Своды. Положение архитектора.



Новое царство

Новое царство просуществовало около пяти столетий, приблизительно с 1580 по 1090 год до нашей эры. Этот период с полной уверенностью можно назвать порой наивысшего государственного, экономического и культурного развития Древнего Египта. Небывалый расцвет производительных сил явился предпосылкой к тому, что царские постройки по затратам вложенных в них труда и средств не уступали наиболее крупным пирамидам, а произведения искусства даже превосходили достижения мастеров Древнего и Среднего царств. Подъем Нового царства ознаменовался эпохой правления XVIII династии (приблизительно 1580-1310 годы до нашей эры).

 

Эпоха Нового царства, освещаемая наибольшим числом древнеегипетских памятников, совпадает с правлением трех манефоновских династии — XVIII, XIX и XX (с XVI по XI в. до н.э.).

 

Уже в самом начале ее произошли значительные сдвиги во всех отраслях египетского хозяйства. С XVIII династии повсеместно отмечено широкое применение бронзы наряду с продолжающимся использованием орудии труда из чистой меди, камня и дерева. После изобретения ножных мехов в металлургии было покопчено с тяжелым и опасным трудом — раздуванием горна легкими через длинные трубки; появляется более удобный и производительный ткацкий станок; усовершенствованный плуг с отвесной рукояткой, еще редкий в Среднем царстве, окончательно вытесняет старый, известный в глубокой древности. Использование водоподъемных сооружений — шадуфов, напоминающих всем известные колодезные «журавли», не могло не привести к резкому увеличению производительности труда в садоводстве и огородничестве, где до этого применялся только малопроизводительный ручной полив. Интенсивно развивается новая для страны отрасль ремесленного производства — стеклоделие. Именно от эпохи Нового царства дошли до нас разнообразные сосуды и многочисленные мелкие изделия из непрозрачного цветного стекла.

 

 

Появление его свидетельствует об успехах прикладной химии, добившейся также особенно ощутимых достижений в области мумификации — недаром так хорошо сохранились мумии большинства фараонов Нового царства, однажды в смутные времена поздней египетской истории спрятанные от грабителей в укромном тайнике возле фиванского некрополя и обнаруженные только в самом конце XIX в. н.э.

 

Обзор храмовой архитектуры Нового царства следует начать с заупокойного храма царицы XVIII династии - Хатшепсут, сооруженного в конце XVI в.до н.э.в Дейр-эль-Бахри. В этом памятнике, построенном в традициях заупокойных храмов предшествующего периода, особенно наглядно выступают характерные черты зодчества Нового царства.

 

Хатшепсут воздвигла свой заупокойный храм в северной части Дейр-эль-Бахри, рядом с заупокойным храмом Ментухотепа, и во многом повторила его. Стремление приблизить храм к памятнику основателя фиванской династии Ментухотепа было вызвано желанием Хатшепсут подчеркнуть преемственность своей власти от великих предков. Хатшепсут, прославленная женщина-фараон, заняла престол не по праву. Она была дочерью фараона Тутмеса I и женой своего единокровного брата Тутмеса II; у Тутмеса II был сын от женщины нецарского рода, Тутмес III. После смерти отца Тутмес III был обручен со своей сестрой и объявлен фараоном при регентстве Хатшепсут. Но Хатшепсут не довольствовалась ролью регентши. Отстранив Тутмеса III, она захватила престол и в течение 27 лет была владычицей Египта.

 

 

Дейр-эль-Бахри. Храм Хатшепсут. Галерея средней террасы

 

Храм Хатшепсут явился важным этапом в истории египетского зодчества. Принципиальное отличие архитектуры этого храма от сооружений Среднего царства особенно ясно выступает при сравнении храма Хатшепсут с близким ему по планировке и оформлению храмом Ментухотепа. Так же как храм Ментухотепа, храм Хатшепсут расположен на трех террасах. Горизонтальные линии террас сочетаются с вертикалями портиков; цельность архитектуры храма подчеркивается дикостью окружающих скал. Вместе с тем в отличие от заупокойных храмов Среднего царства в храме Хатшепсут не было погребения. Это обстоятельство во многом определило своеобразие храма. По сравнению с храмом Ментухотепа он менее суров и богаче декорирован.

 

ГЛАВА 1. Знакомство с храмовой архитектурой Нового царства. Начало.

 

Строительные материалы.

В монументальном» строительстве Нового царства основным строительным материалом был камень. До конца XVIII династии обычно пользовались известняком. Начиная с XIX династии, стали применять желто-розовый песчаник из каменоломен в Верхнем Египте. Зернистое строение песчаника не допускало такой тонкой обработки поверхностей, как у известняка, но как строительный материал песчаник отличался гораздо большей прочностью.

 

Гранит, преимущественно розовый из Ассуана, излюбленный материал монументальных построек Древнего царства времени IV династии, в период Нового царства находил себе применение только в отдельных частях зданий (для обработки порталов храмов, для гигантских монолитных обелисков, фланкировавших вход в храмы, для сфинксов и монументальных изображений богов или фараонов-строителей).

 

Кроме розового гранита, пользовались также хорошо поддающимся полировке мелкозернистым черным гранитом (диорит).

 

В качестве декоративного облицовочного материала пользовались иногда так называемым восточным алебастром — ониксом. Пронизанный молочно-белыми прожилками, мелкозернистый и благодаря этому отлично поддающийся полировке, он применялся, начиная с периода Древнего царства, в скульптуре и в художественном ремесле.

 

Приемы добычи и ломки камня были в Новом царстве такими же, как и в предыдущие периоды. При кладке не стремились непременно иметь блоки одинаковой величины. Определенные размеры соблюдались только при выделке канителей, архитравов и других монолитных частей здания.

 

Доставлять блоки на место стройки преходилось зачастую издалека. Чаще (всего доставка материала производилась водой. Известно, например, что для перевозки гигантских обелисков царицы XVIII династии Хатшепсут были выстроены ладьи длиною более 80 м. При доставке сухим путем, камень укладывали на салазки, запряженные волами. Перевозили его также и с помощью людской силы. В таком случае перевозчики были организованы в отряды под военной командой своих десятников. При перевозке тяжелых блоков или обработанных на месте, архитектурных деталей под салазки подкладывали катки, а для придания грунту большей твердости дорогу поливали водой.

В области гражданского строительства основными материалами оставались глина, тростник и дерево, употреблявшиеся даже при постройке дворцов и крепостей. Этим можно объяснить, что из построек Нового царства сохранились лишь храмы, выстроенные из камня, и гробницы, вырубленные в скалах, а также то, что в каменной архитектуре того времени сохранились приемы, объяснимые только влиянием строительства из глины и дерева. Примерами может служить сохранение наклонной линии, наружных стен каменных построек, а также, выкружки карнизов — пережиток построек из связок тростника.

 

Орудия строительства известны по небольшим моделям их, которые клались вместе с кирпичами при закладке зданий, а также по сохранившимся изображениям в гробницах. Медное долото различной формы, наугольник, ватерпас, свинцовый отвес, тяжелый деревянный молот, медный инструмент для заглаживания штукатурки и деревянная рама для кирпича, бронзовая пила, тесло и топор плотника, катушка со шнуром для выравнивания поверхности стены, тяжелые каменные молоты, полировальные камни каменотесов являлись обычным набором орудий египетского строительства.

Планы и проекты.

Можно предполагать, что уже в Древнем и Среднем царствах египетский строитель прибегал к помощи предварительного расчета и пользовался планом. От Нового же царства до нас дошли подлинники таких планов с цифровыми пометами, указывающими предполагаемые размеры отдельных частей усадьбы и садов.

 

В одном случае удалось проверить и степень точности такого плана. В 1917 г. археологом Картером был опубликован план гробницы фараона Рамзеса IV, обнаруженный им в одном из папирусов Туринского музея. План этот, на котором помечены названия отдельных помещений гробницы и размеры их, выполнен в масштабе 1:28. Он был сверен с подлинными размерами гробницы, и расхождения оказались ничтожными.

 

Как и в Древнем царстве, для подъема строительных материалов пользовались наклонными плоскостями. В одном из папирусов Нового царства упоминается такая плоскость, длиною в 730 локтей и высотой в 60 локтей, но, как правило, (судя по сохранившимся изображениям времени XVIII династии, (наклонные плоскости в это время делались более короткими и более крутыми, чем в предыдущие эпохи, с углом подъема около 30°. Боковые стенки их (выкладывались из кирпича-сырца, для облегчения подъема тяжести поверхность облицовывалась камнем. Эти наклонные плоскости должны были играть особенно большую роль в Новом царстве при установке обелисков и монументальной скульптуры, которые в это время стали неотъемлемой принадлежностью храмов и представляли собой иногда большую тяжесть. Гранитный обелиск Тутмеса III в Карнаке имеет, например, 37,99 м высоты при объеме в 123 куб. м и ширине основания З,15 м весит 332,1 т; незаконченный обелиск в каменоломнях Ассуана имеет в длину 41,75 м, вес колоссов Мемнона равняется 700 т, а вес колоссов Рамзеса II в Танисе — 1000 т.

 

Установка обелиска производилась, очевидно, следующим образом. Обелиск, поднятый на высокую насыпь, приводился путем постепенного откапывания земли в вертикальное положение. Затем из подложенных мешков выпускался песок, и обелиск становился на свое место.

 

От времени позднего периода Нового царства до нас дошли остатки наклонного сооружения с углом подъема в 46°, устроенного при постройке пилонов фараона Шешенка (XXII династия) в Карнаке. Поверхность этого наклонного сооружения представляла собою ряд ступеней, по которым тяжесть поднимали при помощи «качалок» в форме двух сегментов круга, соединенных поперечными брусьями.

Возможно, что для подъема тяжестей в Новом царстве применялся также блок, в это время уже известный, а при постановке на место монументальной скульптуры пользовались и деревянными лесами.

 

При сырцовой кладке в качестве раствора применяли жидкую глину с примесью песка или битых черепков. Применялась также прокладка цыновок между отдельными рядами кирпичей. Ввиду отсутствия дерева кладка производилась без лесов; при этом кирпичи выкладывались уступами в виде лестницы для подъема материалов.

 

 

Хотя храмы Нового царства очень разнообразны по оформлению фасада, по построению внутреннего пространства и декору интерьеров, в основе их планировки лежал один и тот же принцип. Храмовый участок, имевший форму вытянутого прямоугольника, был обнесен мощной стеной. К расположенному на фасаде входу вела широкая дорога, обставленная по сторонам статуями сфинксов. Своеобразие этих скульптур заключалось в том, что хотя каждая из них представляет собой самостоятельное произведение, все статуи повторяют друг друга; поэтому они не рассчитаны на длительное рассмотрение, не требуют ни обхода, ни остановки.

 

Ряд повторяющихся скульптур направлял движение молящегося, создавал настроение торжественности перед входом в храм. Затем на пути входящего вставала преграда. Вход в храм оформлялся в виде пилона — двух высоких башен с узким проходом между ними.

 

В это время большое культовое строительство велось во всей стране, от истоков Нила до его дельты. Но наибольшее количество храмов было воздвигнуто на восточном берегу Нила — в Фивах, в древних Ипет-Сут и Ипет-Рес, современных Карнаке и Луксоре. Эти комплексы являются подлинной каменной летописью египетского зодчества.

 

 

Своды. Положение архитектора.

Своды. Новое царство продолжало пользоваться сводом, древнейшие примеры которого дошли до нас в могилах додинастического Египта. Сводом пользовались при сооружении хозяйственных построек, зернохранилищ, имевших эту форму перекрытия уже в Древнем и Среднем царствах. Коробовый свод встречался также и в монументальных постройках. Этот свод клался отдельными отрезками шириной в один ряд камней, позволявшими поочередно замкнуть каждый отрезок. Своду иногда придавали вытянутую вверх овальную форму (Рамессей). В Абидосе ложные своды были выполнены из камня напуском горизонтальных рядов. Вопрос о применении кружал остается пока невыясненным.

Положение архитектора. Масштабы монументального строительства Нового царства, превосходящие даже строительство фараонов IV династии, дали возможность зодчим этого времени занять в обществе такое же высокое положение, какое они занимали в предыдущие периоды.

 

Зодчий — «главный строитель» — и в Новом царстве являлся одновременно «начальником всех работ царя». Монументальное строительство было делом государственной власти. От времени Нового царства до нас дошел ряд имен зодчих. Инени, главный архитектор фараона XVIII династии Тутмеса I, построил в Фивах перед храмом Амона пилон и крытый зал с колоннами из кедра с бронзовыми дверями, выложенными золотом. Перед пилоном он воздвиг два гигантских обелиска и высокие мачты из кедра, окованные электром. По повелению фараона, он один наблюдал за высеканием пещерной гробницы царя, «так что никто не видел и не слышал», т. е. выполнял секретное поручение.

 

Строитель великолепного храма царицы Хатшепсут в Дейр-эль Бахари, Сенмут, был знатным придворным, фаворитом Хатшепсут, и ему было поручено воспитание ее дочери, царевны Нефрура.

 

Аменхотеп, сын Хапут, «начальник всех строительных работ» при фараоне XVIII династии Аменхотепе III, впоследствии, в птолемеевские времена, был обожествлен. Главный строитель фараона Эхнатона с гордостью подчеркивал, что его «учил сам царь», т. е. указывал опять-таки на свое высокое придворное положение, дозволявшее ему непосредственное общение с фараоном.

 

 

ГЛАВА 2. Главные архитектурные памятники и их особенности.

 


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 64; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!