Хозяйство. Материальная культура



Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Оренбургский государственный педагогический университет»

 

 

Филологический факультет

Кафедра история России

 

 

РЕФЕРАТ

 

на тему: Народы Азии: рюкюсцы

Направление подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Профили подготовки: Русский язык и История

Форма обучения: очная

 

  Выполнил обучающийся:  Аскарова Дина 5 курс, группа ОБ-РИ-51
  Руководитель: Евгеньев А. А. доцент кафедры истории России
  ______________ ________   (оценка)                       (подпись)
                                 Оренбург, 2020 г.    

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.1 Этногенез и этническая история .................................................................... 3

1.2 Хозяйство. Материальная культура ............................................................ ...6

1.3 Социальный строй и общественная организация ....................................... 9

1.4 Духовная культура ...................................................................................... ..11

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................... ….13


 

Этногенез и этническая история

 

Относительно заселения Рюкюских островов существуют различные предположения. Широко распространена теория, что задолго еще до нашей эры по Рюкюской цепи прошли южные племена (индонезийцы, полинезийцы, индокитайцы), переселившиеся затем на Японские острова. Однако известные до сих пор стоянки каменного века на Рюкю относятся к более позднему периоду, чем древнейшие стоянки в Японии. По общепринятому мнению, древнейшая керамика на Рюкю принадлежит айнам, причем керамика Рюкю и Хонсю по своей форме и орнаментации имеет близкое сходство. Примерно в III в. н. э. наблюдается большая волна переселенцев – раннеяпонских племен, вышедших, очевидно, с юга Кореи, которые, продвигаясь на юг по Рюкю, теснили айнов и смешивались с ними.

В дальнейшем переселение с севера не носило такого массового характера, оно происходило отдельными группами, которые уже не имели большого значения в формировании рюкюсцев[1] как народности.

Китайцы были осведомлены о Рюкю еще в III в. до н. э., но тесный контакт был установлен только в 605 г. н. э., когда китайское посольство посетило один из островов.

Первые сведения о связях Японии с Рюкю относятся к 617 г. В китайских летописях значится, что рюкюсцы жили разобщенными общинами во главе со старейшинами; каждый остров представлял собой самостоятельное «государство» во главе с «королем» (хотя, судя по легендам рюкюсцев, они номинально признавали власть единого царя).

Контакт Японцев с населением о. Окинава в более позднее время связывается с прибытием в 1165 г. на острова японского военачальника Монамото Таметомо, который, согласно официальной истории, основал династию рюкюских королей.

Одновременно расширяются связи с Китаем. В то время проникает на острова буддизм и заимствованное из Японии силлабическое письмо. Наибольшее значение приобретает центральное королевство Чуан, которое признало власть Китая и с 1372 г. стало платить ежегодную дань китайскому императору.

Китайские купцы имели свои концессии в Наха и других городах. Китайская дипломатия, поддерживая центральное королевство, содействовала объединению рюкюских владений в единое государство. Процесс объединения рюкюских владений завершился в XV в.

С середины XIV в. до второй половины XVI в. Окинава поддерживает оживленную торговлю с Китаем, Японией, Кореей, Индией, Сиамом, Явой. В XVI в. на Окинава проникают изделия из арабских стран и Португалии.

В начале XVII в. экспансия Японии на Рюкю усилилась. В 1609 г. она послала военную экспедицию, в результате которой Северные острова и о. Осима перешли во владение сацумского князя и с тех пор стали частью японской провинции Кагосима. Прочие острова остались под властью рюкюского короля при условии уплаты им ежегодной дани Японии и введения контроля Японии над внешними сношениями рюкюского правительства.

Рюкю были присоединены к Японии как префектура Окинава, основные административные посты замещались японскими чиновниками. Официальным языком стал японский. На государственную службу принимали только лиц, овладевших японским языком. Через школу правительственные учреждения, торговые предприятия и другими путями на острова вместе с языком стал проникать и общеяпонский образ жизни, и культурные достижения собственно Японии. С развитием капитализма в Японии, охватившего и Рюкюские острова, наблюдается нивелировка национальных особенностей, замена феодальных традиций новыми обычаями, многие элементы новой японской культуры проникли и утвердились среди рюкюсцев.

В 1945 г. часть Рюкюских островов была оккупирована войсками США, а о. Окинава превращен в крупнейшую базу военно-воздушных сил США.

США прилагали все усилия, чтобы оторвать острова от Японии. Население Окинавы и других островов ведет борьбу против оккупантов, за воссоединение с Японией.


 

Хозяйство. Материальная культура

 

Более 70 % рюкюсцев занимается сельским хозяйством. Основными сельскохозяйственными культурами островов Рюкю являются рис (преимущественно суходольный), бобы, сахарный тростник, шелковица, саговая пальма, батат.

Плантации сахарного тростника расположены главным образом на южных островах; сахар является важной статьей вывоза. Культивируется также индиго, ведется разработка запасов сандалового дерева.

Для Рюкю характерно интенсивное грядковое земледелие, с преобладанием ручного труда и ручных орудий. Универсальным и основным орудием является мотыга (кува) с тяжелым массивным лезвием и длинной крепкой ручкой. Такой мотыгой вскапывают, разрыхляют и боронуют почву. Прополка и уборка урожая также производится в ручную.

Животноводство развито слабо. В небольшом количестве разводят лошадей, коров и коз. Большое значение имеют свиньи, куры, утки, а также кролики.

Подсобными занятиями рюкюсцев являются рыболовство и шелководство, а также производство циновок. Рюкюские узорные циновки славятся по всей Японии, а шелковые ткани, производимые на о. Кумедзима, издавна вывозились на север, в собственно Японию, где высоко ценились.

Домашние ремесла не занимают видного места в хозяйстве крестьян. Из домашних ремесел развито производство матов, веревок и корзин. Плетением их занимаются исключительно мужчины.

В культуре рюкюсцев наряду с древними национальными чертами прослеживаются китайское и новояпонское влияние. В городах влияние Японии сказывается заметнее. В сельской местности, особенно в отдаленных горных селениях, старые национальные традиции сохраняются до настоящего времени.

Жилище рюкюских крестьян представляет собой легкое каркасное строение, стоящее на возвышенном земляном фундаменте или на сваях. Обычно дом имеет четырехскатную соломенную или тростниковую крышу с высоким коньком. Стены делаются из бамбука и переплетаются травой, а на юге – из плетенного бамбука, напоминающего циновки, как в старых японских домах. Дверной проем занавешивается циновкой, иногда над входом делается навес. Жилище обычно однокомнатное, с земляным полом, покрытым иногда циновками. Открытый очаг помещается посередине комнаты и огораживается камнями. Над ним на крюке, спускающемся со стропил, прикрепляется котел для варки пищи. Дым выходит через отверстие в крыше или же прямо через дверь.

Хозяйственные постройки делаются перед или по бокам дома. Характерны амбарчики южноазиатского типа, на высоких сваях.

Жилое помещение и хозяйственные постройки образуют закрытую усадьбу, обнесенную высокой, 2-3 м высотой, изгородью на камышах или бамбука, иногда из камня.

Такого рода жилище в настоящее время сохраняется в глухих горных селениях, среди беднейшем части крестьян.

Вместе с тем все большее распространение получают стандартные дома японского типа с верандами и скользящими раздвижными дверьми.

В питании населения преобладают национальные блюда из батата, бобовых, риса, а также мяса (особенно свинины) и рыбы.

Чай употребляют, но он привозной, так как на островах не разводится. В городах в последнее время распространяется кофе. Едят с помощью палочек (хаси), за низкими столиками, сидя на полу, скрестив перед собой ноги (по-турецки).

Национальные костюмы рюкюсцев сходны с японскими – свободные запашные халаты для мужчин и женщин. Наиболее распространенный национальный цвет ткани для кимоно – синий с белой полоской для мужчин и белыми мелкими крапинками для женщин. Ткани подобной расцветки известны в Японии как «рюкюские ткани». Национальная одежда сохраняется теперь только среди людей старшего поколения. Молодые мужчины носят преимущественно полувоенные костюмы японского и американского образца, женщины перешивают кимоно на платья европейского покроя или шьют юбки и кофты.


 


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 45; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!