IV. Подведение итогов, рефлексия.

Тема: Музыка в культурах Народов Древнего мира. С чего всё начиналось.

Цель: познакомить с музыкальной культурой народов Древнего мира.

Задачи:

Образовательные:

-учить понимать особенности музыкального языка разных народов мира;

-вызывать яркий эмоциональный отклик на слушаемые произведения;

-мотивировать учащихся к дальнейшему глубокому самостоятельному изучению музыки разных стран;

-грамотно и эмоционально разбирать муз. произведение, уметь слушать музыку и исполнять ее.

Развивающие:

-развивать вокально-певческие навыки и умения, музыкальный слух, память, мышление, умение слушать и анализировать музыкальные произведения;

-формировать тонкий музыкальный вкус учащихся;

-развивать навыки определения настроения музыки.

Воспитательные:

-воспитывать через музыку разных стран и народов толерантные отношения между людьми независимо от их национальности;

-способствовать воспитанию эстетического восприятия музыкальной культуры;

-закреплять интерес и любовь к народному музыкальному творчеству разных народов;

-воспитывать культуру слушания, исполнения, способность эмоционально откликаться на муз. произведение.

Тип урока: Урок изучения нового материала, урок- беседа.

Оборудование: иллюстративный материал, информационные листы для выполнения задания.

Ход урока

Организационный момент.

II.Изучение нового материала.

«Хорошо, что не похожи
Люди цветом глаз и кожи.
Как прекрасен мир цветной,
Разноцветный шар земной»

– Ребята, скажите, существует ли в мире язык, который понимают все люди земного шара?

Да, это язык музыки.

– Правильно. Каждый народ имеет свой музыкальный язык, как и свой разговорный. И этот музыкальный язык в отличие от языка разговорного понятен всем другим народам без перевода. Скажите, а какие музыкальные особенности есть у разных народов, населяющих нашу землю?

У каждого народа есть свои музыкальные инструменты, национальные танцы, народные песни и свои композиторы, своя музыкальная культура.

-Народные музыканты, художники, танцоры, зодчие, мастера – золотые руки из века в век стремились запечатлеть в художественных творениях думы и чаяния своего народа, увидеть и понять красоту родной природы, отразить характер и темперамент людей, передать следующим поколениям традиции, сохранить и преумножить духовное богатство нации.

- Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь, как будет называться тема нашего урока?

Сформулируйте задачи урока….

Путешествуя по разным странам, люди знакомятся с культурой этой страны – видят архитектуру, слышат речь, музыку…

- Сегодня мы познакомимся с музыкальными традициями некоторых стран, но для начала надо знать язык музыки, её терминологию, чтобы не растеряться в мире музыки, например:

Что такое фольклор?

Не случайно произведения устного народного творчества принято называть фольклором, что в переводе с английского (folс – народ и loге – эрудиция, учение) означает «народная мудрость». Современную музыкальную культуру невозможно представить сегодня без обращения к фольклору, этнической музыке (этномузыке).

Из всех искусств музыка – самое человечное и распространенное.

Жан Поль

Можно смело утверждать, что музыка возникла одновременно с человечеством. Замечательный русский писатель Виктор Астафьев оставил такие строки: «Музыка, может быть, самое дивное создание человека, его вечная загадка и услада… Я думаю, музыку человек услышал раньше, чем научился говорить, и заветное «В начале было слово» - весьма и весьма сомнительно. Нет, в начале был шум ветра, плеск волн, пенье птиц, шелест травы и звон опадающей листвы. И только переняв у природы звук, человек сложил из него слово».

Музыкальность первобытных людей проявлялась в пении, больше похожем на крики, и ритмичных движениях, которыми они сопровождали трудовую деятельность и магические ритуалы. Вообще, для древнего человека музыка – это, прежде всего, ритм. Чувство ритма – самое первозданное, оно связано с биением сердца. Не случайно древнейшими музыкальными инструментами были ударные. Они возникли в период формирования у человека речи.

Дальнейшее развитие музыки неразрывно связано с эволюцией человечества.

III. Творческое задание.

Класс делится на 7 групп. Каждая группа получает информационный лист (музыкальная культура следующих государств Древнего мира:

· Междуречье;

· Древний Египет;

· Индия;

· Китай;

· Израильско-Иудейское царство;

· Древняя Греция;

· Древний Рим).

 

1.Музыкальная культура Междуречья
На плодородных территориях, омываемых Тигром и Евфратом, находилась Древняя Месопотамия. Условные хронологические рамки ее существования– c середины IV тыс. до н. э. по 539 г. до н. э. В разное время здесь располагались царства Шумера, Аккада, Вавилона и Ассирии. Здесь появилась первая письменность, которая сыграла важную роль в научно-техническом и культурном развитии городов-государств.

Вероятно, Междуречье стало колыбелью первой музыкальной цивилизации. О существовании различных музыкальных инструментов свидетельствует иконография, барельефы, посуда, вазы, стелы. При раскопках захоронения в шумерском городе Ур (середина III тыс. до н.э.) среди драгоценных украшений, шлемов и оружия археологи обнаружили две богато инкрустированные арфы (zagzal). Из струнных широко использовались лиры (algar), которые, как и арфы, имели еще очень небольшие размеры.

Население Месопотамии обладало высокой техникой изготовления духовых инструментов. Основным материалом для них служил тростник. Это флейты (tigtigi) и гобой (abub).

Существовало также множество ударных инструментов: большие барабаны, маленькие литавры, кастаньеты, систры, колокольчики.

Инструменты и репертуар передавались по наследству следующим поколениям, жившим на территории Месопотамии. К 2000 году до н.э. ассирийцами была усовершенствована арфа и создан прообраз современной лютни (pantur).

Жизнь первых общин была тесно связана с религией, поэтому музыка непосредственно подчинялась религиозным культам. Верховные жрецы, астрологи, математики и музыканты сочиняли похвальные оды богам. Музыкальные инструменты использовались также на государственных торжества
2.Музыкальная культура Древнего Египта
Древнеегипетская цивилизация просуществовала значительный период времени: с середины IV тыс. до н. э. до IV-VII вв. н. э. О ее музыкальной культуре могут рассказать только косвенные данные – тексты гимнов и песнопений, произведения скульптуры и живописи. Любовь древних египтян к музыке видна в многочисленных изображениях музыкантов и певцов на рельефах и фресках гробниц и храмов. Кроме того, музыкальная культура египтян нашла отражение и в хозяйственных отчетах, юридических договорах и даже в пособиях по изучению математики или анатомии.

Инструменты Древнего Египта, как и в Месопотамии, можно распределить в три основные группы по типу звукоизвлечения. Струнные щипковые: арфа, лира; духовые: флейта, мизмар (предшественник гобоя); различные виды ударных инструментов: барабаны, бубны, трещотки.

Даже самые ранние изображения египетских музыкантов показывают, что господствующий тип музицирования – ансамбль. Исполнители на разных инструментах, а также певцы и танцоры объединялись в разнообразные по составу группы. Изображение солистов – редкость. В Древнем царстве преобладали ансамбли, состоявшие из нескольких арф, флейт и кифар, которые аккомпанировали певцам и танцорам. Со временем состав исполнителей изменялся, усиливается роль ударных, а также значение исполнителей, хлопающих в ладоши.

Главная роль отводилась арфе и лире – струнным щипковым инструментам. В Египте на арфе играли и в убогой хижине, и во дворце фараона, и в роскошных храмах, где арфы были такие огромные, что играть на них можно было только стоя. Существовало много разновидностей арф, как по количеству струн, так по размерам и способу игры. Особыми законами устанавливали, сколько струн должно быть на арфе бедняка, а сколько – у господина. Арфа простолюдина не должна была превышать размерами арфу вельможи.

Струны древних арф делали из жилок или волокон пальмового листа. Играли на ней по-разному: кончиками пальцев, длинными ногтями, специальными пластиночками2.

С древнейших времен музыка в Египте играла важную роль, как в религии, так и в повседневной жизни. Египтяне называли музыку «радость». Огромное значение придавалось не только инструментам, но также и человеческому голосу. Хоровое и сольное пение звучало в храмах, инструментальная музыка – при дворе. Пение и игра на арфе и лютне вообще входили в обязанности жрецов.
3.Музыкальная культура Древней Индии
Истоки индийской музыки восходят к III тыс. до н.э. В древних литературных памятниках конца II – первой половины I тыс. до н.э. Ригведе (Веда гимнов), Атхарваведе (Веда заклинаний) и Самаведе (Веда мелодий) есть записи мелодий условными значками, есть песенные тексты. Важнейшим источником для изучения древнеиндийского музыкального искусства и понимания его особенностей является "Натьяшастра" (I в. н. э.) - трактат о театре, музыке и танце. В нём подробно описаны разнообразные формы вокальной и инструментальной музыки, особые типы священных мелодий, музыкальные инструменты и состоящий из них театральный оркестр. Таким образом, музыка Древней Индии была неразрывно связана с театральным действием и пластикой танца.

Главный принцип индийской музыки – импровизация, в основе которой лежала рага («цвет») – традиционная устойчивая мелодия. Раги были призваны вызвать у слушателя определенные чувства и состояния. Некоторые раги наделялись магическими свойствами (например, способностью воздействовать на природу). В зависимости от характера раги исполнитель должен был придавать лицу нужное выражение или надевать маску. Музыка, с одной стороны, понималась как проявление божественного начала, а с другой - стала неотъемлемой частью повседневной жизни.

Основные музыкальные инструменты Древней Индии - ударные и струнные. Ударные: металлические тарелки, гонги, барабаны. Барабаны обтягивали кожей или пергаментом, которые предварительно обрабатывали специальными отварами из риса и трав. Благодаря такой выделке достигалось мягкое и насыщенное звучание. Одной из разновидностью барабана является гхатам – инструмент в виде глиняного горшка, обтянутого кожей. Играют на нем ладонью, пальцами и даже ногтями.

Наиболее распространенные струнные щипковые инструменты – вина и ситар. За нежный и богатый оттенками тембр вину называют «царицей струнных». По легенде, ей отдала свой голос сама богиня Сарасвати.

Из духовых инструментов были распространены флейта, шанкха – труба в виде раковины и шринга – металлический рог. Почти все древние инструменты сохранились до наших дней, музыканты играют на них, точно следуя традиции.
4.Музыкальная культура Древнего Китая
Первые упоминания о музыке встречаются в мифах и легендах (IV-II тыс. до н.э.), документальные свидетельства – в XVI-XI вв. до н.э.

В китайской музыке была принята система люй-люй (букв. «строй», «мера»), в основе которой лежали 12 звуков. Каждый имел магический смысл: нечетные обозначали светлые активные силы Неба, четные – темные, пассивные силы Земли. Все вместе выражали смену месяцев в году и часов в сутках. Приблизительно в VII в. до н.э. из этого звукоряда было выделено 5 звуков, получивших названия:

1-й - «дворец», 2-й – «беседа», «совет», 3-й – «рог», 4-й – «собрание», 5-й – «крылья». Им соответствовали:

5 первоэлементов: огонь, вода, земля, воздух, дерево;

5 основных цветов: белый, черный, красный, синий, желтый;

5 социальных значений: правитель, чиновники, народ, деяния, вещи.

Музыка наделялась магическими свойствами. Считалось, что с ее помощью можно вызвать дождь, воздействовать на рост растений, а нарушение веками установленной музыкальной традиции способно привести к различным бедствиям.

Древнейшие инструменты – струнные щипковые: сэ, чжэнь, цисяньцин, янь-цинь. Цисяньцин – китайский 7-струнный щипковый музыкальный инструмент, на деке помечено 13 ладов. Струны изготавливаются из шелка и имеют различную толщину. Само название переводится с китайского как: ци - «семь», сянь – струны, цинь - «струнный инструмент».

Название другого струнного инструмента – «пипа», или китайская лютня, происходит от способа исполнения: «пи» - вниз, «па» - вверх. У пипы 4 струны, круглый резонатор, длинный гриф, грушевидный корпус. Звук извлекается плектром, но иногда и ногтем, которому придается специальная форма.

В китайской музыке существовали и различные виды духовых – флейта, труба и горн.

Особенно богат и красочен арсенал ударных. Самый звонкий – цин – каменная пластинка в форме серпа или овала, подвешенная к раме; по ней ударяют молоточком. Соединяя разные по высоте цины, мастера создавали бяньцин, на котором можно играть как на металлофоне, извлекая звуки разной высоты. Таким же образом использовали и гонги: их объединяли в инструмент под названием «юньло».

Музыка в Древнем Китае звучала как во время религиозных церемоний, так и в светских увеселениях.

 

 


5.Музыка Израильско-Иудейского царства
В первую половину I тыс. до н.э. народы Восточного Средиземноморья переживают небывалый экономический и культурный подъем. Среди возникших здесь государственных образований особенно выделялись Иудейское и Израильское царства, достигшие своего расцвета в период единого государства - Израильско-Иудейского царства. В 1004 году на его престол вступил Давид, который правил 40 лет. Младший сын Давида – Соломон (965-926 до н.э.) довел до совершенства практически все начинания отца.

Жизнь, обряды, традиции древних евреев отражены в книгах Ветхого завета, ставших важным историческим источником и выдающимся памятником древней литературы. История повествует о том, что царь Давид одинаково успешно владел мечом, играл на кинноре и сочинял «тегила» (в греческом варианте – псалмы). В этих песнопениях древние евреи прославляли Бога и взывали к нему о помощи в трудные периоды жизни. Существует предание, что Давид музыкой лечил своего предшественника на царском троне – царя Саула.

Музыкальные инструменты древних евреев также можно распределить по 3 группам:

1.
струнные, разновидности лиры: киннор (3-хструнный), невель (6-тиструнный); псалтериум;

2.
ударные: тимпаны (цилиндрический ящик с натянутыми кожаными мембранами), трещотки, систрумы, кимвалы, бубны, колокола различных размеров.

3.
духовые: мощные длинные трубы хацоцерах, издававшие устрашающий рев, и изогнутые рога – шофар.

 

Музыкальные инструменты сопровождали религиозные действия, песни и пляски во время жертвоприношений, а также звучали перед боем и во время сражений.

6.Музыка Древней Греции
Развитие музыкальной культуры Древней Греции охватывает длительный период (III тыс. до н.э. – I в. до н.э.). Музыка Древней Греции сохранилась в немногочисленных фрагментах, которые представляют собой надписи, высеченные на каменных колоннах и гробницах. Кроме того, судить о древнегреческой музыкальной культуре можно по произведениям античного изобразительного искусства. Например, на античных вазах встречаются изображения музыкантов и музыкальных инструментов. Литературными источниками могут служить труды Аристотеля, Платона и других философов. Немало интересных сведений можно почерпнуть из мифологии.

Само понятие «музыка» пришло к нам из греческого языка. Древние греки трактовали его в узком смысле – как искусство музыки или наука о музыке, а в широком – как комплекс знаний, связанных с общей культурой и образованием.

Древнегреческая музыка была преимущественно вокальной и одноголосной, так как была тесно связана с поэзией. Господствовало хоровое мужское пение. Понятие «необразованный» означало «не умеющий петь в хоре». Роль инструментальной музыки в Древней Греции была менее значительной, чем вокальной. Инструменты использовались, прежде всего, для сопровождения пения.

Ведущие музыкальные инструменты Древней Греции – струнные: лира, кифара, форминга, барбитон.

Лира – один из самых распространенных инструментов, во многом из-за простоты конструкции и доступности игры на ней. Звучание лиры современники характеризовали как «благородное», «спокойное», «мужественное». Примитивная лира изготавливалась из панциря черепахи. Поверх вогнутой стороны натягивалась мембрана из воловьей шкуры. С выпуклой стороны крепились 2 ручки из дерева или рога дикого козла. Между собой ручки соединялись поперечной планкой из самшита. Струны из льна, конопли, кишок и сухожилий животных натягивались узлом на струнодержатель – небольшую доску. Все струны были одинаковой длины, но разной толщины. Всего на лире было 3 или 4 струны.

Кифара – инструмент, близкий лире, но крупнее, намного длиннее и тяжелее. Лирист играл сидя, кифарист – стоя. Кифара подвешивалась на специальной кожаной ленте («теламон»). Количество струн – от 4 до 18.

Лира и кифара считались инструментами Аполлона.

Широко распространены были и духовые инструменты: авлос, сиринга, трубы. Авлос («трубка») - духовой инструмент, который предположительно пришел из Малой Азии. Звук в авлосе извлекался через специальную пластинку-язычок, вставленную в отверстие инструмента. Материалы, из которых делали авлос: тростник, лотос, самшит, рога, кости некоторых животных. Реже использовалась кованая медь. В ранних образцах было 3-4 отверстия, поздние – иногда до 15. Авлет – исполнитель на авлосе – носил с собой несколько разных инструментов разной высоты. Существовали моноавлосы и диавлосы – авлосы с одним или двумя стволами.

Античные авторы высоко оценивали эстетические свойства авлоса: его называли «соловьем». Греки считали его инструментом Диониса.

Сиринкс или сиринга – духовой инструмент пастухов. По-русски – свирель Пана или пастушья свирель. Звук сиринги - светлый, приятный и немного свистящий. Существовали разновидности: монокаламос – одинарная, однотрубчатая сиринга, и поликаламос – многотрубчатая. Самая популярная свирель – из 7 соединенных сиринг различной длины. Они обычно среплялись льном, а чаще – воском. Сиринги различной длины крепились таким образом, что по форме напоминали крыло птицы. У древних греков даже существовала легенда, что Дедал, создатель крыльев для Икара, делал их по образу и подобию поликаламоса.

В росписях на древнегреческих сосудах музыканты с духовыми инструментами изображались обычно в сценах пиров и различных увеселений. Этим же целям служили ударныебубен, кимвалы (две полые полусферические металлические пластины), систр и специальный инструмент для танцев, похожий на испанские кастаньеты. В изображениях ритуальных действ в честь Диониса ударные инструменты часто держали нимфы – спутницы греческого бога виноделия.

Музыка играла важную роль в жизни древних греков. Она звучала во время бракосочетаний, застолий, войн, похорон, была неотъемлемой частью религиозных праздников и театральных представлений. Искусство древнегреческой инструментальной музыки было неразрывно связано с поэзией и трагедией: голос, жесты актеров, их движения формировались с помощью музыки. Величайшие драматурги Древней Греции – Эсхил, Софокл, Еврипид и Аристотель были великолепными музыкантами и танцорами. Они получили широкое общественное признание и были причислены к разряду артистов и музыкантов.

Музыке приписывались и целебные свойства. Пифагор и его последователи даже создали особое учение, согласно которому музыка может управлять душой человека, пробуждая в ней добро или зло. Именно Пифагор открыл некую закономерную связь между звуками и математическими величинами. Основываясь на трудах астрономов и математиков Вавилона, он создал космическую теорию, которая представила мир как некое пространство гармонии, в которой планеты излучали непрерывные звуки, упорядоченные аналогично звукам в гамме. Пифагор отмечал также, что количество нот в гамме соответствует количеству планет на небе и равняется магической цифре 7.

 

 

7.Музыка Древнего Рима
Сведения о музыке Древнего Рима довольно скудны. Почти все музыкальные инструменты Рима были в заимствованы у греков во II в. до н.э., когда римские завоеватели покорили Древнюю Грецию. В Риме также было широко распространено пение поэтических произведений (Горация, Вергилия, Овидия) в сопровождении кифар. Влияние греческого искусства сохранялось вплоть до появления христианской культуры. Увлечение музыкой в Римской империи было всеобщим, вплоть до консулов и императоров. В знатных семьях пению и игре на кифаре обучали детей. Профессия учителя музыки и танца была почетна и популярна. Большим успехом пользовались публичные концерты греческой классической музыки, выступления виртуозов, многие из которых были любимцами императоров.

Музыкой, пением и танцами сопровождались и любимые римлянами праздники Вакха – знаменитые вакханалии. И даже в военных легионах существовали большие духовые оркестры. Древние римляне изобрели и свои собственные музыкальные инструменты: металлические духовые, придававшие особую пышность и торжественность триумфальным шествиям и парадным церемониям. Это туба (прямая труба), букцина (в форме рога) и литуус (труба с цилиндрическим стволом и изогнутым раструбом).

После завоевания Египта у римской аристократии вошли в моду водяные органы – гидравлосы, которыми украшали роскошные виллы и дворцы. Этот инструмент, в котором необходимое давление воздуха, поступающего в трубы, поддерживалось столбом воды, был изобретен в III в. до н.э. в Александрии механиком Ктесибием.

Для позднего Рима периода упадка характерна совсем иная музыкальная культура. Уходит в небытие преклонение перед классическим искусством. На первое место выходят эффектные, часто грубые зрелища, вплоть до кровавых игр гладиаторов. Начинается увлечение громкозвучными ансамблями, состоящими по преимуществу из духовых и шумовых инструментов, преобладает легкая музыка. Жители Рима были уверены, что для того и существуют артисты, чтобы доставлять удовольствие. Музыка стала просто забавным ремеслом, не успев развиться до уровня серьезного искусства. Потому и рассматривалась как ремесло презренное и недостойное свободного человека.

 

IV. Подведение итогов, рефлексия.

В разных странах музыкальная культура развивалась по-разному. Музыкальная культура неповторимая, своеобразная и интересная.

-Зачем человечество старается бережно сохранить культурное наследие своих стран (старинные песни, инструменты, костюмы?)

- Что дорого в звучании старинных народных инструментов, подлинно народной манеры вокального исполнения? Почему существует интеграция электронной современной музыки и подлинного народного звучания?

– Мы убедились в том, что музыкальная культура разных стран и народов богата и многообразна. У одних народов мира музыка почти не меняется из века в век, у других появляются новые музыкальные произведения. На основе одних зрелищных сценических жанров возникают другие, новые. И самое главное – мы убедились, что музыка это единственный в мире язык, который понимают все люди земного шара. Музыка способна объединить в большом дружном хороводе народы всего земного шара. Язык музыки интернационален. Песни, музыкальные хиты любой страны обогащают мировую культуру, делают нашу жизнь богаче, расширяют наше понимание другой страны.

V. Оценивание обучающихся.

 


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 108; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!