Платы расширения, системные шины и ресурсы



Министерство образования и науки Украины

Запорожский национальный технический университет

 

 

Кафедра КС и М

 

 

 

 

Реферат

на тему

«Звуковые карты»

 

по дисциплине

Периферийные устройства

 

 

Выполнил                                                                                                                      ст.гр. ІОТ-614

                                                                                                                                        Андреев С.О.

 

 

Проверил

 

 

2006

Музыкальное рождение PC

Любой цифровой профессиональный синтезатор по сути представляет из себя специализированный компьютер. Как и в персональном компьютере, у него есть микропроцессор, оперативная и постоянная память, средства ввода/вывода информации и т.д. От обычного компьютера его отличает только блок синтеза звука (звуковой модуль) и высококачественные цифро-аналоговые преобразователи.

Необходимость в озвучивании компьютера появилась, как это ни смешно, в результате развития игр. Гораздо приятнее было гонять маленького человечка по лабиринту в сопровождении незатейливой мелодии, раздающейся из маленького динамика, чем просто так. Различные производители стали устанавливать в машины простейшие блоки синтеза и воспроизведения звука. А фирма Apple оснастила свои компьютеры MIDI-интерфейсом, что сразу же привлекло профессионалов, и начиная с середины 80-х годов, Apple Macintosh стал таким же привычным студийным устройством как и микшер. MIDI-интерфейс появился и на машинах производства фирмы Atari.

IBM-совместимые компьютеры довольно долго оставались в стороне от этих новых течений. Встроенный динамик вполне удовлетворял и разработчиков игр, и пользователей. Но вечно так продолжаться не могло, и в 1988 году никому неизвестная сингапурская фирма Creative Labs выпустила специализированную плату расширения для озвучивания игр, которая получила название Game Blaster. На плате был установлен специально разработанный чип FM-синтезатора C/MS, и пара незатейливых преобразователей для ввода/вывода звука. Цена новинки была довольно высокой - около 400 долларов, и, поэтому Game Blaster широкого распространения не получил.

В это же время канадская фирма Ad Lib выпустила свою версию звуковой карты. На ней стоял чип FM-синтезатора YM3812, который фирма Yamaha использовала для производства игрушечных музыкальных инструментов. В остальном карта Ad Lib совершенно ничем не отличалась от Game Blaster’а. Качество звука синтезатора на основе чипа фирмы Yamaha было выше, чем у C/MS, поэтому де-факто именно Ad Lib стал тогда стандартом.

Но Creative Labs не замедлили с ответом и создали звуковую карту Sound Blaster, которая была представлена на суд публики в 1989 году на выставке COMDEX в Лас-Вегасе. Сингапурские “звуковых дел мастера” пошли по пути наименьшего сопротивления и просто купили у Yamaha лицензию на YM3812 и заявили о полной совместимости своего изделия со стандартом Ad Lib. Но на новинке появился MIDI-интерфейс, а качество звука в аудиотракте улучшилось за счет установки модифицированных преобразователей. Все эти новшества сыграли решающую роль в выборе Sound Blaster’а в качестве основы для спецификации MPC (Multimedia PC) компании Microsoft.

С этого момента и начинается применение РС в музыке - наличие в спецификации MPC MIDI-интерфейса сделало эту платформу привлекательной для разработчиков программных секвенсеров, которые не могли упустить случая закрепиться на новом рынке. А цена на IBM PC-совместимые компьютеры всегда была в два раза ниже, чем на близкие по мощности Macintosh, что выглядело очень привлекательно в глазах музыкантов - потенциальных покупателей компьютерных систем. Платформа Atari в качестве серьезного конкурента PC и Mac никогда не рассматривалась из-за меньшей производительности и отсутствия универсальности - она изначально создавалась для компьютерных игр и таковой до своего конца и осталась.

После принятия спецификации MPC очень многие компании стали выпускать клоны Sound Blaster и Ad Lib, а также создавать свои собственные оригинальные разработки. Обострившаяся конкуренция не могла не сказаться на цене звуковых карт, и в результате, в начале 90-х годов практически любой пользователь PC мог себе позволить играть на компьютере со звуковым сопровождением.

Но дешевые чипы FM-синтезаторов производства Yamaha не могли удовлетворить все возрастающие потребности слушателей, поэтому компании, выпускающие звуковые карты начали устанавливать на свои изделия чипы синтезаторов, работающие по принципу воспроизведения семплов (sample playback). В мультимедийной терминологии этот принцип получил не совсем верное название Wave Table (мы уже говорили об этом в предыдущей главе). К профессиональным синтезаторам эти разработки, за редким исключением, имели очень далекое отношение - в целях их удешевления нещадно урезался объем постоянной памяти и применялись алгоритмы компрессии, которые сильнее “упаковывали” образцы, но в результате ухудшали звук.

А некоторые фирмы пошли дальше и предложили свои разработки именно музыкантам. Конечно, качество звука этих карт еще не было по настоящему студийным, но производители создавали их для работы над демонстрационными записями, к которым предъявляются довольно мягкие требования. Среди первых была фирма Turtle Beach [тартл бич], которая в 1992 году выпустила эпохальное устройство Multisound. На нем был установлен чип от профессионального звукового модуля E-mu Proteus 1/XR, а качество оцифровки звука было выше всяческих похвал для техники такого жанра. Цена в 900 долларов не выглядела чрезмерной для этой уникальной звуковой платы.

Параллельно с усовершенствованием мультимедийных Wave Table синтезаторов шла работа над доработкой аудиотракта. В результате сегодняшние дешевые звуковые карты записывают и воспроизводят “живые” музыкальные инструменты не хуже бытовых магнитофонов, а некоторые из них уже довольно близко подобрались по качеству звучания к студийной технике.

Последнее время на дорогих мультимедийных картах стали появляться цифровые входы и выходы формата SPDIF. Цифровой интерфейс позволяет избежать потерь качества при записи с цифровых источников (CD-плейер, минидиск, DAT-магнитофон). А если для оцифровки “живых” музыкальных инструментов использовать внешние дорогие студийные преобразователи (см. Приложение 3), то можно говорить о том, что на мультимедийной технике достигнуто студийное качество записи звука.

С середины 90-х годов лучшие мультимедийные звуковые карты начали стремительно приближаться к профессиональным устройствам по качеству звучания. Но и со стороны производителей профессиональной техники наметился поворот в сторону платформы PC. Все больше синтезаторов и звуковых модулей оборудуется последовательным интерфейсом для подключению к соответствующему порту компьютера. Для PC сейчас уже есть мощные секвенсеры, программы для профессиональной записи на жесткий диск и CD-мастеринга. Появляется все больше серьезных студийных комплексов многоканальной записи, использующих PC в качестве управляющего элемента. Причем, процесс этот, похоже, принял необратимый характер и в настоящий момент именно PC рассматривается большинством ведущих производителей студийной техники в качестве основы для новых разработок.

Платы расширения, системные шины и ресурсы

Почему IBM PC совместимые компьютеры выдержали жесточайшую конкурентную борьбу с другими платформами, несмотря на то, что они никогда не были на первых местах по производительности? Все дело в том, что PC обладают открытой архитектурой, то есть компьютер выходит с завода в минимальной конфигурации, а для его модернизации предусмотрены специальные “посадочные места” или слоты расширения для установки специализированных плат. Это позволяет приспосабливать компьютер для любого типа деятельности или легко интегрировать его в уже существующие системы.

Для использования в музыкальных целях компьютер приспосабливается именно таким образом - в слоты расширения устанавливается одна или несколько звуковых плат и инсталлируются программы. К звуковым платам подключается все специализированные устройства - микшеры, микрофоны, MIDI-клавиатуры и т.д. Все процессы преобразования и синтеза звука происходят именно в звуковой карте, а компьютер только управляет ей и производит всю дальнейшую обработку полученных данных.

Вы наверняка видели различные платы расширения - видеокарты, модемы или SCSI [скази] адаптеры. Они устанавливаются на материнскую плату в слоты системных шин ISA [иса] или PCI [пи-си-ай]. На любой материнской плате вы можете обнаружить, как правило, 2-4 слота ISA и 3-6 слотов PCI. Звуковые карты также существуют двух типов: традиционные, рассчитанные на шину ISA, и новые, предназначенные для установки в слоты PCI.

Шиной в компьютере называется совокупность однотипных каналов передачи данных вместе с устройствами согласования (контроллерами), которые предназначены для организации взаимодействия процессора, памяти и любых периферийных устройств. Упрощено, шину можно представить как пучок проводов, который с одной стороны подключен к платам расширения, а с другой стороны - к процессору через специальные схемы согласования. Процессор передает по этим проводам управляющие сигналы, а платы передают данные для обработки.

Естественно, ключевым параметром любой шины будет пропускная способность - количество данных, которые можно передать по ней за единицу времени. От пропускной способности зависит количество одновременно работающих периферийных плат и способность работы со специализированными устройствами, которые требуют передачи большого объема данных.

Шина ISA (Industry Standard Architecture - Архитектура индустриального стандарта) создавалась в эпоху 386 процессоров. Тогда в ее слоты устанавливались и видеокарты, и контроллеры жестких дисков, и звуковые карты, и модемы - пропускной способности 16 Мб/с вполне хватало для обслуживания всех этих устройств. Но с появлением мониторов стандарта VGA и оболочки Windows такой пропускной способности стало не хватать - приходилось передавать на видеосистему слишком большое количество данных. Поэтому производители компьютеров разработали сразу несколько стандартов системных шин, которые должны были заменить шину ISA.

В результате конкурентной борьбы победу одержала шина PCI (Peripheral Component Interconnect - Взаимосвязь Периферийных Компонентов). Она обеспечивает пропускную способность 132 Мб/с. Большинство современных периферийных устройств рассчитано для работы именно с ней.

Шина PCI изначально создавалась под стандарт Plug’n’Play [плаг-эн-плэй], который позволяет автоматически конфигурировать системные ресурсы (о них чуть позже). Поэтому все PCI карты гораздо проще в установке, чем аналогичные устройства, для шины ISA. Конечно, все современные звуковые карты поддерживают стандарт PnP, но установка любой периферии на шину ISA может вызывать всевозможные проблемы, так как конфигурирование осуществляется на уровне операционной системы, а не на уровне аппаратной части компьютера, как в случае с PCI.

Кроме этого, у шины PCI есть еще одно преимущество. Любая быстрая ISA карта, в том числе и звуковая, использует специальные каналы прямого доступа к памяти - DMA (Direct Memory Access). PCI устройство работает с памятью напрямую, обмениваясь данными через локальную шину и ему не требуется каналов DMA. То есть экономятся ресурсы компьютера - вы можете их использовать для другой периферии.

В современных компьютерах есть всего семь каналов DMA, причем один из них используется для работы самого контроллера. А многие ISA устройства позволяют работать только с определенными каналами. Отсюда вытекает еще одно ограничение шины ISA - невозможность установки нескольких устройств, использующих одинаковые каналы DMA. Для нашей музыкальной студии это означает, что нельзя будет устанавливать в компьютер несколько однотипных звуковых карт, которые используют DMA (если только такая возможность специально не предусмотрена производителем). Если у вас уже установлена ISA карта, то расширять функциональные возможности студии скорее всего можно будет лишь при помощи PCI карт или специальных ISA карт, которые не используют DMA. Не удивляйтесь, две-три звуковые карты, установленные в одном компьютере - это норма для очень многих современных музыкантов.

К счастью, все больше производителей звуковой периферии обращает свой взор на шину PCI, поэтому скоро проблем с установкой однотипных устройств больше не будет.

Но даже шина PCI имеет ограничение на количество устанавливаемых на ней устройств. Теоретически, она позволяет держать в компьютере 10 независимых плат расширения, но на практике это число меньше. Во-первых оно ограничено количеством свободных слотов. На современных материнских платах обычно устанавливается 3-5 слотов PCI. Во-вторых оно зависит от наличия свободных линий аппаратных прерываний (IRQ).

Прерывания - это специальные сигналы, которые поступают к процессору от различных периферийных устройств, в результате чего он останавливает выполнение текущей последовательности команд и начинает выполнять цепочку, соответствующую прерыванию. В одно и то же время процессор может обслуживать только одно событие, а переключаться между ними ему помогает контроллер прерываний, который обрабатывает поступающие от периферийных устройств сигналы.

В компьютере есть всего 15 линий IRQ (есть еще программные прерывания, но они нас пока мало интересуют). Из них обычно свободны всего 4 (если включены 2 COM-порта, 1 LPT, и в компьютере установлен дисковый интерфейс EIDE [и-айди], который использует сразу 2 прерывания). А так как многие периферийные устройства, в том числе и звуковые платы, используют не одно прерывания, а больше, то реально в компьютер можно установить три-четыре платы расширения (это если еще отключить один из COM-портов или отказаться от принтера).

Собственно, вся установка звуковых карт в компьютер и вертится вокруг конфигурирования только что описанных системных ресурсов. Есть еще и адреса, по которым процессор находит то или иное устройство, но их в компьютере всего 65536, то есть более чем достаточно для присвоения той или иной плате расширения.


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 72; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!