Задания для самостоятельной работы



Задание 1. Определите, кому из представителей немецкой классической философии принадлежит следующее суждение: "Отбрасывайте постепенно от вашего эмпирического понятия тела все, что есть в нем эмпирического: цвет, твердость или мягкость, вес, непроницаемость; тогда все же останется пространство, которое тело (теперь уже совершенно исчезнувшее) занимало, и которое вы не можете отбросить". Свое мнение обоснуйте.
2. Используя теорию социального развития К. Маркса, продемонстрируйте на конкретных исторических примерах взаимовлияние базиса и надстройки в процессе общественно-исторического развития.
3.Внимательно изучите отрывок из работы Г. Гегеля "Философия истории" и ответьте на следующие вопросы:
"...Исторических людей следует рассматривать по отношению к общим моментам, которые составляют интересы, а таким образом и страсти индивидуумов. Они являются великими людьми именно потому, что они хотели и осуществили великое и притом не воображаемое и мнимое, а справедливое и необходимое. Этот способ рассмотрения исключает так называемое психологическое рассмотрение, которое, всего лучше служа зависти, старается выяснять внутренние мотивы всех поступков и придать им субъективный характер, так что выходит, как будто лица, совершавшие их, делали все под влиянием какой-нибудь мелкой или сильной страсти, под влиянием какого-нибудь сильного желания и что, будучи подвержены этим страстям и желаниям, они не были моральными людьми...
Всемирно-исторической личности не свойственна трезвенность, выражающаяся в желании того или другого: она не принимает многого в расчет, но всецело отдается одной цели... Такая великая личность бывает вынуждена растоптать иной невинный цветок, сокрушить многое на своем пути.
Итак, частный интерес страсти неразрывно связан с обнаружением всеобщего... Частные интересы вступают в борьбу между собой, и некоторые из них оказываются совершенно несостоятельными. Не всеобщая идея противополагается чему-либо и борется с чем-либо; она не подвергается опасности; она остается недосягаемою и невредимою на заднем плане... "

1. Что Гегель называет "справедливым и необходимым", которое осуществляют великие люди?
2.В этом отрывке Гегель использует понятие "всеобщее". Как это понятие соотносится с саморазвитием, самореализации Абсолютной идеи, которая выступает у него в роли субстанции?
3. Почему по отношению к всемирно-историческим личностям, по мнению Гегеля, нельзя применять психологическое рассмотрение? Как он оценивает их роль в истории?

Задание 2. Приведите собственные примеры явлений, иллюстрирующих действие:

- закона перехода количественных изменений в качественные;

- закона единства и борьбы противоположностей;

- закона отрицания отрицания.

 

Литература

Основная:

1. Введение в философию: учебное пособие для вузов / авт. колл.: И.Т. Фролов и др. – 5-е изд., доп. – М.: Культурная революция, Республика, 2012. – Раздел I, часть I. Гл. 5, § 4, 5. Раздел I, часть IV. Гл. 6, § 3.

Дополнительная:

1. Популярная философия [Электронный ресурс] : учебное пособие / Гусев Д.А. - М. : Прометей, 2015. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785990613416.html

2. Философия [Электронный ресурс]: учеб. пособие / И.И. Квасова. - М. : Издательство РУДН, 2011. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785209035152.html

3. Философия [Электронный ресурс] : учебник / В. Д. Губин и др.; под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970436851.html

4. Философия [Электронный ресурс] : учебник / В. Д. Губин и др.; под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2012." - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970420935.html

5. Философия [Электронный ресурс] : учеб. / Хрусталёв Ю. М. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970431849.html

6. Философия [Электронный ресурс] / Войтов А. Г. - М. : Дашков и К, 2014. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785394009006.html

7. Философия [Электронный ресурс] : учеб. для вузов по дисциплине "Философия" для естеств. и техн. специальностей / Петров В.П. - М. : ВЛАДОС, 2012. - (Серия "Учебник для вузов"). - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785691018589.html

8. Философия [Электронный ресурс] : Учебник / Л.Е. Балашов - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Дашков и К, 2015. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785394017421.html

 

Тема 4. Современная материалистическая концепция бытия
и ее принципы

Цель: сформировать у студентов целостное представление о современных материалистических концепциях бытия и ее принципах. Познакомиться с основами синергетического подхода.

 

Конспект лекции

Материализм — это течение в философии, которое в качестве первичной признает материальную субстанцию, природу, физическое начало, а вторичным — идеальные, духовные, субъективные факторы. Материалисты считают, что окружающая человека природа, космос никем не сотворены. Как результат вечного саморазвития бытия они существовали, существуют и будут существовать независимо от человека или божественной идеи.

К известным материалистам относят Демокрита, Эпикура, Ф. Бэкона, Д. Локка, Ж. Ламетри, Д. Дидро, П. Гольбаха, К. Гельвеция, Л. Фейербаха, Н. Чернышенкого, К. Маркса Ф. Энгельса, Г. Плеханова, В. Ленина и др.

Вопрос о соотношении материи и сознания, мышления и бытия, духа и природы Ф. Энгельс назвал основным вопросом философии.

Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, существуя независимо от них.

Понимание материи берёт своё начало с попыток найти первооснову, субстанцию бытия. Её поиск поначалу сводился к определению материала (первоматерии), из которого «вылеплены» все вещи. Затем уже в Новое время материю старались понимать не как материал, а как первосвойство мира, определяющее всё многообразие свойств принадлежащих ему явлений.

Материя выступает как субстанция — всеобщая первичная основа всех вещей и, по сути равна всем процессам во Вселенной.

Материя обладает определёнными атрибутивными свойствами (то есть постоянными, обусловленными собственной природой). Это: изменчивость, вечность, неисчерпаемость, пространственно- временная форма. Иногда к ним относят отражение, информацию и сознание.

 «Картиной мира» называется сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре окружающей человека действительности, способах ее функционирования и развития.

Картина мира формируется, с одной стороны, как составная часть мировоззрения, а, с другой стороны, на основе исходных мировоззренческих принципов и интегрирующая знания и опыт, накопленный человечеством.

Картина мира — сложно структурированная целостность, включающая концептуальную часть картины мира и совокупность наглядных образов культуры, человека, его места в мире. Эти компоненты объединены в картине мира специфическим для данной эпохи, этноса или субкультуры образом.

Картина мира формируется как в сознании отдельного человека, так и в общественном сознании, что объясняет различные проекции мира в существующих картинах.

Научная картина мира (НКМ)особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий.

Будучи целостной системой представлений об общих свойствах и закономерностях объективного мира, научная картина мира существует как сложная структура, включающая в себя в качестве составных частей общенаучную картину мира и картины мира отдельных наук (физическая, биологическая, геологическая и т. п.). Картины мира отдельных наук, в свою очередь, включают в себя соответствующие многочисленные концепции — определенные способы понимания и трактовки каких-либо предметов, явлений и процессов объективного мира, существующие в каждой отдельной науке

Особенности НКМ:

1. Научная картина мира отличатся от религиозных представлений о мире, основанных на авторитете пророков, религиозной традиции, священных текстах и т. д.

Религиозные представления более консервативны в отличие от научных, меняющихся в результате обнаружения новых фактов. В свою очередь, религиозные концепции мироздания могут изменяться, чтобы приблизиться к научным взглядам своего времени. В основе получения научной картины мира лежит эксперимент, который позволяет подтвердить достоверность тех или иных суждений. В основе религиозной картины мира лежит вера в истинность тех или иных суждений, принадлежащих какому-либо авторитету.

2. Научная картина мира отличается также от мировоззрения, свойственного бытовому или художественного восприятию мира, использующего бытовой/художественный язык для обозначения объектов и явлений мира.

Человек искусства создает художественные образы мира на основании синтеза своего субъективного (эмоционального восприятия) и объективного (бесстрастного) постижения, в то время как человек науки сосредоточен на исключительно объективном и с помощью критического мышления устраняет субъективность из результатов исследований. Эмоциональное восприятие правополушарно (образно), в то время как логическое научное обоснование, абстракции, обобщения — левополушарно.

Движение - это все изменения и процессы во Вселенной. Это всякий процесс изменения и перехода из одного состояния в другое.

Оно делится на материальное движение и идеальное.

Материальное движение — это все изменения происходящие в объективном мире, а, по сути — способ существования материи. Следовательно, нет материи без движения, как и нет движения без материи. Состояние материи, лишённое движения, — это пустое понятие, как и движение, не имеющее материального носителя.

Материальное движение объективно, оно не зависит от человеческого сознания. Это не означает, что сознание не может влиять на конкретные проявления движения. Речь идёт лишь о том что, во-первых, движение как таковое, движение вообще существовало, и будет существовать вне зависимости от наличия или отсутствия сознания и, во- вторых, в гносеологическом плане человеческое сознание всегда вторично, то есть всегда отражает находящуюся в движении объективную реальность.

Типы движения: функционирование, когда система работает без каких-либо существенных перемен (работа любого органа человеческого организма за небольшой промежуток времени),

изменение, когда налицо, хоть часто и качественное, но обратимое превращение системы в другое (онтогенез, как воспроизводство себе подобного),

развитие, то есть необратимое, качественное, направленное превращение в другое на основе перехода от низшего к высшему и от простого к сложному или (и) обратно (филогенез, как поступательная эволюция вида).

Здесь необходимо подчеркнуть, что, во-первых, работа без коренных перемен не может длиться вечно, во-вторых, полностью обратимых процессов не существует. Рано или поздно, любое функционирование и изменение объектов под воздействием законов всей глобальной спирали развития прекращает свое существование, переходя в другие формы. Спираль же развития состоит из отдельных фрагментов самой же спирали, а не из приложенных друг к другу отдельных кругов или прямых линий. Поэтому любой фрагмент спирали обладает свойствами самой спирали. Отсюда следует, что и функционирование, и изменение есть лишь этапы процесса развития, при которых системы, хотя и претерпевают в какой-либо момент менее глубокие превращения, но всегда содержат в себе эту тенденцию, которая может быть реализована при определенных условиях. В нашем примере любой орган человеческого организма изнашивается и отмирает, онтогенез (понятый как индивидуальное развитие особи, включающий и процессы функционирования, и процессы изменения) прекращается смертью.

Пространство:

— это атрибут материи, который выражает её протяженность, структурность, существование и взаимодействие элементов в различных материальных системах.

Свойства пространства:

— неразрывная связь со временем и движением;

— зависимость от структурных отношений в материальных системах;

— протяжённость, то есть рядоположенность различных элементов (отрезков, объектов), возможность прибавления к каждому элементу следующего;

— единство прерывности и непрерывности;

— трёхмерность (линия, плоскость, тело);

— бесконечность.

Время:

— это атрибут материи, характеризующий длительность существования всех объектов и последовательность смены состояний.

Свойства времени:

— неразрывная связь с пространством и движением;

— длительность, то есть последовательность существования материальных объектов путём возникновения одного момента времени за другим;

— асимметрия (однонаправленность от прошлого к будущему). Она объясняется асимметрией причинно-следственных связей;

— бесконечность.

Проблема пространства и времени в истории философии и науки:

Довольно долго преобладала так называемая субстанциональная трактовка пространства и времени, рассматривающая их как самостоятельные субстанции. Например, И. Ньютоном пространство понималось как абсолютное, как некое «вместилище» материальных тел, а время — как абсолютная «равномерная длительность», в которой всё возникает и исчезает, но которая сама не зависит ни от каких процессов в мире.

В кантианской концепции пространство и время не существуют объективно, независимо от сознания человека, а являются лишь априорными (данные до опыта и независимо от него) формами нашего чувственного созерцания. Другие субъективные идеалисты (махисты) рассматривали пространство и время как упорядоченные системы рядов ощущений.

Первую попытку противопоставить субстанциональному подходу понимание пространства и времени как определённого отношения между предметами и процессами, не существующего вне и без них предпринял Г. Лейбниц, правда, с позиций идеализма.

Характеристика пространства и времени в диалектико-матералистической философии включает следующие положения. Во- первых, пространство и время объективны, независимы от человеческого сознания, неотделимы от материи как её атрибуты. Во-вторых, неразрывно связаны друг с другом и всегда зависят от формы движения и от конкретного уровня развитии материи. В-третьих, они внутренне противоречивы, то есть они есть единство абсолютного и относительного, прерывного и непрерывного, качественного и количественного. В- четвёртых, пространство и время имеют специфические характеристики, отражающие их особенности как атрибутов материи.

Развитие науки пролило новый свет на проблему пространства и времени — была создана реляционная концепция пространства и времени. Исследования Н. Лобачевского, А. Эйнштейна, Г. Минковского, Н. Козырева убедительно доказали тесную взаимосвязь и взаимозависимость пространства, времени и движения.

Так, Н. Лобачевский доказал зависимость геометрических свойств пространства от происходящих материальных процессов. Геометрия Н. Лобачевского явилась убедительным аргументом против априоризма И. Канта и подорвала представления об однородности пространства.

А. Эйнштейн в частной теории относительности установил, что абсолютной одновремённости событий происходящих в разных материальных системах, то есть в разных условиях движения, не может быть, ибо не существует единого всегда и везде потока времени. Эта теория выявила также зависимость пространства и времени от скорости движущихся относительно друг друга материальных систем. Общая теория относительности показала зависимость пространства и времени от концентрации и движения материальных масс.

Г. Минковскому удалось доказать, что существует единое пространство — время. Изменения в нём, по исследованиям Н. Козырева, происходят при необратимых причинно-следственных переходах.


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 160; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!