ГЛАВА 2. Мастерство фоторепортёров федерального и регионального уровня



Журналистское мастерство Владимира Вяткина

Владимир Юрьевич Вяткин родился в 1951 году в Москве, в семье инвалида Великой Отечественной войны и медицинской сестры. Окончил школу-интернат, а после окончания учебы, в 1968 году, пошел работать в АПН – Агентство печати «Новости». Сначала он трудился фотолаборантом, затем художником. С 1971 по 1973 годы Вяткин проходил воинскую службу в Вооруженных силах СССР. После её окончания он возвращается в АПН, будущее РИА «Новости», где работает и в настоящее время – уже 40 лет. Высшее образование Владимир Юрьевич получил в МГУ им. М.В. Ломоносова на факультете журналистики. Учился на вечернем отделении, и в течение нескольких лет ему приходилось совмещать работу и учёбу. Получив диплом МГУ в 1981 году, спустя два года Вяткин вернулся в университет в качестве преподавателя. Он ведет лекции по настоящее время, и, кроме того, является руководителем творческой мастерской в университете. В 1979 году Владимир Юрьевич вступил в Союз журналистов СССР. С 2004 года он стал академиком международной гильдии фотографов СМИ ( Работы Владимира Вяткина, победителя престижного фотоконкурса // Сетевое издание «РИА «Новости». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ria.ru/photolents/20130319/928042512_ 928030356.html ).

Владимир Вяткин работал в десятках «горячих точек», был в Афганистане, Ираке, Чечне (Приложения 5 и 6). Эти этапы работы нашли отражение и в его творчестве. Вот что пишет о чеченской серии фотографа журналист портала «Лениздат» Павел Лаврентьев: «Честный альбом «Чечня» ломает стереотипы о войне. В войне Вяткина нет места шокирующим фотографиям, полным крови и насилия, в них лишь простые истории, например, о солдате, потерявшем ноги от обморожения, а не от военных действий» ( Лаврентьев П. Владимир Вяткин: для фотографа, у которого нет воображения, нет будущего. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lenizdat.ru/articles/1064059/) . В равной степени эту характеристику можно отнести и к работам, сделанным в Афганистане, например, серия работ «Слепая революция». (Приложение 5 и 8) Владимир Вяткин уверен в том, что с фотожурналистом никто не может сравниться: «Снять войну, не будучи на войне, невозможно». (Владимир Вяткин: «В истории останется то, что снято с мозгами. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lenta.hsemedia.ru/vyatkin/).

Владимира Вяткина в некоторой степени можно сравнить с культовой фигурой российской журналистики Валерием Аграновским, который один очерк мог писать несколько месяцев. Свои серии фотоснимков Вяткин создает годами, иногда – десятилетиями. Все потому, что фотомастер – «фотограф-снайпер», а не «пулемётчик». Ему достаточно точно «вычислить» композицию и сделать несколько снимков, в отличие от современных фотографов, делающих по сотне снимков в день. Одну из самых своих знаменитых спортивных серий – «Девушки, рыбы и птицы» – Владимир Юрьевич Вяткин создавал на протяжении почти двадцати лет (Вяткин Владимир Юрьевич: биография. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.people.su/79 ) (Приложение 8). Смех, слёзы, радость, горе, порой невидимые простому зрителю, раскрываются в фоторепортаже с чемпионата Европы по американскому футболу «Юношеские игры с мужским характером» (Приложение 9-10). На снимках присутствует динамика, особенно присутствует на первом снимке из серии, за счёт эффекта размытия фотографии при движении футболистов на поле. Создаётся ощущение высокой скорости. Соответственно, фоторепортёр при большой скорости игроков использовал в съёмке короткую выдержку, чтобы получить такой динамичный результат.  

Для Владимира Вяткина важно, чтобы получить хорошие снимки уникальных людей, недостаточно просто подобрать нужный ракурс. Важно познакомиться с ними и узнать о их судьбе. «Я более двух лет снимал Чикатило и знаю об этом человеке, кажется, не меньше, чем следователи прокуратуры» - говорил В. Вяткин в своём интервью. (Приложение 11). (Глазко Л. Владимир Вяткин: «Коллеги иронично называют меня фотохудожником. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mn.ru/culture/20130321/340437983.html).

Главная тема творчества Владимира Вяткина – человек во всех его проявлениях. Больший интерес вызывают как более жёсткие стыки человеческих характеров, отношений. Отсюда яркий пример про фото за решёткой Чикатило. Это больше походит на жанр портрет, но в нём присутствуют репортажные ноты. Во-первых, взгляд подсудимого направлен не на камеру, а в сторону. Во-вторых, перекошенный рот Чикатило вызывает чувство нездорового человека. Будто в этот момент он думает о чём-то ужасном. И зритель невольно начинает чувствовать это состояние даже через обычный снимок.

Все эмоции людей предстоят перед Вяткиным. Если многие думают, что снимать, Вяткин, скорее просто придерживается правилам действий. «Вон, дирижёр стоит, направляй камеру и снимай» - отрывок из интервью фоторепортёра для Интернет-проекта студентов и преподавателей факультета медиакоммуникаций Высшей школы экономики «Медиалента» (Приложение 12). Владимир снимает с тридцати-сорока метров, чтобы запечатлеть без вмешательства внутреннюю психологию, состояние, чувства. Для того, чтобы общаться с людьми и их снимать, надо говорить на их профессиональном языке. «Необязательно с художниками и музыкантами: с уголовным миром, с армейцами и так далее. Без знания языка и умения ладить и находить подход к человеку, снять невозможно. 90 процентов наших объектов съёмки – это люди» - делится Владимир Вяткин о репортажной съёмке с присутствием уникальных людей. (Владимир Вяткин: «В истории останется то, что снято с мозгами. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lenta.hsemedia.ru/vyatkin/).

Владимир Вяткин– один из лучших фотографов современности. Это подтверждают не только его многочисленные победы на фотографических конкурсах, но и вся его карьера, отношение к своему делу. Подобное нечасто встретишь среди современных тружеников фотокамеры: «Для меня фотография – это стихия чувства. Это удачи и неудачи: в семейной жизни, в личных отношениях. Это мистика, это магия, это мистификация жизни... Это нервозы, неврозы, инсульты, больницы — и так далее, и так далее... Это и есть фотография – это мой образ жизни. Это не профессия. Для профессионального, серьёзного фотографа – это образ жизни. Это – всё» (Владимир Вяткин: «В истории останется то, что снято с мозгами. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lenta.hsemedia.ru/vyatkin/).


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 59; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!