Зарождение и развитие балетного образования в России. Деятельность Ж.-Б.Ланде.



ОТВЕТЫ НА 5 БИЛЕТ

 

1. Структура и содержание программ предметов художественного цикла для общеобразовательной школы.

Характеристика программ «Музыка» (авторский коллектив под руководством Д.Б. Кабалевского), «Музыка» (авторский коллектив под руководством Ю.Б. Алиева), «Музыка» (Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина), «Музыка» (Т.И. Бакланова), «Изобразительное искусство и художественный труд» (авторский коллектив под руководством Б.М. Неменского), «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (авторский коллектив под руководством Т.Я. Шпикаловой).

В программе раскрываются основные принципы и методы музыкальных занятий в общеобразовательной школе, даются краткие методические рекомендации для проведения уроков по всем темам этой программы. Новое издание доработано авторами: частично осовременен текст; музыкальный материал дополнен произведениями, отвечающими требованиям, предъявляемым к содержанию программ по музыке для общеобразовательных учреждений; введены названия литературных произведений и произведений живописи, созвучных музыке, представленной в программе. По программе, созданной под руководством Д.Б. Кабалевского, работают в разных регионах страны. Образный язык, глубокие мысли, методическая обоснованность всех положений программы сделали ее классикой этого вида изданий. Программа необходима учителям, работающим с учебно-методическими комплектами «Музыка», авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. Издание программы – хороший подарок учителям к 100-летию выдающегося композитора и педагога современности Д.Б. Кабалевского, которое отмечали в декабре 2004 г.

В настоящий момент разработано большое число образовательных программ обучения изобразительному искусству для общеобразовательной школы. Среди них получили достаточное распространение и признание среди практиков обучения программы
Б.Н. Неменского, Т.Я. Шпикаловой.

Изобразительное искусство и художественный труд (1-9 классы). Б.М. Неменского.

Цель: Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, созданной многими поколениями.

Содержание и средства. Представляет целостную систему введения в художественную культуру, включающую изучение всех основных видов пластических искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), конструктивных (архитектура, дизайн), декоративно-прикладных (традиционное народное искусство, народные художественные промыслы, современное декоративное искусство и синтетических (кино, театр и т.д.). На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программе вводятся коллективные задания.

Особенности: Искусство не просто изучается, а проживается детьми на уроках. Содержание каждого вида искусства личностно присваивается каждым ребенком как собственный чувственный опыт. Программа предполагает высокий уровень теоретической подготовки учителя.

«Изобразительное искусство», Т.Я. Шпикалова и др.

Цель: Развитие личности на основе высших гуманистических ценностей средствами отечественного и мирового искусства.

Содержание и средства Содержание построено на основе непреходящих ценностных понятий: человек, семья, дом, народ, история, культура, искусство.

Представляет собой комплексный подход в освоении художественной информации с опорой на знания учащихся в области гуманитарных и естественнонаучных дисциплин. Структурированы в блоки, разделы и тематическое планирование содержания курсов, призванные обеспечить освоение учащимися 5-9 кл. основ художественного изображения (художественный образ и изобразительное творчество учащихся), а также основ народного и декоративно-прикладного искусства и художественной проектной деятельности.

Особенности. Во все разделы программы включен примерный перечень художественно-дидактических игр, упражнений и творческих работ. Учителю для реализации данной программы желательно иметь специализацию декоративно-прикладного направления.


Зарождение и развитие балетного образования в России. Деятельность Ж.-Б.Ланде.

C ростом промышленности, в России резко возросла потребность в специально подготовленных грамотных людях. В 1731 году в Петербурге было открыто привилегированное дворянское учебное заведение – Сухопутный шляхетный корпус. В учебном плане большое место отводилось изучению изящных искусств, в том числе и бального танца. В качестве танцмейстера корпуса в 1734 году был зачислен француз Жан Батист Ланде, явившийся одним из основоположников постоянного профессионального хореографического образования в России.

Место и время рождения Ланде неизвестны. Танцевальное образование он получил во Франции. До своего появления в России Ланде работал в театрах Парижа и Дрездена. В Петербург Ланде приехал, в начале 30-х годов XVIII века. Дальнейшая его деятельность вплоть до его кончины протекала уже в России.

Балет в те годы, как и раньше, не имел ничего общего с сюжетом спектакля и делился на выходы. По законам французской Академии, после каждого акта трагедии или

комедии давался «балет» с небольшим числом исполнителей, каждый раз иным, а в конце шел «большой балет», в котором участвовали исполнители всех выходов, шедших в данном спектакле. Установлен был и танцевальный костюм. Танцовщицы, исполнявшие серьезные танцы, носили платье с кринолином, из-под которого чуть виднелись носки туфель. На ноги надевались длинные чулки и короткие панталоны. Голова венчалась большим шлемом с перьями. Обувь как у женщин, так и у мужчин в серьезных танцах была на высоких каблуках.

В 1736 году Ланде показал три «балета», исполненные исключительно воспитанниками Шляхетного корпуса. Выступление кадетов имело большой успех. Непродолжительный срок, который потребовался для обучения русских профессиональных исполнителей, объясняется тем, что сценический танец в то время мало отличался от бального танца.

Первое выступление кадетов Шляхетного корпуса на профессиональной сцене увенчалось таким успехом, что их стали постоянно занимать в придворных спектаклях. Это обстоятельство обязывало Ланде специально готовить кадетов к профессиональным сценическим выступлениям, а они ежегодно после выпуска из корпуса покидали сцену, в результате чего труд балетмейстера оказывался бесполезным. Ланде понимал это. В конце 1737 года он подал императрице проект организации танцевальной школы, которая должна была готовить кадры для комплектования придворной балетной труппы. Ланде предлагал определить к нему в обучение шесть мальчиков и шесть девочек простого звания. В течение трех лет он брался довести искусство этих учеников до такого совершенства, чтобы они ни в чем не уступали любым из иностранных танцевальных мастеров.

4 мая 1738 года проект был утвержден. Тем самым было положено начало «Собственной Ее Величества танцевальной школы», ныне Академия хореографии имени А. Я. Вагановой. Ланде был назначен танцмейстером школы. В этом же году он получил звание придворного танцмейстера и балетмейстера. Во вновь учрежденную школу принимались дети «подлого звания», то есть представители широких городских масс.

(Обязательно сказать, что 4 мая 2013 г. Академии исполнилось 275 лет!)

Таким образом, в России была основана первая государственная балетная, школа, в которой обучались только русские – представители широких масс народа, бережно хранившие свои традиционные эстетические установки в искусстве танца.

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 90; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!