Экскурсия по воображаемому музею.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

(Самарский университет)

 

Социально-гуманитарный институт

Факультет филологии и журналистики

Кафедра русской и зарубежной литературы и связей с общественностью

 

ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ

 

Вид практики: Учебная

 

Тип практики: Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков

(Архивно-музейная)

 

 

Сроки прохождения практики: 08.07.2020 – 21.07.2020

 

по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование

(уровень бакалавриата)

профиль «Русский язык и литература»

 

 

Студент группы № 5101-440301 _________________________________Неустроева Е.Д.

Руководитель практики

от университета, степень, звание _______________________________ Перепелкин М. А., д. ф. н.

Руководитель практики

от организации ______________________________________________ Перепелкин М. А., с. н. с.

 

Дата сдачи 10.09.2020 г.

Дата защиты 10.09.2020 г.

 

Оценка ___________________

 

 

Самара 2020

 

 

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет

имени академика С.П. Королева»

(Самарский университет)

 

Институт социально-гуманитарный

Факультет филологии и журналистики

Кафедра русской и зарубежной литературы и связей с общественностью

 

 

Индивидуальное задание на практику

Студенту группы № 5101-440301_______________________Неустроева Е.Д.___________________________

Направление на практику оформлено приказом 231-пр по университету от 22.06.2020 г. в МБУК «Самарский литературно-мемориальный музей имени М. Горького», в соответствии с договором о направлении на практику от 02.06.2016 г.

 

Планируемые результаты освоения образовательной программы (компетенции) Планируемые результаты практики Содержание задания
ПК-3 владением навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем   знать способы подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемы библиографического описания; основные библиографические источники и поисковые системы в области литературного краеведения; уметь использовать способы подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемы библиографического описания; обращаться к основным библиографическим источникам и поисковым системам в области литературного краеведения; в ладеть основными способами подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; навыками обращения к основным библиографическим источникам и поисковым системам в области литературного краеведения Определение целей и задач практики, знакомство со спецификой экспозиционной, культурно-массовой, научной и фондовой деятельности музея, изучение литературы, подготовка текста экскурсии, разработка раздела воображаемого музея, составление паспорта музейного предмета, составление отчёта  

 

 

Дата выдачи задания  08.07.2020 г.

Срок представления на кафедру отчета о практике 10.09.2020 г.

Руководитель практики

от университета,

должность, степень, звание                        _____________________ Перепелкин М. А., д. ф. н.

 

Руководитель практики

от профильной организации

должность                                                      ____________________ Перепелкин М. А., с. н. с.

Задание принял к исполнению

студент группы № 5101-440301 ________________________Неустроева Е.Д.___________________________

Рабочий график (план) проведения практики

Дата Содержание задания Результаты практики
08.07.2020 – 21.07.2020 Определение целей и задач практики, знакомство со спецификой экспозиционной, культурно-массовой, научной и фондовой деятельности музея, изучение литературы, подготовка текста экскурсии, разработка раздела воображаемого музея, составление паспорта музейного предмета, составление отчёта Знает способы подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемы библиографического описания; основные библиографические источники и поисковые системы в области литературного краеведения; Умеет использовать способы подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемы библиографического описания; обращаться к основным библиографическим источникам и поисковым системам в области литературного краеведения; Владеет основными способами подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; навыками обращения к основным библиографическим источникам и поисковым системам в области литературного краеведения

           

Руководитель практики

от университета                                            _____________________ Перепелкин М. А., д. ф. н.

 

Руководитель практики

от профильной организации                         ____________________ Перепелкин М. А., с. н. с.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

· Глушкова, П.В. Музеи под открытым небом: учебное пособие / П.В. Глушкова, В.М. Кимеев. - Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2015.

· Лушникова, А.В. Музееведение / музеология: конспект лекций / А.В. Лушникова. - Челябинск: ЧГАКИ, 2010.

· Музей в экстремальных условиях (опыт Южного Урала): учебное пособие / авт.-сост. Т.В. Зайцева. - Челябинск: ЧГАКИ, 2013.

· Сапанжа, О.С. Музеология: историография и методология: учебное пособие / О.С. Сапанжа. - Санкт-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 2014.

ОПИСАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Дневник

А) Эссе о музеях.

Каждый раз, когда я приезжаю в Москву к маме, мы ходим в музеи. Всегда в разные, но каждый раз это очень сильно запоминается.
Музей-театр «Булгаковский дом», находящийся, кстати, на улице Большой Садовой, как в знаменитом романе, покорил меня своей загадочностью. Как только мы стали подходить к музею, вокруг стал дуть холодный ветер, погода портилась, а на пороге и вовсе сидел толстый чёрный кот. Внутри музея двери сами закрывались, окна же открывались, слышны были шорохи, непонятные голоса. Я понимаю, возможно, я слишком сильно верила в потустороннюю силу, обитающую там, но атмосфера действительно была захватывающая. Даже моментами становилось не по себе. Я узнала много интересных фактов из жизни писателя, посмотрела его фотографии в юношестве, почитала немного о романе «Мастер и Маргарита» ну и, конечно же, успела ощутить мурашки на коже от холода и сырости в музее и вечного чувства преследования.
Дом-музей Лермонтова - ещё одно заведение, которое я посетила в Москве.Музейная экспозиция располагается в нескольких комнатах с восстановленной обстановкой XIX века: здесь в основном стоит антикварная мебель. Интерьер выполнен почти в точности как некогда комната поэта. В его комнате стоит книжный шкаф, на стенах висят портреты семьи, черновики стихотворений. В этот музей я приехала с бóльшим удовольствием, нежели в предыдущий. Объяснить это могу тем, что Лермонтов с 14 лет - мой самый любимый писатель. У меня есть его коллекционное издание прямиком из Пятигорска и сборников 7
стихотворений, многие из которых знаю наизусть.
Музей-квартира Фёдора Михайловича Достоевского - последний музей, посещенный мною в столице. Музей находится в квартире, где Федор Достоевский провел свое детство до 16 лет. Квартира дает ясное представление о том, что детство человека накладывает свой отпечаток на всю жизнь человека, в том числе и на творчество. Квартира отца-врача очень скромна. Музей очень маленький. Большую роль играет рассказ экскурсовода, но он нам особо не понадобился, так как мы сами многое знали. После посещения музея поняла, почему Фёдор Михайлович довольно часто писал в мрачном стиле, - тяжелая обстановка. Иначе просто быть не могло.
Посещение Москвы никогда не заканчивалось без хотя бы одного музея. Благодарна маме за то, что она поддерживает мое рвение в литературный мир и что она готова вместе со мной обогащаться культурными моментами своей страны.

Б) Эссе о виртуальном знакомстве с одним из филиалов Музея российской литературы имени В.И. Даля.

Открыв главную страницу сайта Музея российский литературы имени В. И. Даля, я обратила больше всего внимания на музейные отделы. Самым интересным филиалом мне показался Музей Серебряного века!
В верхней части страницы, как, в принципе, и всегда на всех сайтах, можно найти самую важную информацию: адрес, график работы, электронная почта. Сайт, как и многие другие сейчас, предлагает нам виртуальную экскурсию по музею и выставке «В. Я. Брюсов – путешественник». Музей является двухэтажным. Экспозиция развернулась в доме, в котором жил В. Я. Брюсов и открылась в октябре 1999 года. В мемориальном кабинете В. Я. Брюсова находятся вещи, ранее принадлежавшие поэту. На экспозиции второго этажа находятся рукописи и портреты Л. Рейснер работы В. Шухаева, М. Волошина кисти Б. Кустодиева.
Музей организовывает множество лекций, экскурсий, занятия. Они охватывают период русской культуры от конца XIX до начала XX в., а также творчество одного из главных представителей эпохи – В.Я. Брюсова. Проводятся лекции и уроки для школьников и студентов. Прочитав программы лекций, я захотела их посетить, особенно под названием «Александр Блок и русский символизм».
В музее я увидела такие экспонаты, как портреты поэтов серебряного века, их рукописи, книги, плакаты выступлений. Мне бы очень хотелось рассмотреть их вживую. Виртуальный мир хоть и хорош, но недостаточен для полноценного посещения музея.
В музее работают М. Б. Шапошников, М. В. Орлова, О. А. Дименко.
На странице музея еще представлены и видеоматериалы: записанные уроки, которые ведёт М. Б. Шапошников.
Поэзия Серебряного века имеет важное значение для меня, так было всегда. Почти все поэты – пример борьбы за свободу, за главные человеческие ценности, они показывают людям, что нужно не терять своё «я», всегда нужно быть верным себе, в первую очередь. После ознакомления с виртуальным музеем Серебряного века мне захотелось посетить его в реальной жизни, что, я надеюсь, мне удастся сделать.

В) Эссе о виртуальном знакомстве с Музеем российской литературы имени В. И. Даля.

Только открыв сайт, я сразу обратила внимание на его оформление. Для меня это всегда играло важную роль. Чем ярче, интереснее и подробнее там все показано и расписано, тем больше люди над этим старались, следовательно, они ждут посетителей и хотят, чтобы их было как можно больше. . Всё сделано очень, доступно и понятно, невозможно потеряться среди кучи вкладок, как это периодически бывает со многими сайтами. Сегодня виртуальный музей шагает в ногу с миром, он ведет активную жизнь не только на сайте, но и в социальных сетях, что очень важно, ибо большинство предпочитает проводить время именно там. Создание будущего происходит не только в реальной жизни. Появление сайта музея дало толчок новым открытиям для многих людей, которые не могут его посетить, да и в условиях пандемии все мы узнали о возможностях информационных технологий.

Портал насыщен многими различными источниками. После просмотра музейных отделов, где представлены дома - музеи, мне захотелось посетить чуть ли не каждый. Если все так интересно и подробно описано в виртуальном мире, то вживую там, наверное, вообще глаз не оторвать!. Помимо всего можно ознакомиться с историей музея. Сайт не просто «живет», рассказывая одну и ту же историю, он выдвигает новые проекты. Очень приятно, что виртуальный музей охватывает все возрасты, то есть, здесь для себя что-то интересное могут найти и малыши, и пенсионеры.Сайт имеет вкладку «Коллекции», там хранятся собрания живописи, фотографий, книг, записок. Услышать голос поэта или писателя того времени –просто волшебно! И теперь стало реально, стоит лишь немного поискать! Спустя время Вы можете насладиться голосом любимого поэта, услышать его произведения. Портал знакомит нас не только с музеями, но и приглашает на экскурсии по выставкам. Еще мое внимание привлек отдел истории экспонатов. Там рассказывается о автопортрете Лермонтова, оксфордской мантии Чуковского, трубках Толстого и т.д. Это занимательное дело - узнавать о хобби известных людей. Иногда ГМИРЛИ проводит научные конференции, которые тоже можно посетить на сайте. Раздел «Медиа» дает возможность взглянуть на видеоматериалы лекций, документальных фильмов, видеоэкскурсий по выставкам. Очень легко Вы можете написать или позвонить руководителям музея и задать интересующие вопросы.

Знакомство с Музеем российской литературы имени В.И. Даля вызвало у меня много положительных эмоций. Мне кажется замечательной идея об объединении литературных музеев в один большой союз! Администрация музея справляется со своей главной задачей — сохранять культурное наследие — и не останавливается на достигнутом, чем полностью оправдывает свой слоган «Сохраняем прошлое — создаём будущее» Однако я, конечно, надеюсь, что рано или поздно мне все-таки представится возможность посетить этот музей вживую, потому что виртуальный мир, увы, заменить живой не сможет.

 

Конспект одной из работ по музеологии
«Музееведение» Н.В.Мягтина
Музееведение – это научная дисциплина, изучающая историю и закономерности развития музеев, их общественные функции, вопросы теории и методики музейного дела Объектом музееведения выступает музей и музейное дело как общественное явление во всех своих проявлениях.
Научная классификация музеев – это система группировки по признакам, существенным для организации и развития музейной сети. Современное музееведение выделяет несколько систем классификации музеев, а именно :
1.) Типы музеев по общественному назначению (доминирующему
направлению деятельности и адресату).
2.) Типы музеев по характеру хранимого наследия.
3.) Группы музеев по принадлежности к определенному собственнику.
4.) Группы музеев по масштабу деятельности (административно-территориальному признаку).
5.) Группы музеев по статусу (статусной позиции).
6.) Группы музеев по профилю.

Научно-исследовательская работа в музеях нуждается в правильных организации и планировании, чтобы отдельные темы могли быть связаны между собой, становясь как бы звеньями единой цепи проблем, решение которых имеет большое значение для развития музея. Важно, чтобы научные исследования были связаны с концепцией музея. В концепции музея должны находить отражение планы научно-исследовательской работы. Сроки такого планирования определяются «объемностью» и сложностью темы, новизной задачи. Перспективное планирование отечественных государственных музеев составляется на срок до 5 лет. Музеи отличаются от прочих научных учреждений формами публикации результатов своих исследований. Сложился ряд специфических форм для введения в научный оборот результатов научно-исследовательской деятельности музея.

Важнейшая форма публикации результатов исследования музейного собрания – музейная экспозиция и выставка. Экспозиция - основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путём демонстрации музейных экспонатов (художественных произведений, исторических документов, памятников материальной культуры и т.д.), организованных, объяснённых и размещённых в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений. Здесь музейная экспозиция выступает как основа для реализации образовательной и воспитательной функций музея, как база для массовой научно-просветительской работы. Для публикации результатов своих исследований музеи используют и традиционные общепризнанные формы: проблемные сборники трудов,
монографии, отчеты об экспедициях, научно-популярные брошюры, а также каталоги коллекций, путеводители по фондам и экспозициям.

Основа современной экскурсионной деятельности – взаимодействие музея с музейной аудиторией на диалоговом уровне, совершенствование тематики экскурсий засчёт тесного сотрудничества методистов-экскурсоводов с экспозиционерами и музейными педагогами, расширение видов экскурсий (авторская экскурсия, экскурсия-спектакль, экскурсия-исследование.)

 

Экскурсия по воображаемому музею.

Экскурсовод: Добрый день, уважаемые гости! Я рада приветствовать вас в одном из самых необычных литературных музеев нашего города и предлагаю познакомиться с экспонатами, связанными с одним из великих произведений русской классики ,- романом в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Думаю, все Вы понимаете, что ближайшее время Вам придётся узнать много нового и интересного, о чем Вы раньше даже не догадывались! Произведение не так просто, как кажется поначалу. Роман в стихах «Евгений Онегин» стал настоящим переворотом в русской литературе. И с точки зрения сюжета, и с точки зрения языка, и как способ самовыражения автора «Евгений Онегин» аналогов в русской литературе не имеет.

«Евгений Онегин» стал прорывом и сюжетно, и своим языком, и тем, что автор, описывая героев, не чурается высказывания своего мнения. Пушкин не только изложил некий сюжет, но и обосновал его развитие, психологически объяснил поступки героев. А вся конструкция автора основана на мощном базисе знания повседневной жизни, жёсткие правила которой мало способствовали самостоятельному поведению героев.

В фойе нашего музея вы можете рассмотреть витрины с экспонатами, принадлежащими лично писателю: (его черновики, фотографии, перья, которые дарили ему друзья).

А ещё хочу поделиться с Вами тем, что гонорар А. С. Пушкина за роман в стихах составил 12 000 рублей. То есть за каждую строку (их чуть более 7 500) поэт получил около 1,5 рублей. Если исходить из цен на простые продукты питания, сейчас Пушкин получил бы порядка 11 — 12 миллионов рублей. На написание романа у поэта ушло более 7 лет.

Справа от нас сейчас находится экспонат «пистолет Евгений Онегина», которым он и застрелил Ленского на той злосчастной дуэли. Ружейная фирма «Le Page» (впоследствии – Fauré Le Page) была основана в Париже ещё в 1717 году. Пушкин говорит о своем современнике Жане Лепаже (племяннике Пьера). Поначалу тот собирался стать химиком, однако затем, когда стало ясно, что у дяди не будет другого наследника, занялся ружейным делом. И настолько успешно, что именно ему по очереди заказывают оружие те, кто сменял друг друга у кормила власти: Людовик XVI, Наполеон (сначала консул, затем император), Людовик XVIII. Хотя фирма, выпускавшая очень качественное, инновационное и при этом роскошное оружие, будет успешно развиваться и после смерти Жана Лепажа, именно его имя чаще всего встречается на музейных табличках и упоминается в литературе. Словом, то, что именно это оружие выбирает Ленский для дуэли – не удивляет.

Если посмотрите влево - увидите картину «Татьяна и няня», где Ларина слушает свои любимые предания из уст няни. Это было одно из любимых занятий помещицы! Ни шить, ни играть в куклы, ни ходить на балы - лишь мечтать и слушать истории. На картине Татьяна положила голову на колени старой няни и мечтательно смотрит на нее, представляя себе то ли принца на белом коне, то ли Евгения, то от просто ни о чем не думает и радуется моменту.

В следующем зале мы можем увидеть скульптуру «Евгений и Татьяна», где Онегин целует руку Лариной, присев на колени, и просит ее остаться с ним. Татьяна сидит на стуле, по ее лицу течёт слеза, ведь она прекрасно понимает, что больше не может даже думать о Евгении... Рядом с этой скульптурой многие юные девушки тоже пробиваются на эмоции. Некоторым становится жалко Онегина, кому-то - Татьяну, а кому-то просто - их неудавшиеся отношения. Что ж, в любом случае, скульптура никого не оставляет равнодушным.

Чуть пройдя влево, вы увидите коллекционные и подарочные издания романа. Книги стоят от тысячи до пяти. Также, на полке этих книг, есть ещё и самые первые издания произведения 1830-х годов. Любопытный факт, что самое первое издание продалось в декабре прошлого года в Лондоне за 467,2 тысячи фунтов стерлингов. Это примерно 37 млн рублей!

 В третьем зале музея находится так называемый кинозал, где идут первые спектакли и оперы знаменитого романа в стихах! Многие желающие могут присоединиться к просмотру и ощутить атмосферу 19-но века. Также в зале есть сувенирная лавка, находится она поодаль от кино. В лавке продаются брошюрки, фотокарточки, открытки, письма и многое другое в стиле прошлых столетий.

Самый интересный экспонат нашего музея - это зал в стиле особняка Лариных. Он сделан практически так же, как описан в романе. Здесь Вы можете познакомиться с «прислугой», потанцевать мазурку, вальс, выпить отменного вина, принять участие в различных конкурсах на знание романа, даже выиграть призы - фирменные футболки и значки.

А теперь я готова ответить на ваши вопросы, если таковые есть. Если же нет, то хочу поблагодарить Вас за то, что посетили наш замечательный музей! Будем рады видеть Вас снова! Приходите ещё! До свидания!

 

Описание одного "экспоната" из зала воображаемого музея.

Особым экспонатом нашего музея считается скульптура «Евгений и Татьяна». Это самая последняя сцена, где произошла встреча двух главных героев романа, поэтому около неё посетители обычно проводят больше всего времени.

Почему же все так? Почему, любя друг друга, они так и не смогли быть вместе? Почему автор не захотел «соединить» их? Почему предпочёл такой финал истории?

Много подобных вопросов задают нам люди. Удивляются, расстраиваются, недовольствуют. Но продолжают перечитывать строчки любимого произведения, а потом могут чуть ли не часами стоять возле «влюблённых».

Он целует ее руку, а она плачет. Она плачет от того, что очень сильно любит Евгения, но прекрасно понимает, что, отдав свою руку и своё сердце другому, она не может просто взять и исчезнуть с Евгением. Может, конечно, она наоборот хочет отомстить. Ведь когда-то он отверг ее.

А Евгений? Любовь ли это? Или просто заиграли нотки эгоизма? Скорее всего, он просто понял, что больше нет той Тани, что будет за ним бегать и вымаливать малость внимания.

Скульптура пропитана нежностью, раскаянием, сожалением. Настроение меланхолическое. Однако больно смотреть на слёзы Татьяны, больно осознавать, что столько лет было потрачено зря. Больно думать о том, что она проведёт жизнь с нелюбимым, а он, скорее всего, в одиночестве.

 

 

Схема воображаемого музея.


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 75; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!