – тому, кто подает идеи, зеленые – тому, кто их реализует, желтые – тому, кто не участвует (желтых может и не быть).

Цель: выявление лидеров, генераторов идей и исполнителей, создания творческой атмосферы.

Первое задание – разминка. Каждый представляет соседа справа, предварительно пообщавшись две минуты. Определяются пять самых ярких представляющих, которые становятся лидерами. Они получают пять красных жетонов.

Второе задание – вокруг пяти лидеров собираются пять микрогрупп, которые формируются по желанию. Каждой группе дается задание: нарисовать дружеский шарж на любого из присутствующих. Чья идея – красный жетон, кто нарисовал – зеленый. Ребята с красными жетонами переходят в другую микрогруппу (по часовой стрелке).

Третье задание – придумать творческую подпись к шаржу (предварительно ведущий собирает шаржи и раздает их в микрогруппы, учитывая, чтобы они не попали в ту же группу). Чья идея – красный жетон, кто выполнял – зеленый.

Четвертое задание – «три «Д»» (Друг Для Друга): придумать для соседней группы задание. Чья идея – красный жетон, кто выполнял – зеленый. Ребята с красными жетонами переходят в другую группу.

Пятое задание – ведущий для всех микрогрупп дает одинаковое задание.

Игра заканчивается коллективным обсуждением происходящего и вручением лидерам групп знаков «исследователей».

«Большая семейная фотография»

Эту игру можно проводить как для выявления лидера, так и также для отслеживания групповой динамики.

Предлагается, чтобы ребята представили, что они все – большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка». Он тоже может участвовать в расстановке членов «семьи». Больше никаких установок подросткам не дается, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. Взрослый может только наблюдать за этой занимательной картиной. Роль «фотографа» и «дедушек» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Однако не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Взрослым будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения.

После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трех. На счет «три!» все дружно и очень громко кричат слово «сыр» и делают одновременный хлопок в ладоши.

Другой вариант игры на выявления лидеров, состоящий из нескольких заданий:

Для этого ребята делятся на две-три равные по количеству участников команды. Каждая команда выбирает себе название. Ведущий предлагает условия: «Сейчас команды будут выполняться после того, как я скомандую «Начали!». Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание». Таким образом, создается дух соревнования, который является весьма немаловажным для ребят.

Итак, первое задание. Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. «Начали!»

Для того чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то договориться. Именно эти функции берет на себя человек, стремящийся к лидерству.

Второе задание. Здесь необходимо, чтобы ни о чем не договариваясь, быстро встали полкоманды. «Начали!» Интерпретация этой игры сходна с интерпретацией игры «Карабас»: встают самые активные члены группы, включая лидера.

Третье задание. Сейчас все команды летят на космическом корабле на Марс, но для того, чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман, пассажиры и «заяц». «Итак, кто быстрее?!» Обычно, функции организатора опять же берет на себя лидер, но распределение ролей часто происходит таким образом, что лидер выбирает себе роль «зайца». Это можно объяснить его желанием передать ответственность командира на плечи кого-нибудь другого.

Задание четвертое. Мы прилетели на Марс и нам нужно как-то разместиться в марсианской гостинице, а в ней только трехместный номер, два двухместных номера и один одноместный. Вам необходимо как можно быстрее распределиться, кто в каком номере будет жить. «Начали!»

Проведя эту игру, вы можете увидеть наличие и состав микрогрупп в вашем коллективе. Одноместные номера обычно достаются либо скрытым, не выявленным лидерам, либо «отверженным».

Предложенное количество номеров и комнат в них составлено для команды, состоящей из 8 участников. Если и команде больше или меньше участников, то составьте количество номеров и комнат сами, но с тем условием, чтобы были трехместные, двухместные и один одноместный.

Эта методика даст вам довольно-таки полную систему лидерства в коллективе. Закончить ее можно какой-нибудь игрой на сплочение коллектива.

 

Игра «Выборы царя зверей».

Цель: - развитие умения работать в команде;

- формирование позитивного отношения к лидерам с различными личностными особенностями и стилями работы в группе.

Введение в игровую ситуацию.

Ведущий: сейчас мы с вами сыграем в сказочную игру, но с реальной жизненной ситуацией. Называется она «Выборы царя зверей».

Как-то раз на лесной опушке

Собрались все лесные зверушки….

Стали они обсуждать,

Кто будет льва заменять?

Кто же из других зверей

Достоин чести сей?

Каждому из кандидатов нужно будет обосновать, чем он отличается от других зверей и какие личные качества важнее всех других (при каких условиях и ситуациях)

Ведущий: Итак, нам понадобятся шесть желающих на роль царя зверей.

1-й этап. Распределение ролей (2 минуты)

Вышедшие участники вытягивают карточки лидеров-претендентов:

1) Лиса – хитра, дипломатична, находчива.

2) Заяц – скромен, застенчив, уступчив.

3) Медведь – силен, прямолинеен, настойчив.

4) Волк – храбр, спокоен, сдержан.

5) Муравей - трудолюбив, умен, умеет работать в команде.

6) Сова –мудра, уравновешенна, нетороплива.

2-й этап. Формирование группы поддержки (3 минуты)

Ведущий: Лидеры по очереди набирают себе команду из оставшихся лесных жителей.

3-й этап PR – компания (10 минут)

Ведущий: Каждому лидеру и его группе поддержки необходимо выполнить следующее:

- написать на листочке положительные черты своего лидера в соответствии с выпавшей ролью (если вдруг группа считает, что у их кандидата только отрицательные качества, важно убедить их посмотреть на эти черты с другой стороны и найти в минусах что-то положительное).

- продумать рекламный ролик своего кандидата (не более 3 минут). Ролик может быть сделан в любом формате: интервью, представляющее героя; инсценировка, представление личных качеств кандидата; рисунок, шарж с последующей театрализацией и комментариями; стихотворение, песня.

Важное условие: каждый член группы должен принимать участие в обсуждении и презентации.

4-й этап. Презентация рекламного ролика.

Презентация для одной  команды занимает 3 минуты. Если есть возможность, желательно снять этот этап на видеокамеру.

5-й этап. Дебаты между кандидатами (3 минуты).

Кандидаты садятся в центр круга.

Ведущий: Сейчас у вас будет последняя возможность перед выборами показать, что вы – лучший претендент на должность. Ваша задача – в течении пяти минут показать себя в лучшем свете перед лесными жителями. Все участники группы поддержки, садитесь, пожалуйста, во внешний круг, вы теперь становитесь наблюдателями.

6-й этап. Выборы (2 минуты)

Ведущий: Итак, предвыборная кампания завершилась. Наступил день выборов. Каждая команда, скорее всего, хотела бы проголосовать за своего кандидата, считая его лучшим. Но у нас выборы будут организованы несколько иначе: команды должны обсудить и выбрать любого лидера, кромк своего, с кратким объяснением причин.

7-й этап. Подведение итогов.

Объявление победителей. Обсуждение.

- Что помогло выиграть выборы? (Вопрос победителю и группе поддержки)

- Что было сложнее всего в предвыборной борьбе? Почему?

- Помогали или мешали вам заданные роли?

 

 

«Лидер-организатор»

Выявлению склонности к организаторской деятельности способствует коллективная игра «Слон» (из спичек в течение минуты выложить «слона»), игра «паутина» (пройти с предметом, сооруженным из веток) и т.п.

После того, как проведена серия подобных игр, лидеры выявляются всем коллективом. Форма оценки может быть различна. Самой простой является голосование. Набравшие большее количество голосов, считаются победителями конкурса.

Конкурс первый: Ведущий дает задание придумать наиболее интересное (полезное) дело. Каждый участник выбирает то, за которое отдает свой голос.

Конкурс второй: «Агитатор». Ведущий дает задание сагитировать всех участвовать в придуманном кандидатом деле. Оценивается конкурс аналогично, как и предыдущие.

Конкурс третий: «Организатор». Кандидат предлагает познакомить ребят с планом организации придуманного ими дела. Оценивается умение составить план.

Конкурс четвертый: «Люди». Кандидатам предлагается подобрать себе помощников и обосновать свой выбор. Оценивается умение подобрать людей и правильно их оценивать.

Конкурс пятый: «Программа». Каждый должен продолжить фразу: «Если меня выберут..., то я...».

 

Разбор мероприятия

Ты устал, очень хочется домой, но этот анализ отнимет всего пять минут. Посмотри на свою руку:

М. (мизинец) — «мыслю — значит существую»: какие знания и опыт

                                                                     я сегодня получил?

Б. (безымянный) — «близка ли цель?»: что я сегод­ня сделал и чего достиг?

С. (средний) — «состояние духовное»: каким было сегодня мое настроение,

                                                                         расположение духа?

У. (указательный) — «услуга... все мы служим друг другу»: чем я

                     помог другим, чем услужил, порадовал или поспособствовал?

Б. (большой, подними вверх этот палец) — «бод­рость физическая»:

           как я чувствовал себя, что я сделал сегодня для своего здоровья,

                                         поддержания нормальной формы?

 

 

 

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 34; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!