Социальный строй и общественная организация

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Оренбургский государственный педагогический университет»

 

 

Филологический факультет

Кафедра русского языка и методики преподавания русского языка

 

 

РЕФЕРАТ

Дисциплина: Этнология стран Азии и Африки

Тема: «Народы Азии: вьетнацы»

 

 

  Выполнил обучающийся: Шмакова Анна Евгеньевна 5 курс, группа ОБ-РИ-51
  Проверил: Евгеньев А.А., кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России
 
 

 

Оренбург, 2020 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

1.1 Этногенез и этническая история............................................................... 3

1.2 Хозяйство. Материальная культура......................................................... 6

1.3 Социальный строй и общественная организация.................................... 8

1.4 Духовная культура.................................................................................... 9

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................. 12

ПРИЛОЖЕНИЕ............................................................................................. 14

 

 

Этногенез и этническая история

Вьеты возникли из очень древней цивилизации, предки их жили на территории Вьетнама еще в 7 веке до нашей эры. Мифология говорит о том, что прародители современных вьетов были потомками дракона и феи. Они имели сто сыновей, половина из которых заселила горы, а другая половина — побережье. Старший сын основал династию Хонг-банг и стал ее королем. Государство назвали Ванланг, уклад жизни в нем был матриархальным. В 1 веке до нашей эры началась китайская оккупация. Ханьский император сверг монарха, разделил вьетнамские земли на отдельные территории. Власть китайских династий просуществовала до 10 века. Все это время страну потрясали народные восстания, но их подавляла многочисленная китайская армия. В 939 году Нго Кюэн разгромил остатки китайского войска и основал новое вьетнамское государство.

 

Страна была разобщена, в ее составе находилось 12 отдельных частей со своими правителями. Началась борьба за объединение территорий. В 11 веке страна называлась Дайвьет, ей правила династия Ли. Ее столицей стал город Тханглонг (нынешняя столица — Ханой). В более поздние века вьетнамское государство неоднократно подвергалось нападению монголов и китайцев. В 16 веке произошла междоусобная война вьетнамских князей, что привело к разделению страны на южную и северную части. в 19 веке страну захватывает Франция и делает ее своей колонией. После этого длительное время велась партизанская война против захватчиков. В 1940 году на Французский Индокитай напали японские войска. Народу Вьетнама приходилось бороться одновременно и с теми, и с другими. Французская оккупация закончилась только в 1954 году подписанием мирного договора на Женевской конвенции. Год спустя была провозглашена Республика Вьетнам под президентством Бао Дая. В период с 1957 по 1960 год велись гражданские войны между северными и южными территориями. В 1963 году во внутренние дела страны вмешались США, начав бомбардировки. Война с Америкой закончилась только в 1975 году. Воссоединение Вьетнама произошло год спустя, после чего страна была принята в ООН.

Хозяйство. Материальная культура

Наивысшей ценностью у вьетнамцев считается семья, почитание родственников. Уклад семьи патриархальный. Отцу подчиняются все: и взрослые сыновья, и жена. Все родственники живут в одном доме, занимаясь общим хозяйством. Представители мужского пола работают на поле, а женщины выполняют домашнюю работу. У городских жителей отношения более современные: женщины могут работать вне дома, занимая какие-либо должности.

Главным занятием вьетнамцев многие века было рисоводство. Рисовые посевы занимают 85% сельскохозяйственной территории. Для выращивания этой культуры создают затопленные поля, полностью покрытые водой. Также в них разводят рыбу. Кроме риса на полях выращивают такие культуры, как:

  • кукурузу;
  • батат;
  • маниок;
  • фасоль;
  • арахис.

Во Вьетнаме повсеместно культивируют цитрусовые, папайю, бананы, кокосы. В сельской местности каждый житель имеет огород, в котором выращивают овощи и корнеплоды. Почти в каждом дворе имеются утки, индейки, гуси. Скотоводство развито не особо сильно. Буйволы в основном применялись для обработки земли. Распространена такая отрасль, как рыболовство. Рыбу добывают как в речках, так и в море. Существуют рыбацкие артели, которые занимаются ловлей рыбы круглогодично. Среди ремесел преобладают:

1. Гончарное дело.

2. Плетение из ротанга, камыша, тростника.

3. Изготовление керамики.

4. Ткачество.

В городах главным видом транспорта являются велосипеды и мотобайки. Вьетнамцы редко могут позволить себе иметь автомобиль. Сельские жители передвигаются на телегах, в которые запряжены коровы или буйволы. Дорожное движение в городах довольно хаотичное. На байках ездят по тротуарам, и это никого не смущает. На мотобайках перевозят все что угодно, нагружая их, как повозки.

Вьетнамцы имеют централизованную плановую экономику, которая в основном базируется на сельском хозяйстве. Политика коллективизации и национализации осуществлялась зачастую неэффективно, а корруимпированная бюрократия препятствовала экономической реконструкции с момента окончания войны в 1975. Тем не менее, с 1986 во Вьетнаме начинается сдвиг в сторону экономики, основанной на рыночных отношениях и разрешаются частное предпринимательство. Тем не менее, валовой национальный продукт на душу населения остается одним из самым низких в мире.
В сельском хозяйстве, дающем более чем одну четверть валового внутреннего продукта, занято почти три четверти рабочей силы. Руководство начало допускать продажу избыточного зерна на открытый рынок в конце 1980-х, и Вьетнам снова начал экспортировать рис после годов нехватки. Значительная часть пахотной земли используется для выращивания риса (до двух урожаев в год во многих областях). Кроме того, в стране выращиают маниоку, сладкий картофель, арахисы, сорго и зерно (маис). Государственные коллективные хозяйства выращивают кофе, чай, каучуконосы (на экспорт), а также сахарный тростник, сою, кокосовые орехи. Свиньи и скот - основные домашние животные.
Морепродукты (рыба и моллюски) из внутренних вод и Южно-китайского моря являются вторым наиболее важным источником продуктов питания после риса, а также важными экспортными товароми.
Добыча полезных ископаемых и производство дают более одной-пятой В. Н. П, но используют только одну десятую работающего населения. Основная часть промышленности страны концентрируется на севере.
ГЭС - основной источник электричества, но получаемая мощность недостаточна для удовлетворения потребностей страны.

В основном вьетнамцы — это дружелюбные и улыбчивые люди. Причем они могут улыбаться даже в трудные минуты или, когда им грустно. Они не соблюдают личное пространство, при разговоре подходят почти вплотную. Во Вьетнаме все делается очень медленно. Такой образ жизни характерен для азиатских стран. Обслуживание в ресторане или магазине занимает часы вместо минут, персонал совершенно не торопится. Вьетнамцы не отличаются пунктуальностью. Они могут сильно опоздать на назначенную встречу или совсем забыть про нее.

Несмотря на бедность, вьетнамцы отличаются гостеприимством. Они могут запросто пригласить незнакомого человека в гости, разделить с ним последнюю еду. Эти простые люди открыты и бескорыстны, поэтому общаться с ними приятно, несмотря на некоторые недостатки.

 

Социальный строй и общественная организация

Государственный строй Социалистической Республики Вьетнам основывается на Конституции СРВ, которая гласит, что Социалистическая Республика Вьетнам — государство народа, для народа и во имя народа. Вся государственная власть принадлежит народу, основу которого составляет союз рабочего класса, крестьянства и интеллигенции. Коммунистическая партия Вьетнама — авангард рабочего класса, преданный представитель интересов рабочего класса, всех трудящихся и всех наций, следующая марксизму-ленинизму и идеям Хо Ши Мина, является руководящей силой государства и общества.

В состав государственных органов СРВ входят:

  • органы государственной власти (Национальное Собрание Вьетнама, народные комитеты и народные советы различных ступеней
  • Президент Социалистической Республики Вьетнам
  • Правительство Социалистической Республики Вьетнам
  • государственные судебные органы — Верховный народный суд и народные суды различных уровней
  • государственные органы юридического надзора — Верховная народная прокуратура и народные прокуратуры различных уровней

Духовная культура

Основной религией во Вьетнаме является буддизм. Его исповедуют 85% населения. Другие верования представлены христианством, каодай (монотеистическая религия, содержащая элементы буддизма, даосизма, конфуцианства). Некоторые жители считают себя атеистами.

Вьетнамская культура является одной из старейших во всей Азии. Она является хоть и самобытной, но весьма характерной для этого региона. Трепетное отношение к природе, изящество и мягкая отстраненность, глубокий смысл и философский подтекст — все это — вьетнамцы с их великолепной культурой.

В стране развиты многие виды искусств, например, живопись по шелку, которая является традиционной для этой страны, эклектическая форма театра (включает и драмтеатр), кукольный театр, музыка и танцы, религиозные скульптуры, керамика и лаковые миниатюры.

Вьетнамцы — это глубоко суеверный народ, который старается четко следовать приметам. Это ярко отражается в их жизни, работе, быте. Например, плохой приметой является встреча утром на улице первого человека — женщины, а не мужчины. Также следует знать, что женщины в семьях все еще занимают больше подчиненные положения, даже несмотря на то, что в последние годы страна поддается европейскому влиянию. К примеру, за обедом женщина должна побеспокоиться о своем муже, и только после сесть за стол сама.

Местная кухня удивляет туристов. Здесь популярны пряности, причем самые острые, которые дети начинают употреблять с раннего возраста, поэтому практически не восприимчивы к ним. Соус нуок из соленой рыбы, например, добавляется практически ко всем блюдам.

Вьетнамцы очень часто живут по предсказаниям, в которые тут верит преобладающее большинство. Практически любое дело должно начинаться с обращения к предсказателю — открытие нового офиса, время для приема гостей, проведение похоронных процессий или время свадьбы. Настолько сильно здесь распространена культура предсказаний, которая для европейцев может показаться лишь суевериями. Однако для местных жителей она очень важна.

Если говорить о свадьбах, то мероприятие с 300 гостей считается скромным, а о том, насколько богата семья, можно судить по количеству платьев, которые сменит невеста за время церемонии.

В X—XII веках были созданы ранние памятники вьетнамской письменности на ханване. XIII—XIV вв. — период формирования придворной поэзии, воспринявшей буддистское мировоззрение. В стихотворной и прозаической форме, в таких произведениях, как «Воззвание к военачальникам» Чан Хынг Дао, отражена тема противостояния монголам. В XIV веке появляется новелла «Собрание чудес и таинств земли Вьет». С XV века берёт начало поэзия на разговорном вьет — «Сборник стихов на родном языке» Нгуен Чая. Важную роль в развитии этого направления сыграло литературное объединение «Собрание двадцати восьми звезд». В XVI веке высокого уровня достигли драматургия и театральное искусство. В конце XVII — начале XVIII вв. увидела свет историко-эпическая поэма о подвигах исторических и легендарных героев «Книга Небесного Юга». В XVIII — начале XIX вв. появляется жанр лирической поэмы (нгэм), отражавшей внутренний мир человека и жанр поэмы на семейные и бытовые темы. Эти традиции объединила поэма «Стенания истерзанной души» Нгуен Зу. С 2-й половины XIX века литература развивалась в колониальных условиях. Современные жанры — новелла, роман, современная драма — появляются в XX веке под влиянием европейской литературы.

После революции 1945 года происходившие события получили отображение в многочисленных прозаических и поэтических произведениях в духе социалистического реализма. На литературу Южного Вьетнама оказали влияние западные философские и литературные направления: персонализм, экзистенциализм и др. В 1968 году был написан роман в духе литературы «потерянного поколения» — «Фиолетовый горизонт» Ван Куанга. С 1976 года литература формируется в едином государстве, в конце XX в. появляется социально-психологическая проза.

Традиционное театральное искусство Вьетнама составляют музыкально-драматические жанры туонг и тео.

Театр туонг, в основе которого лежит культ предков, возник как придворное развлечение в XI—XIII вв. на севере Вьетнама. Он развивался под китайским влиянием. Из Китая заимствовались грим и костюмы. Действие не делилось на акты. Важными были жесты, интонации, костюмы. Декорации не использовались. В репертуаре преобладали пьесы о событиях вьетнамской истории и переработки китайских сюжетов. В XIX по заказу императорского двора драматург Тан Да создаёт ряд произведений в жанре туонг.

Тео — это импровизированный народный театр. Происходит от ежегодных празднований в честь сбора урожая риса. Включает народную музыку, танцы, хоровое пение. Пьесы часто имели сатирическую направленность, обличая пороки высших сословий. Наибольшую популярность приобрел драматург Нгуен Динь Нги (первая половина XX века). Он создал более 50 исторических, комедийных и сатирических пьес.

В XX веке тоуонг и тео постепенно вытесняет кайлыонг — музыкальный театр, опиравшийся на искусство бродячих певцов. Здесь использовались современные народные мелодии, декорации, занавес, световые эффекты, деление на акты. Этот жанр популяризировал поэт Тхе Лы.

Китьной — современный «разговорный» или драматический театр. В годы войны 1946—1954 гг. кайлыонг и китьной были наиболее популярными жанрами. Во Вьетнаме есть также кукольный театр на воде.

В XXI веке с развитием телевидения и кино традиционные театральные жанры приходят в упадок. Из-за сокращения бюджетных средств некоторые театры были расформированы, появились частные театры-студии и антрепризы.

Живопись XV—XVIII веков — это храмовые росписи, свитки на шелке и бумаге. Распространение получают культовая живопись, пейзажи и лубок, основными центрами изготовления которого были Ханой и Донгхо в его окрестностях. В качестве сюжета лубков использовались легенды, литературные произведения, большую известность снискали новогодние картинка: донгхо, кимхоанг и хангчонг. В XX веке в результате соединения национальных и европейских традиций появились лаковая живопись и станковая живопись на шёлке. Основоположником последней является Нгуен Фан Тянь.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Атлас мира: Максимально подробная информация / Руководители проекта: А. Н. Бушнев, А. П. Притворов. — Москва: АСТ, 2017. — С. 56. — 96 с.

2. Государства и территории мира. Справочные сведения // Атлас мира / сост. и подгот. к изд. ПКО «Картография» в 2009 г. ; гл. ред. Г. В. Поздняк. — М. : ПКО «Картография» : Оникс, 2010. — С. 15.

3. Традиционный Вьетнам / Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Ин-т стран Азии и Африки, Вьетнамоведческий центр, Ин-т проблем Дальнего Востока РАН, Ин-т практического востоковедения ; [отв. ред. А. Л. Федорин]; Москва : Памятники ист. мысли, 2008.

4. История Вьетнама / пер. с вьет. И. Д. Бакшт и В. И. Мещерякова, авт. предисл. Г. М. Маслов. — М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. — 363 с.

5. Мосяков Д. В., Тюрин В. А. История Юго-Восточной Азии. — М.: Восточный университет, 2004. — 497 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Народ

Хозяйство

 

Культура

 

   


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 74; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!