Социально-экономические отношения в минойском обществе



Эпоха «старых дворцов» – это время расцвета экономики и оформления социальной структуры минойского общества. В этот период на острове Крит были освоены и интенсивно возделывались все плодородные земли. Основную роль здесь сыграли рядовые свободные общинники, и статус свободного члена минойского общества значительно повысился.

Успехи в экономике способствовали росту населения и появлению различных типов поселений. Значительно увеличилось количество небольших сельских поселений, в которых жили рядовые общинники. Развитие сельского хозяйства вызвало обогащение земледельческой знати, что отразилось в появлении богатых усадеб. Их владельцы возводили двухэтажные виллы (в них насчитывалось до 30 помещений), к которым примыкали разнообразные хозяйственные постройки для переработки и хранения сельскохозяйственной продукции.

Одновременно с возникновением «новых» дворцов начался бурный процесс урбанизации, появления городов. В поэмах Гомера остров Крит предстает «стоградным». Данные античной традиции полностью подтверждаются изысканиями археологов, открывших около 300 различных поселений. Одни из них располагались в непосредственной близости от дворцов и были их частью. Другие, как Гурния или Палекастро, располагавшиеся на каменистых холмах вблизи от моря, предстают подлинными городами. Города характеризовала чрезвычайная плотность застройки. Дома были сгруппированы в инсулы (кварталы) неправильной конфигурации, между которыми пролегали узкие улочки.

В городах открывались различные ремесленные мастерские: бронзолитейные, гончарные (в одном из домов Гурнии археологи обнаружили помещение с восемью гончарными кругами), ткацкие, кожевенные и т. п. Эти мастерские и разнообразные орудия труда и инструменты, найденные при раскопках, наглядно свидетельствуют о характере хозяйственной деятельности горожан. Расположение многих городов на морском побережье дает основание считать, что их жители были непосредственно связаны с морской торговлей.

Цари Крита покровительствовали развитию торговли. Дворцы, которые были заинтересованы в вывозе ремесленной и сельскохозяйственной продукции, имели собственные крупные порты. При Миносе гаванью Кносса был Амнис, а Фестского дворца – Айя Триада. В этом порту было найдено свыше полутонны бронзовых слитков весом по 29 килограммов каждый. Эти слитки в форме растянутых бычьих шкур, так называемые критские таланты, по-видимому, использовали в качестве меновых единиц при торговых операциях. Такой же вес имели и каменные гири, найденные на острове. В это время Крит и другие Кикладские острова установили интенсивные контакты с Балканами, Передней Азией, Ливией и Египтом. В египетских текстах неоднократно упоминаются «кефтау» – жители Крита. На фресках в гробницах фараоновых вельмож XVI – XV вв. до н. э. можно видеть прибывших в Египет критян, а на фреске в Акротари (о. Фера) довольно точно изображен пейзаж нильской долины. Тесные связи были у критских торговцев с Библом, Угаритом, сирийскими княжествами.

Бурное развитие экономики привело к разрушению в минойском обществе традиционных гентильных (родовых) связей и формированию новой социальной структуры. Античная традиция приписывает Миносу проведение ряда реформ, изменивших критское общество. Он выделил воинов из сословия земледельцев и сделал новое сословие главной опорой царской власти. В ближайшее окружение царя, помимо членов его семьи, входили высшие военачальники и чиновничья знать. Именно им принадлежали богатые виллы, комнаты в которых своим украшением не уступали парадным залам дворца.

Видную роль в минойском обществе играли жрецы, и прежде всего куреты – самый древний разряд служителей культа. Во времена Миноса на острове было немало рабов из числа военнопленных и чужеземцев, привезенных в качестве дани. В основном их доставляли во дворцы, где они становились «царскими рабами». Отзвуком этого является известный миф о том, как афиняне регулярно отсылали Миносу по семь юношей и семь девушек, которые предназначались на съедение Минотавру. Но более прав Аристотель, утверждавший, что невольников из Афин просто обращали в рабов и они до старости должны были трудиться в Кносском дворце.

Таким образом, Крит эпохи «новых дворцов» предстает экономически сильной державой, со сложной социальной иерархией.

Экономическое могущество державы давало возможность правителю Крита иметь не только сухопутную армию, но и сильный флот, который позволил установить морское владычество Крита в Эгеиде. Предание отражает реальную ситуацию, сложившуюся в Восточном Средиземноморье в XVI – первой половине XV в. до н. э. Политическое и экономическое развитие острова было невозможно без освоения морского пространства. И в эпоху «новых дворцов» эта задача была успешно решена. На Крите, где быстро развивалось судостроение, были созданы малые быстроходные суда нового типа – эпакриды, ходившие под парусами и веслами и по своим боевым качествам превосходившие корабли всех возможных противников. К тому же критяне освоили новую тактику морского боя, что позволяло им постоянно одерживать верх над вражескими судами.

Важнейшей задачей военного флота минойцев была охрана морских путей в Восточном Средиземноморье от пиратов, грабивших торговые суда. Флот кносской державы успешно решил эту проблему, уничтожив все базы пиратов на Кикладах. Ликвидировав морской разбой в Эгейском море и обеспечив безопасность морской торговли, Минос установил господство над Кикладами. На завоеванные земли были выведены минойские колонии, причем местное карийское население было изгнано, а земли поделены на участки и распределены среди колонистов. Управлять новыми территориями кносский царь поставил своих сыновей. Известно о многочисленных победоносных войнах, которые вел Минос, и о покорении им многих земель. Археологические раскопки открыли следы пребывания критян на многих островах Эгейского моря (Родос, Кифера, Мелос, Кипр), жителей которых античные авторы называли подданными Миноса, а также на побережье Малой Азии и даже на финикийском побережье.

Благодаря флоту, повелителю Крита удалось не только господствовать над островами, но и подчинить многие области на Балканском полуострове и даже проникнуть в Южную Италию, на Сардинию, Пиренейский полуостров и Сицилию, где, согласно мифам, во время одного из походов знаменитый Минос и погиб. В ходе военных набегов разорялись обширные территории и доставалась богатая добыча. Память об этом сохранилась в преданиях о страшном Критском быке, сеявшем смерть и разрушение в Лаконике. Эти же трагические события отразил и миф об опустошавшем Аттику страшном Марафонском быке, прибывшем с Крита. Захваченные земли включались в состав критской державы и на них основывались многочисленные военные или торговые поселения, являвшиеся опорой критской власти. Обычно присоединенные земли управлялись наместниками, которых назначал царь, но бывало, что покоренные народы сохраняли свою самостоятельность.

Все покоренные и зависимые земли платили Криту богатую дань. Довольно часто, как это было в Афинах, взимание дани производилось путем обращения в рабство юношей и девушек. Однако порой покоренные жители (например, островов Эгейского моря) были обязаны поставлять вспомогательные отряды для критского военного флота. Чтобы удержать подвластные территории в повиновении, практиковалось взятие в заложники детей местных правителей (так случилось с Тесеем, сыном афинского царя Эгея).

Могущество критской морской державы нашло отражение в ее культуре. Прежде всего олицетворением величия государства становятся дворцы. Фрески Кносского дворца отличаются художественной изысканностью и выразительностью. В это время появляются различные стили: морской – с изображением подводного мира, растительный – с растениями и цветами, декоративный – со спиралями и священными символами. А в последний период существования «новых» дворцов появляется дворцовый стиль, в котором преобладают сцены из жизни животного и растительного мира (дельфины, птицы, цветы и т. д.) и изображения женщин с горделивой осанкой.

Особенностью минойского искусства является, казалось бы, неожиданное для эпохи бронзового века явное влияние женского вкуса. Это прослеживается в пристрастии к миниатюрным формам, в обилии мелких деталей, в предпочтении плавных линий, в ярких тонах настенной и вазовой живописи. На фресках во дворцах Крита и острова Фера изображены удивительно миролюбивые сюжеты, без характерных для мужской ментальности сцен охоты, битв и кровопролития.

В минойскую эпоху прикладное и изобразительное искусство развивается во всем эгейском регионе. Мастера научились изготавливать различные сосуды из алебастра, мрамора, горного хрусталя, обсидиана и т. п. и покрывать их замечательными рельефами. Зачастую сосуды имеют форму священных животных. Совершенством форм и изяществом отличаются статуэтки из терракоты, фаянса и даже золота. Мастера с большим искусством изображают хтоническую богиню со змеями, Мать богов, «владычицу зверей» со львами. Ювелирное искусство представлено высокохудожественными золотыми перстнями, резными перстнями-печатями, изделиями из слоновой кости и золота.

Однако расцвет минойского общества был непродолжительным. На Крит и острова Эгейского моря регулярно обрушивались землетрясения (в 1700, 1600, 1500 гг. до н. э.), приводившие к серьезным разрушениям и жертвам, огромному экономическому ущербу. На восстановление разрушенных дворцов и городов тратились значительные силы и средства. Однако колоссальная катастрофа, вызванная страшным извержением вулкана на острове Санторин (Фера, ок. 1450 г. до н. э.), стала гибельной для всех дворцовых центров на Крите, а толстый слой пепла уничтожил все посевы и растения. Через длительное время возродился только Кносский дворец, который стал резиденцией новой, ахейской династии, подчинившей себе пришедшее в упадок некогда могущественное государство.

 


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 55; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!