IV. Четыре типа Lokuttara-Kusala-Citta или морального сверхмирского или трансцендентального сознания



Буддхадатта

Трактат о подразделении RŪPA и ARŪPA

(Основное содержание трактата - объяснение психологических терминов Абхидхаммы)

RŪPARŪPA-VIBHĀGO
A Treatise on the Divisions of Rūpa and Arūpa
By Buddhadatta (5 век н.э.)
Translated by Prof.Dipak Kumar Barua
Maha Bodhi Journal, Centenary Volume (Calcutta, 1992)
(c) Русский перевод : В . Ю . Ирхин ( Valentin.Irkhin@imp.uran.ru )

Оглавление

Приветствие Бхагавату Архату Совершеннопросветленному
RŪPA-VIBHĀGO ИЛИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ RŪPA

I. Перечисление материальных качеств
II. Группы материальных качеств
III. Происхождение материальных явлений
IV. Аспекты материальных явлений
V. Способ проявления материальных качеств в Камалоке или группы в мире ощущений
Группы в рупалоке
Группы в арупалоке

ARŪPA-VIBHĀGO ИЛИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ARŪPA

A. CITTA-VIBHĀGO ИЛИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ СОЗНАНИЯ

I. Восемь типов Kāmāvacara Kusala Citta или морального сознания, возникающего в камалоке
II. Пять типов Rūpāvacara-Kusala-Citta или морального сознания (на уровне) Rūpāvacara
III. Четыре типа Arūpacavara-Kusala-Citta или морального сознания (на уровне) Arūpacavara
IV. Четыре типа Lokuttara-Kusala-Citta или морального сверхмирского или трансцендентального сознания
V. Двенадцать типов Kāmāvacara-Kusala-Citta или внеморальное сознание на уровне Kāmāvacara

A. Восемь типов Lobha-sahagata-Citta или сознания, связанного с жадностью
B. Два типа Patigha-sampayutta-Citta или сознания, прочно связанного с отвращением или ненавистью
С. Два типа Momuha-Citta или смущенного или спутанного сознания

VI. Шестнадцать типов Kāmāvacara-Kusala-Vipāka-Citta или бескорневого морального результирующего сознания сферы чувств

А. Восемь типов Kāmāvacara-Ahetuka (Kusala) Vipāka Citta
В. Восемь типов Kāmāvacara Sahetuka-vipaka Citta

VII. Пять типов Rūpāvacara-Vipāka Citta или результирующего сознания сферы форм
VIII. Четыре типа Arūpacavara-Vipāka Citta или сознания в сфере без форм
IX. Четыре типа Lokuttara-Phala (Vipāka?) или сверхмирского результирующего сознания
X. Семь типов Kāmāvacara-Ahetuka-Akusala-Vipāka Citta или бескорневого внеморального результирующего сознания сферы чувств
XI. Одиннадцать типов Kāmāvacara-Kriya-Citta или бездеятельного сознания сферы чувств

A. Три типа Kāmāvacara-Ahetuka-Kriya-Citta или бескорневого бездеятельного сознания сферы чувств
B. Восемь типов Kāmāvacara-Sahetuka-Kriya-Citta или бездеятельного сознания сферы чувств с корнями

XII. Пять типов Rūpāvacara Kriya Citta или бездеятельного сознания сферы форм.
XIII. Четыре типа Arūpacavara Kriya Citta или бездеятельного сознания сферы без форм

B. CETASIKA VIBHĀGO ИЛИ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ МЕНТАЛЬНЫХ СВОЙСТВ
C. CETASIKA SAMPAYOGA ИЛИ КОМБИНАЦИИ МЕНТАЛЬНЫХ СВОЙСТВ

(a) Комбинации моральных ментальных свойств в сфере чувств
(b) Комбинации внеморальных ментальных свойств в сфере чувств
(с) Комбинации моральных ментальных свойств в сферах форм и без форм
(d) Комбинации ментальных свойств в трансцендентной сфере

D. НИРВАНА

МОЛИТВА АВТОРА

Приветствие Бхагавату Архату Совершеннопросветленному

Приветствовав Будду, Просветленного, искусного (в знании) Rūpa или материального и Arūpa или нематериального, Мудрого, пересекшего материальное и нематериальное, я подробно разъясню подразделение материального и нематериального, т.е. трактат о подразделении Rūpa и Arūpa.

RŪPA-VIBH ĀGO ИЛИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ RŪPA

I. Перечисление материальных качеств

Здесь, в трактате о подразделении Rūpa и Arūpa, Rūpa или материальные качества суть

(1) земля-элемент или элемент расширения
(2) вода-элемент или элемент сцепления
(3) огонь-элемент или элемент тепла
(4) воздух-элемент или элемент движения


(5) глаз-элемент
(6) ухо-элемент
(7) нос-элемент
(8) язык-элемент
(9) тело-элемент

(10) видение-элемент или видимая форма
(11) звук-элемент
(12) запах-элемент
(13) вкус или вкус-элемент
(14) осязание-элемент

(15) женский пол или женственность, мужской пол или мужественность
(16) витальность или жизнь

(17) сердце-основа
(18) пространство-элемент или элемент пространства

(19) сообщение телом
(20) сообщение речью
(21) легкость материи
(22) податливость материи
(23) приспособляемость материи
(24) объединение материи
(25) непрерывность материи
(26) распад материи
(27) непостоянство материи и
(28) материальная пища.

I I. Группы материальных качеств

2. Из этих двадцати восьми материальных качеств первые четыре называются первичными материальными качествами; остальные суть производные или вторичные материальные качества.

3. Начиная с глаза-элемента, пять видов, т.е. глаз, ухо, нос, язык и тело называются личными или внутренними материальными качествами; остальные называются внешними материальными качествами.

4. Цвет, запах, вкус, питательная сущность и четыре сущностных (материальных качества) - эти восемь видов суть неотделимые материальные качества; остальные суть отделимые материальные качества.

5. Начиная с глаза-элемента, пять видов, т.е. глаз, ухо, нос, язык и тело, а также сердце-основа называются основными материальными качествами; остальные называются материальными качествами без основы.

6. Три контролирующие силы, т.е. женский пол, мужской пол, жизнь или витальность, и пять видов начиная с глаза-элемента, т.е. глаз, ухо, нос, язык и тело - всего восемь - называются контролирующими принципами материальных качеств; остальные называются неконтролирующими принципами материальных качеств.

7. Не считая земли-элемента или элемента сцепления, двенадцать типов, т.е. земля-элемент или элемент расширения, огонь-элемент или элемент тепла, воздух-элемент или элемент движения, видение-элемент или видимая форма, звук-элемент, запах-элемент, вкус или цвет-элемент, глаз-элемент, ухо-элемент, нос-элемент, язык-элемент, тело-элемент называются грубыми материальными качествами, другие называются тонкими материальными качествами. Тонкие материальные качества называются отдаленными материальными качествами.

8. Материальные качества, рожденные из собственных деяний (сделанные в предыдущем рождении) называются воспринятыми (страстным желанием); остальные называются невоспринятыми (страстным желанием). Объект формы или окрашенный объект есть видимое материальное качество; остальные суть невидимые материальные качества. Грубые (материальные качества) являются нарушающими, остальные - ненарушающими.

III. Происхождение материальных явлений

1. Восемь контролирующих принципов материальных качеств, т.е. глаз, ухо, нос, язык, тело, женский пол, мужской пол, жизнь или витальность, а также сердце-основа порождены деяниями.

2. Подобным образом, общение телом или речью (которые известны как материальные качества общения или сообщения) порождены сознанием. Звук происходит из сезонных условий и сознания. Легкость, податливость, приспособляемость материи (которые, как сказано в Abhidhammattha-Sangaha, называются Vikara-rūpa или материальные качества пластичности) порождены сезонными условиями или физическими изменениями, сознанием ума и пищей. Сказано, что рождение, старость и смерть не порождены этими (материальными явлениями). (Но) сказано, что объединение и продолжающееся объединение порождено (четырьмя, т.е. кармой, читтой, уту, ахарой; так как одно явление образования материи называется двумя именами - объединением и продолжающимся объединением, термин Santati в этой связи есть не продолжение того, что объединилось, а само явление объединения). Остальные девять типов материальных качеств (также) порождены сезонными условиями, сознанием, пищей (и двадцатью пятью видами хорошей и плохой) кармы (или деяний, принадлежащих жизни в камалоке и рупалоке).

IV. Аспекты материальных явлений

Первые семнадцать материальных качеств, т.е. Pathavi-dhatu, Apo-dhatu, Tejo-dhatu, Vajo-dhatu, Cakkhu-dhatu, Sota-dhatu, Ghana-dhatu, Jivha-dhatu, Kaya-dhatu, Rūpa-dhatu, Sadda-dhatu, Gandha-dhatu, Rasa-dhatu, Potthabba-dhatu, Itthindriyam/Purisindriyam Jivitindriyam, Hadaya-Vatthu и пригодное в пищу - эти восемнадцать известны как изменчивые материальные качества или материальные качества, способные изменять форму под противоположными влияниями. Пять типов, начиная с общения телом, т.е. Kaya-vinnatti, Vaci-vinnatti, Rūpassa lahuta, Rūpassa muduta, Rūpassa Kammannata называются материальными качествами податливости. Сказано, что элемент пространства известен как материальное качество ограничения. Рождение, распад и смерть - эти три типа известны как материальные качества заметных признаков или характеристики материальных качеств.

V. Способ проявления материальных качеств в Камалоке или группы в мире ощущений

Но среди всех этих материальных качеств, без какого-либо исключения, создания, рожденные из сырости либо путем явного либо спонтанного перерождения возникают в мире ощущений. Во время зачатия рожденных из яйца и матки существ женского (и мужского) пола возникают три декады - декады тела, пола и сердца. Но в случае бесполых существ нет декады пола. Аналогично ее нет для существ, рожденных в первый период. Постепенно в течение естественной процедуры у них возникают декады глаза, уха, носа, языка. Среди этих материальных качеств (восемь) неотделимых материальных качеств, т.е. цвет, запах, вкус, питательная сущность, а также четыре первичные материальные качества и тело-элемент как и жизненная сила должны рассматриваться как декада тела; остальные декады, т.е. неотделимые материальные качества и жизненная сила, при добавлении женственности как декада женского пола; подобным образом при добавлении мужественности как декада мужского пола; при добавлении сердца-основы как декада основы.

Группы в рупалоке

Но в рупалоке нос, язык, тело, запах, вкус, осязаемое, женственность и мужественность не возникают. (Перерождающиеся среди) бессознательных существ (даже) не получают (групп) глаза, уха, основы, звука.

Группы в арупалоке

Но в арупалоке не существует материальных качеств. В случае существ, принадлежащих к арупалоке, звук не определен в момент зачатия.

Подразделение rūpa или материальных качеств окончено.

ARŪPA-VIBHĀGO ИЛИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ARŪPA

Но арупа или нематериальные качества существуют трех типов - сознание, ментальные свойства или факторы, нирвана.

A. CITTA-VIBHĀGO ИЛИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ СОЗНАНИЯ

В этом отношении сознание, коротко говоря, становится активным следующими десятью путями (dasadha-thitam):

(1) Patisandhi или перерождение или связывание нестоящего состояния существования с прошлым путем понятия
(2) Bhavanga или погружение в жизнь-непрерывность
(3) Avajjana или обращение к пяти вратам ощущений
(4) Dassanadi или определенное чувство зрения или видения или других ощущений
(5) Sampaticchana или восприятие объекта как предстоящего ощущениям
(6) Santirana способность исследования или мгновенное изучение воспринятого объекта
(7) Votthapana, т.е. Vyavasthapana упорядочение исследуемого материала таким образом, чтобы составить его как определенный объект путем разделения, различения и определения
(8) Javana или восприятие или полное распознание где объект, определенный или объединенный предыдущей активностью, воспринимается или правильно распознается
(9) Tadalambana или регистрация или отождествление в два этапа так воспринятого объекта, причем одиннадцать видов процесса различаются согласно природе объекта
(10) Cuti или отступление.

Но в деталях сознание принимает двадцать девять типов. Как?

I. Восемь типов K āmāvacara Kusala Citta или морального сознания, возникающего в камалоке

1. Автоматический (тип) сознания, сопровождаемый приятным чувством с возбуждением и связанный со знанием.

2. Волевой (тип) сознания, сопровождаемый приятным чувством с возбуждением и связанный со знанием.

3. Автоматический (тип) сознания, сопровождаемый приятным чувством с возбуждением и отделенный от знания.

4. Волевой (тип) сознания, сопровождаемый приятным чувством с возбуждением и отделенный от знания.

5. Автоматический (тип) сознания, сопровождаемый (чувством) безразличия и связанный со знанием.

6. Волевой (тип) сознания, сопровождаемый (чувством) безразличия и связанный со знанием.

7. Автоматический (тип) сознания, сопровождаемый (чувством) безразличия и отделенный от знания.

8. Волевой (тип) сознания, сопровождаемый (чувством) безразличия и отделенный от знания - эти восемь (типов) называются моральным сознанием, принадлежащим миру ощущений или Kāmāvacara-Kusala Citta.

Они, т.е. эти типы сознания, основанные или не основанные на сердце, возникают непосредственно после элемента ума-сознания или элемента понимания и осознания впечатления, имея как опору видимый, слышимый, обоняемый, вкусовой, осязаемый или познаваемый объект, отождествляемый с щедростью, хорошим характером, медитацией и т.д.

II. Пять типов Rūp āvacara-Kusala-Citta или морального сознания (на уровне) Rūpāvacara

1. Моральное сознание (в сфере форм) первой стадии медитации, соединенное с начальным применением, подкрепленным применением, приятным интересом, удовольствием и индивидуализацией или однонаправленностью.

2. Моральное сознание (в сфере форм) второй стадии медитации, соединенное с подкрепленным применением, приятным интересом, удовольствием и индивидуализацией.

3. Моральное сознание (в сфере форм) третьей стадии медитации, соединенное с приятным интересом, удовольствием и индивидуализацией.

4. Моральное сознание (в сфере форм) четвертой стадии медитации, соединенное с удовольствием и индивидуализацией.

5. Моральное сознание (в сфере форм) пятой стадии медитации, соединенное с гедонистическим безразличием и индивидуализацией. Эти пять типов сознания называются моральным сознанием на уровне Rūpāvacara (сферы форм).

Абсолютно основываясь на сердце, возникают моральные типы сознания, правильно соединенные с знанием и поэтому являющиеся медитативными; они дают круг земли и т.д., т.е. десять кругов земли, воды, огня, воздуха, голубого, желтого, красного, белого, пространства и света. Но пятое (упомянутое выше) основано на шести объектах, т.е. соответствующем взгляде, звуке, запахе, вкусе, прикосновении и конкретном ментальном объекте Dhammarammana.

III. Четыре типа Arūpacavara-Kusala-Citta или морального сознания (на уровне) Arūpacavara

1. Моральное сознание (в сфере без форм), погруженное в бесконечность пространства (с великим) достижением.

2. Моральное сознание (в сфере без форм), погруженное в бесконечность сознания (с великим) достижением.

3. Моральное сознание (в сфере без форм), погруженное в Ничто (с великим) достижением.

4. Моральное сознание (в сфере без форм), где нет ни восприятия, ни (великого) достижения - это называется четырьмя типами морального сознания в сфере без форм (на уровне) Arūpavacara.

Основываясь или не основываясь на сердце, в сопровождении безразличия и в сочетании со знанием, будучи моральным, а также реально медитативным на первой Arūpa Jhāna, причем бесконечность пространства и сознания в пространстве происходит из кругов (земли, воды, огня, воздуха, голубого, желтого, красного, белого, пространства и света) объектов (в состоянии пустотности), возникает моральное сознание, пребывающее в пустотности.

IV. Четыре типа Lokuttara-Kusala-Citta или морального сверхмирского или трансцендентального сознания

1. (Сверхмирское) сознание, принадлежащее пути или потоку достижения, где (ложное) воззрение и смущение полностью разрушены, т.е. сознание, где ложное воззрение и смущение неспособны возникнуть вновь благодаря практике Bodhi-pakkhiya Dhamma, такой как Saddha, Sati, Viriya, Samadhi, Panna и т.д., достигает потока, ведущего к нирване. Можно заметить, что пять типов Akusala Citta, т.е. четыре типа Lobhamula-Citta в сочетании с ложным воззрением и один тип Momuha-Citta в сочетании со смущением или замешательством, ни при каких обстоятельствах уже не возникнут для Победителя Потока.

2. (Сверхмирское) сознание, принадлежащее пути возвращения один раз, где чувство-желание и ненависть затухли, т.е. Lobhamula-Citta, отделенная от ложного воззрения, а Patigha-Citta или недоброжелательное сознание ослабли благодаря интенсивной практике добрых дел начиная с Saddha, достигает более высокого уровня.

3. (Сверхмирское) сознание, принадлежащее пути невозвращения, где чувство-желание и ненависть вырваны с корнем, т.е. Lobhamula-Citta, отделенная от ложного воззрения и Patigha-Citta полностью отсутствуют благодаря интенсивной практике добрых дел начиная с Saddha в состоянии невозвращающегося, который не возвращается в камалоку.

4. (Сверхмирское) сознание, принадлежащее пути архатства, где привязанность к сфере форм, самомнение, отвлечение ума и невежество - эти пять (типов) пут Uddhambhagiyani (или последние пять, т.е. Rūparaga, Arūparaga, Mana, Uddhacca, Avijja) полностью разрушены (и тем самым достигается архатство или окончательная стадия святости) - это называется четырьмя типами морального сознания на сверхмирском или трансцендентальном (уровне).

Среди этих четырех (типов) сверхмирского или трансцендентального морального сознания превый основывается на сердце; другие три возникают, основываясь или не основываясь на сердце, будучи правильно соединенными со знанием и затем моральными, а также медитативными и получив наконец нирвану как опору, именуемые "Освобождение, (достигаемое медитацией) на отсутствие души (Anatta)", т.е. лишенное жажды, ненависти, неведения или от всех обусловленных вещей, что не обязательно означает пустотность и свободное от десяти оков, т.е. Sakkayaditthi, Vickiccha, Silabbaparamasa, Kāmacchanda, Vyapada, Rūparaga, Arūparaga, Mana, Uddhacca, Avijja; "Освобождение, (достигаемое медитацией) на непостоянство (Anicca)", т.е. свободное от всех признаков всех обусловленных вещей; "Освобождение, (достигаемое медитацией) на страдание (Dukha)", т.е. свободное от страстного желания или жажды (Tanha), не стремящееся больше к чему-либо. Это называется четырьмя типами морального сознания на сверхмирском или трансцендентальном уровне. Итак, получается двадцать один тип морального сознания (8 + 5 + 4 + 4 = 21).

V. Двенадцать типов Kāmāvacara-Kusala-Citta или внеморальное сознание на уровне Kāmāvacara


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 39; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!