Функции смысловых образований как основных конституирующих единиц личности



· Это создание образа, эскиза будущего, перспективы развития личности, не вытекающей прямо из наличной ситуации. Будущее – главное опосредующее звено движения личности. Смысловые образования – основа этого возможного будущего, которое опосредует настоящее. Системы смысловых образований не задают конкретные мотивы, а задают плоскость отношений между ними.

· Любая деятельность человека может оцениваться и регулироваться со стороны её успешности в достижении целей и со стороны её нравственной оценки. Нравственные оценки подразумевают внеситуативную опору, относительно самостоятельный психологический план, прямо не захваченный ходом событий. Эта опора и есть смысловые образования. Смысловой уровень регуляции не предписывает рецептов поступкам, а даёт общие принципы, которые в разных ситуациях по-разному реализуются. Смысловые отношения порождаются в деятельности, но образуют отдельную сферу. Т.о. есть смысловое поле и действенное поле. 

Уровни смысловой сферы личности

· Нулевой: прагматические, ситуационные смыслы, определяемые предметной логикой. Если очередь большая, а билетов мало, нет смысла стоять ---- смысл привязан к ситуации.

· Первый: эгоцентрический уровень. Личная выгода, удобство, престижность. Люди рассматриваются как удобные\неудобные.

· Второй: группоцентрический. Определяющий смысловой момент – группа либо отождествляемая с собой, либо поставленная выше. Люди: свои\чужие.

· Третий: просоциальный. Характеризуется внутренней смысловой устремлённостью человека на создание таких результатов, которые принесут пользу другим (неважно, кому именно). Принцип самоценности становится всеобщим. 

Конфликтный смысл: хочется и колется. Поступок – это либо преодоление преграды, либо отказ от действий. 

Смысловые системы несут функцию не отражения, а преображения действительности. Ценностное восприятие даёт возможность человеку преодолевать неудачи и преграды действенного поля. 

Жизненный путь личности – это путь становления её индивидуальности (Рубинштейн, Ананьев). 

 

Асмолов:

       Индивидуальность личности понимается как совокупность смысловых отношенийи установок человека в мире, которые присваиваются в ходе жизни в обществе, обеспечивают ориентировку в иерархии ценностей и овладение поведением в ситуации борьбы мотивов; воплощаются через деятельность и общение в продуктах культуры, других людях, себе самом ради продолжения существования образа жизни, являющегося ценностью для данного человека. При анализе развития индивидуальности личности различают функциональную динамику её развития, наиболее явно проявляющуюся в проблемно-конфликтных ситуациях (стресс, фрустрация, конфликт, кризис), и изменения её психологического возраста в ходе жизненного пути.

Волевым при рассмотрении проблемы самодетерминации следует человека, способного создавать дополнительное побуждение к действию через изменение его смысловой стороны. Если понимать волевую регуляцию как регуляцию личного уровня, то волевым мы должны признать человека с глубокими прочными убеждениями, стойким целостным мировоззрением.

 

 

10. Проблема периодизации развития в психологии личности.

 

Кон:

Три главных подхода к юности:

· Биогенетический: ставит в основу биологическое созревание

· Социогенетический: процессы социализации

· Психогенетический: развитие психических процессов и функций.

 

1. Процесс развития трактуется как созревание. Американец Холл, закон рекапитуляции: онтогенез повторяет основные стадии филогенеза. Немцы Кречмер и Йенш, Конрад: типологии личности на основе биологических факторов. Гезелл: чередование циклов обновления, интеграции и равновесия. Рост и развитие - синонимы. Блонский: расчленение детства на основании дентиции. 

2. Объяснение свойств юности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимодействия подростка с другими людьми. Влияние социальной психологии. Левин: поведение как функция от личности и среды. Важнейший процесс переходного возраста – расширение жизненного мира личности. Рассматривается особенность социального положения подростка как промежуточное между миром детей и взрослых. Юность как социально-психологическое явление. Расплывчатость теории, она не объясняет конкретных вариации психики и поведения подростков. 

3. Предыдущие два подхода не отрицаются, но на первый план выдвигается развитие психических процессов. Три течения:

· Психодинамическая концепция. Эриксон. Развитие положений фрейдистского психоанализа. Но при этом нет пансексуализма. Развитие складывается из 3 процессов: соматического развития, развития сознательного “я” (изучается психологией) и социального развития (изучается общественными науками). На каждом новом этапе развития появляются новые явления и свойства. Переход со стадии на стадию сопровождается кризисом., который внешне напоминает патологические явления. Переход на новую фазу – только при разрешении противоречия, возникшего на старой фазе. Неразрешение скажется позже. 8 фаз развития, по Эриксону: младенчество (выработка “базового доверия”) ------- раннее детство (формирование чувства автономии и личной ценности)-------игровой возраст (чувство инициативы, чувство вины, чувство справедливости) ------- школьный возраст (чувство предприимчивости и эффективности)-------юность (появления чувства идентичности, индивидуальности, непохожести)------молодость (потребность в интимной психологической близости + секс)-------взрослость (творческая деятельность)---------зрелый возраст\старость (чувство удовлетворённости\отчаяния). Минусы: основа – психосексуальное развитие по Фрейду; мало внимания интеллекту; неразличение осознания процессов от их переживания; несоотнесённость с хронологическим возрастом; неконкретное выделение социально-исторических аспектов формирования личности.

· Персонологическая концепция. Внутренний мир человека считается принципиально несводимым к каким бы то ни было природным или социальным детерминантам. В немецкой “понимающей психологии” 20х-30х гг. Э. Шпранглер: задачей психологии является познание внутреннего мира личности, связанного с культурой и историей. Юношеский возраст (м 14 – 22, ж 13 –19 ) рассматривается как стадия духовного развития, в процессе которой происходит открытие “я”. Процесс идёт изнутри вовне. 2 стадии: в 14-17 лет – стремление к освобождению от зависимостей, в 17-21 – кризис оторванности, чувство одиночества. Романтическо-идеалистическая концепция. Последовательница Шарлотта Бюлер уделяет внимание разграничению биологического и культурного созревания, которые не совпадают по срокам и содержанию. 2 фазы: негативная, для которой характерны тревога, раздражительность, агрессивность, метания; и позитивная, для которой характерно формирование системы ценностей и потребность в интимной человеческой близости. Бюлер изучала дневники (100 шт) и библиографию. Концепция отличается идеалистичностью и недооценивает влияние социально-классовых различий. 

· Когнитивно-генетическая теория. Изучает развитие интеллекта и познавательных процессов. Пиаже:  переходный возраст (12-15) – созревание способности к абстрагированию. Теория не претендует на универсальность, занимаясь только когнитивными процессами. Последователь Колберг рассматривает развитие интеллекта как аспект целостного развития личности, а социальная среда выступает как система возможностей, стимулирующих индивида к принятию социальных ролей. Рассматривает генезис морального сознания. 

 

ЛСВ выделяет особенности кризисных периодов

1. Границы кризисных периодов размыты.

2. Трудновоспитуемость детей во время кризисных периодов

3. Негативный характер развития. Развитие совершает разрушительную, а не созидательную работу. Ребёнок теряет из приобретённого прежде. 

Кризисы:

· Кризис новорожденности

· Кризис 1 года

· 3х лет – строптивость, своеволие. Возникновение характерных черт личности ребёнка

· 7-8 лет – неустойчивость воли и настроения. Возрастание самостоятельности.

· 13 лет – “я” и мир разделены более, чем когда-либо. Изменение установки от наглядности к пониманию и дедукции.

Кризисы – это возникновение новообразований, которые впоследствии отмирают, поглощаясь новообразованиями стабильного возраста.   

 

 

14. Структура личности и различные подходы к её изучению в психологии.

 

Лекции:

Экзистенциальные психологи вообще отказываются говорить о структуре личности. Некоторые авторы считают личность не продуктом, а процессом (Олпорт, напр.).

Самый старый способ вычленения структуры личности: типология и классификация. 1ая типология: “Характеры” Феофраста. Классификация – эмпирическая; человек сам выбирает базовое основание типологии. Принять за основание можно всё что угодно: телосложение, знаки Зодиака, иерархию психических функций (Юнг). Типология – это только способ упаковывания имеющихся знаний о людях. Недостаток типологий – то, что базовое основание только одно.

2 пути изучения структуры личности:

1. Выделение подструктур: модель Фрейда Я – Оно - Сверх-я, блочные модели личности

2. Различение элементов и единиц анализа структур (ЛСВ о том, что при изучении структуры воды надо остановиться на этапе Н2О, т.к. это единица (последняя степень расчленения, при которой сохраняются свойства целого), а не делить до атомов, т.к. это уже элементы). Выделение черт как элементов личности. Олпорт: черта – это предрасположенность реагировать так или иначе. Мюррей выделил потребности для определения структуры личности, Келли – конструкты, Узнадзе – установки. У АНЛ и келли элементы образуют иерархию. Постановка вопроса о структуре и связях между элементами, а не о самих элементах. В 60х – 70х гг. появляется идея о различных уровнях структуры личности: Ядов, Мерлин, Франкл. 

В моделях личности Асмолова и Братуся выделяется 3 уровня:

1. Братусь: Высший уровень, личность в узком смысле этого слова. Асмолов: План содержания - личностные смыслы.

2. Братусь: личность в широком смысле слова – характер, способности. Асмолов: план выражения – то, как содержание проявляется вовне. Характеристики стиля, средств для выражения цели.

3. Братусь: психофизиологические механизмы. Асмолов не относит это к личности, а рассматривает их как предпосылки.

 

 

15. Проблемы личности и уровни методологии науки. (1\4 Асмолова!)

 

Асмолов:

Сложно очертить сферу фактов, относящихся к предмету психологии личности, из-за:

· Многогранности феноменологии личности (проявлений человека в истории развития общества и его собственной жизни)

· Междисциплинарного статуса проблемы личности (в общественных и естественных науках, в практике и духовной культуре), что связано с…

· Возросшим влиянием личности на судьбы исторического процесса.

В связи с этим необходимо изучать проблему личности в системе координат, задаваемой различными уровнями методологии науки. Общая схема уровней методологии:

· Уровень философской методологии

· Уровень методологии общенаучных принципов

· Уровень методики и техники исследования.

При изучении личности вне контекста уровней методологии есть опасность замыкания науки в себе: коллекционирование фактов, например. Любое из проявлений личности, взятое само по себе, и отнесённое к изолированному человеку, не может быть рассмотрено как явление, относящееся к области изучения психологии личности. Поэтому психология личности оказалась расчленённой на психологию эмоций, воли, индивидуальных различий. От позиции исследователя зависит, на какие факты обращать внимание (никто, кроме психоаналитиков, не говорит об эдиповом комплексе) и какие факты считать основой психологии личности. Поэтому разнообразие теорий личности говорит не только о многообразии феноменологии личности, но и ставит вопрос о том, как изучать личность в психологии.

 

16. Социально-ролевой подход к изучению личности.

 

Очерк:

Социальная роль как элемент структуры личности задаётся тем, что, попадая в определённую систему отношений с другими людьми в том или ином качестве, человек сталкивается с определёнными требованиями, которые неизбежно и неминуемо предъявляются тому, кто попадает на это место, с системой ожиданий, что в определённой ситуации он будет вести себя соответствующим образом. Основой, на которой формируются роли, являются социальные нормы. 

Различие норм и ценностей:

· Ценности задают некоторые конечные цели, к которым надо стремиться

· Нормы – это некоторые конкретные ограничители, задающие конкретные установления, которым нужно следовать и которые можно выполнить или не выполнить.

В каждой социальной группе существует своя система норм, порождающая свою систему ролевых ожиданий.

       Два класса ролей:

· Конвенциональные – шаблоны, которым должен следовать любой человек, оказавшийся в данной ситуации: профессиональные роли, роли пассажира, покупателя, избирателя, семейные роли

· Неформальные – тоже устойчивые шаблоны, связанные с ожиданиями от человека определённого поведения, но они более вариативны – это то, как именно человек выполняет конвенциональную роль. Конвенциональная роль матери может дополняться неформальными ролями заботливой матери, работающей матери и проч. Очень часто в социальных группах есть строгая иерархия неформальных ролей.

По сути человек всю свою жизнь занимается освоением новых социальных ролей. Каждую нужно освоить технически и принять её для себя (смысловая сторона).

Из лекций:

Роли также можно разделить на формальные (много пить – плохо) и неформальные (мало пить – подозрительно и странно).

2 классических эксперимента по ролям:

· Зимбардо поставил проблему давления ситуации. Игра в тюрьму, люди поделены на тюремщиков и заключённых. Предположительная продолжительность эксперимента – месяц. Уже на шестой день – садизм тюремщиков, бунты заключённых. Хорошо усвоили роли.

· Милгрэм. Про ток, учителя и испытуемого. Эксперимент провели после Нюрнбергского процесса. За черту выходило около 80% испытуемых. Оказалось, что человеком легко манипулировать, ограничив контекст его поведения (“вы не имеете права выходить из эксперимента”).

 

17. Проблема нормы и патологии в психологии личности.

 

Из лекций:

Подходы к тому, что считать нормой:

· Статистический: что укладывается в две сигмы – то норма. Недостаток: гениальность здесь рассматривается как патология. Раз как все, то нормален.

· Клинический: есть симптомы – есть диагноз. Нет симптомов – норма. Но кто сказал, что симптомы обязательно должны быть? Если не болен, то здоров.

· Бихевиоральный, т.е. адаптационный: если у человека нет проблем с адаптацией – норма. Но это же зависит от культуры: что нормально для одной социальной группы, для другой выглядит как патология. Здоров, если хорошо приспособлен.

Критерий личностной зрелости по Олпорту (широта интересов, способность к самообъективации (в т.ч. юмор по отношению к себе), наличие философии жизни) может служить критерием для проверки.

 

Братусь:

К трём подходам он прибавляет экзистенциальный. Экзистенциалисты упирали на уникальность внутреннего мира человека, на необходимость интуитивного проникновения, творческого сопереживания для его познания. “Антипсихиатрическое течение” на этой основе возникло в 60е гг и рассматривало психически больных как жертв общества. 

       Зыбкость взглядов на проблему порождает существование так называемых пограничных состояний. Ганнушкин не раз подчёркивал зыбкость границ нормы.            “ “Гармонические натуры” по большей части есть плод воображения”. 

       С развитием гуманистического подхода психиатрическую терминологию стали заменять описательными критериями, например, “интерес к внешнему миру”, “наличие жизненной философии”. Данный описательный подход пытается выделить то позитивное, несводимое к психопатологическим понятиям, что несёт в себе нормальная личность. 

Ограничения описательного подхода:

· Большинство описаний не соотнесено с психологическим категориальным аппаратом и поэтому не может быть использовано научной психологией

· Описывается конечный продукт, а внутренние закономерности процесса не учитываются

· Описательные критерии неоднозначны и требуют существенных оговорок и дополнений.

Здоровье личности рассматривается как атрибут выдающихся, творческих представителей человечества. Стремление к совершенным образцам.

       Почему так сложно отделить норму от патологии? ЛСВ: “…Вся история психологии – борьба за психологию в психологии”. Данный предмет находится вне поля психологии. Это пограничная область знания, поэтому и определить разграничение сложно. Из биологии пришла идея адаптивности, из медицины – отсутствия болезни. 

       Следовательно, для выработки критерия необходимо обратиться к науке, для которой психология является низлежащей, т.е. к философии, к философской концепции человека. 

 


Часть вторая

 

1. Практическая психология личности как ремесло и искусство в истории человечества

 

Хьелл, Зиглер:

       Загадка природы человека – самая запутанная из всех тех, с которыми человечество сталкивалось. Трудность в том, что мы все очень разные. Попытки понять всю сложность человеческого поведения и сущность человека предпринимались и предпринимаются в астрологии, теологии, философии, литературе, социологии. Сейчас человек как никогда сильно влияет на мир, поэтому проблема стоит остро. 

       Истоки психологии – у греков и римлян. Философы решали примерно те же вопросы, которые решаются сейчас. Научный статус психология получила с 1879 года. В самой психологии имеет место сопротивление “объективизации” личности: есть мнение, что это может разрушить представление об уникальности и сложности человеческой натуры. Призывают сконцентрировать внимание на борьбе за личностное и культурное просвещение людей.

 

 

2. Общие представления о личности в классическом и современном психоанализе

 

Хьелл, Зиглер:

Фрейд первым охарактеризовал психику как поле боя между силами инстинкта, рассудка и сознания. В течение длительного периода развития Фрейд применял топографическую модель личностной организации: сознание, предсознание и бессознательное. В начале 20х гг Фрейд вводит концептуальную модель психической жизни, хотя Фрейд полагал, что эти составляющие следует рассматривать как процессы, а не как структуры личности. Ид (оно) – принцип удовольствия, первичные процессы мышления. Эго (я) – принцип реальности, вторичные процессы мышления. Суперэго (сверх-я) – морально-этические императивы, включает совесть и эго-идеал. 

       Юнг: аналитическая теория личности. Не считал сексуальность преобладающей силой в структуре личности. Личность считал состоящей из эго (основа самосознания), личного бессознательного (подавленные или забытые конфликты и воспоминания, комплексы) и коллективного бессознательного (хранилище латентных следов памяти человечества). Коллективное бессознательное состоит из архетипов (врождённые идеи\воспоминания, предраспологающие людей воспринимать события определённым образом). Количество архетипов в бессознательном неограничено, но вот самые важные: персона (то, как мы проявляем себя в отношениях с людьми), тень (подавленная тёмная, животная сторона личности), анима (образ женщины в мужчине), анимус (образ мужчины в женщине), самость (самый важный, сердцевина личности, вокруг которой организованы другие элементы). Описал интро- и экстраверсию как жизненные установки. 

 

3. Общие представления о личности в гуманистической психологии.

           

Лекции:

Гуманистическая психология – не теория, а социальное движение (“третья сила”), поэтому включает в себя разные теории, противоречивые. Основные теории – Маслоу, Роджерс, экзистенциальная психология. 

У Роджерса скорее теория психотерапии, а не теория личности: принципы приятия, эмпатии. Роджерс считал, что в человеке всё заложено и что он изначально добр. Не уточняет, откуда зло в обществе изначально добрых людей. Биологизация теории, т.к. Роджерс по образованию агроном.

Маслоу был учёным, а не только психотерапевтом. Некоторые люди очень другие, но при этом похожи: особый тип самоактуализирующихся личностей. Иерархия потребностей.

 

4. Общие представления о личности в экзистенциальной психологии.

 

Лекции:

Франкл. Стремление к смыслу как главная побудительная сила человека. Расхождение с теорией самоактуализацией, общей для Маслоу и Роджерса. Перекличка с ЛСВ: изучение вершинной, а не глубинной психологии. Франкл: ничего не заложено, а что заложено, то не важно. Вопрос – чему в человеке дать реализоваться, а чему не дать. 

 

5. Общие представления о личности в теории К.Левина и когнитивной психологии.

 

Хьелл, Зиглер:

       Келли построил свою когнитивную теорию личности на основе конструктивного альтернатизма. “Всё наше современное толкование мира нуждается в пересмотре или замене”. На всё можно посмотреть с разных сторон. Личностный конструкт – это теоретическая модель, которую человек пытается приспособить к действительности. “Умный – глупый”, “хороший – плохой”. Личность он рассматривал как конструкт персонолога, как абстракцию, созданную психологами на основании наблюдений. Чтобы понять человека, надо понять его конструкты. “Процессы личности – это проложенные в психике каналы, в русле которых человек прогнозирует события”. 

 

Лекции за прошлый семестр:

       Теория поля Левина включает в себя модель личности и модель окружающей среды. Модель личности рассматривается как определяемая скалярными величинами (квази-потребность, энергия, напряжение), а модель среды – векторными (целеполагание, направленность, валентность). Личность интерпретирует ситуацию, существует некий гипотетический конструкт реальности; среда заставляет личность совершать “локомоции” в среде.

 

6. Взаимоотношение темперамента, характера и личности.

Одна из самых запутанных тем в психологии, по мнению Либина J

Лекции ДА Леонтьева и Петухова, очерк:

Темперамент – врождённое свойство организма, связанное с формально-динамической стороной любой деятельности. Свойство НС. Психобиологическая основа личности. Типология темпераментов по Павлову: уравновешенность-неуравновешенность и баланс-инертность : 4 типа.

Характер – это то, через что проявляется наша личность. Он служит нам. Форма поведения, которая необходима для сохранения наличной структуры мотивов. Это подчинённая подструктура личности. То, КАК мы проявляем наши убеждения (которые относятся к личности). Зрелая личность владеет своим характером. Дисгармоничные отношения между характером и личностью: подчинение личности характеру (неуправляемость характера), подмена личности характером.(внешние проявления при отсутствии внутреннего содержания).

Характер – это экспрессивно-инструментальная структура, характеризующая типичные для личности способы её внешнего проявления, её внешнюю оболочку.

ЛСВ считал темперамент наличной предпосылкой, а характер – конечным результатом воспитательного процесса. 

 

7. Взаимоотношение задатков, способностей и личности.

 

Очерк:

Задатки – это биологическая основа способностей. Но при этом задатки неспецифичны по отношению к способностям, т.е. на основе задатков невозможно предсказать, какие именно способности сформируются на их основе. На основе одних задатков могут сформироваться разные способности, может – несколько способностей, а может и ничего не сформироваться. Нужна практика, обучение, вхождение в соответствующую деятельность, в которой и развиваются соответствующие способности. Практика обучения может привести к формированию индивидуального стиля этой деятельности, благодаря которому отсутствие одних задатков компенсируется развитием других. Маленький прыгучий баскетболист.

Способности, как роли и характер – это экспрессивно-инструментальная структура, характеризующая типичные для личности способы её внешнего проявления, её внешнюю оболочку.

 

8. Смысловая регуляция поведения личности

 

Очерк:

То, что присуще только человеку и каждому человеку – это его внутренний мир. Внутренний мир – не только образ внешнего, такой образ есть и у животных. Внутренний мир имеет своё специфическое содержание, свои законы формирования и развития, которые во многом (хотя и не полностью) зависят от мира внешнего.

Поведение животных определяется двумя факторами:

· Внешними стимулами, вызывающими автоматические инстинктивные или прижизненно сформированные реакции

· Внутренними состояниями напряжения тех или иных потребностей.

Взаимодействие этих двух форм детерминации может порождать очень сложное поведение, но это поведение подчинено только одной логике – логике удовлетворения своих потребностей.

Сальваторе Мадди выделил три группы человеческих потребностей:

· Биологические

· Социальные

· Психологические (это новое, потребности в суждении, символизации, воображении).

В связи с этими группами выделяет два пути развития личности:

· Биологические и социальные доминируют: конформистский тип (можно назвать этот тип поведения подчинённым реактивной логике)

· Психологические доминируют: индивидуалистский. (можно назвать этот тип поведения подчинённым смысловой логике)

Личность живёт не в среде, а в мире, отношения с которым она строит на основании логики жизненной необходимости – логики, в свете которой каждое действие и обстоятельство выступает как имеющее смысл. Основными составляющими внутреннего мира человека являются присущие только ему и вытекающие из его уникального личностного опыта устойчивые смыслы объектов и явлений, отражающие его отношение к ним, а также личностные ценности, которые являются, наряду с потребностями, источниками этих смыслов.

Потребности и личностные ценности занимают одно и то же место в структуре мотивации человека и в структуре порождения смыслов.

Таким образом и поведение человека может быть подчинено логике удовлетворения своих потребностей или смысловой логике.

 

6. Проблема “Я” и направления её изучения в психологии. Самосознание личности.

 

Кон: Хотя это одно из старейших философо-психологических понятий, его категориальный статус не определён. Понятие “Я” соотносят то с личностью, то с самосознанием. Но “Я” – не просто личность, а личность, рассматриваемая изнутри. А самосознание может быть и групповым. Понятие “Я” двояко, т.к. как заметил ещё Кант, “Я” – это субъект мышления, рефлексирующее “Я” и одновременно объект восприятия и внутреннего чувства. В психологии первое называют действующим, субъектным, экзистенциальным “Я”, а второе – “Я-концепцией”. Как на “Я” посмотришь, так и определишь: для бихевиориста понятия “самости” вообще не существует.

       Пока никто не сумел внятно разделить “Я” рефлексирующее и действующее. Эриксон выделяет “Эго-идентичность”, определяя его то как “осознанное чувство индивидуальной идентичности”, то как “бессознательное стремление к последовательности личного характера”, то как “критерий молчаливой деятельности Эго-синтеза”. Левинджер в своей концепции тоже многозначен. Он считает, что определить “Эго” так же трудно, как жизнь. Считает его синтетической, организующей функцией психики. Процесс развития Эго он понимает как моральное, когнитивное развитие и рост способности к межличностным отношениям.

       Неверно, что образ “Я” сводится к сумме самоощущений. Личностный подход позволяет проанализировать понятие “Я”. Проблема в том, что понятия субъективности, диалогичности и ценности “Я” не поддаются жесткой операционализации и не укладываются в привычную логику экспериментальной науки, построенной по образцу естествознания и поэтому ориентированной на изучение безличных процессов. Ограниченность можно преодолеть на уровне философского синтеза. Помощь в решении проблемы “Я” психологам оказывают смежные гуманитарные науки: этнокультурология и историческая психология. Также ценным источником является литературоведение: художественно-образное познание старше научно-теоретического. 

           

 

7. Типология индивидуальности

 

Лекции Петухова:

Типологии отличаются в зависимости от того, какая задача решается:

1. Собственно исследовательская, объяснительная. Поиск связи характера с телесными особенностями. Кречмер, Шелдон.

2. Эмпирико-описательная. Описать как можно больше типов. Описание пограничных форм. Ганнушкин (психопатии), Личков (крайние степени нормы у подростков), акцентуации Леонгарда.

3. Собственно терапевтическая. Типология Юнга: А) Выделение разной направленности (экстра-\интроверт), типология как картина равновесия. Б) Выделение доминирующей функции. В) расширение количества функций. 8 типов.

Очерк:

Чем привлекательно типологическое мышление:

· Универсальность – любого человека можно подвести под любое количество типов

· Простота – отнесение человека к типу избавляет от необходимости узнавать человека дальше

Недостатки типологий:

· Типологизация останавливает дальнейшее познание

· В типологии не учитываются изменения, которые могут произойти с человеком.

· Категоричность типологических обозначений. Либо левый, либо правый. Нет промежуточных стадий.

· Оценочность: большинству типологических характеристик присуща положительная\отрицательная оценка.

· Искусственность: тип основывается на одном качестве личности, которому придаётся огромное значение, другие качества мало учитываются.

Отнесение человека к типу является не познанием человека как такового, а познанием того, как он соотносится с какими-то нашими задачами. Типологии имеют практическое значение.

 

6.  “Социальная ситуация развития”. Её место в становлении личности.

 

Лекции:

ЛСВ: социальная ситуация развития – система специфичных для данного возраста отношений между ребёнком и социумом, которая определяет развитие. Развитие порождается насущной необходимостью, кризис – это всегда несоответствие. Для ЛСВ это противоречие связано с социальной ситуацией. Противоречия, по мнению ЛСВ и Эльконина, находятся в системе деятельности (что-то от чего-то отстаёт: мотивационно-потребностная сфера или операционально-техническая).

 

7. Методы исследования личности в разных направлениях психологии.

Лекции:

Макклеланд дал классификацию методов психологического исследования:

1. респондентные: нам предлагают вопрос и ответы, мы должны выбрать. Это все личностные опросники, IQ, проективные методы (Люшер). Человек не порождает, а выбирает.

2. оперантные: человек порождает. Необходимо закончить предложение, например. 

 

Оперантные тесты в лонгитюдных исследованиях дают более высокую корреляцию. 

 

6. Социальный характер, национальный характер и характер индивидуальности.

 

Очерк:

По поводу национального характера в литературе идёт много споров. Основная проблема: есть национальный характер или его нет? Существуют сильные стереотипы в отношении национального характера, т.е. что у представителей одних наций есть стойкие убеждения в существовании у других наций определённых комплексов черт, и эти убеждения меняются в зависимости от исторической ситуации. Реальные различия между нациями есть, но это различия по малому количеству черт, и, более того, различия между людьми внутри одной нации гораздо больше, чем устойчивые различия между нациями. Представление о национальном характере – форма типологического мышления. Сходств намного больше, чем различий. Сходства гораздо более существенны, чем различия. 

Социальный характер – инвариантные особенности характера, присущие определённым социальным группам. Характер формируется в реальной жизни человека, и в меру общности условий, в которые попадают люди, у них формируются некоторые общие черты характера. Характер выполняет роль буфера между личностью и средой, поэтому во многом этой средой и определяется, но всё же основная роль в формировании характера принадлежит личности. 

Если личность направлена на приспособление, характер поможет это сделать. Если личность направлена на преодоление\преобразование среды, характер и в этом поможет. Характер не должен главенствовать над личностью или быть её заменой. 

 

14.Проблема индивидуального стиля в психологии.

 

Лекции:

“Образ” и “стиль” жизни: Образ – то, что задаётся социальными условиями, в которых предлагается жить. Стиль – это то, чем мы опосредуем влияние образа жизни на нас. Стиль больше зависит от личности, наш собственный способ адаптации и преобразования действительности. 

Бюлер вывела 4 типа жизненных тенденций:

1. Творческая экспансия

2. Адаптивное самоограничение

3. Поддержание внутренней гармонии

4. (лектором было забыто) J

Хьелл, Зиглер:

Адлер рассматривает стиль жизни как соотношение “социального интереса” (эмпатические установки, сотрудничество ради общего дела) и “степени активности”. Выделяет 4 типа:

1. управляющий: незначительный социальный интерес и высокая степень активности. Юные правонарушители, наркоманы

2. берущий: нет социального интереса и низкая степень активности, паразитизм.

3. избегающий: нет ни интереса, ни активности. Цель – избегание всех проблем в жизни

4. социально-полезный: воплощение зрелости в системе взглядов Адлера.  Высокий социальный интерес и высокая степень активности.

Нет комбинации “высокий интерес + низкая активность”, т.к. Адлер считал её невозможной, т.к. где интерес, там всегда активность. 

 

14.Культура и программы поведения.

 

Дэвид Майерс, “Социальная психология”

Чтобы оценить влияние культуры, достаточно просто столкнуться с другой. Сравнение коллективизма и индивидуализма в разных культурах. С раннего детства нас учат нормам и программам, принятым в данном обществе. Роли – наборы норм, определяющих, как должны вести себя люди в данной социальной позиции. Роли определяют поведение. Гендерные роли зависят от культуры: на Западе фиксированы менее чётко, чем на Востоке. Гендерные стереотипы: умные девушки прикидываются дурочками.

 

 

15.Защитные механизмы и их роль в регуляции поведения личности.

 

Из билетов за прошлый семестр:

Тревога – предвосхищающая эмоция в связи с угрозой\боязнью. Защитные механизмы нейтрализуют и маскируют тревогу, связывая психическую энергию человека, т.к. на поддержание механизмов требуется эта энергия. Первым к защитным механизмффам обратился Фрейд, связывая это со своей теорией сексуальности. Сейчас описано более 20 механизмов, но здесь даны основные.

Виды:

1. Вытеснение (подавление). Первичное осознание. Забытое проявляется в снах, ошибочных действиях, неврозах.

2. Отрицание. Игнорирование реальности. 

3. Рационализация. Нахождение приемлемых причин для неприемлемых действий. Лиса и виноград.

4. Реактивное образование. Подмена диаметрально противоположным поведением или эмоцией. Агрессия трансформируется в любовь к животным.

5. Проекция. Приписывание другим своих мыслей\чувств\эмоций.

6. Изоляция. Событие осознаётся, но не переживается. Отдаление вызывающей тревогу части ситуации от самой ситуации.

7. Регрессия. Самый примитивный способ защиты. Говорить детским голосом, плакать, ковырять в носу.

8. Сублимация. Замена цели, которой невозможно достигнуть, на более далёкую. Фрейд рассматривал всё искусство как сублимацию психосексуальной энергии.

 

Невротические защитные механизмы, по Фрицу Перлзу (нарушение чувства границы между “Я” и миром, но при этом подчёркивается необходимость отличать здоровую идентификацию от нездоровой):

· Слияние. Индивид не различает себя и других. Индикатор: “мы”. Но это не относится к случаю мать-дитя.

· Ретрофлексия. Разделение я-субъекта и я-объекта. Индикатор: “я должен заставить себя…”. Здесь “я” – субъект, “себя” – объект.

· Интроекция. Присваивание без критики норм, стандартов. “Проглатывание непережёванным”. Родительские поучения – ранние интроекты: “настоящие мужчины не должны плакать”.

· Проекция. Неприемлемые аспекты Я принадлежат миру. “Мир холоден и враждебен…”.

 

14.Проблемы психологии пола.

 

Либин:

Вопросы психологии пола:

· Чем в действительности обусловлены темпераментальные, стилевые и характерологические особенности мужчин и женщин?

· Есть ли специфика в интеллектуальном развитии мальчиков и девочек, детерминированная эволюционно-генетическими программами?

· Как формируются представления о типично женских и типично мужских образцах поведения?

Очень велико влияние стереотипов, например, что женщины слабы, некомпетентны и мягкосердечны, а мужчины агрессивны, обладают деловыми навыками и скрывают эмоции. Этому влиянию подвержены и психологи тоже. Проблема в том, что эти различия действительно имеют место, но они не являются основополагающими. Во многом женщины и мужчины формируют своё поведение под влиянием именно этих стереотипов и под влиянием воспитания. 

Басс: мужчины и женщины будут проявлять половые различия непосредственно в тех областях жизни, где они сталкиваются с проблемами адаптации, относящимися к их биологическим различиям. Тиигер: до 6 лет мальчики и девочки одинаково агрессивны, но потом мальчики становятся более агрессивными под влиянием полоролевых стереотипов. Фроди и Маколей: мужчины и женщины одинаково агрессивны, просто эта агрессия по-разному проявляется. Вроде как доказано, что у женщин более высокий уровень эмпатии изначально: мужчины учатся эмпатии в течение жизни, а женщины разучиваются, т.к. она мешает им приспосабливаться. Пломин, Фокс: фактор пола обуславливает не более 5% от общей дисперсии показателей интеллекта.


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 97; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!