Список использованных источников

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»

Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Северо-Западный институт (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

 

 

Доклад

«Философско-правовая мысль Гуго Гроция»

 

 

Выполнила:

Студент магистрант

 1 курса

Курилова Елена Павловна

 

Вологда 2021

 

Введение

Видное место в философско-правовой мысли эпохи Возрождения занимает Гуго де Грот Гроций (1583–1645), который одним из первых попытался систематизировать правовые нормы, обосновать сферу действия права в конкретной ситуации.

Г. Гроций – автор более 90 произведений. Его основной труд - «О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права» (1625), в котором ученые всех стран находили систематическое изложение всех основных начал правоведения.

Доклад посвящен изучению нравственного содержания и юридического осмысления идей Г.Гроция. Важное место отведено исследованию философской основы концепции великого голландского ученого, его заслуг в становлении фундаментальной теории естественного права, а также конкретных принципов и методов, которые он предлагает для урегулирования политических потрясений. Актуальность обращения к исследованию идей Гроция определяется прежде всего тем, что в настоящее время вновь приобретают первостепенную значимость такие ключевые проблемы международных отношений, как смягчение религиозных конфликтов, устранение неоправданной жестокости военных действий, защита прав беженцев и военнопленных, обеспечение безопасности мирного населения, гуманное отношение к побежденному противнику.

 

«Философско-правовая мысль Гуго Гроция»

В социальной философии существует плюрализм подходов, посвященных описанию генезиса, развития и трансформации политических и правовых институтов. Концепция Г. Гроция как раз является одной из определяющих при обращении к современному институциональному устройству по причине того, что он одним из первых ухватил реалии оформления нововременного социального контекста. В качестве предмета собственных исследований он выбрал так называемое «право справедливой войны», что повлияло не просто на принципы международного права в их понимании как «памятник права», но в последующем идейном синтезе с воззрениями мыслителей Нового и Новейшего времени привело к созданию ряда прототипов современных нам демократий.

Исследователь У.Т. Дидманидзе пишет, что принципиальным для Г.Гроция является следующее: «христианские народы, обладая правом вести войну, тем не менее, обязаны ограничивать свое поведение путем уважения неотъемлемых прав, которые вытекают из человеческой природы». Скорее всего, основной смысл данного тезиса свидетельствует о существовании набора некоторых основных неотъемлемых прав человека, которые тот реализует в ходе своей жизнедеятельности. Можно обратить внимание, что в рассматриваемых нами идеях о «праве войны» Гроция отчетливо видна его роль «основоположника», оформившего современные контуры концепции «естественного права».

Далее имеет смысл обратить внимание на структуризацию Гроцием правовой реальности. Он выделяет право «естественное» (jus naturale) и «положительное» (jus voluntarium). Под первым из них понимается такая его форма, которая являет собой совокупность прав человека, проистекающих из его природы. В свою очередь, «положительное» право Гроций трактует как совокупность юридических норм, созданных в том или ином социуме на основе культуры и традиций как образующих элементов, регламентирующих поведение человека в конкретном государстве.

Дальнейшее рассмотрение позитивного права обнаруживает проведенное Гроцием его разделение «на человеческое право (jus humanum) и божественное (jus divinum). Человеческое право, по Г. Гроцию, составляло право гражданское (jus civile) и международное право (jus gentium)». Сделаем некоторые выводы. В видовом разделении права Г. Гроций выделяет две большие группы нормативно-правовых правил – «человеческие» и «нечеловеческие» (созданные Богом или существующие от природы; человек мыслится как существо биологическое, пребывающее в природе как естественной среде).

Г. Гроций видит «прямую связь между отверганием принципов «государственных интересов» и утверждением концепции правового и морального единства человечества. Он подчеркивал, что без международного права не может быть объединения людей». Институционализация делает возможным не просто сплочение человечества, но также и единство многих народов и стран. Очевидно, что для нидерландского мыслителя право становится не просто основанием, сколько «необходимостью», фундирующей возможность формирования качественно новых форм человеческого общежития. Именно осознание Гроцием смысла, что человечество стремится к коллективному образу жизни, является, на мой взгляд, основной предпосылкой данных положений «Права войны».

Целью своего главного трактата – «О праве войны и мира» (1625) Гроций считал доказательство существования «вечных, свойственных всем временам законов», которые сохраняют свою силу не только в мирное время, но и в период войны, когда внутригосударственные законы больше не действуют: «Не следует начинать войну, ни продолжать начатую войну иначе, как соблюдая границы права и добросовестности».

Признавая необходимость силы для проведения законов в жизнь, Гроций, тем не менее, считал, что даже лишенное поддержки силой право необходимо соблюдать, так как следование справедливости избавляет от душевных мук и Божьего гнева. Данное обстоятельство дало основание крупнейшему отечественному исследователю политико-правовых учений В.Э. Грабарю отнести Гроция к «богословскоэтическому направлению» в науке международного права. «Для этой школы характерной чертой является морализующая тенденция ее представителей. Гроций, хотя и отделяет мораль от права, но мораль играет в его системе видную роль. Так, она ограничивает суровое применение норм естественного права».

Заканчивая трактат «О праве войны и мира», Гроций выражает мысль, которая была злободневной в XVII в. и, к сожалению, остается актуальной в начале XXI в.: «Некая звериная сила преобладает по большей части на войне; тем усерднее должно стремиться к тому, чтобы она смягчилась человеколюбием, пока, чрезмерно подражая диким зверям, мы не разучились быть людьми». Как справедливо замечает В.Э. Грабарь, «дух гуманности, которым проникнута вся книга Гроция, в сочетании со значительным простором, предоставленным деятельности государственных людей, сделали ее для последних желанным, приемлемым руководством, а представителям науки книга Гроция импонировала главным образом созданной автором стройной системой естественного права».

Историческая заслуга Гроция состоит в систематизации огромного комплекса юридических, исторических и теологических источников и подведении под него стройной философской концепции. Его трактат надолго определил понимание права войны для полководцев, государственных деятелей и юристов-международников: несмотря на общее стремление к миру, война признавалась естественным состоянием человечества, однако прибегать к ней допустимо только для сохранения принципов справедливости.

Заключение

 

Таким образом, популярность и влиятельность доктрины Гроция во многом обусловлены именно ее этической составляющей и гуманистической направленностью, которые, являясь несомненным недостатком с точки зрения позитивистской школы международного права, обеспечили возможность гибкой адаптации его идей к изменяющимся условиям политической действительности. Фундаментальные принципы справедливости и гуманизма, характерные для естественно-правового направления, оказались более надежны и востребованы, чем любые формализированные «позитивистские» нормативные акты.

Многие идеи Гроция (в том числе касающиеся устранения неоправданной жестокости военных действий) показали свою актуальность не только при создании Вестфальской системы международных отношений в XVII в., но и при обосновании приговоров военным преступникам Второй мировой войны и составлении уставных документов Организации Объединенных Наций триста лет спустя. В современных условиях, когда вооруженные конфликты вновь вспыхивают по всему миру, они приобретают первостепенную значимость. Хотя дискуссии о степени эффективности международно-правового регулирования острых противоречий не утихали никогда, заслуги великого голландского ученого в спасении огромного количества человеческих жизней не вызывают сомнений.

 

 

Список использованных источников

1. Дидманидзе У.Т. Вклад Гуго Гроция в развитие концепции о «справедливой войне» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2014. № 1.

2. Гроций Г. О праве войны и мира. М.: Ладомир, 1994.

3. Павлов А.А. Правовая концепция Гуго Гроция // Дисс. … ученой степени канд. юр. наук: 12.00.01. СПб., 2002.

4. Волков С.Ю. Этические аспекты политико-правовой доктрины Гуго Гроция // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2016. № 1 (239). https://cyberleninka.ru/article/n/eticheskie-aspekty-politiko-pravovoy-doktriny-gugo-grotsiya

5. Н.Н. Равочкин Философско-правовые идеи г. гроция как предпосылки формирования нововременных институтов.

https://cyberleninka.ru/article/n/filosofsko-pravovye-idei-g-grotsiya-kak-predposylki-formirovaniya-novovremennyh-institutov

 

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 125; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!