История консервативного движения



Консерватизм в Англии, в последующем именуемый торизм, возник в период Реставрации (1660—1688). Он основывался на иерархии людей в обществе, во главе которого стоит монарх, обладающий неограниченной властью. Однако, произошедшая Славная революция, главными задачами которой были установление конституционной формы правления и свободы совести, привела к иной формулировке торизма. Сейчас основой торизма является суверенитет, закреплённый в 3-х сословиях: королевская семья, палата лордов и палата общин.

Консерватизм развился из роялизма и укоренился в Англии в период Реставрации. Роялисты поддерживали абсолютную монархию, развивая теорию божественного происхождения королевской власти. Они, хотя и признавали британские вольности и традиции парламентаризма, отвергали теорию, что суверенитет исходит от власти парламента, который, в отличие от короля, представлял не весь народ, и свободы вероисповедания. Ещё до гражданской войны в Англии Роберт Филмер написал сочинение «Патриарх: или власть королей», это и стало формулировкой их доктрины. После Славной революции1688 года, консерваторы, известные как тори, признали, что суверенитет держится на трёх сословиях: королевской семье, палате лордов и палате общин. Но во время длительного правления вигов британский консерватизм отошёл на дальний план. В качестве главной политической силы вновь вернулась уже переименованная в 1830-х годах консервативная партия, совместив в себе непростой союз аристократов и рыночных капиталистов.

Большинство историков считает основоположником консерватизма Эдмунда Бёрка, который был личным секретарём маркиза Рокингема и транслировал взгляды наиболее консервативной части партии вигов.

Развитие консервативной идеологии в России началось в XIX веке. Охранительные идеи были впервые чётко выраженным. М. Карамзиным в «Записке о древней и новой России» (1811). Требуя от власти «более мудрости охранительной, нежели творческой», Карамзин отрицал необходимость реформ по европейскому образцу, хотя и не отвергал при этом ценность постепенной европеизации общества; авторитаризм он считал незыблемой основой всего государственного и общественного порядка в России.

В дальнейшем российский консерватизм наиболее ярко представляли К. Н. Леонтьев. К. П. Победоносцев ,Л. А. Тихомиров и В. В. Розанов. Вслед за Карамзиным они ставили под сомнение ценность реформ, при этом (в отличие от Карамзина) отрицали необходимость европеизации России в принципе. После либерального царствования Александра II позиции при в его преемника Александра III. В консервативную М. Н. Катков и К. П. Победоносцев — идеологи т. н. контрреформ.

консервативной революции Н. А. Бердяева «Философия . к недругам по » (1923), от он отказался. с позиций « консерватизма» была С. Л. Франком в «Духовные » (1929).

 

ГЛАВА 2. – РОССИЙСКОГО

Биография Н. М.

. Карамзин родился 12 (1 ) 1766 в (сейчас ) в семье. будущий дома. отдал его в пансион, а в – в частный . Параллельно активным , посещал в университете.

В 1781 Михайлович по поступил на в Преображенский . В году в печати с « нога». В Карамзина, отметить, что в жизнь как военного , и он в отставку в .

Ранняя . В 1785 , биография поменяла , переезжает из в Москву. знакомится с Н. И. и Плещеевых. , Николай в московский , где начинает с И. С. Гамалеей, А. М. . В это же Карамзин в первого в России – « для сердца и ».

В году опубликовал Шекспира «Юлий », в году – Лессинга « ». В 1789 в « чтении…» оригинальное – «Евгений и ».

В Европу. В Карамзин по . Писатель , Англию, , , познакомился со личностями той : Ш. , И. Кантом, Ж. Ф. Мармонтелем, И. Г. , И. К. , – присутствовал на М. , О. Г. Мирабо. Во Николай знаменитые « путешественника», изданы в и принесли литературную .

творчество. « Российского». По в Карамзин литературной , художественные , статьи и . В году приступает к «Московского », в впервые «Бедная Лиза», «Наталья, ». Вскоре несколько : «Аглая», «»,« иностранной »,« безделки».

В публикуется « , или Покорение ».

В году I даровал историографа, открыты все и .

До последнего дня Михайлович над главным – «Историей ». Книга от древнейших до времени и 12 . Первые вышли в , следующие три в 1821–1824 . часть «…» свет Карамзина.

Михайлович 22 мая (3 ) 1826 в . Похоронен на кладбище .

 

Консервативные в его трудах

концепцию , Николай (1766—1826) в им «Вестнике ». В она получила в « государства », в « о древней и в ее политическом и », изданной в 1914 г.

В «», специально для I, резко либеральных , императором, правление. фактически русского начала XIX в.

С Карамзина, для монархия — форма , движение вперед. « палладиум ; его необходима для ее ...»[1]

Он , что в ходе самодержавие в все более и форму от «» к русскому абсолютизма. — носитель , опирающийся в на законы, но в то же он « законодатель, власти». — любых самодержавия. самодержавия в «» типе , что повышению народа. самодержавию — «братство , великокняжеских или ».

Все чиновники, в том и — слуги . отвергает постановки об министров , кроме .

дворянство, , в качестве , Карамзин не отмены , а лишь за над «благоразумной », в котором он « и заступника».

правления в , резко тирании. Но , по его , как организация и жизни, при высоком народа. как форму , он роль в процессе российского и как показателя царства.

разделения , считает, что в такая не , поскольку царю как власти и ее привело бы к и . Целостность — процветания и .

Карамзин на негативные в российской — , отсутствие у госслужащих: «Не в , но и в монархиях быть по способностям»[2].

к вопросу о . Власть на быть , ревностно к деятельности в и рачительного .

В правопонимании естественно-правовой , которой в законы соответствовать . Он считает, что в пересмотре в целях « и варварских» .

Карамзин создание : «Должно , отнести к , гражданское к , и сии две части на ...»[3]

Оградите неприкосновенность , , чиновников и всех ; связи ними, целостию , , куплею, , и проч.; , устав для дел[4].

полагал, что должна с специфики . Единство , он, значительно , поскольку при решений не «на 20 указов» ( к же трудно в ), а на полную « российских », где и законы «по судным» (т.е. по ). Таким , законодательства укреплению в и воспитанию к .

Придавая законодательству, не роль просвещению, , способствующих . Отрицая осуществления про («всякие гибельны»), , что «царство <...> исполниться , но верных, разума, , добрых ».

В политико-правовых из идеи . Тем не менее , что форма и режим национальных , , исторического .« гражданские быть с народа: что в , то будет в земле».

Карамзина не ни со стороны и его , ни со стороны .

о форме и вопросы, политической в XIX в., получили в политических .

 

Место и в истории

«Карамзин , , явление », — Н.В. Гоголь в « из переписки с », под этими ту роль, творчество в жизни « России». ,« великие и своему », в Карамзине В.Г. . высокая наследия деятелями заставляет над вопросом и в дни.

в настоящее «возвращения» сделать , к в той или иной современные , что в обострившегося к отечественной «Карамзин к нам... как мыслитель, интересов философии».[3]

На , подобное не может удовлетворительным. Еще , , М.П. Погодин :« философ он достоинства, и ни на вопрос не мне из его «»... Чем отличается от прочих, и ? Апофегматы ... большею места»; или Н. : «не в нем высшего на », упрекали в этого «», т. е. (в понятиях ) подхода к . Широко и В.О. Ключевского о том, что « ) на историю не на закономерности, а на ».

Однако за истину, что « » есть « о » (Г.Г. Шпет), « «исторического , ее самоидентификация, ее », т. е. центральной философии « России», как вопрос о , , культурной, , идентичности, то за Карамзиным первым будет не так уж и .

, русский был из отечественных , которых одной, все проблеме — . Это утверждение выдержкой из же :

«Для нас, с , одна , одна существует, все только к ней, , привидение. , можем в , , Италии, а единственно в , или нет , нет человека, двуножное ».

И еще замечательна в истории мысли. Ю.М. , , первым из указал на то, что «в „ и Запад“, как она в той или форме , мелькнет ».

На наш взгляд, это , так как центральной философии « и оппозиция... — », которая , религиозно-нравственные, русских . При для нас важно то наукой , которому является для философской по мере с XIX , т. е. со времени и зрелости .

, признав, что отечественной сама , ее пути и ее в системе, с и то, что автор « Российского» « из первых ( , первый) о России», в схожих или модификациях , славянофилы, , , Достоевский, и другие. , «последний » и « наш историк» с может на «творца самосознания»[4].

Тем понятным и в истории мысли , и — в истории .

Идеологическое « государства » и «О древней и » даёт о социально-политической как о «манифесте »[5], в котором были важнейшие консервативной .

В влияния на русской коротко в виде его доктрину.

русского , из самой системы , в его историческом , ярко характер.

«догоняющего» России проведения (начиная с I) , ориентированной на , а и безоглядное, европейских . модернизация, в всегда вестернизации, а события во XVIII в. русским вопрос об и значимости для , главным , идей. соотнесения путей России и и проблему путей — или .

Первым из , кто откликнулся на эти и на основе их или менее систему, был Н.М. .

писателя, что « напоминает : солдаты в », и возможности в либерально-буржуазной (« французская семя как : из вылезают ») обусловили его к русской с поиска в ней , которая бы идти , от западного. , Карамзиным сформулированы , стоявшие и по сию перед , — найти в , в своем опыте те , были бы духовному и .

По Карамзину, « », «душой », ее традицией присущая форма и устройства — .

самодержавие в «Истории...» над сословную , самобытное, и историческое . Своеобразие , по мнению , в «патриархальном», правления, не быть и ограничено, как « уставами » . При Карамзин был , что самодержавие эти «коренные», в моральные, , юридически бы опыт дарственности, что бы от впадения в как , так и деспотических « сказать, что необходимость и реформ, « возможнее в ».

Применительно к о идей, Карамзиным, еще раз уже факт «Россия–Европа» во русской . Из отечественных эту , вплоть до России , П.Я. Чаадаев (со « »), представители , теоретики « », Н.Я. Данилевский и .

Другая консерватизма обозначена как исконно . Общим для консервативных стремление ее в допетровской . же русской как ценности в дальнейшем в консерватизме приверженцев, , по-видимому, имена К.П. и «Монархической » Л.А. .

Наконец, отечественной является ее , представляющая зачастую . В этом в специфичных для идеологии признать ее « ». Социально-политическая — характерное . В работах Н.В. убедительно русского в одно « идею, на богу, и , с некоторыми идеологии: , укрепления и достоинства и человеческой ». словами, « блоков , принципиально культур — и... , культуры ».

отсюда показать на историка к . Карамзин, с , считал « по человечеству и », но «более , нежели »[6], с — доказывал, что « бытия поработить , дать им не ». По мнению , из положения только в « в народе», т.е. в , для него « благонравия».

Еще наличия в комплексе следует идеального, «» с одновременно к его реальному . В исследовательской по вопросу точка А.А. , еще в середине объяснившего попыткой «обмануть ». Григорьеву, , «к жизни, его , с высшего », в его практической , в чего «, быть, нет... западного под данные ». Поэтому, , «великое и » Карамзина « себе» не , но и западничество.

Не в с вышеизложенной , только, что пока от и требует , тщательного .

Что же дальнейшей «» тем, в свое , выскажем , что Карамзиным принципов и идей в концепциях консерваторов в « », что ли, систему, в как идеи , так и высшие , православные . могут разработки К.П. , Л.А. , отчасти B.C. и др.

итог , может, анализу консервативной Н.М. Карамзина в их на всю русскую , приведем П.А. , в сжатой тот круг , был очерчен в своем — «Истории »: «Творение единственная у нас , государственная, и ».

Труд способствует самосознания и гражданина. Мы , что « – это осмысление . Ведь выражением , что осознает и одновременно для объектом. , это предполагает ». Карамзин трудом самотождественности , поэтому « Российского» не российской и , но и отечественной .

Таким , сделать , что за последние актуальность « народности», во благодаря . Триада «, , народность» в условиях такую, как « национального - как духовная - патриотизм как ». Оно представляется для современной российской . В современных , сложнейшей - и обстановке в весьма убежденность в революции, к уничтожению .

Одной из , проходящих всю «», является о том, что должен благо. Как мы выше, имеет в этических и Карамзина. Это комплексного автора.

свои на самобытности и дает их заимствованиям от . Для него являются как граждан в их ,« » жизни, так и традиции . политических в Карамзина понять автора в ее . Сквозь о далеком мы все видим Николая , меняющегося, и за благополучие .

В ходе мы выяснили консервативных Н.М. . Во-первых, у свой от Запада; , деятельность так , так и отрицательной и в это то, что монархическая самый для России.

 

ЛИТЕРАТУРЫ

1. А.В. « в системе »/ См. «Литература и в культуры». .,1988;

2. Д.В., Ширинянц А.А. «У консерватизма: ». .,1999

3. Европы. – – № 9. – С. 69.

4. Н.М. Записка о и России. М.,

5. Н.М. История . Т. 1. С. 67.

6. Н.М. Просвещенный в // Абсолютизм в вв. – М., 1964

7. О. А. Читая : вопросы // Вопросы , № 12. С. 111-116.

8. Э.Г. "У истоков " // Полис. № 3.

9. Карамзин Н.М. путешественника. – М., – С. 522.

10. Карамзин Н.М. слово II // Карамзина: В 3 т. Т. 1. СПб., С. 313.

11. Карамзин Н.М. … Т. 1. – С. 31.

12. Кислягина Л.Г. « взглядов ». .,1976;

13. Русский консерватизм середины ХVIII - начала ХХ века; Российская политическая энциклопедия - Москва, 2010. - 640 c.


[1] Карамзин Н.М. Записки о Древней и Новой России в ее политическом и гражданском отношениях. М., 1991. С. 103.

[2] Карамзин Н.М. Указ. соч. С. 92.

[3] Гулыга А.В. Великий памятник культуры // Карамзин Н.М. История государства Российского: В 12 т. Т. 1. М., 1989. С. 479.

[4] Бартенев П. Н.М. Карамзин // Русский архив. 1911. Вып. 8. С. 554.

[5] Пивоваров Ю.С. Время Карамзина и «Записка о древней и новой России» // Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России. М., 1991. С.13.

 

[6] Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России. М., 1991. С.63.


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 41; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!