Глава 1. Естествознание и гуманитарные науки



Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

При ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

Факультет «Государственное и муниципальное управление»

Направление подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»

Направленность (профиль) Государственная и муниципальная служба

Кафедра журналистики и медиакоммуникаций

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: концепции современного естествознания

на тему:

«Роль естествознания в обществе.»

                               Автор работы:

                                Студент 2 курса

                                             очной формы обучения

                                               Рыжов Олег Алексеевич

                                                                Подпись______________________

              Научный руководитель работы:

                 Доцент кафедры

                 журналистики и

                 медиакоммуникаций

                                                 Рыжов Олег Алексеевич

                                                                  Оценка_______________________

                                                            Подпись __________________

                                                                «_____» ______________ 20__г.

г. Санкт-Петербург, 2019 г.
План реферата

Введение

Глава 1. Естествознание и гуманитарные науки

Уровни научного исследования

Глава 2. Проблемы современной физики

Создание Ноосферы. Роль естествознания в этом процессе

Глава 3. Естествознание и общество

Заключение

Список литературы


Введение

 

Мир меняется каждую секунду. Мы узнаем мир каждый день.

Цель работы - выяснить взаимосвязь и взаимозависимость естествознания и общества. В работе попытаемся определить степень участия и роль естествознания в развитии общества.

Для реализации поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

· раскрыть понятие - "естествознание";

· определить место науки и научных знаний в обществе;

· выделить причинно-следственную связь;

Объектом изучения будут мнения и теории ведущих мыслителей. Предметом исследования - роль естествознания в развитии общества.

Роль естествознания в развитие общества. Наука, техника, гумманизация Современная наука возникла в Европе в период 15-17 вв. в период становления капиталистического способа производства. Наука это форма духовной деятельности человека по получению нового знания о природе, обществе и самом знании. Наука разделена на множество отраслей знания (частных наук), которые различаются между собой тем, какую сторону действительности. По предмету и методу познания можно выделить науки о природе естествознание, и обществе обществознание (гуманитарные, социальные науки), о познание, мышлении (логика, гносеология и др.). Отдельную группу составляют технические науки. В свою очередь каждая группа наук может быть подвергнута более подробному членению. Так, в состав естественных наук входят механика, физика, химия, биология и др., каждая из которых подразделяется на научные дисциплины физическая химия, молекулярная химия и т.д. Могут быть и другие критерии для классификации наук. Так, по своей удаленности от практики науки можно разделить на два крупных типа: фундаментальные, где нет прямой ориентации на практику, и прикладные непосредственно решающие практические задачи. Наука представляет собой продукт развития мысли древних греков. Наука в древнегреческой культуре представляла собой целостную науку. Зачатки мышления, идущие в плане частных наук, появились под влиянием Аристотеля и его школы, таких великих врачей, как Гиппократ, Гален.

Но это не нарушало целостность науки и картины мира. В эпоху христианского средневековья наука так же разрабатывалась как гармоническое целое. Только в конце средних веков произошла подмена понятия "наука" понятием "естествознание" Эта новая наука начала свое триумфальное шествие с эпохи Возрождения, когда была признана возможность математического описания результатов, полученных экспериментальным путем. Эта новая форма приобрела столь большое значение, что Кант оценивал частные науки в зависимости от степени применения в них математики. Под влиянием экспериментально-математической науки коренным образом изменилось мировоззрение европейца и усилилось его влияние на духовную жизнь остального мира. В особенности оно возросло благодаря подведению строгого строго научного фундамента под возникшую из медицины технику, которая базировалась до этого исключительно на ремесленном опыте. С развитием новой науки возникла необходимость более глубокого разделения ее на специальные дисциплины, для более тщательного и глубокого изучения отдельных явлений и процессов определенной области действительности. Естественные науки, получившие свое гражданство с 18 в., это совокупность всех наук, занимающихся исследованием природы. Главные сферы естественных наук материя, жизнь, человек, Земля, Вселенная. Взаимодействие естествознания и общества всегда было непростым. Сначала науку рассматривали как средство покорения природы. Использование достижений науки меняло само общество и его жизнь, прежде всего его экономику. Но начиная со второй половины 20 в. в связи с угрозой ядерной и биологической войны появилось негативное отношение к науке. Наука, и в том числе естествознание становиться для общества основой для практической деятельности. Со временем она становится производительной силой общества. От развития науки зависит развитие техники орудий труда, мастерства, умения.


Глава 1. Естествознание и гуманитарные науки

 

Раздробленность культуры (этика, религия, искусство, философия, наука как одна из форм познания реальности, паранаука, мистический опыт, учения Древнего Востока) и разрыв естественнонаучного и гуманитарного знания в современной науке приводят к фрагментарному видению реальности (Налимов 1993, 1994). "Мы страдаем от неспособности охватить комплексность проблем, понять связи и взаимодействия между вещами, находящимися для нашего сегментированного сознания в разных областях" (О. Тоффлер). Естествознание буквально означает знание естества, природы вне человека: естествознание (физика и космология, химия и биология) - знание о природе неживой и живой материи. Гуманитарные (от слова Ношо-человек) науки исследуют сознание и общество, это науки о сознании и общественном бытии человека. Естественнонаучное и гуманитарное знание традиционно разделялось (рациональное и иррациональное, разные предметы, методы, язык, объективное - мир как явление и субъективное - состояние, в котором человек видит что-то как явление, Мамардашвили 1994) ~ что было исторически обусловлено. Но в реалиях интеграции научного знания (междисциплинарная теория прогрессивной эволюции Вселенной и человека, концепции самоорганизации и новый антропоцентризм), понимания условности и вредоносности разделения науки, естественнонаучное и гуманитарное знание синтезируется в одну науку - науку о человеке (Назаретян А.П. Одна наука II Знание-сила. 1988. я 34, Назаретян 1991: 3), основой же подобного синтеза является общенаучная теория прогрессивной эволюции.

Логика и архитектоника курса Курс "Концепции современного естествознания" следует понимать как эволюционный, поскольку центральной идеей современного естествознания является идея е сального эволюции (эволюция от лат. развёртываться, раскрываться) и философский (обсуждаются философские проблемы происхождения и будущего Вселенной и Интеллекта). Единая модель эволюции Вселенной, биосферы и человека синтезирует данные естественных и гуманитарных наук и выступает основой трансдисциплинарной единой теории (Назаретян 1991, 1996, Ласло 1997: 80, Моисеев 1998: 62, Янч 1999: 143-157). В рамках такой модели развития Вселенной (Универсальный эволюционизм или Большая история), курс становится не технократическим, а гуманитарным, так как история человеческой цивилизации представлена как одна из фаз самоорганизации Вселенной.

Основные этапы эволюции Вселенной связываются с разделами современного естествознания: Большой Взрыв и эволюция микро - и мегамиров - физика и космология, самоорганизация молекул и химических реакций, макромолекул и гиперциклов - химия, происхождение и эволюция биосферы - биология, антропосоциогенез, социально-историческая стадия эволюции и перспективы цивилизации - гуманитарное естествознание.

Эмпирические обобщения современной. Науки позволяют утверждать, что Вселенная, Универсум претерпевает непрерывные и необратимые изменения. Всё сущее является продуктом процесса самоорганизации элементарных частиц, который начался в результате взрывной неустойчивости 15-20 миллиардов лет назад. После Большого взрыва из огненной точки бесконечной плотности (сингулярность), вещество синтезируется уже в первые милисекунды - образуются микро - (протон, ядра гелия, тяжёлые ядра в недрах звёзд первого поколения) и мега - (газы, звёзды, галактики) миры. Эволюция химических систем (молекулы и химические реакции, макромолекулы и гиперциклы) происходит в Космосе и в условиях ранней Земли. Методами микропалеонтологии обнаружены древнейшие клеточные формы жизни - прокариоты (около 4-х миллиардов лет назад в Австралии). Антропосоциогенез (процесс происхождения человека и общества) начинается более 6 миллионов лет назад. Оформление биологического вида завершается 40-50 тысяч лет назад.20 тысяч лет назад племенные сообщества начинают эволюционировать в современные общества - социально-историческая стадия самоорганизации Вселенной (Ласло 1997, Янч 1999). Идеалы и нормы неклассического естествознания Дуализм субъекта и объекта, принцип простоты и вечности законов природы как наследие классического рационализма. Формирование специфических картин реальности, дифференциация идеалов и норм исследования: переход к дисциплинарно-организованной, неклассической науке - третья научная революция (конец "1" - середина "" столетия, Степин, Горохов, Розов 1996: 293-297). Революция в математике - неевклидова геометрия (1826г.) Н.И. Лобачевского (Моисеев 1998: 40), теорема К. Геделя (1931) о неполноте любой математической или логической системы (Успенский 1982). Открытия в естествознании "1" в. - клеточная природа живого (Т. "ванн (1839), теория электромагнитных явлений Дж.К. Максвелла (1864), законы наследственности и мутации (Г. Мендель, Г. Де Фриз), закон возрастания энтропии Р. Клаузиуса и теория биологической эволюции Ч. Дарвина - возникновение парадокса эволюционной картины мира, открытия радиоактивности (А. Беккерель, 1896) и электрона (Д. Томсон, 1897). Эксперименты Майкельсона-Морли: крах закона сложения скоростей.

Уровни научного исследования

 

Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Структура эмпирического исследования (Степин 1992: 97-112): непосредственное практическое взаимодействие с предметом; наблюдение и эксперимент как главные методы; факты (некоторые объективные обстоятельства) и правила (эмпирические зависимости) как формы существования эмпирических знаний; ограниченность эмпирического знания (ответ на вопрос как, но не почему, без объяснения факт ничего не доказывает).

Моделирование гипотез для объяснения фактов и их проверка. Переход от статуса гипотезы к статусу теории (Степин, Горохов, Розов 1996: 214-217).

Структура теоретического исследования (там же 193-198, 217-226): опосредованное взаимодействие с объектом; методы (восхождения от абстрактного к конкретному, мысленный эксперимент, идеализация, метод актуализма); понятия, законы и теории как формы существования теоретического знания; объяснительная и предсказательная функции теории.

Проблема взаимодействия эмпирического и теоретического в познании. Специфика естественнонаучных методов и методов гуманитарных наук.

Проблема научной истины Анализ существующих подходов к решению вопроса об истине в истории философии и науки. Корреспондентская (соответствия) концепция истины: адекватное отражение объекта таким, каким он существует сам по себе, независимо от сознания (Философский энциклопедический словарь 1983: 226). Когерентная (согласования) концепция истины: истинность системы знания означает её внутреннюю согласованность, непротиворечие идеям логики (Современная философия науки 1996: 201). Конвенциализм (соглашение): истина как результат договора в научном сообществе (там же с. 19). Концепция приближения к истине: истина как регулятивный идеал, побуждающий мотив для ученых (В.В. Иалимов, К, Поппер). Прагматизм: мышление истинно, если оно обеспечивает нам "выгодное" согласование опыта (Современная философия науки 1996: 21).

Становление модельной гносеологии: важен не поиск истины, а построение полезных моделей для совершенствования инструментального и нравственного интеллекта (А.П. Иазаретян "Истина как категория мифологического мышления (тезисы к дискуссии)" 0 Общественные науки и современность 1995, ю4).


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 48; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!