Дело в том, что часто именно синхроны затягивают сюжет, останавливают его развитие, в то время как закадровый текст воспринимается динамично и адекватно.



Технология работы над сюжетом

 

Попробую расписать процесс реальной работы над конкретным сюжетом.

 

Шаг 1. Выбор темы сюжета. Откуда берутся темы, я уже говори­ла в предыдущей главе. Бывает, что заказ поступает сверху от на­чальства, и это тоже нормально. Итак, есть тема. Что дальше?

 

Шаг 2. Первичный сбор информации. Что это значит? Вы должны убедиться, что ваша тема актуальна, а сведения соответствуют дей­ствительности. Например, шеф - редактор сообщает вам, что в роддоме отключен свет, и срочно посылает вас на съемку. Перед тем как ехать, надо все же связаться с роддомом: а правда ли это? Часто бывает, что информация не ложная, но устаревшая: свет отключали на несколько минут и все давно в порядке.

Шаг 3. Написание синопсиса сюжета. Если первые два шага — дело обычное, то этот шаг вызывает большое удивление у некоторых журналистов.               Что такое синопсис? Это краткое изложе­ние содержания сюжета. Я всегда предлагаю журналистам писать синопсисы по принципу: три ответа на три вопроса:

♦ О чем сюжет?

♦ О чем история и кто (или что) герой сюжета?

♦ Какие точки съемки?

 

Список можно продолжить. Например, внести особые условия съемки. Это очень удобно для оператора: он может подготовиться более серьезно и взять необходимые микрофоны и дополнитель­ный свет, если в графе «Особые условия», например, будет напи­сано, что важное событие происходит на молодежной дискотеке.

Зачем писать синопсис, если сотни прекрасных журналистов запросто обходятся без этого? Они быстро и грамотно объясняют шеф-редактору и оператору свою задачу и, не теряя времени, едут снимать. Отвращение к бумаге и даже к компьютеру перед съемка­ми у всех репортеров огромное. К тому же — время вечно не ждет. Но давайте будем откровенны сами с собой: часто мы, отправляясь на съемки, скорее ощущаем тему, чем точно знаем ее. Попытка сформулировать на бумаге одной фразой: «О чем сюжет?» — очень по­лезное дело прежде всего, для вас самих. Я много раз слышала от­вет на этот вопрос в течение полутора-двух минут. Вывод ясен - человек даже не знает, о чем он будет снимать сюжет.

Главный редактор канала «Афонтово» Сергей Ким давно ввел требование писать на бумаге одной фразой идею сюжета и затем «защищать» ее перед шеф-редактором. Я уверена, что высокое ка­чество новостей «Афонтова» напрямую связано с этим правилом. Для чего нужен синопсис?

♦   Во-первых, для самого автора.

♦ Во-вторых, для шеф-редактора. В результате, точнее будет верстка программы, подводки ведущего к сюжетам. Мож­но заранее пригласить эксперта, если тема острая. В неко­тором смысле синопсис — это закрепленный на бумаге до­говор корреспондента с шеф-редактором в случае, если вдруг после съемок его будут упрекать, что тема выбрана неверно (а такое бывает!). Если вы разговаривали «на паль­цах», ничего доказать друг другу нельзя. А вот синопсис — и это реаль­ный документ.

♦ В-третьих, синопсис нужен для общения с оператором. Ког­да человек быстро читает глазами, он сразу соображает, какая нужна техника и что его ждет. К тому же, как и в случае с редактором, синопсис защищает вас от упреков: «Я не знал. Ты мне этого не говорила», когда на точке ока­зывается, что нет нужной аппаратуры или дополнительной кассеты. Надеюсь, я вас убедила.

 

Приведу для примера три синопсиса, которые написали мои студенты.

 

Синопсис 1

Идея сюжета. Для чего нужна донорская кровь?

Точки съемки:

1. Больница. Хирургия. Операция. Синхрон реаниматора.

2. Роддом. Дети. Матери. Синхрон детского врача.

Станция переливания крови. Процедура взятия крови. Синхрон заве­дующего в кабинете переливания.

Герой сюжета. Студентка Ира. Она второй раз уже приходит сдавать кровь (откликнулась на чужую беду) и привела с собой целую группу.

Особые условия: Снять лайф в момент, когда Ира сдает кровь. Осо­бое внимание крупным планам. Съемки со штативом. Возможно, будут оперативные съемки вместе с бригадой «скорой помощи».

 

Синопсис 2

Идея сюжета. Конкурс садово-огородных участков в краю вечной мерзлоты. Это наглядный пример того, что выращивать овощи и фрукты на Севере возможно. Синхроны: организаторы конкурса, синхрон (или лайф) с участником на огороде.

Точки съемки:

1. Участок в овраге.

2. На огороде.

3. В Управлении по соцзащите.

 

Синопсис 3

Идея сюжета. Глухие и слабослышащие дети поют и танцуют.

 

Точки съемки:

1. Специнтернат. Актовый зал. Урок танца и музыки.

2. Кабинет учителя Татьяны Крючковой.

Особые условия оператору:

1. Лайфы — дети поют и танцуют.

2. Побольше крупных планов.

3. Синхрон Татьяны Крючковой.

4. Синхрон учеников.

5. Микрофон, штатив, свет.

 

Теперь представьте себя в роли шеф-редактора службы ново­стей небольшого северного города. У вас только две съемочные группы. Одна едет по срочному заданию снимать официальную информацию. Вторая — вполне может поехать снимать тот самый интересный сюжет, который сделает выпуск ярким.

Какой из трех предложенных синопсисов вы бы выбрали? Как ни странно, надо уметь реагировать на уровне простых человечес­ких реакций: любопытно или нет? Новое или нет? Наконец, уди­вились вы или нет?

Реакция удивления («Надо же, а я и не знал!») — наверное, самая решающая в данном случае. Вы знали, что донорская кровь нужна, а доноры молодцы? Конечно, знали. Вы видели много сюже­тов на эту тему. Вы знали, что глухие дети умеют танцевать? Навер­няка что-то читали и видели репортажи на эту тему по федеральным каналам. А вот конкурс садово-огородных участков в краю вечной мерзлоты (если он проводится впервые) — это и есть та самая но­вость, которая уникальна и, значит, интересна всем, к тому же это действительно новость, если конкурс проходит сегодня.

Станция переливания крови работает каждый день. Приехать к детям в специнтернат тоже можно в любое время. Конечно, все делают такие социальные вневременные сюжеты в новости, но тогда их надо обязательно «привязать» к сегодняшнему дню. Это называется — найти грамотный информационный повод. Есть День донора, День инвалида — чем не повод?

Или, например, вчера в роддоме закончилась кровь. Это уже ЧП, и девушка Ира со своей студенческой группой вызовет осо­бый интерес и особую благодарность зрителей.

Это что касается выбора темы, идеи сюжета. Теперь о том, как написаны эти синопсисы. Написаны они, как вы заметили, по-разному, в свободной форме. Кто-то из авторов сделал отдельную строчку для оператора, кто-то выделил, какие надо снимать син­хроны. Это нормально, когда синопсис пишется так, как считает нужным автор. Но, ксожалению, все три предложенных варианта имеют серьезные недостатки. Прежде всего, это касается форму­лировки идеи сюжета. Во вторую очередь — размытости всех пред­ложений, отсутствия конкретной интересной информации. Где конкурс? Сколько участников? В какие дни он проходит? Кто мо­жет стать победителем? Интересен ли этот человек? Кто научил детей танцевать? Если это учительница Татьяна Крючкова такая уникальная, то какую роль — главную или вспомогательную — она будет играть в этом сюжете?

Написание синопсиса (как вы помните) — это следующий шаг после сбора информации. Ни в одном из предложенных вариантов не чувствуется, что журналист постарался проделать эту работу и знает о событии что-то такое интересное, что ему просто немед­ленно надо выделить лучшего оператора. Запомните, синопсис — это тот червячок на конце крючка, на который должен клюнуть редактор. А редактор — рыбка сытая, к тому же сам знает, чего он хочет. Вы должны сделать рекламу своему сюжету уже на стадии написания синопсиса и произвести впечатление человека, кото­рый знает об этой проблеме или об этом событии гораздо больше рядового зрителя.

В качестве примера профессионального синопсиса хочу приве­сти еще один, написанный журналисткой из Омска точно в тех же условиях и в той же группе, что и первые три.

 

Синопсис 4

Идея сюжета. В Омске все больше владельцев современных мотоцик­лов. Увлечение охватило и мужчин, и женщин. Кто они и почему не ищут спокойной жизни?

Герои:

1.Бармалей (кличка). В прошлом — женат, работал в банке, водил «шестисотый», брился два раза в день. Сегодня живет с дочерью и собакой, имеет два мотоцикла, рекорд скорости 240 км/ч. Ключевая фраза: «Все мои проблемы начинаются, когда я останавливаюсь».

2. Милая Мила. Единственная девушка в тусовке. Мотоцикл «хонда». Фраза: «Я ненавижу девушек, которых предпочитают мои друзья-байкеры».

3. Ямаха-парень. Виталий. Обладатель самого дорогого мотоцикла в городе. Лидер тусовки. Выполняет каскадерские трюки. Фраза: «Про­бок в городе столько, что скоро все пересядут на мотоциклы».

4. Этим ребятам противостоит Юрий Шарыпов — зам. начальника ГИБДД по Омской области. Двадцать лет на службе. Ключевая фраза: «С ними трудно бороться, даже если бы мы захотели. Они — или дети больших начальников, или сами большие шишки».

Точки съемок:

Полигон перед старым аэропортом (заезды).

Кинотеатр им. Маяковского. Сбор тусовки. Знамена. Каски. Девочки. Сигары. Пиво. Черные очки. Газования. Удивленные обыватели.

Дом Бармалея. Дочь. Собака. Спорт-байк. Говорит о бизнесе по телефо­ну. Пьет зеленый чай (показать здоровый образ жизни).

Бармалей показывает гараж.

Святая святых омской тусовки. Здесь все мотоциклы, шины, одежда, фотографии с фестивалей.

Пост ГИБДД перед старым аэропортом. Работает караул. Начальник на фоне площади с заездами. Проверяет документы. Штраф за езду без шлема.

Мила на работе. Юбка. Кабинет. Компьютер. Показатель женственнос­ти — косметичка, фотография ребенка на столе.

Стендап. Мотоцикл. Шлем. Сказала и уехала в неизвестном направле­нии.

Особые условия:

1. Свет (вечер, темно на улице и в гараже).

2. Звук на петличку.

3. Прописывать весь шум!

 

Надеюсь, вы сумели оценить знание автором материала, вы­бор ярких героев и актуальной темы. Все, что написано в этом синопсисе (хотя это уже скорее сценарный план), можно легко не только прочитать, но и увидеть.

Конечно, это заявка не на сюжет, а на спецрепортаж. Но мне важно было показать, насколько интересно и заманчиво может выглядеть материал еще на бумаге задолго до съемок.

Шаг 4. Обсуждение предстоящих съемок с шеф-редактором и оператором на основе синопсиса. Как вы понимаете, без живого общения здесь не обойтись. Когда есть синопсис — есть что обсуж­дать. Вы можете получить отличные советы от редактора, если он профессионал, и от оператора, если сумеете его заинтересовать и втянуть в обсуждение (профессиональные операторы часто отличаются стремлением скрывать свое мнение, и болтуны на этой работе всегда вызывают подозрение, хотя все люди разные).

Шаг 5. Съемки. Вот тут журналиста могут поджидать сложности, и все они связаны с необходимостью на ходу менять или корректи­ровать тему. Герой, на которого вы рассчитывали, уехал или отказы­вается сниматься. Автобусы, которые закупил мэр, застряли где-то на подходе к городу, и снять это невозможно. Наконец, в многодетной семье, которую вам поручили снять накануне Дня семьи, ока­зался вдрызг пьяный папаша. Таких ситуаций не избежать, и каждый может привести их множество изсобственной практики.

Профессиональный журналист должен уметь быстро ориенти­роваться и снова задавать себе вопрос: что снимаем? О чем сюжет? Нельзя идти по ошибочному пути: снимаем все, потом разберемся. К сожалению, мне часто приходилось видеть это. Никакой монтаж не спасает сюжет, если в нем нет главной мысли, главной идеи. Если тема меняется кардинально и возникает новая, не менее важ­ная, то надо обязательно связаться с редакцией, согласовав пово­рот событий, и, естественно, ввести в курс своего оператора. Раз­ные темы требуют разного стиля съемки. Оператор точно должен знать: кто герой и какова история. Это необходимо, чтобы найти верный ракурс, точные детали и зрительный образ сюжета.

Шаг 6. Наконец, вы приехали на студию. Что делать дальше? Тут все всегда отвечают верно: отсматривать материал. Но, как я убедилась, разные журналисты подходят к этому процессу с разной долей ответственности и серьезности. Я советую всегда брать пример с корреспондентов федеральных каналов. Как скрупулезно расписы­вают они каждый кадр и каждое слово: по долям секунды, указывая в раскадровке вздохи, цоканье языком и подчеркивая все лучшие кадры, снятые оператором. На раскадровке журналист уже становит­ся режиссером собственного материала, а также редактором. Надо уметь зажать в себе воспоминания о том, как это снималось, и сосредоточиться только на том, что в результате мы имеем.

Бывают кадры, которые дались очень дорого: пришлось заби­раться на вышку под ветром и дождем ради общего плана сверху или «валяться в ногах» у какого-нибудь начальника, уговаривая дать ко­роткое интервью. Теперь, в монтажной, вы видите, что общий план оказался в тумане, а начальник ничего вам не сказал, значит, эти кадры не должны войти в монтаж, хотя и жалко усилий.

Шаг 7. Написание текста. А вот здесь два варианта: кто-то мон­тирует сначала картинку, затем пишет под нее текст. Большинство российских компаний — и федеральных, и региональных — придер­живается иного порядка действий: сначала написание текста, озвучка, затем монтаж. Профессиональный журналист, как я говорила, уже во время рас­кадровки четко представляет себе каждый кадр и каждый звук сво­его материала.

Текст пишется уже под эти кадры и звуки, т.е. текст не являет­ся основой сюжета, просто по технологии сначала происходит озвучка, а потом сюжет собирается полностью. Хороший режиссер монтажа обращается с записанным текстом довольно свободно, делая паузы под живой звук, если это нужно, или убирая лишние фразы, когда на картинке и так все ясно.

Шаг 8. Согласование перед монтажом с шеф-редактором текста сюжета со всеми синхронами.

Шаг 9. Монтаж и сдача сюжета. О монтаже уже говорилось. Интересно, что на ВВС монтажом занимаются не те люди, кото­рые ездят на съемки. Считается, что взгляд со стороны професси­онального редактора и режиссера монтажа более объективен и то­чен, однако у нас лучшие репортеры никогда не доверяют процесс монтажа своих сюжетов другим людям и всегда сидят рядом с монтажером, обсуждая каждый вариант.

Синхроны

 

Тележурналисты часто задают вопрос: «Может ли сюжет быть без синхронов, т.е. без коротких интервью в кадре?» Прежде всего, отмечу, что синхрон - это изображение говорящего чело­века в кадре.

Я не раз видела сюжеты без синхронов, но это были особые жанры: комментарии за кадром на картинке или этюды о природе, погоде. К жанру информации это вряд ли относится, хотя вполне может найти свое место в общей структуре новостной программы, как воздух, краска или милая зарисовка.

Если говорить строго об информационном сюжете, то наличие героев, а значит, и синхронов обязательно. Почему? Потому что иначе сюжет не воспринимается как достоверный: мало ли что выдумает журналист и наговорит за кадром. К сожалению, в реги­ональных компаниях считается нормальным использование обо­ротов типа «по словам такого-то начальника (при этом в кадре — начальник) стройка закончится в такой-то срок». Бывают обо­роты: «по мнению такого-то», «как нам сказал такой-то человек». Но если камера показала этого человека, почему не он сам, а журналист берет на себя ответственность говорить от его имени? Невольно возникает ощущение подлога, обмана, подставы. Как правило, такие моменты возникают в тех случаях, когда синхрон затянутый, неудачный, и журналист, или режиссер, или оба вмес­те принимают решение пересказать то же самое, но быстрее и лучше. Это важный момент для нашего с вами обсуждения.

Дело в том, что часто именно синхроны затягивают сюжет, останавливают его развитие, в то время как закадровый текст воспринимается динамично и адекватно.

Как же быть? С одной стороны, сюжета без синхрона не быва­ет, с другой — именно синхроны не позволяют сделать сюжет интересным для всех. Где же выход? Он есть. Надо просто уметь грамотно брать интервью и не менее грамотно использовать синхроны внутри сюжета.


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 125; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!