Школы и представители раннего периода Античности
Мировоззрение
– сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания
Исторические формы мировоззрения | |
Мифологическое | Синкретическое (синкретизм – нерасчлененность) эмоционально-образное представление о явлениях природы и общества, выраженное в символической форме |
Религиозное | Воплощенные в мифах представления тесно переплетались с обрядами, служили предметом веры. Специфика религиозного мировоззрения заключается в том, что основным элементом является наличие культовой системы, т.е. системы обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным |
Философское | Рационально-теоретическое освоение мира |
Научное | Рационально-теоретическое и эмпирическое освоение мира |
Художественное | Творческое освоение действительности посредством художественных образов, в создании которых значительную роль играют эмоции, интуиции, символы, индивидуальные переживания. |
Компоненты мировоззрения | |
1) Познавательный – обобщенные знания (повседневные, профессиональные, научные и т.д.) | 3) Эмоционально-волевой – превращение в личные взгляды знаний, убеждений, ценностей, установок и т.д. |
2) Ценностно-нормативный – ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные действия и т.д. | 4) Практический – реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. |
Основной вопрос философии – онтологические и гносеологические отношения материи и сознания
| ||||
Идеализм – направление философии, которое исходит из первичности духовного, мыслительного, психического и вторичности материального, природного, физического | Материализм - направление философии, признающее первичность, несотворимость и неуничтожимость материи, данной нам в ощущениях и существующей независимо от сознания и наших ощущений (объективно) | |||
Объективный идеализм – первоосновой мира признается «мировой разум», существующий независимо от человека и его сознания | Субъективный идеализм – исходит из примата субъективного сознания (сознания человека) по отношению к внешней реальности и отрицает ее независимость от воли и сознания субъекта. | |||
Основной вопрос гносеологии: познаваем ли мир? | ||
АГНОСТИЦИЗМ – мир в принципе не познаваем | РЕЛЯТИВИЗМ – мир познаваем только частично и всегда субъективно | мир в принципе познаваем |
Функции философии | |||||
Мировоззренческие – информация о мире в целом и отношение человека к этому миру | Методологические – комплекс принципов и всеобщих методов познания
| ||||
гуманистическая – помогает осмыслить окружающую действительность | культурно-воспитательная – способствует формированию у человека важных качеств культурной личности | эвристическая – содействие приросту научных знаний и создание предпосылок для научных открытий | интегрирующая – отражает объединяющую роль философского знания по отношению к какому-либо множеству элементов, составляющих систему | ||
социально-аксиологическая – разработка представлений о ценностях, нормах, идеалах | объяснительно-информационная – разработка мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека | координирующая – согласовывает целесообразность методов в процессе научного исследования | логико-гносеологическая – разработка самого философского метода, его нормативных принципов, логико-гносеологическое обоснование понятийных и теоретических структур научного знания |
Этапы формирования философии
Основные периоды философии
Философия Древнего Китая
Школа | Основная проблематика |
Школа Инь-Ян | Философия природы (натурфилософия), проявление в природе Инь и Ян и их взаимодействие |
Конфуцианство | Этико-политическая проблематика |
Моизм | Социально-политическая проблематика |
Школа имен | Проблемы семантики: связь между именами и обозначаемыми объектами и явлениями |
Легизм | Законы, управляющие жизнью общества, и способы управления людьми |
Даосизм | Природа и сущность Дао и Дэ и их проявления в природе и обществе |
Философия Древней Индии
|
|
ВЕДЫ
РИГВЕДА | Собрание гимнов, обращенных к ведическим богам |
САМАВЕДА | Описание правильного произнесения гимнов Ригведы |
ЯДЖУРВЕДА | Описание правильного ритуала, в котором произносятся гимны Ригведы |
АТХАРВАВЕДА | Собрание заклинаний |
Система священных текстов
ВЕДЫ | Гимны и заклинания |
БРАХМАНЫ | Комментарии к Ведам |
АРАНЬЯКИ | Комментарии к ведам, предназначенные для отшельников |
УПАНИШАДЫ | Религиозно-философские тексты |
Основные школы | ||
Ортодоксальные (признают авторитет Вед) | Неортодоксальные (не признают авторитет Вед) | |
Признаю только Веды: Миманса и Веданта | Признают Веды и другие источники: Санкхья, Вайшешика, Ньяя, Йога | Буддизм, Джайнизм, Чарвака |
Античная философия
|
|
Основные периоды развития Античной философии | |
Ранний (натурфилософский) досократический | VII ( VI ) в. До н.э. – сер. V в. до н.э. |
Классический (сократический) | Втор. пол. V – нач. IV в. до н.э. |
Эллинистический (греко-римский) | Втор. пол. IV в. до н.э. – 529 г. н.э. |
Школы и представители раннего периода Античности
Школы | |||||
ИОНИЙСКАЯ | ИТАЛИЙСКАЯ
Мы поможем в написании ваших работ! |