Тринадцатый подвиг и смерть Геракла



Миф о происхождении богов (становление олимпийского пантеона богов)

Содержание:

· Начало происхождения богов

· Происхождение титанов

· Циклопы и гекатонхейры

· Оскопление Урана Кроном

· Происхождение Нерея и божеств моря

· Грайи, Сцилла и Горгоны

· Геспериды и Атлант

· Мойры

· Танат и Керы

· Бог Крон

· Зевс и борьба богов с титанами

· Раздел вселенной между Зевсом, Посейдоном и Аидом

· Тифон

 

Начало происхождения богов

 

Первоначально, до возникновения богов, существовал Хаос, бесформенное первобытное пространство, в котором находились Тартар (материя, мрачная пустот») и Эрос (Eros, Эрот, порождающая сила). Движения Тартара под влиянием Эроса породили Эреб (первобытный туман) и Ночь. В них стал действовать Эрос, и они породили Эфир и день (Гемеру). Материя, находившаяся в Хаосе, сложилась в первую богиню – «широкогрудую» Гею (землю), мать и питательницу всего, производящую все живое, и принимающую снова в свое темное лоно все производимое. Гея, поднявшись, породила Урана (звездное небо), и он распростерся сводом над нею; опустившись, она породила море (Понт), и оно распростерлось под нею; породила она и горы.

 

Происхождение титанов

 

Потом началась следующая стадия происхождения древнегреческих богов. Во вселенной вновь начал действовать Эрос, влекущий к соединению мужской и женский элементы, и она, сочетавшись с распростертым над нею Ураном, породила богов; эти боги были Титаны, Циклопы и Гекатонхейры, – вулканические и нептунические силы природы, деятельность которых еще продолжалась на континенте Греции, и в особенности на островах, но казалась уж ослабевшей сравнительно с тем, какой она была прежде. Титанов было двенадцать: шесть мужского пола и шесть женского. Некоторые из них избрали жилищем небо, другие землю, третьи море. Поселившиеся в море титан и титанка были Океан и Тетис (вода), из которой по другим теогоническим системам произошло все. По мифам о происхождении богов Древней Греции, Океан – река, текущая кругом земли и охватываемого землею моря; это глубокий и кольцеобразный пояс текущей воды; течение его – круговое; он граница мира, а сам он безграничен. Когда понятие о реке Океане олицетворяется в образе Титана, этот бог, сохраняющий за собою имя Океана, добрый, кроткий старик. Этот титан и его жена, прародительница рек и потоков, живут на далеком западе, который вообще был в древнегреческих мифах страной чудес. Все реки, стремящиеся по ущельям, подобно могучим быкам или победоносным героям, пролагающим себе путь чрез преграды гор, все тихие реки равнин, все ручьи и источники считались в мифах Древней Греции сыновьями и дочерьми богов Океана и Тетис. Перворожденными детьми их были Стикс и Ахелой. Стикс (по-гречески, имя женского рода) был Черной рекой; её олицетворение, древнегреческая богиня Стикс, жила на отдаленном западе, где скрывается солнце, где страна ночи; её жилищем был стоявший между скал великолепный дом с серебряными колоннами, подымавшимися до самого неба. В мифах Древней Греции она была хранительницею текущей в мрачном ущелье священной реки, водами которой клялись боги, когда давали ненарушимое обещание. – Ахелой, «серебристая река», был в мифологии представителем рек, питающих растительность. Источник этой священной, великой реки древнегреческие мифы располагали у Додоны, и орошаемая Ахелоем Додонская область, отчизна пеласгов, была «исполнена травы и хлеба, коз, овец и стад ходящего тяжелым шагом рогатого скота». У Океана, где сад Гесперид и где источники амброзии, сочетался Зевс с Герою, богинею облаков, царицею неба, которую воспитала Океан и Тетис.

На сияющем небе, согласно древнегреческой мифологии, жили титан Гиперион «высокоходящий» и титанка Тейя (блеск); от них родились боги Гелиос (Солнце), Селена (Луна) и Эос (Заря; Эос по-гречески слово женского рода); тоже на небе жила другая чета, Кей и Феба (светлая), родители Лето (ночной тишины) и Астерии (Звездного света). Детьми титанки Эос были боги-Ветры; их было четыре: Зефир, Борей, Нот и Эвр.

По мифам о происхождении богов Древней Греции, из титанов и титанок, живших на земле, некоторые была олицетворениями человеческих качеств и фазисов человеческого развития; такое значение имели Япет и его сыновья, которые тоже называются титанами: Атлас (или Атлант), поддерживающий небо; надменный Менетий; хитроумный Прометей; слабоумный Эпиметей; представления о них дали богатый материал для глубокомысленных мифов и великих произведений древнегреческой поэзии. Титанки, жившие на земле, были олицетворениями благотворных сил, дающих человеческой жизни благоустройство или благородные наслаждения; таковы были Фемида, богиня справедливости, законного порядка; дочери её и Зевса были в мифах о богах Древней Греции Оры (Horai, часы суток, времена года), богини правильного хода годичных перемен в природе и правильного устройства человеческой жизни; Эвринома, мать Харит (Граций), богинь всего милого, привлекательного в природе и в человеческой жизни: веселья, красоты, изящества; Мнемосина, чьими дочерьми от союза с Зевсом были богини пения, музы; грозная Геката, богиня судьбы, пользовавшаяся очень большим уважением; ей первой из всех божеств молились приносящие жертву искупления; от неё исходило благо и зло людям. Впоследствии Геката стала в мифах Древней Греции богинею дорог и перекрестков; перекрестки были местом погребения, и на них, близ гробниц, при таинственном свете луны, являлись привидения; потому Геката стала ужасною богинею чародейства и призраков, сопровождаемых завыванием собак.

 

Циклопы и гекатонхейры

 

В мифах о происхождении богов Древней Греции Гея кроме титанов родила от брака с Ураном Циклопов и Гекатонхейров. Циклопы, великаны с большим, круглым, огненным глазом посредине лба, были олицетворениями туч, сверкающих молнией. Их было три. Трое было и Гекатонхейров, «Сторуких» великанов, которыми олицетворялись землетрясения и бурные волны моря, заливающие землю. Эти громадные чудовища были так сильны, что, по мифам о происхождении богов, сам Уран стал опасаться их; потому он связал их и низверг в глубину земли; они теперь неистовствуют в недрах её, производят извержения огнедышащих гор и землетрясения.

 

Оскопление Урана Кроном

Гея, страдая от этого, решила отомстить Урану. Она сделала из железа большой серп и дала его Крону, самому младшему из титанов, который один из всех них согласился исполнить замысел матери. Когда Уран спустился ночью на ложе Геи, Крон, спрятавшийся подле того места, отрезал серпом и отбросил половой член отца. Гея восприняла капли крови, упавшие при этом, и от них родила трех Эриний, гигантов и мелийских нимф. В мифах Древней Греции, Эринии, у которых вместо волос на голове были змеи, ходят с факелами по всей земле, преследуя и наказывая злодеев; их три: Тизифона (убивающая мстительница), Алекто (неутомимая преследовательница) и Мегера (ужасная). Гиганты и мелийские нимфы были в мифах Древней Греции олицетворения мщения, насилия, кровопролития. Отрезанный у Урана половой член упал в море и носился по волнам; из белой пены этих волн родилась Афродита (Анадиомена, «подымающаяся из воды»), составлявшая прежде часть существа Урана (бывшая Ураниею), теперь сделавшаяся особым существом. Уран проклял титанов. – По мнению учёного Преллера, Крон вначале был в Древней Греции богом созревания хлеба и стал олицетворением времени, идущим незаметным ходом к поре созревания, и быстро срезывающим то, что созрело, «бог иссушающего зноя, которым прекращаются дожди его отца, неба».

 

Происхождение Нерея и божеств моря

 

Согласно мифам о происхождении богов, Гея имела детей и от сожительства с Понтом, морем. Первым из этих её детей был Нерей, добрый, благосклонный к людям, морской бог, отец многочисленных дочерей, Нереид, прекрасных морских нимф, бывших олицетворениями спокойного моря, тихих заливов, светлой жизни у безопасных бухт. Следующие дети Геи от сожительства с Понтом, сыновья Таумас и Форкид и дочь Кето были олицетворениями величественных и ужасных явлений моря. Дочерью Форкида и океаниды Электры («блестящей») была Ирида, радуга; другими дочерьми их были в древнегреческих мифах Гарпии, богини разрушительных бурь, вихрей, смертей

 

Грайи, Сцилла и Горгоны

 

От сожительства Форкида и Кето родились уродливые Грайи, страшные чудовища Сцилла и Горгоны; они жили на краю вселенной, где заходит солнце, в стране Ночи и детей её. – Грайи, три сестры, были уж при самом рождении седыми старухами; все три, они имели только один глаз и один зуб, которыми пользовались поочередно. Горгоны, из которых самою ужасною была Медуза, были крылатым чудовища с человеческими головами, на которых вместо волос были змеи, и с таким страшным выражением лица, что от взгляда их все живое превращалось в камень.

 

Геспериды и Атлант

 

Неподалеку от Горгон, у границы вечного мрака жили Геспериды, дочери Ночи; их пение было прекрасно; они жили на очаровательном острове, до которого не достигали мореплаватели, и где благодатная земля производит превосходнейшие свои дары богам»; Геспериды стерегли золотые яблоки, которые росли на этом острове. По соседству с садами Гесперид стоял титан Атлас (Атлант), олицетворение Атласского хребта; он держал на голове, поддерживая и руками, «широкий свод небесный». – Мать Гесперид, Ночь, была благая богиня, родившая свет; в конце каждого дня она, осеняя землю своими влажными крыльями, дает сон всей природе.

 

 Мойры

 

Мойры, богини рождения и смерти людей, были или также дочери Ночи, или дочери Зевса и Фемиды. В мифах Древней Греции их было три: Клото пряла начало нити жизни человека, Лахесис продолжала прядение начатой сестрою нити, Атропос (неотвратимая) перерезала нить. Богини судьбы человека, они была хранительницами законов необходимости, на действии которых основывается порядок, благоустройство в природе и в человеческом обществе.

 

 Танат и Керы

 

Детьми ночи также были неумолимый бог смерти, Танат, и страшные Керы, богини судьбы, главным образом той судьбы, которая дает людям смерть в битвах; на полях битв они «ужасные видом, в кровавой одежде», волочили и терзали раненых и убитых.

Бог Крон

 

Уран, небо, дающее дождь, который оплодотворяет землю, был, согласно мифам о происхождении богов Древней Греции, лишен владычества Кроном, олицетворением той силы неба, которая дает созревание плодам земли. Крон стал владыкой; его правление было золотым веком; тогда «вечно были зрелые плоды, и вечно была жатва». Но проклятие отца отняло у него силу обновляться юностью, потому он в мифах о происхождении богов – символ старости, бледный, иссохший старик, с седыми волосами и длинною бородою, согнувшийся, мрачный. Ему было предсказано, что его дети низвергнута его, как низверг он отца; потому он поглощал всех детей, которых рождала ему его жена, Рея, олицетворение производительной силы гор и лесов, «мать-гора», впоследствии отожествленная с фригийскою богинею природы, Кибелой, основательницей городов, носившей корону, сделанную в виде городской стены.

 

Зевс и борьба богов с титанами

 

По древнегреческим мифам, Крон поглощал всех своих детей; но когда родился последний сын, Зевс, мать дала Крону проглотить обвитый пеленками камень и спрятала прекрасного младенца в пещере. Нимфы кормили его там молоком и медом, а куреты и корибанты – олицетворение грозовых туч – плясали кругом, ударяя копьями о щиты, чтобы плачь малютки не был слышен родителю. Зевс быстро вырос и при помощи хитрости Реи принудил отца извергнуть поглощенных детей. Извергнут был и проглоченный им камень; Зевс поставил его «для вечного воспоминании в Дельфах «на извилистом склоне Парнаса». Зевс освободил циклопов; они дали ему гром и молнию, и он, по древнегреческим мифам о происхождении богов, начал борьбу с Кроном за владычество над вселенною.Все боги Древней Греции приняли участие в борьбе; одни стали на сторону Крона, другие на сторону Зевса. Десять лет длилась война богов. Лагерь титанов был на Отриде, лагерь божеств младшего поколения на Олимпе. В основании древнегреческого мифа об этой «войне с титанами» (Титаномахии) лежат, быть может, воспоминания о землетрясениях, при которых образовался прорыв приморского хребта, Темпейское ущелье, и воды фессалийской равнины получили сток в море. Под ногами сражавшихся богов дрожала земля до глубины Тартара. Бог Зевс проявил наконец всю свою силу, непрерывно метал молнии, так что запылали все леса, вся земля была объята огнем, море кипело; глаза титанов были ослепляемы блеском молнии, и подвигнулся сам древний Хаос в глубине своей, думая, что пришел час владычества его, что низвергнутся в него и небо и земля. Но титаны всё еще держались неодолимо. Зевс призвал на помощь себе сторуких, пятидесятиголовых гекатонхейров; они стали бросать на титанов громадные скалы, по триста скал разом, и низвергли титанов в Тартар, который настолько же глубоко внизу под землею, насколько отстоит в вышину от неё небо. По древнегреческим мифам, низвергнутые титаны были окованы там цепями. Но не все титаны были против Зевса; Фемида, Океан и Гиперион сражались за него и были приняты в число небожителей.

 

 Раздел вселенной между Зевсом, Посейдоном и Аидом

 

Победа была отпразднована блестящим праздником, с военными плясками и играми. После того – продолжают мифы о происхождении богов Древней Греции – сыновья Крона разделили между собою, – или по жребию, или по выбору, – владычество над вселенной. Зевс получил верховную власть на небе и на земле, Посейдон владычество над морем и всеми водами; Аид (Плутон) стал владыкою в глубине земли, где темные жилища умерших. Земля и Олимп остались общим владением всех богов и богинь. Но некоторые из них взяли под особенное свое покровительство те страны и города, которые особенно любили, и в которых были особенно чтимы. Низвергнутые в Тартар титаны остались там, окованные цепями. Посейдон оградил Тартар крепкою стеною с медными воротами. Гекатонхейры, страшные силы землетрясения, в древнегреческих мифах стерегут титанов, чтоб они не вырвались из Тартара, не разрушили светлый мир олимпийских богов. И остались навеки в Тартаре титаны, дети прогневанной земли, беспорядочные, злые элементы природы, противившиеся владычеству богов и нравственному благоустройству жизни. Так повествовали древнейшие мифы о происхождении богов. Но когда нравы древних греков смягчились, поэзия освободила титанов из мрака и неволи, перенесла их на острова Блаженных, поставила там «древнего» бога Крона царем над избранными усопшими древних блаженных времен.

 

Тифон

 

Зевсу пришлось отстаивать свое владычество против новых врагов. Гея сочеталась с Тартаром и родила последнее свое дитя, самое ужасное из всех, Тифона (или Тифея), олицетворение газов, рвущихся из недр земли и производящих вулканические перевороты. В древнегреческих мифах это было колоссальное чудовище, имевшее сто драконовых голов с черными языками, пылающими глазами и ужасно было шипение его голов. Тифон был самым страшным из всех врагов, какие воевали с олимпийцами. Он едва не овладел вселенною. Зевс поражал его молниями. Борьба была такая, что от неё дрожали высоты Олимпа и недра земли до глубочайших её оснований. Зевс наконец отбил молниями все головы чудовища, и оно упало; тело его запылало таким огнем, что земля сделалась горяча, как распаленное железо, и расплавлялась и текла. Зевс низверг безголовое, но живое чудовище в Тартар. Но и оттуда Тифон шлет гибель на землю и на море, испуская знойные ветры и другие вредоносные действия зноя.

 

Борьба богов с гигантами

 

Еще более популярен был, еще чаще, нежели война с Тифоном, служил предметом поэтических рассказов и произведений искусства древнегреческих миф о войне богов с гигантами (Гигантомахия). Гиганты были также сыновья земли-Геи; в них тоже олицетворялись древними греками силы, производящие геологические перевороты. Они нагромождали горы на горы и бросали на Олимп огромные скалы, но были наконец побеждены Зевсом, Афиною и Гераклом. Только по преодолении этих стихийных сил получило прочность благоустроенное правление небесных божеств.

 

 

3.Древнегреческая мифология. Мифологическая картина мира, её отличие от научной модели мира. Миф об аргонавтах (цикл мифов о Геракле) по выбору.

Мифологическая картина мира

Мифологическое мировоззрение представляет собой исторически первый тип мировоззрения или способ оформления мировоззренческих представлений и возникает на этапе становления человеческого общества. Это мировоззрение свойственно первобытнообщинному строю и раннеклассовому обществу. За этот период, длившийся десятки тысячелетий, мифология прошла в своем развитии ряд ступеней, породила множество форм, выражающих различные этапы становления и развития доклассового общества.Характерной чертой мифологического мировоззрения является антропоморфизм, что проявляется в одухотворении явлений природы, перенесении на них духовных и даже телесных свойств человека, а также в том, что способ их деятельности отождествляется с человеческой деятельностью. Такое универсальное олицетворение различных природных и социальных явлений и сил делает их для людей родового общества более близкими и понятными, а вместе с тем и более "доступными" влиянию, которое они пытались осуществлять с помощью угроз, просьб, магических действий и т.п. Подобно тому, как недостаток положительных знаний о различных объектах действительности восполнялся в мифологии воображением, фантазией, так и отсутствие реальных средств воздействия на эти объекты восполнялось иллюзорными средствами их практического освоения.Важнейшей особенностью мифологического мировоззрения является отсутствие грани между чувственным образом действительности и самой реальностью, между божеством (как духовным началом и сущностью) и тем явлением природы, с которым оно ассоциировалось. Следующей важнейшей особенностью мифологии является генетизм, суть которого состояла в выяснении природы мира, происхождения рода, различных природных и социальных явлений. Любая человеческая общность объясняется не иначе как через происхождение от общего предка, а понимание природы вещей сводится к представлениям об их генетическом начале.Не менее важную роль в мифологическом мировоззрении играли представления об универсальном типе родственной связи. Вся природа представлена в мифологии как огромная родовая община, населенная существами человеческого типа, находящимися в тех или иных родственных отношениях.Существуя на протяжении десятков тысячелетий, мифологическое мировоззрение не могло оставаться неизменным, а неизбежно должно было эволюционировать вслед за изменениями материальной жизни людей родового общества и самого этого общества. Его основными историческими формами являются тотемизм, культ предков и анимизм.Тотемизм был мировоззрением рода. В нем нашла фантастическое отражение прежде всего индивидуально-родовая зависимость человека от основных объектов охоты и собирательства, которые воспринимаются здесь через призму этой зависимости и поэтому наделяются несвойственными им чертами. Сначала возникают представления о тотеме - животном. Осознание внутриродовых отношений как связей между людьми, обусловленных их общим происхождением, рождает представление о тотеме-предке, который сперва мыслился, по-видимому, в образе животного, но позднее ему начали присваивать внешние антропоморфные черты, в результате чего возникают образы человекоживотных мифических существ. Это свидетельствовало о том, что человек еще не полностью выделился из природы и не осознал своего качественного отличия от нее.Когда это происходит, на смену мировоззрению рода - тотемизму - приходит мировоззрение племени, в котором находит фантастическое отражение господство над человеком природных сил и стихии. Центральными образами в мифологии этого периода становятся представления об антропоморфных богах, олицетворяющих различные силы и стихии природы.Становление личности и ее постепенное выделение из родовой организации приводят в мифологии к индивидуализации богов. В этот период наряду с силами природы олицетворяются социальные силы, которые начинают властвовать над человеком еще в большей степени, чем природные стихии. Представление об универсальной родственной связи сменяется представлением о господствующей в мире духовно-волевой связи. Эпоха разложения родового строя порождает представление о душе, о существовании души и тела, в результате чего возникает переходная от мифологии к религии форма - анимизм.Таким образом, мифология - это целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазии, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции. Мифология синтезировала в себе различные функции мировоззрения. Однако они были еще недостаточно развиты. В них в основном преобладали нормативно-регулятивная и оценочная функции. Все происходящее в мифах приобретало значение своеобразного образа для воспроизведения. Наряду с повествованием о событиях, важных для людей, их настоящем и будущем, утверждалась принятая в обществе система правил и ценностей. Это было своеобразное моделирование человеческого поведения в определенных условиях. Мифы служили своего рода способом сохранения жизненного опыта народа. При этом запоминались не только представления о действительности, но и приемы мышления, которые помогали ориентироваться в окружающем мире.

 

Цикл мифов о Геракле

Миф о Геракле начинается с его необычного рождения. Бог-громовержец Зевс питал склонность к земным женщинам. Красавица Алкмена, жена царя Микен, понравилась ему. Зевс ласковыми речами пытался убедить ее изменить мужу. Но Алкмена была непреклонна. Тогда громовержец решил схитрить. Он согнал всех зверей Эллады в лес, где охотился царь Микен. Увлекшись охотой, тот не вернулся домой ночевать. И Зевс в образе супруга явился к Алкмене.

В день, когда должен был родиться Геракл, Громовержец поклялся в присутствии богов, что мальчик станет правителем Микен. Но Гера, ревнивая жена Зевса, поняла, что речь идет о незаконнорожденном ребенке. Она отодвинула на день роды Алкмены. В назначенный Зевсом час родился Эврисфей. Именно он и стал правителем Микен, на службе у которого Геракл и совершил известные подвиги.

Мифы о Геракле: 12 подвигов

Гера, узнав о рождении будущего героя, поклялась извести его. В колыбель она подослала двух ядовитых змей. Но Геракл с рождения проявил силу и ловкость. Он задушил рептилий руками. Миф о Геракле повествует, что позднее Гера наслала на героя безумие. Разум мужчины помутился, когда он играл со своими сыновьями. Он принял детей за чудовищ. Когда приступ безумия прошел, Геракл был в ужасе от собственного поступка. Полный раскаяния, он решил отправиться в заморские страны.

Геракл поплыл с аргонавтами на корабле в далекую Колхиду за золотым руном. Но путь его продолжался недолго – у самых берегов Греции явился герою бог Гермес. Он передал волю богов: пусть Геракл смирится и пойдет в услужение к царю Микен Эврисфею. Ревнивая Гера, в желании избавиться от незаконнорожденного сына Зевса, вошла в сговор с Эврисфеем. Она посоветовала правителю Микен подобрать для героя самые сложные и опасные задания. Мифы о подвигах Геракла, можно сказать, появились благодаря Гере. Она сама, не желая того, способствовала вековой славе героя.

 

Первый подвиг

Эврисфей дал первое задание Гераклу – истребить Немейского льва. Чудище было рождено от великана Тифона и Ехидны, огромной змеи. Лев поражал своей величиной и кровожадностью. Его прочная шкура выдерживала удары мечей, стрелы тупились об нее. В окрестностях города Немеи обитал лев, уничтожая все живое на своем пути. Целый месяц искал Геракл его логово. Наконец он обнаружил пещеру, служившую Немейскому льву убежищем. Геракл завалил выход из логова огромным валуном, а сам приготовился ждать у входа. Наконец раздался громкий рык, и появилось чудовище. Миф о Геракле рассказывает, что стрелы героя отскочили от шкуры льва. Острый меч не нанес ему вреда. Тогда Геракл голыми руками схватил чудовище за горло и задушил его. Герой с победой вернулся в Микены. Когда Эврисфей увидел поверженного льва, он испугался невероятной силы Геракла.

 

Второй подвиг

Попытаемся пересказать второй миф о Геракле кратко. Гера придумала для героя новое смертельное задание. В ядовитом болоте таилось жуткое чудовище – Лернейская гидра. У нее было тело змеи и девять голов. Лернейская гидра обитала возле входа в мир мертвых. Она выползала из своего логова и опустошала окрестности. Будучи сестрой Немейского льва, обладала огромным преимуществом – одна из ее девяти голов была бессмертной. Поэтому убить Лернейскую гидру было невозможно. Иолай предложил Гераклу свою помощь – он довез на своей колеснице героя до ядовитого болота. Долго герой бился с гидрой. Но, сразив одну голову чудовища, Геракл увидел, как на ее месте появились две новые. Помощник Иолай поджег соседнюю рощу и начал прижигать срубленные головы гидры. Когда Геракл отсек последнюю, бессмертную голову, то закопал ее глубоко в землю. Сверху же привалил огромной скалой, чтобы чудовище никогда больше не смогло появиться на земле.Ядовитой кровью гидры пропитал Геракл наконечники стрел. А после вернулся в Микены, где его поджидало новое задание Эврисфея.

 

Третий подвиг

Мифы о подвигах Геракла указывают на его силу, ловкость, быстроту. Больше года гнался герой за Керинейской ланью, чтоб поймать ее – это было новое задание правителя Микен. В окрестностях Керинейских гор появилась прекрасная лань. Ее рога сверкали золотом, а копыта отливали медью. Шкура животного искрилась на солнце. Керинейскую лань создала богиня охоты Артемида. Она это сделала в укор людям, которые истребляли флору и фауну. Бегала лань быстрее ветра – она неслась, убегая от Геракла, через Аттику, Феспротию, Беотию. Целый год герой пытался догнать прекрасную беглянку. В отчаянии Геракл достал лук и выстрелил в ногу животного. Накинув на добычу сеть, он понес ее в Микены. В гневе появилась перед ним Артемида. Древние мифы о Геракле рассказывают, что повинился перед ней герой. Объяснил, как воля богов заставила его служить Эврисфею. Что не для себя гнался он за прекрасной ланью. Смилостивилась Артемида, позволила Гераклу отнести животное в Микены.

 

Четвертый подвиг

А Эврисфей уже подготовил для героя новое задание. Какое же? Об этом расскажет нам четвертый миф о Геракле. Краткое содержание его позволяет нам узнать, что в Аркадии появился дикий кабан. Эриманфский вепрь уничтожал огромными клыками домашний скот, лесных зверей, путников… По дороге зашел Геракл к знакомому кентавру Фолу. Они открыли вино, веселились, пели песни. Другие кентавры, привлеченные ароматом вина, вооружились камнями и кольями и заявили, что вино было принесено в дар всей общине. Завязалась драка. Геракл обратил кентавров в бегство своими ядовитыми стрелами.Продолжив путь, герой вскоре увидел Эриманфского вепря. Но удары меча не испугали животное. Тогда Геракл высоко поднял свой щит. Когда в нем отразилось солнце, герой направил луч прямо в глаза зверю. Затем начал бить мечом по щиту. Ослепленный, зверь испугался громкого шума. Он бросился высоко в горы, где увяз в глубоком снегу. Тогда Геракл связал вепря, взвалил на плечи и принес в Микены. Радовались жители своему избавлению от грозного чудовища. Эврисфей, увидев размеры вепря, до того испугался, что спрятался в бронзовый пифос.

 

Пятый подвиг

Царь Авгий славился своими стадами и конюшнями. Он огородил высокой изгородью скотный двор, поскольку круглосуточно пребывал в страхе, что быков и лошадей могут похитить. Целыми днями Авгий пытался сосчитать количество лошадей в конюшнях. Но табун находился в движении, кони перемещались, и счет приходилось начинать сначала. Скопившиеся от лошадей нечистоты заполнили все конюшни. Запах от них стоял на всю Аркадию, гласит 5 миф. Геракла направил Эврисфей очистить Авгиевы конюшни от навоза. Царь думал, что сильный и смелый герой побрезгует таким заданием.

еракл смекнул, что необходимо проделать дыру в изгороди. Он сломал с двух сторон забор, окружавший конюшни. Водный поток горной реки тут же смыл все нечистоты. Миф о Геракле кратко сообщает, что после этого подвига герой принес жертву речному богу за неприятную работу. Затем восстановил изгородь и вернулся в Микены за новым заданием.

 

Шестой подвиг

Однажды возле города Стимфала появились две огромные птицы, рассказывают мифы о Геракле. У них были медные клювы и бронзовые перья. Стимфалийские птицы со временем размножились и образовали стаю. Они уничтожали всходы на полях. Роняли свои бронзовые перья, как стрелы, на всех, кто оказывался рядом с ними. Геракл, прежде чем вступить в бой, долго изучал повадки тварей. Он понял, что, сбросив перья, птицы становятся беззащитными до тех пор, пока не отрастут новые. Богиня-воительница Афина явилась Гераклу и преподнесла ему в дар медные трещотки. Обрадовался помощи Геракл, поднял громкий шум инструментом. Стимфалийские птицы в испуге взлетели вверх, начали сбрасывать острые перья. Геракл же укрылся под щитом от их натиска. После того как птицы сбросили все перья, герой перестрелял их из лука. А те, в которых не успел попасть, улетели подальше от этих мест.

 

Седьмой подвиг

О чем расскажет седьмой миф о Геракле? Краткое содержание указывает на то, что не осталось более в Аркадии чудовищных зверей и птиц. Но Эврисфей придумал, куда можно отправить Геракла – на остров Крит.Морской бог Посейдон подарил царю Миносу дивного быка, чтоб правитель принес его в жертву богам. Но критский бык так понравился царю, что тот спрятал его в своем стаде. Узнал Посейдон об обмане царя. В гневе он поразил быка безумием. Долго носился монстр, в бешенстве убивая людей, разгоняя стада. Эврисфей, по навету Геры, пожелал увидеть критского быка живьем. Геракл понял, что только силой можно усмирить животное. Он вышел на бой, схватил быка за рога, пригнул его голову к земле. Животное почуяло, что противник сильнее. Критский бык перестал сопротивляться. Тогда Геракл оседлал его и погнал в море. Так, верхом на животном, герой вернулся в Аркадию. Бык даже не пытался сбросить Геракла, спокойно вошел в стойло царя Эврисфея. Когда герой, уставший после нового подвига, отправился спать, правитель испугался держать у себя обезумевшего быка и в страхе выпустил его на волю. Так бык скитался по окрестностям Аркадии, пока его не победил другой герой Эллады – Тесей.

 

Восьмой подвиг

Мифы о Геракле повествуют и о демонических конях Диомеда. Эти плотоядные монстры пожирали заблудших путников. Убивали мореплавателей, потерпевших крушение. Когда Геракл с помощником прибыл в страну, он сразу же отправился на поиски плотоядных коней. По ржанию он понял, где находятся конюшни царя Диомеда.Ударом кулака по голове он усмирил первого коня и набросил ему на шею узду. Когда весь табун был взнуздан, Геракл с помощником погнал его к кораблю. И тут на пути встал царь Диомед со своим войском. Геракл победил всех, а когда вернулся на берег, увидел, что кони растерзали его помощника и разбежались. Герой скормил тело царя Диомеда его же лошадям, загнал их на корабль и отвез в Микены. Трусливый Эврисфей при виде плотоядных коней в ужасе приказал отпустить их в лес. Там с ними расправились дикие звери.

 

Девятый подвиг

12 мифов о Геракле чрезвычайно интересны. Все они рассказывают о силе и храбрости сына Зевса, об удивительных приключениях, выпавших на его долю. Девятый повествует о поясе Ипполиты. Его захотела получить дочь Эврисфея Адмета. Она слышала, что царице амазонок Ипполите пояс подарил сам Арес, бог войны. Геракл отправился в путешествие со спутниками. Амазонки дружелюбно встретили их, спросили о цели поездки. Геракл честно рассказал царице Ипполите о том, как дочь Эврисфея захотела получить в подарок её пояс. Ипполита согласилась отдать украшение Гераклу. Но помешала богиня Гера. Ей не понравилось мирное решение вопроса – она ведь хотела уничтожить героя. Гера, преобразившись в одну из амазонок, распространила слух о том, что Геракл хочет продать их в рабство. Воинственные женщины поверили злобной клевете, и завязался бой. Геракл со спутниками победили амазонок. С тяжелым сердцем выполнил это задание сын Зевса. Геракл, герой мифов, не хотел битвы с женщинами, пусть даже они и были воительницами.

 

Десятый подвиг

Продолжает наше повествование десятый миф о Геракле. Царь Эврисфей долго думал, прежде чем дать герою новое задание. Ему хотелось отправить ненавистного сводного брата в дальнюю страну, настолько дальнюю, что плыть туда пришлось бы месяц или больше. Долгий путь проделал Геракл. Победил сына бога Вулкана – чудище Какуса. Позднее на месте их битвы был основан город Рим. На зеленых лугах Эрифии паслись коровы Гериона, великана о трех туловищах, трех головах и трех парах рук и ног. Охранял их двухголовый пес. При виде Геракла он зарычал и бросился на него. Герой быстро победил пса, но тут проснулся пастух-великан. Богиня Афина удвоила силы Геракла, и тот сшиб великана несколькими ударами палицы. Еще одну победу одержал герой. Доплыв на корабле до Иберии, Геракл прилег отдохнуть, отпустив стадо пастись. С первыми лучами солнца он решил погнать стадо по суше. Коровы прошли Иберию, Галлию, Италию. У самого моря одна из них бросилась к воде и поплыла. Она оказалась на острове Сицилия. Местный правитель Эрикс не захотел отдать корову Гераклу. Пришлось победить и его. С беглянкой вернулся герой к стаду и повел его к царю Эврисфею. Последний принес коров в жертву Гере, надеясь избавиться от Геракла.

 

Одиннадцатый подвиг

И снова дальняя дорога ожидала героя. Эврисфей отправил Геракла за золотыми яблоками Гесперид. Они дарили бессмертие и вечную молодость. В саду Гесперид яблоки охраняли только нимфы. А сам сад находился на краю земли, где Атлант удерживал небесный свод на своих плечах. По дороге к краю света Геракл в горах Кавказа освободил Прометея. Бился с сыном земли Геи – Антеем. Лишь оторвав великана от земли, смог победить его герой. Добравшись до Атланта, Геракл поведал ему о цели своего путешествия. Они договорились, что герой подержит на плечах небеса, а Атлант попросит у нимф яблоки. Геракл уже изнемогал под тяжестью свода, года Атлант вернулся. Великану очень не хотелось вновь принимать на свои плечи непомерную тяжесть. Хитрец предложил Гераклу подержать еще небо, пока он сам дойдет до Микен и отдаст яблоки царю. Но наш герой не так глуп. Он согласился, но при условии, что великан подержит небеса, а Геракл тем временем сделает себе травяную подушку – уж очень тяжела ноша. Атлант поверил и встал на свое место, а герой взял яблоки и вернулся домой.

 

Двенадцатый подвиг

Последнее задание Эврисфея было самым сложным, гласит 12 миф. Подвиги Геракла (краткое содержание их изложено в данной статье) переносят читателя в изумительный мир мифологии Древней Греции, мир, полный удивительных приключений, могущественных и коварных богов и сильных, отважных героев. Но мы отвлеклись. Итак, 12 подвиг. Гераклу предстояло спуститься в царство мертвых и похитить пса Цербера. Три головы, хвост в виде змеи – при виде этого исчадия ада кровь леденела в жилах. Спустился в Аид Геракл и бился с Цербером. Одолев пса, герой привел его в Микены. Царь не позволил открыть ворота и прокричал, чтоб Геракл отпустил обратно страшного монстра. Но на том не заканчиваются мифы о Геракле. 12 подвигов, которые совершил герой на службе у Эврисфея, прославили его на века. Позднее он отличился в военных походах, устроил свою личную жизнь.

 

Тринадцатый подвиг и смерть Геракла

Легенды Эллады гласят, что существует и 13 подвиг Геракла. Миф донес до наших дней историю о царе Феспии. В его доме остановился Геракл, когда охотился на Киферонского льва. Феспий переживал, что его дочери выберут себе неказистых женихов, родят некрасивых внуков. Царь предложил Гераклу оплодотворить его 50 дочерей. Так герой днем охотился на льва, а ночи проводил с царскими дочками. Спустя много лет Геракл женился на Деянире. У них родилось много детей. Однажды супруги переправлялись через быструю реку. Деяниру перевозил кентавр Несс. Он прельстился красотой женщины и хотел овладеть ею. Геракл поразил его ядовитой стрелой. Переживая страшные муки, Несс решил отомстить герою. Он уговорил Деяниру набрать его крови. Если Геракл разлюбит ее – надо только пропитать его одежду кровью кентавра, и тогда муж не посмотрит больше ни на одну женщину. Деянира сохранила пузырек с даром Несса. Вернувшись из военного похода, Геракл привел в дом молодую пленницу-царевну. В порыве ревности Деянира пропитала одежду мужа кровью. Яд быстро подействовал и начал доставлять Гераклу сильные мучения, а снять одежды не было возможности. Старший сын на руках перенес отца на гору Эту, где сделал погребальный костер. Когда пламя разгорелось, огромная туча накрыла Геракла. Так боги решили принять героя на Олимп и даровать ему бессмертную жизнь.

 

4. Древнегреческий героический эпос. Время возникновения, устная форма бытования, тема. Гомер и "гомеровский вопрос" в науке об античной культуре.

ГОМЕРОВСКИЙ ВОПРОС


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 58; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!