Русские писатели, яркие представители жанра сказки.

Сказка, её особенности и отличия от других фольклорных жанров.

 

Сказка, или сказка, байка, побасенка (древнейшее её название басень – от слова «баять», «говорить») – это устный рассказ о вымышленных событиях, придумка о том, чего не бывает. Если собеседнику не верят, ему так и говорят: что ты мне сказки рассказываешь.

Существует три основных вида русских народных сказок: волшебные, бытовые и детские сказки о животных.

В волшебной сказке человек общается с существами каких не встретишь в жизни: Кощеем Бессмертным, Бабой Ягой, многоголовым Змеем и др. Тут и невиданные звери: Олень – золотые рога, Сивка-бурка, Жар-птица. Нередко в руки человека попадают чудесные вещи: кошелек-самотряс, скатерть-самобранка, гусли-самогуды, сапоги-скороходы. В такой сказке совершаются невозможные события: поешь молодильных яблок – становишься молодым, убили кого – надо спрыснуть живой водой, и человек оживет. Все, что происходит в волшебной сказке, чаще всего происходит в чужом, странном мире: медном, серебряном, золотом царстве, в подземном или подводном мире, в тридесятом государстве.

Зародились волшебные сказки еще до принятия христианства. Вот почему в них ярко выражены языческие мотивы и образы. Человеку помогают или мешают природные стихии и силы: Морозко, Солнце, Месяц, Ветер. Ярко выражен в этих сказках тотемизм – поклонение какому-либо животному. Отсюда в волшебных сказках Ворон - Воронович, Сокол, Орел, Щука, горящая с Емелей, Волк, помогающий Ивану-царевичу.

Яркий образ Бабы Яги из древнего обряда инициации, для совершения которого мальчиков уводили глубоко в лес. Там они преодолевали разные препятствия. Так и в избушке Бабы Яги приходится герою пройти разные испытания, и только потом Баба Яга начинает ему помогать.

В русской волшебной сказке можно встретить все художественные особенности фольклора. Начинается она традиционными зачинами «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…». Заканчивается сказка богатым пиром и присловьем: «И я там был, мед-пиво пил, по усам текло да в рот не попало». Для сказки характерны общие места и устойчивые выражения: дремучий лес, добрый молодец, красна девица и др.

Особое магическое значение имеет число три, что определяет главную особенность сказки – закон триединства: места, времени и действия. Кроме этого, важные события случаются три раза, герой получает три задания. И с каждым разом увеличиваются трудности и опасности. Этот прием усиливает напряжение, но и придает сказке композиционную стройность, строгость.

 

Если в волшебной сказке два мира, то в бытовой – один. Здесь все происходит как в повседневной жизни. Основная особенность бытовой сказки – противопоставление: сильного слабому, богатого – бедному, умного –глупому. Бытовая сказка носит ярко выраженный социальный характер. Появилась она гораздо позднее волшебной сказки и выражает представления русского крестьянства последних двух столетий. Сказка с уважением относится к хорошим и умелым работникам, высмеивая лодырей и неумех. В бытовой сказке тоже встречаются чудесные вещи: топор-саморуб, скатерть-самобранка., которые помогают умному и трудолюбивому и наказывают жадных и глупых.

Если в волшебной сказке герой нередко добивается победы в бою с помощью чудесного оружия(«меч-кладенец»), то в бытовой сказке положительный герой физической силы не применяет, а достигает победы с помощью ума и сноровки.

Любимые герои бытовой сказки – солдат и мужик. Солдат обычно возвращается домой после двадцатипятилетней службы. По дороге, на ночлеге с ним и приключаются удивительные истории. А мужик обыкновенно затевает споры, то с попом, то с барином. И обязательно выходит в споре победителем.

И еще одно отличие от волшебной сказки: если волшебная имеет свои зачины, то бытовая – может начинаться как угодно («Было два брата…», «Ехал как-то мужик по дороге…» и т.п.).

Начало бытовой сказки соответствует действительной несправедливости жизни, а конец её обязательно разрушает эту несправедливость. Так выражается твердая уверенность народа в торжестве правды.

 

Сказки о животных, как и волшебные сказки, возникли в глубокой древности, в них отражаются забытые верования, обряды, представления. Тут и память о родовых тотемах, и вековой опыт общения первобытных охотников и скотоводов с животным миром. В древности эти сказки, как правило, их рассказывали накануне охоты и сопровождались они магическими обрядами заклинания животных. В наше время их рассказывают детям. И говорится в таких сказках не о фантастических животных, а о б обыкновенных, их повадках, проделках и приключениях. Как правило, характер животных «списан» с человеческого. Вот почему медведь глуповат, часто добр, волк злой или жадный, заяц трусливый или находчивый, Лиса хитрее хитрых.

Известно около пятидесяти сюжетов сказок о животных. Частые герои – лиса, заяц, петух, медведь. Особенно часто говорится об отношениях лисы и волка: лиса обманывает волка, наказывая его за жадность и глупость.

Сказки о животных делятся на несколько видов согласно доступности содержания тому или иному возрастному уровню.

Самые маленькие с удовольствием слушают сказку про курочку-рябу, про репку, теремок и рукавичку, колобка. В этих сказках нередко встречаются стихотворные и песенные вставки, потешки и прибаутки. Для маленьких вроде бы сочинены так называемые цепевидные сказки. Но именно в этих сказках и запечатан ы древние коды знаний об устройстве мира и Вселенной, об основных правилах и законах жизни. Уходя в подсознание эти знания остаются с нами на всю жизнь в виде понятий, этических и нравственных норм.

Ребят постарше сказки выводят в расширенное жизненное пространство: лес, поле, к реке. Например, сказка «Вершки и корешки» не только учит смекалке, но и дает первоначальные знания о растительном мире.

Есть сказки о животных для подростков и взрослых. Они чаще всего социальной и политической направленности, что сближает их с басней.

Читая сказку, человек волнуется, переживает, а когда наконец все благополучно заканчивается, испытывает удовольствие, как от любой хорошей книги. Народная сказка сегодня – не полуразрушенный памятник далекого прошлого, а яркая живая часть нашей национальной культуры.

 

Русские писатели, яркие представители жанра сказки.

 

Литературная сказка принадлежит к тем видам искусства, диалогичность (автор – читатель) которых совершенно очевидна, и истоки её, безусловно, восходят к фольклорной сказке. Возникнув на народной основе, литературная сказка в процессе своего развития обрела собственные черты. Она отличается от народной сказки выражением авторского мировосприятия и идейно-эстетических задач нового времени. В литературной сказке наряду с использованием народно - поэтической традиции автор решает свою идейно-эстетическую задачу своим собственным художественным методом.

Время появления первых литературных сказок – 18 век, а в 19 веке начался её жанровый расцвет, который дал направление всему дальнейшему развитию жанра сказки в русской литературе.

Ярким представителем этого жанра в литературе несомненно считается А.С. Пушкин. Всем с детства знакомы персонажи его стихотворных сказок: старик со старухой и золотая рыбка, золотой петушок, семь богатырей и королевич Елисей, смекалистый Балда и др. Мир пушкинских сказок переносит нас в стародавние времена древней Руси, ненавязчиво рассказывая об обычаях и традициях наших предков, об их быте и укладе жизни. И даже такие чудесные персонажи как волшебник Черномор и Царевна Лебедь не кажутся нам сверхъестественными в этом живом прекрасном древнем мире.

П.П. Ершов был последователем Пушкина, и в то же время общим с ним путем шел самостоятельно. Своей сказкой «Конек-горбунок» Ершов подтвердил пушкинское понимание народности литературы и пушкинские принципы обработки сказочного фольклора. В «Коньке-горбунке», как показывают исследователи, соблюдены «незыблемые законы жанра, принципы сказочной композиции, предусмотренные правила игры». Но Ершов не слепо следовал народным сказкам. Он наделил новыми чертами традиционные образы Ивана-дурака и его чудесного помощника-коня, усилил социальную направленность сказки, дал сатирический образ царя, привел своеобразную параллель к земному царству – царство подводное.

Литературность жанра сказки Ершова проявляется выражении в ней авторского мировосприятия, в её реалистичности, в наличии бытовых подробностей, в веселой ироничной манере сказывания, в стихотворной форме произведения. Ершов явился продолжателем пушкинской традиции в создании литературной сказки в народном стиле, традиции синтеза и гармонии фольклорного и литературного начал, коллективного и индивидуального творчества.

Сказы П.И. Бажова трудно при первом прочтении и назвать сказками. По повествовательной манере они ближе к народным преданиям –сказам, чем к привычным для нас волшебным сказкам. Хотя волшебства в сказках Бажова хоть отбавляй: и олень с серебряным копытцем выбивает из земли золотые россыпи, и живет в колодце маленькая девка-синявка, умеющая колдовать, а в горе живет её хозяйка – властная и могущественная, обладающая несметными богатствами, умеющая открывать людям тайны мастерства. В остальном, в повествованиях сказочника живут обыкновенные люди, а вокруг них – обыкновенный мир. Но в этой обыкновенности учит нас писатель видеть чудесное. Меткое слово, зоркий взгляд помогает читателю разглядеть в простом полевом цветке волшебные формы, в обычной зеленой ящерице вдруг обнаруживается связь с потусторонним миром, миром предков с их заветами, загадками и тайными знаниями. Только смелым, трудолюбивым и чистым душой раскрываются чудесные колодцы этих знаний, и благодаря им человек становится богаче, раскрывается его талант и он становится способен на любые творческие свершения. А еще с сказах Бажова прославляется великая творящая сила – любовь. Именно она способна возродить человека к жизни, делает его жизнь наполненной радостными ощущениями настоящего творчества.

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 48; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!