Научные методы эмпирического исследования



1. Наблюдение - целенаправленное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств (ощущения, восприятия, представления). В ходе наблюдения мы получаем знание не только о внешних сторонах объекта познания, но - в качестве конечной цели - о его существенных свойствах и отношениях.

Наблюдение может быть непосредственным и опосредо­ванным различными приборами и техническими устройствами (микроскопом, телескопом, фото - и кинокамерой и др.). С развитием науки наблюдение становится все более сложным и опосредованным.

2. Эксперимент - активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях. Таким образом, в эксперименте объект или воспроизводится искусственно, или ставится в определенным образом заданные условия, отвечающие це­лям исследования. В ходе эксперимента изучаемый объект изолируется от влияния побочных, затемняющих его сущность обстоятельств и представляется в «чистом виде». При этом конкретные условия эксперимента не только задаются, но и кон­тролируются, модернизируются многократно воспроизводятся.

3. Сравнение - познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов. С помощью сравнения выявляются качественные и количественные характеристики предметов. Сравнить - это сопоставить одно с дру­гим с целью выяснить их соотношение. Простейший и важнейший тип отношений, выявляемых путем сравнения, - это отно­шения тождества и различия. Следует иметь в виду, что сравнение имеет смысл только в совокупности «однородных» предметов, образующих класс. Сравнение предметов в классе осуще­ствляется по признакам, существенным для данного рассмотрения, при этом предметы, сравниваемые по одному признаку, могут быть не сравнимы по другому.

Научные методы теоретического исследования

1. Формализация - отображение содержательного знания в знаково-символическом виде. Формализация базируется на различении естественных и искусственных языков. Выражение мышления в естественном языке можно считать первым шагом формализации. Естественные языки средство общения характе­ризуются многозначительностью, многогранностью, гибкостью, неточностью, образностью и др. Это открытая, непрерывно изменяющаяся система, постоянно приобретающая новые смыслы и значения.

Дальнейшее углубление формализации связано с построе­нием искусственных(формализованных) языков, предназначенных для более точного и строгого выражения знания, чем естественный язык, с целью исключить возможность неоднозначного понимания - что характерно для естественного языка (языка математики, логики, химии и др.). Символические языки математики и других точных наук преследует не только цель сокращения записи - это можно сделать с помощью стеногра­фии. Язык формул искусственного языка становится инструментом познания. Он играет такую же роль в теоретическом познании, как микроскоп и телескоп в эмпирическом познании. Именно использование специальной символики позволяет устранить многозначность слов обычного языка. В формализован­ных рассуждениях каждый символ строго однозначен.

2. Аксиоматический метод - один из способов дедуктив­ного построения научных теорий, при котором

а) формулируется система основных терминов науки (на­пример, в геометрии Эвклида - это понятия точки, прямой, угла, плоскости и др.);
б) из этих терминов образуется некоторое множество акси­ом (постулатов) - положений, не требующих доказательств и являющихся исходными, из которых выводятся все другие ут­верждения данной теории по определенным правилам (напри­мер, в геометрии Эвклида: «через две точки можно провести только одну прямую»; «целое больше части»);

в) формулируется система правил вывода, позволяющая преобразовывать исходные положения и переходить от одних положений к другим, а также вводить новые термины (понятия) в теорию;

г) осуществляется преобразование постулатов по правилам, дающим возможность из ограниченного числа аксиом получать множество доказуемых положений - теорем.

3. Гипотетико-дедуктивный метод. Его сущность заклю­чается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых, в конечном счете, выводятся утверждения об эмпирических фактах. Этот метод тем самым основан на выведении (дедукции) заключений из гипотез и других посылок, истинное значение которых неизвестно. Поэтому заключения тут носят вероятностный характер. Такой характер заключения связан еще и с тем, что в формировании гипотезы участвует и догадка, и интуиция, и воображение, и индуктивное обобщение, не говоря уже об опыте, квалификации и таланте ученого. А все эти факторы почти не поддаются строго логическому анализу.

Общелогические методы и приемы познания.

1. Анализ (греч. - разложение) - разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения. Применяется как в реальной практике, так и в мыслительной деятельности. Виды анализа: механическое расчленение; определение динамического состава, выявление форм взаимодействия элементов целого; нахождение причин явлений; выявление уров­ней знания и его структуры и т.п. Анализ не должен упускать качество предметов. В каждой области знания есть как бы свой предел членения объекта, за которым мы переходим в иной мир свойств и закономерностей (атом, молекула и т.п.). Разновидно­стью анализа является также разделение классов (множеств) предметов на подклассы - классификация и периодизация

2. Синтез (греч. - соединение) - объединение - реальное или мысленное - различных сторон, частей предмета в единое целое. Это должно быть органическое целое (а не агрегат - механическое целое), т.е. единство многообразного. Синтез - это не произвольное, эклектическое соединение «выдернутых» час­тей, «кусочков» целого, а диалектическое целое с выделением сущности.

1. Абстрагирование - абстракция (лат. - отвлечение) - а) сторона, момент, часть целого, фрагмент действительности, нечто неразвитое, одностороннее, фрагментарное (абстрактное);

б) процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих познающего субъекта в данный момент свойств (абстрагирование); в) результат абстрагирующей деятельности мышления (абстракция в узком смысле). Это различного рода «абстрактные предметы», которыми являются как отдельно взятые понятия и категории («белизна», «развитие», «мышление» и т.п.), так и их системы (наиболее развитыми из них являются математика, логика и философия).

Выяснение того, какие из рассматриваемых свойств являются существенными, а какие второстепенными, - главный вопрос абстрагирования.

2. Идеализация чаще всего рассматривается как специфический вид абстрагирования. Идеализация - это мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире. В процессе идеализации про­исходит предельное отвлечение от всех реальных свойств предмета с одновременным введением в содержание образуе­мых понятий признаков, не реализуемых в действительности. В результате образуется так называемый «идеализированный объект», которым может оперировать теоретическое мышление при отражении реальных объектов.

86

3. Обобщение - процесс установления общих свойств и признаков предметов. Тесно связано с абстрагированием. Гносеологической основой обобщения являются категории общего и единичного.

4. Индукция (лат. - наведение) - логический прием иссле­дования, связанный с обобщением результатов наблюдений и экспериментов и движением мысли от единичного к общему. В индукции данные опыта «наводят» на общее, индуцируют его. Поскольку опыт всегда бесконечен и не полон, то индуктивные выводы всегда имеют проблематичный (вероятностный) характер. Индуктивные обобщения обычно рассматривают как опыт­ные истины или эмпирические законы.

5. Дедукция (лат. - выведение): а) переход в процессе по­знания от общего к единичному (частному); выведение единичного из общего; б) процесс логического вывода, т.е. перехода по тем или иным правилам логики от некоторых данных предложений - посылок к их следствиям (заключениям). Как один из приемов научного познания тесно связан с индукцией, это диалектически взаимосвязанные способы движения мысли.

6. Аналогия (греч. - соответствие, сходство) - при выводе по аналогии знание, полученное из рассмотрения какого - либо объекта («модели») переносится на другой, менее изученный и менее доступный для исследования объект. Заключения по аналогии являются правдоподобными: например, когда на основе сходства двух объектов по каким - то одним параметрам дела­ется вывод об их сходстве по другим параметрам.

 

План семинара

9. Понятие метода. Поиск универсального метода познания в истории философии. Классификация методов.

10. Общелогические методы познания (анализ и синтез, обобщение и абстрагирование, индукция и дедукция, аналогия и моделирование).

11. Методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, измерение).

12. Методы теоретического исследования (аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному, исторический и логический методы).

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое метод? Что такое логика и методология научного познания?

2. Опишите общелогические методы познания (анализ и синтез, обобщение и абстрагирование, индукция и дедукция, аналогия и моделирование).

3. Опишите методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, измерение).

4. Опишите методы теоретического исследования (аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному, исторический и логический методы).

5. Какой метод был предложен эмпириками в качестве универсального метода познания?

6. Какой метод был предложен рационалистами в качестве универсального метода познания?

7. Каков итог поисков универсального метода познания?

Литература

Основная:

1. Введение в философию: учебное пособие для вузов / авт. колл.: И.Т. Фролов и др. – 5-е изд., доп. – М.: Культурная революция, Республика, 2012. – Раздел II.Гл.10, § 5.

Дополнительная:

  1. Популярная философия [Электронный ресурс] : учебное пособие / Гусев Д.А. - М. : Прометей, 2015. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785990613416.html
  2. Философия [Электронный ресурс]: учеб. пособие / И.И. Квасова. - М. : Издательство РУДН, 2011. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785209035152.html
  3. Философия [Электронный ресурс] : учебник / В. Д. Губин и др.; под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970436851.html
  4. Философия [Электронный ресурс] : учебник / В. Д. Губин и др.; под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2012." - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970420935.html
  5. Философия [Электронный ресурс] : учеб. / Хрусталёв Ю. М. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970431849.html
  6. Философия [Электронный ресурс] / Войтов А. Г. - М. : Дашков и К, 2014. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785394009006.html
  7. Философия [Электронный ресурс] : учеб. для вузов по дисциплине "Философия" для естеств. и техн. специальностей / Петров В.П. - М. : ВЛАДОС, 2012. - (Серия "Учебник для вузов"). - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785691018589.html
  8. Философия [Электронный ресурс] : Учебник / Л.Е. Балашов - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Дашков и К, 2015. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785394017421.html

 

Первоисточник

Карнап Р. Философские основания физики.

Вопросы:

1. Можно ли, по мнению Карнапа, дать научное объяснение тому или иному явлению без обращения к законам?

2. В каких случаях для объяснения прибегают к использованию статистических законов?

3. В чем видит Карнап недостаток объяснения регенерации, данного Гансом Дришем? Согласны ли Вы с Карнапом?

4. Какие виды предсказаний выделяет Карнап и в чем их различие?

5. В чем состоит отличие эксперимента от наблюдения? Почему эксперимент используется не во всех областях науки?

6. Каковы общие черты эксперимента?

7. Почему количественные законы превосходят качественные?

Тема 3. Рост научного знания

Цель занятия: сформировать целостное представление по следующим вопросам:

Научное, вненаучное и антинаучное знания. Критерии демаркации между наукой и ненаукой. Логический позитивизм о верифицируемости как критерии научности. К. Поппер о фальсифируемости как критерии научности.

Эпистемологический анархизм П. Фейерабенда.

Интернализм и экстернализм в понимании роста научного знания. Концепция развития науки К. Поппера. Концепция развития науки Т. Куна. Понятие парадигмы, нормальной науки и научной революции. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса.

Научные революции и смена типов рациональности. Этика науки.

 

Тезисы лекции

 

Экстерналистский подход (от лат. extern - внешний). Его представители (Дж. Бернал, Э. Цильзель, Р. Мертон) выводят науку из социально-экономических отношений, сложившихся в Европе в XVI-XVII вв. Они убеждены, что появление науки полностью обусловлено экономическими и военными потребностями нарождавшегося капиталистического общества, а также отсутствием в буржуазном мировоззрении религиозных, маических, анимистических и т.д. форм восприятия мира. Экс- терналисты правы в том, что в это время формируется иное, по сравнению со средневековым, мировоззрение, основными компонентами которого становятся представления о бесконечной Вселенной, единообразии законов ее развития, однородности пространства-времени, что исключало возможность чуда в религиозном и мистическом толковании. Природа стала рассматриваться как развивающаяся по своим собственным законам, поддающимся количественному исчислению. И даже если не отрицалась идея творения природы Богом, то предполагалось, что творил Он по законам математики. Божественная книга природы имеет шифр смыслов, скрытых в ее письменах. Ключ к нему - математика. Этот ключ Бог вручил человеку. Недостатки экстерналистского подхода в следующем.

Во-первых, неясно, как и почему буржуазные отношения сформировали указанное выше мировоззрение, в частности, например, представление о пространствекак бесконечном и однородном.

Во-вторых, неверно, что в эпоху становления буржуазных отношений происходило ослабление религиозного и магического восприятия мира. Сила религиозного мироощущения не ослабла, но его содержание претерпело изменения, о чем свиде­тельствует появление разнообразных форм «новых» христиан­ских религий - лютеранства, кальвинизма, протестантизма и т.д. По Европе прокатилась мощная волна религиозной Рефор­мации, на которую католический мир ответил попытками укрепить Римскую церковь.

Интерналистский подход (от лат. intern - внутренний). Его представители (А.Койре, А Холл и др.) видят истоки науки в специфике духовной культуры эпохи, в изменении способа мышления. Некоторые из них рассматривают науку как результат «интеллектуальной мутации».

Уязвимость позиции интерналистов в том, что они не рассматривают причины изменения духовной культуры, не отвечают на вопрос, почему наука возникла именно в Европе и именно на рубеже XVI-XVII вв.

В отечественной философии оригинальные концепции генезиса науки разработали В.С.Степин, Л.А.Микешина, Л.М.Косарева и др. Так, Л.М.Косарева показала, что возникно­вение науки явилось парадоксальным результатом «предельной интенсификации и накала религиозного чувства в протестан­тизме», а потому появление науки не есть прямой и непосредственный ответ на материальные запросы капитализма

План семинара

1. Критерии демаркации науки и не-науки. Методологический анархизм П. Фейерабенда.

2. Концепция развития науки К. Поппера.

3. Концепция научных революций Т. Куна.

4. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса.

5. Этика науки.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие факторы определяют развитие науки?

2. В чем отличие двух основных подходов к трактовке развития науки? К каким из двух относятся концепции Поппера, Фейерабенда, Куна, Лакатоса?

3. Почему, по мнению Поппера, субъект познания не важен для развития науки?

4. Как происходит развитие знания по Попперу? Какую аналогию проводит Поппер между развитием науки и эволюции живых организмов?

5. На какие недостатки теории Поппера указывают ее критики?

6. Что такое парадигма?

7. Как происходит развитие науки по Куну? Что такое научная революция?

8. На какие недостатки теории Куна указывают ее критики?

9. Что такое исследовательская программа? Какова ее структура?

10. Как можно оценить эвристические возможности программы по Лакатосу?

11. В чем отличие концепции Куна и концепции Лакатоса?

12. В чем состоит принцип анархизма в научном познании, который предлагает Фейерабенд?

 

Литература

Основная:

1. Введение в философию: учебное пособие для вузов / авт. колл.: И.Т. Фролов и др. – 5-е изд., доп. – М.: Культурная революция, Республика, 2012. – Раздел I. Ч. IV. Гл. 4, § 1–6. Раздел II. Гл.10, § 6.

Дополнительная:

  1. Популярная философия [Электронный ресурс] : учебное пособие / Гусев Д.А. - М. : Прометей, 2015. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785990613416.html
  2. Философия [Электронный ресурс]: учеб. пособие / И.И. Квасова. - М. : Издательство РУДН, 2011. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785209035152.html
  3. Философия [Электронный ресурс] : учебник / В. Д. Губин и др.; под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970436851.html
  4. Философия [Электронный ресурс] : учебник / В. Д. Губин и др.; под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2012." - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970420935.html
  5. Философия [Электронный ресурс] : учеб. / Хрусталёв Ю. М. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970431849.html
  6. Философия [Электронный ресурс] / Войтов А. Г. - М. : Дашков и К, 2014. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785394009006.html
  7. Философия [Электронный ресурс] : учеб. для вузов по дисциплине "Философия" для естеств. и техн. специальностей / Петров В.П. - М. : ВЛАДОС, 2012. - (Серия "Учебник для вузов"). - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785691018589.html
  8. Философия [Электронный ресурс] : Учебник / Л.Е. Балашов - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Дашков и К, 2015. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785394017421.html

 

Первоисточник

Поппер К. Предположения и опровержения.

Вопросы:

1. Почему Поппер проводит различие между вопросами «какая теория истинна», «какая теория научна»?

2. Почему подтверждение теорий Фрейда и Адлера Попперу кажется подозрительным?

3. В чем отличие между подтверждением теории относительности Эйнштейна и подтверждениями психоаналитических теорий?

4. Что такое фальсифицируемость как критерий научности теории? Являются ли психоаналитические теории научными с точки зрения этого критерия?

5. Что может ослабить научный статус теории?

6. Как оценивает Поппер марксистскую теорию истории?

7. Каково отношение между мифом и наукой, по мнению Поппера?

 

Контрольные вопросы к коллоквиуму № 2 по разделам
«Теории познания» и «Философия науки»

1. В чем состоит отличие знания от мнения?

2. Что такое эмпиризм? Назовите представителей.

3. Что такое рационализм? Назовите представителей.

4. В чем суть разногласия между эмпиризмом и рационализмом?

5. Что такое скептицизм и агностицизм? Назовите представителей.

6. На каком основании Юм отрицает существование «Я»?

7. Почему Юм сомневается в том, что между явлениями объективного мира существуют причинные связи?

8. Какие априорные формы выделяет Кант? Какую роль они играют в познании?

9. В чем суть революции, которую совершил Кант в эпистемологии?

10. Что такое наивный реализм? Почему он называется наивным?

11. Почему физиолог Мюллер считал, что ощущения не являются образами внешних предметов? В чем разница между символом и образом?

12. Каковы два основных подхода по вопросу и связи знания и реальности? В чем состоит различие между ними?

13. Как связаны чувственное и рациональное в познании?

14. Каковы формы чувственного познания и в чем их особенности?

15. Каковы формы рационального познания и их особенности?

16. Как связаны между собой язык и мышление?

17. В чем состоит отличие между чувственным образом и понятием?

18. Как формируются понятия?

19. Что такое истина согласно классической концепции? С какими трудностями столкнулась классическая концепция истины?

20. Что такое истина и каков ее критерий согласно когерентной теории истины?

21. Что такое истина и каков ее критерий согласно прагматической теории?

22. Что такое истина и каков ее критерий согласно конвенциональной теории?

23. Что такое истина и каков ее критерий согласно марксисткой теории?

24. Что такое догматизм и релятивизм?

25. В чем ограниченность практики как критерия истины?

26. В чем состоит рациональное зерно конвенциональной теории истины?

27. В чем состоит рациональное зерно когерентной теории истины?

28. Что такое наука? Что отличает научное знание от других форм познания?

29. В чем отличие эмпирического и теоретического уровней научного познания?

30. В чем различие между данными наблюдений и фактами?

31. Что означает выражение «факты теоретически нагружены»?

32. В чем отличие эмпирического обобщения от теоретического закона?

33. Что такое теория и каковы ее функции?

34. В чем состоит принцип простоты?

35. В чем состоитотличие между универсальным и статистическим законами? В каких случаях для объяснения прибегают к использованию статистических законов?

36. Почему нельзя прийти к теоретическим законам путем обобщения эмпирических законов?

37. Что называют философскими основаниями науки и какую роль они играют в научном познании?

38. Опишите общелогические методы познания: анализ и синтез, обобщение и абстрагирование,аналогия)

39. Опишите методы аналогии и моделирования.

40. Опишите методы дедукции и индукции?

41. В чем состоит ограниченность индукции как метода познания?

42. В чем состоит подводящая модель научного объяснения? Можно ли ее считать универсальной?

43. В чем видит Карнап недостаток объяснения регенерации, данного Г. Дришем?

44. В чем состоит отличие эксперимента от наблюдения? Почему эксперимент используется не во всех областях науки?

45. Опишите аксиоматический метод и гипотетико-дедуктивный метод.

46. Что такоеверифицикация и какое значение ей придавали логические позитивисты?

47. Что такое фальсификация и какова ее роль в науке?

48. Какой критерий демаркации науки и не-науки предложил К. Поппер?

49. Почему подтверждения теорий Фрейда и Адлера Поппер считает подозрительными?

50. В чем отличие между наукой, лженаукой и паранаукой?

 

5. Философская антропология

Тема 1. Концепции человека в истории философии

Цель: освоить основные категории философской антропологии; составить представление о проблематике философской антропологии; составить представление об особенностях природы человека, содержании и факторах антропогенеза.

 

Тезисы лекции

 

1. Представления о природе человека в истории философии.

А) в античной философии

Б) в христианской философии

В) в философии эпохи Возрождения

Г) в философии XVII-XVIII вв.

Д) в философии XIX-XX вв.

2. Особенности познания человека.

1. Антропология – это раздел философии, в котором исследуются следующие вопросы:

Что есть человек? Какова природа (сущность) человека? Когда речь идет о человеческой природе, имеется в виду универсальная человеческая природа, т.е. присущая всем людям, где и когда бы они не жили. Существует ли универсальная природа человека? Если да, то какие свойства составляют человеческую природу? Каким должен быть человек, чтобы соответствовать человеческой природе? Что значит быть человеком? В чем смысл человеческой жизни?

 Образы человека в истории философии

В истории человеческой мысли наблюдается смена представлений человека о самом себе. Эти представления не только являются продуктами жизни людей в определенную историческую эпоху, но и оказывают обратное влияние на их жизнь.

В многообразии представлений о природе человека выделяют несколько типов:

1) рационалистический образ – Homo sapiens – человек разумный

2) религиозный образ – человек духовный

3) натуралистический образ – Homo naturalis

4) деятельностный образ – Homo faber – создатель орудий

5) культурологический образ – Homo symbolicus

6) экзистенциальный образ.

В античной философии

сложился образ человека как рационального существа. Наиболее ясно эта идея выражена у Сократа, Платона и Аристотеля. В отличие от других живых существ в человеке имеется разум, который есть проявление мирового Логоса, превращающего Хаос в Космос.

Благодаря разуму человек оказывается в состоянии понять и оценить все сущее. А значит, благодаря разуму человек способен жить в гармонии с сущим, вести добродетельный образ жизни, в чем и состоит человеческая мудрость.

В эпоху эллинизма

 (IV-I вв. до н.э., точнее: 336-30 гг. до н.э. от воцарения Александра Македонского до включения Птолемеевского Египта в состав Римского государства, см. Античный словарь, с. 652) Мур и Брудер дают другие рамки 335 до н.э. – 190 до н.э., когда Рим одержал победу над Филиппом V Македонии и Антиохом III Сирии. См . 49) когда вместо демократических полисов возникли крупные государства с деспотическим правлением - мудрость состояла в том, чтобы понять всю суетность мира и внешних благ и стремиться к самодостаточности, найти опору уверенности в себе самом. Представитель школы стоицизма император Марк Аврелий (161-180)считал главным в человеке внутренний принцип его "Я", который не должен быть нарушен: "Не разбрасывайся и не суетись, но будь свободным, Все, что ты видишь, подлежит изменению и вскоре исчезнет. Размышляй постоянно и о том, скольких изменений ты уже был свидетелем. Мир - изменение, жизнь - убеждение".

В христианстве

 античный идеал человека трансформируется. Августин (IV в. н.э.) - родоначальник средневековой философии и христианской догматики - стоит на границе двух эпох (античной и христианской). Согласно Августину Блаженному вся дохристианская философия была заражена одной ересью - она превозносила власть разума как высшую силу человека. Однако разум не может указать нам путь к истине. Человек был создан по образу и подобию божьему, но все было им утрачено после грехопадения Адама. Вся первоначальная мощь разума померкла. Сам человек не может найти путь назад, вернуться к своей изначальной чистой сущности можно только с помощью божественной благодати." Без меня, моей помощи, - сказал Христос, - вы не сможете ничего"

Даже Фома Аквинский, в XIII веке обратившийся к Аристотелю, не рискнул отклониться от этой фундаментальной догмы. Признавая за человеческим разумом гораздо большую власть, чем Августин, он был, однако, убежден, что правильно использовать свой разум человек может только благодаря божественному руководству и озарению. Тем самым мы приходим к полному отрицанию всех ценностей, отстаиваемых в греческой философии. То, что казалось высшей привилегией человека, приобрело вид опасного искушения. Предписание стоиков: человек должен повиноваться своему внутреннему принципу - стало рассматриваться как опасный грех.

   "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие небесное". Смирение становится фундаментальной добродетелью христианства, узким путем, которым можно войти в тесные врата Царства небесного. Самоотречение - решительно незнакомая и непонятная для греков добродетель.

Человек предстает не в двух измерениях, как прежде: тело, и душа (разумная), но в трех: тело, душа и дух, где дух - это причастность к божественному посредством веры, открытость человека божественному слову, божественной мудрости, которая наполняет его новой силой. "И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы ваша вера утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией."

В эпоху Возрождения

создается новый образ человека. В противоположность учению об изначальной греховности человека вырастает новое самосознание человека: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. Бог дал человеку свободную волю и человек сам должен решить свою судьбу, определить свое место в мире. Человек - творец самого себя и этим он отличается от всех остальных существ. Такой власти своей над всем существующим, в том числе над самим собой, человек не чувствовал ни в античности, ни в средние века. Ему не нужна теперь милость бога, без которой он не смог бы справиться с недостатками собственной греховной природы. Он сам теперь - творец. (Введение в фил, с.137)

Античная метафизика и средневековая теология были основаны на общем принципе: вселенная рассматривается как иерархический порядок, верхнюю ступень которого занимает человек. "Их" человек помещен на привилегированное место, уверен в себе, его не терзают серьезные проблемы, его безопасности ничто не угрожает. И в философии стоиков, и в христианской теологии человек описывался как венец вселенной. Обе настаивают на существовании провидения, властвующего над миром и судьбой человека. Все это вдруг было поставлено под вопрос новой космологией (Коперника). Претензия человека на то, чтобы быть центром вселенной потеряла основания. Человек помещен в бесконечном пространстве, в котором его бытие кажется одинокой и исчезающе малой точкой. Первая реакция на эту новую концепцию могла быть только отрицательной: сомнения и страх.

Однако Джордано Бруно истолковывает учение Коперника в пользу человеческого разума. Бесконечный универсум не полагает границ человеческому разуму - напротив, он побуждает разум к движению. Человеческий интеллект осознает собственную бесконечность, соразмеряя свои силы с бесконечным универсумом.

В Новое время

силу человеческого разума утверждают такие великие мыслители как Галилей, Декарт, Лейбниц, Спиноза. (Кассирер,с.19) Галилей утверждал, что в области математики достигается высший доступный для человека уровень познания, равноценный божественному познанию. Декарт утверждает, что человек познает мир силой чистого сознания. Декарт: Я есть мыслящая вещь. Это второе рождение рационализма после античности.

В эпоху Просвещения

Высшее развитие этот образ получил в философии эпохи Просвещения. XVIII век в истории мысли не случайно называют эпохой Просвещения: научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, теперь распространяется вширь, выходя за пределы университетов и лабораторий в светские салоны Парижа и Лондона. Просветители уверены в мощи человеческого разума, в его безграничных возможностях, что прогресс наук создает условия для экономического и социального благополучия. В противоположность христианскому догмату об изначальной греховности человеческой природы, французские материалисты утверждали, что человек по своей природе добр. Любить удовольствия и избегать страданий - такова естественная природа человека, а все естественное хорошо по определению. Разум как естественный закон управляет и миром, и людьми. В обществе он предстает как естественное право. По мнению Локка, человек наделен естественными неотчуждаемыми правами. К ним Локк отнес право на жизнь, свободу и собственность. Локк, как и представители классической буржуазной политэкономии, убежден в том, что собственность каждого человека есть результат его труда. Так он выразил умонастроение набирающего силу буржуазного класса.

В XIX-XX

В XIX-XX , как реакция на однобокость и наивность образа человека разумного появляются философские учения, трактующие человека как существо иррациональное (неразумное), парадоксальное, принципиально трагическое, в котором сталкиваются противоположные начала. Это гениально раскрыл в своем творчестве Достоевский.

История философии XIX века - это реакция против традиции философии чистого разума. Шопенгауэр, Ницше, Кьеркегор, Фейербах, Маркс, Дильтей и другие критики этой традиции указывают на то, что человеческий ум не является чистым разумом, т.е. на ум человека влияют самые различные факторы.

Для Маркса человек есть продукт своего общества, сущность его определяется теми общественными отношениями, в которые он включен. "Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, в своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений".

Книга Дарвина "Происхождение видов" наносит второй (после Коперника) удар по человеческому самолюбию. Оказывается, что человек вовсе не отличается от остальных живых существ. Развивается натуралистическая трактовка человека Натуралистическая концепция сущность человека видит не в том, что он в первую очередь существо, обладающее разумом, который возвышает его над природой и приобщает к трансцендентным началам. Для понимания человека не надо привлекать трансцендентные начала ( Логос, Бог, Дух) . Сущность человека в том, что он существо биологическое, инстинктивное. Человек - это всего лишь высокоразвитое живое существо. То, что мы называем разумом, духом, является продолжением высших психических способностей, которые мы обнаруживаем уже у человекообразных обезьян.

Фрейд наносит третий удар человеческому самолюбию. Человек - вовсе не хозяин в собственном доме. Он не знает подлинных причин своих действий. человек есть существо больное от конфликта сознания и бессознательного. Фрейд подчеркивает роль сексуального инстинкта, а также позднее включенного им в свою концепцию инстинкта смерти.

Каждый философ полагает, что нашел ту скрытую пружину, главную силу, руководящую идею, которая объясняет все человеческие проявления. Однако в выборе этой руководящей идеи эти объяснения сильно отличаются друг от друга и противоречат одно другому. Мы имеем таким образом самые разнообразные теории человеческой природы. Между тем признанного авторитета, к которому можно было бы обратиться, как это было раньше, более не существует.

В 1928 г. Макс Шелер писал:

"Никогда еще в человеческом познании человек не был более проблематичным для самого себя, чем в наши дни. У нас есть научная, философская и теологическая антропология, каждая из которых ничего не знает о других. Но мы не обладаем единой и ясной идеей человека. Возрастающее число наук, занятых изучением человека, скорее пугает и затемняет, нежели освещает наше понятие человека". После десятков тысяч лет истории, в нашу эпоху, человек впервые стал целиком и полностью проблематичным . Он уже не знает, что он такое, но он знает об этом незнании.


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 350; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!