Хозяйство. Материальная культура



Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Оренбургский государственный педагогический университет»

 

 

Филологический факультет

Кафедра истории России

 

 

РЕФЕРАТ

Дисциплина: Этнология стран Азии и Африки

Тема: «Народы Азии: Курды»

Выполнил обучающийся:

Белов Алексей Сергеевич

5 курс, группа ОБ-РИ-51

Преподаватель:

Евгеньев А.А., кандидат исторический наук, доцент

 

 

Оренбург, 2020 г.

1. Этногенез и этническая история. 3

2. Хозяйство. Материальная культура. 6

3. Социальный строй и общественная организация. 8

4. Духовная культура. 11

Список литературы.. 14

 

 


 

Этногенез и этническая история

Курды компактно населяют в основном историческую область Курдистан на юго-западе азиатского материка, которая занимает смежные территории юго-восточной Турции, северо-западного Ирана, северного Ирака и северной Сирии. Значительное число курдов проживает в диаспоре (главным образом в других странах Ближнего Востока, в Западной Европе и в СНГ). В настоящее время курды один из самых крупных этносов мира (до 30 млн.), лишенный права на самоопределение и государственный суверенитет.

Курды – один из древнейших народов Передней (Западной) Азии. Первоначальный очаг этногенеза курдов находится в Северной Месопотамии, в самом центре исторического и современного Курдистана. Этот процесс начался примерно в IV тысячелетии до н.э. и занял не менее трех тысячелетий, причем его участников (хурритов или субарейцев, кутиев, луллубеев, касситов, кардухов) можно считать лишь отдаленными предками курдов. Их же непосредственные предки ираноязычные (особенно мидийские) пастушеские племена появились на исторической арене в середине I тыс. до н.э., когда начался процесс этнической консолидации собственно курдской народности, в котором первоначально участвовали и семитские элементы. Этот процесс, начавшийся в рамках древнеперсидской цивилизации (в VI–IV вв. до н.э. в эпоху Ахеменидских царей), продолжился при парфянских Аршакидах и завершился при поздних Сасанидах, уже в середине 1 тыс. н.э. К моменту арабского завоевания Ирана и падения Сасанидской державы (середина 7 в. н.э.) курдский этнос уже вполне сформировался и началась собственно курдская история. Однако этноконсолидационный процесс у курдов не был завершен, позже в него включались другие этнические элементы (в особенности тюркские), и он продолжается до сих пор.

Формирование курдской народности, а позже и нации, не сопровождалось как у большинства других народов становлением государственности, тенденцией к объединению в единое централизованное государство. Этому помешали в первую очередь внешние условия, в которых очутился курдский народ во время и после арабского завоевания и сопровождавшей его насильственной исламизации. Курдистан, благодаря своему центральному геостратегическому положению на Ближнем Востоке, стал постоянной ареной бесконечных войн, грабительских набегов кочевников, восстаний и их террористических усмирений, которыми изобиловала военно-политическая история региона в эпоху халифатов (7–13 вв.), сопровождавшаяся бесконечными междоусобицами, и особенно опустошительных тюрко-монгольских нашествий (11–15 вв.). Курды, оказывая сопротивление поработителям, несли огромные людские и материальные потери.

В этот период курды неоднократно предпринимали попытки добиться самостоятельности для отдельных крупных племенных объединений, возглавляемых наиболее влиятельными и знатными вождями, претендовавшими на основание собственных династий. Некоторые из них владели относительно продолжительное время обширными территориями на правах фактически суверенных государей. Таковы были Хасанвайхиды, властители обширного района в Юго-Восточном Курдистане в 959–1015, Марваниды, правившие в Юго-Западном Курдистане (район Диарбекира и Джазиры) в 985–1085, Шаддадиды (951–1088), чьи владения находились в Закавказье, наконец Айюбиды (1169–1252), также выходцы из Закавказья, покорившие Египет, Сирию, Палестину, Йемен, Центральный и Юго-Восточный Курдистан, наиболее знаменитым представителем которых был победитель крестоносцев султан Салах Ад-Дин.

Однако ни одна из курдских династий не оказалась долговечной и не смогла превратить подвластную ей территорию в национальный очаг курдской государственности. В империи Саладина, например, большинство населения составляли не курды, а арабы, а войско состояло в основном из тюрок. Идея национально-государственного единения еще не могла в то время распространиться и получить действенную поддержку среди курдов, разделенных по племенам и мелким феодальным владениям.

Начало 16 в. – важнейший рубеж в курдской истории. Османская империя, захватившая к тому времени весь Арабский Восток (а вскоре и Запад), и Иран, где шиитская династия Сефевидов объединила всю страну, поделили между собой территорию Курдистана, примерно 2/3 которого отошли к туркам, нанесшим персам сокрушительное поражение под Чалдыраном в 1514. Произошел, таким образом, первый раздел территории Курдистана по линии турецко-иранской границы, которая с тех пор стала границей войны. Турция и Иран в течение последующих четырех столетий бесконечно воевали между собой за полное господство над этой стратегически ключевой страной, открывающей пути для экспансии во всех направлениях и сама представляющая собой естественную крепость благодаря своему горному рельефу и воинственному населению. В конечном итоге турецко-иранские войны оказались безрезультатными, ибо и нынешняя граница в основном осталась та же, что и после Чалдыранской битвы. Но национальному развитию курдов они причинили огромный ущерб. Курдские земли периодически подвергались опустошению, народ, попеременно вовлекаемый в военные действия на стороне турок или персов (а нередко тех и других одновременно) нес большие людские потери (в том числе и мирное население). Такая ситуация лишала курдов надежды на объединение.

Положение курдов в Османской империи и в шахском Иране было двойственным. С одной стороны, они вместе со всем населением, погибали в бесконечных приграничных войнах. С другой стороны, и в Турции, и в Иране в курдских провинциях сложилась своеобразная система вассалитета, когда реальное управление на местах осуществляли не правительственные чиновники, а сами курдские племенные вожди и феодально-теократическая верхушка – беи, ханы, ага, шейхи – в обмен на лояльность по отношению к центральной власти. Существование в течение продолжительного времени этого своеобразного буфера в системе центр – курдская периферия частично облегчало положение курдских народных масс, служило противоядием ассимиляции курдов турками, персами, арабами, способствовало сохранению и укреплению курдским народом своей национальной идентичности. Однако непосредственное подчинение курдов власти своей феодально-племенной элиты приводило и к серьезным отрицательным последствиям: консервации традиционных социально-экономических отношений в курдском обществе, тормозящих его естественную эволюцию в прогрессивном направлении. Вместе с тем отдельные организуемые и возглавляемые курдской верхушкой крупные сепаратистские выступления (например, в Юго-Восточном Курдистане – Арделане во второй половине 18 в.) расшатывали абсолютистские режимы в Турции и Иране и создавали предпосылки для последующего подъема там в 19 – начале 20 вв. национально-освободительного движения.

Выступления курдов против турецких султанов и иранских шахов происходили на фоне глубокого кризиса и упадка Османской империи и Ирана. С начала 19 в. на территории Курдистана непрерывно вспыхивали мощные восстания. В первой половине 19 в. главной ареной курдского движения были исторические области Бахдинан, Соран, Джазира, Хакяри. Оно было жестоко подавлено (т.н. «вторичное завоевание» территории Курдистана турками). В 1854–1855 почти весь Северный и Западный Курдистан был охвачен восстанием Езданшира, в конце 1870 – начале 1880-х в Юго-Западном Курдистане, в районе турецко-иранской границы и в Северо-Восточном Курдистане произошло наиболее крупное и организованное восстание курдов, один из вождей которого, шейх Обейдулла, поставил несбыточную тогда цель создания независимого объединенного Курдистана. Несколько крупных выступлений курдов отмечено в Турции в эпоху Младотурецкой революции 1908–1909, во время Иранской революции 1905–1911 и накануне Первой мировой войны. Все они были подавлены.

Подъемом курдского движения в Турции и Иране пытались воспользовались в первую очередь Россия и Англия, а с конца века и Германия, стремившиеся к установлению своего политического и экономического влияния над ними. На рубеже 19–20 вв. появились первые ростки курдского национализма как идеологии и как политики: его носителями стали курдская пресса и зачатки курдских политических организаций.

 

Хозяйство. Материальная культура

Тра­диционная куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Пе­ред­ней Азии. До 1-й половины 20 в. основным за­ня­ти­ем курдов бы­ли ко­че­вое и по­лу­ко­че­вое ско­то­вод­ст­во (круп­ный и мел­кий ро­га­тый скот) и бо­гар­ное зем­ле­де­лие (зер­но­вые, са­до­вод­ст­во, та­бак). Во вре­мя пе­ре­ко­чё­вок курды соз­да­ва­ли вре­мен­ные объ­е­ди­не­ния не­сколь­ких боль­ших се­мей (оба).

Ре­мёс­ла: про­изводство ков­ров (в том числе шёл­ко­вых – сю­зан­не) и вой­ло­ка, вы­шив­ка, резь­ба по де­ре­ву, из­го­тов­ле­ние мед­ной и ке­ра­мической ут­ва­ри, ору­жия с зо­лотой на­сеч­кой, се­реб­ря­ных жен­ских ук­ра­ше­ний с чер­нью и зер­нью, че­кан­ка и гра­ви­ров­ка по ме­тал­лу и др.

Жи­ли­ще – гли­но­бит­ное или ка­мен­ное, пря­мо­уголь­ное од­но- и двух­этаж­ное с пло­ской кры­шей; хо­зяйственные по­ме­ще­ния при­мы­ка­ют к жи­ло­му (час­то с об­щим вхо­дом). Основное по­ме­ще­ние в до­ме – ода. В го­рах встре­ча­ет­ся зем­лян­ка или по­лу­зем­лян­ка (мал, ха­ни), близ­кая к азербайджанскому ка­ра­да­му и армянскому глха­ту­ну, – с лож­ным сво­дом со све­то­ды­мо­вым от­вер­сти­ем (ко­лэк). Ко­чев­ни­ки ле­том жи­вут в шат­рах (кон, ча­дыр, реш­мал), кры­тых чёр­ной шер­стя­ной ма­те­ри­ей. Ха­рак­тер­но от­сут­ст­вие специального по­ме­ще­ния для жен­щин.

Тра­диционная оде­ж­да – ша­ро­ва­ры (хэ­вал­крас, шар­валь); ту­ни­ко­об­раз­ная ру­ба­ха (крас; у муж­чин – до ко­лен, у жен­щин – до щи­ко­ло­ток); вой­лоч­ные или су­кон­ные жи­ле­ты (элек, со­хмэ, пэс­тэк) или ко­рот­кая курт­ка (кор­тык, кур­тэк, сал­та, эн­та­ри), ха­лат (эн­та­ри, ка­ба, ка­ва), у муж­чин так­же ар­ха­лук, каф­тан (чо­ха) или плащ с от­вер­стия­ми для рук (аба), у жен­щин – рас­паш­ное (эн­та­ри), глу­хое ту­ни­ко­об­раз­ное со вши­ты­ми ру­ка­ва­ми и бо­ко­вы­ми клинь­я­ми или при­та­лен­ное пла­тье с на­рукавниками (дав­занг), юб­ка пре­сти­лоч­но­го ти­па (на­вдэ­рэ, ту­ман), пе­ред­ник (ша­лек, дэ­рэ); во­круг та­лии несколько раз обёр­ты­ва­ли шер­стя­ной по­яс (пэшт, пэш­тэн), у муж­чин – с од­ним или не­сколь­ки­ми кин­жа­ла­ми; со­стоя­тель­ные жен­щи­ны но­си­ли се­реб­ря­ные поя­са (кя­мар, кям­бар), шаль с кис­тя­ми (дас­мал, сар­пош).

Го­лов­ной убор у муж­чин – кол­пак (ко­лав, кю­лах, ко­лос), по­вя­зан­ный плат­ка­ми в ви­де чал­мы; у жен­щин – фет­ро­вая ша­поч­ка (де­ви­чья – фи­но, жен­ская – ко­фи, ко­лах, арак­чин, клав) в фор­ме тю­бе­тей­ки или фес­ки с шёл­ко­вой ки­стью, об­ши­тая мо­не­та­ми, свер­ху – пла­ток или несколько плат­ков; жен­щи­ны не но­си­ли чад­ры, при­ме­ня­ли та­туи­ров­ку, сто­пы ног и ла­до­ни кра­си­ли хной, в пра­вую ноз­д­рю встав­ля­ли диск (ка­рэ­фил, ха­зем).

Что касается пищи, курды пекут тон­кий пре­сный хлеб (нан) в пе­чи ти­па тан­ды­ра (тан­дур) или на же­лез­ном лис­те (садж); ле­пёш­ки про­слаи­ва­ют кис­лым мо­ло­ком с чес­но­ком (зе­ре­ват); из му­ки го­то­вят лап­шу (рэш­тэ), клёц­ки (ко­те­лек), ка­ши и по­хлёб­ки, из мя­са – плов (пи­лау), теф­те­ли (кюф­та), из мо­ло­ка – ва­ре­нец (маст), су­хой тво­рог (жа­жи­рун), сыр (па­нир), сы­во­рот­ку (дау) и др.; упот­реб­ля­ют ост­рые при­пра­вы и со­усы; пе­ред едой пьют креп­кий чай. В зем­ле­дельческих рай­онах рас­про­стра­не­ны блю­да из пше­ни­цы, ри­са, ост­рые при­пра­вы из ово­щей, в Ира­ке и Си­рии – из ба­мии, в го­рах – из съе­доб­ных рас­те­ний. По празд­ни­кам го­то­вят слад­кое пе­че­нье – га­ту.

Му­зы­ка курдов ис­пы­та­ла влия­ние различных куль­тур Ближ­не­го Вос­то­ка и Средней Азии, наи­бо­лее близ­ка иранской и арабской му­зы­ке. Ла­до­вая ос­но­ва – ма­кам, од­на­ко ис­поль­зу­ет­ся с различными мо­ди­фи­ка­ция­ми един­ст­вен­ный ма­кам­ный лад – курд. Сре­ди во­каль­ных жан­ров тра­диционной му­зы­ки – ге­рои­ко-эпические по­ве­ст­во­ва­ния (в основном у гор­цев); «пес­ни кон­ни­ков» ла­ви­ке си­ва­ран; «дол­гие» пес­ни-по­эмы тра­ур­но­го ха­рак­те­ра ла­вий, жен­ские пря­диль­ные «пес­ни кру­тя­ще­го­ся ко­ле­са» бер­до­ла­ви; раз­вле­ка­тель­ные пес­ни ди­лок (ис­пол­ня­ют­ся по празд­ни­кам в кру­гу дру­зей); лю­бов­ные пес­ни ку­ла­мен ди­лан. Рас­про­стра­не­ны так­же арабские во­каль­ные жан­ры. Спе­ци­фичный вид му­зы­ки курдов – ин­ст­ру­мен­таль­ные по­хо­рон­ные наи­гры­ши, ис­пол­няе­мые главным образом на ду­хо­вых. Сре­ди тан­цев: сме­шан­ные – пес­ня-та­нец ди­лан, та­нец с ко­рот­ки­ми рит­мич­ны­ми ша­га­ми го­венд, пля­ска с под­ско­ка­ми со­пи; муж­ские – та­нец с саб­ля­ми (ди­ла­на сур-у-мер­тал), во­ин­ст­вен­ный та­нец на ло­ша­дях (си­рит; ат­ри­бут сва­деб­но­го тор­же­ст­ва). Ис­пол­ни­те­ли тра­диционной му­зы­ки раз­ли­ча­ют­ся по функ­ци­ям: денг­бей (его ре­пер­ту­ар – эпич. и во­ен. пес­ни), стран­бей (по­пу­ляр­ные пес­ни), си­рок­бей (ска­зи­тель), мит­риб (ар­тист, раз­вле­каю­щий пуб­ли­ку), сенс­ге­не (проф. му­зы­кант, иг­раю­щий на зур­не и даф­фе). Из музыкальных ин­ст­ру­мен­тов ши­ро­ко рас­про­стра­не­ны ду­хо­вые (осо­бен­но у гор­цев): пас­ту­ше­ская флей­та блур (соль­ный и со­про­во­ж­даю­щий пес­ни и тан­цы ин­ст­ру­мент), флей­та со сви­ст­ко­вым уст­рой­ст­вом ду­дук (или фик, пик; со­про­во­ж­да­ет тра­диц. пес­ни), зур­на. Сре­ди других ин­ст­ру­мен­тов: струн­ные (гл. обр. в прак­ти­ке рав­нин­ных жи­те­лей) – тан­бур, саз; гли­ня­ный ба­ра­бан дем­билк, боль­шой ба­ра­бан дафф, мед­ные та­рел­ки зил. Му­зы­ка курдов ста­ла ис­пол­нять­ся в кон­цер­тах во 2-й пол. 20 в. Из­вест­но­стью поль­зу­ют­ся тан­бу­ри­сты Са­ид Юс­сеф и Са­ид Хас­сан, ду­ду­ки­сты Ха­нан Ах­мед и Ах­мед Ха­нан Нас­сер, ис­пол­ни­тель на са­зе Мо­хам­мед Али Тед­жо, зур­на­чи Ха­мо Хас­сан и Му­хам­мед Ах­мед Ра­шо и др.

 


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 98; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!