II. Типологическая общность идейно – эстетического содержания пьес А. В. Сухово – Кобылина и М. Е. Салтыкова – Щедрина.



I. Введение .

Драматургия – род литературы, открывающий возможность непосредственного, активного контакта с адресатом (читатель и зритель). Драма изображает одно «бурно» развивающееся и завершающееся событие, один замкнутый цикл действия.

В 60 – е годы свой вклад в развитие русской драматургии внесли Михаил Евграфович Салтыков – Щедрин, Александр Васильевич Сухово – Кобылин, А. К. Толстой, А. Ф. Писемский, А. А. Потехин, А. Островский.

Активность творческого взаимодействия драматургов в 60 – е годы имело подлинное культурное значение именно потому, что участниками литературного процесса были первоклассные таланты. К ним принадлежат М. Е. Салтыков – Щедрин и А. В. Сухово – Кобылин.

Глубокий подход к социальным явлениям был в высшей степени присущ Салтыкову – Щедрину, который выдвинулся в число ведущих, наиболее читаемых, оказывающих огромное влияние на формирование общественного сознания. Салтыковым – Щедриным написаны две пьесы: «Смерть Пазухина» (1857) и «Тени» (1865). Они стали заметным явлением литературы 60 – х годов. Если «Смерть Пазухина» явно находится в русле «школы Островского», то «Тени» - одно из оригинальнейших произведений 60 – х годов.

В своей работе мы сравниваем драматургические произведения М. Е. Салтыкова – Щедрина и А. В. Сухово – Кобылина не случайно, так как и тот и другой обратились к теме разоблачения бюрократии и чиновничества.

Александр Васильевич Сухово – Кобылин (1817 – 1903), драматург – сатирик, стоял особняком в литературном процессе XIX века, выражал ревнивую антипатию к творчеству Островского и других драматургов. Но в то же время он был тесными узами связан с литературой своей эпохи.

Его первая пьеса «Свадьба Кречинского» (1854) – бытовая комедия через изображение семейных отношений раскрывала социально – исторические процессы, происходившие в России после отмены крепостного права.

Усиление элементов экспрессии, трагедийного начала, с одной стороны, и острокомедийных, гротескных форм – с другой, в творчестве Сухово – Кобылина сопряжено с углублением драматурга в проблемные ситуации своей эпохи, поэтому стиль А. В. Сухово – Кобылина сближается с щедринским.

Творчество Сухово – Кобылина поныне остается малоизученным. Долгая жизнь писателя известна нам лишь в отрывочных эпизодах.

Драматургическое наследие Сухово – Кобылина, по праву вошедшее в золотой фонд отечественной классики, не получило должного внимания со стороны литературных критиков.

Высказывалось и дожило до нас мнение, будто пьесы А. В . Сухово – Кобылина явление случайное, спонтанное, не связанное с реальной жизнью русского общества и даже чуждое русской литературе. На протяжении многих лет Сухово – Кобылина пытались вывести за пределы большой русской литературы, упорно объявляли его творчество пустым и подражательным.

Трилогия живет вопреки всем наветам, и бессмертие ее может быть объяснено только ее самобытностью, жизненностью, правдивостью.

Трилогия пропитана горечью и гневом обличения. В образах ее героев – Кречинского, Расплюева, Варравина, Тарелкина и других – драматург с негодованием и болью вывел на всеобщее осмеяние самые характерные и самые отвратительные свойства промотавшихся дворян, пустившихся в разгул и в аферы, чиновников, которые, по его словам, раздирали в «одну сплошную рану великое тело России». Боль за Россию, тревога за ее историческую судьбу исторгала из груди писателя смех злобный, язвительный, жестокий, смех, бичевавший «воров, негодяев, скотов и бездельников», властвовавших над народом.

Сухово – Кобылин, как и М. Е. Салтыков – Щедрин, выступил суровым и беспощадным обличителем чиновничества.

Выбор темы определяется малоизученностью драматических произведений А. В. Сухово – Кобылина – «Свадьба  Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина» и М. Е. Салтыкова – Щедрина – «Смерть Пазухина», «Тени».

Цель: подробно изучить художественные тексты; с помощью литературоведческих исследований установить их идейно – эстетическое своеобразие.

Сопоставить литературно – критические и литературоведческие оценки данных произведений с собственными наблюдениями над их идейно – эстетическим содержанием, определить место драматургического наследия А. В. Сухово – Кобылина и М. Е. Салтыкова – Щедрина в истории развития русской драматургии.

 

II. Типологическая общность идейно – эстетического содержания пьес А. В. Сухово – Кобылина и М. Е. Салтыкова – Щедрина.


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 117; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!