Цветовая температура, тяжесть и динамика цветов



 

Цвет воспринимается нами во многом индивидуально, тем не менее, некоторые принципы одинаковы для всех. В частности, это касается того, какие тона мы считаем теплыми, а какие холодными. Традиционно теплыми считаются: красный и желтый, а холодными – синий и голубой. Можно разделить круг Иттена пополам и левая половина будет относиться к холодным, а правая – к теплым цветам. Но даже в рамках одного тона, можно определить для себя, к примеру, более холодный синий или более теплый – цвет обретает температуру только в соотношении с другим цветом (Рисунок 8).

Рисунок 8. Теплые (слева и вверху) и холодные (справа и внизу) тона

 

Еще одним важным эффектом является тяжесть или легкость цвета. «Тяжесть» цвета зависит от яркости и насыщенности тона, а также от оттенка, например, голубой тяжелее зеленого, который в свою очередь тяжелее красного. Зачастую, тяжелые цвета – это цвета материала для отделки нижних этажей здания. Важно понимать принципы композиционного соотношения тяжелых и легких цветов, материалов и поверхностей.

Цвет может восприниматься и в динамике. Так, красный цвет стремится выдвинуться вперед, а синий – уходит вдаль. Однако насыщенность и яркость цвета играет роль более важную: более яркий и насыщенный холодный цвет кажется ближе, чем менее яркий и ненасыщенный теплый.

Восприятие предметов изменяется в зависимости от поры года, времени дня, на рассвете или на закате, из-за одновременного или последовательного контрастов, а так же при изменении объемов (на объекте в натуре цвет будет казаться менее насыщенным, чем на модели). Цвет зависит от угла падения солнечных лучей на объект и от цвета рядом стоящих зданий и сооружений.

С точки зрения передачи информации, цвет может иметь содержание в следующих функциях:

- физиологическая (свойства цвета, связанные с непосредственной физиологической реакцией на них);

- психологическая (эмоциональные реакции на цвет и сочетание цветов);

- социокультурная (цвет в контексте ритуальной культуры общества и т.п.)

- знаковая (цвет светофоров, дорожных знаков и др.);

- символьная (цвет в геральдике, логотипах, орденах и др.);

  

Таким образом, цвет зависит от окружающей среды и может быть реальным и кажущимся. Реальный цвет – это задуманный проектировщиком цвет объекта, выписанный по цветовому каталогу, а кажущийся – это тот цвет, который получается в условиях эксплуатации. Надо понимать, что в архитектурной колористике важен не столько подбор собственно цвета, сколько качественное сочетание цветов, при котором они сочетаются друг с другом таким образом, что никакие влияния это сочетание не портят.

 

Цвет – как текст

 

Еще Людвиг Витгенштейн, австрийский философ и логик, в начале XX века сформировал концепцию, согласно которой весь наш чувственный опыт определяется структурой языка и формирует «синтаксис – как картину мира», языковую среду восприятия, через которую мы воспринимаем действительность [57]. Если что-то есть в нашем чувственном опыте, оно проявляется лингвистически в определенных словах, фразах и словосочетаниях [93]. И обратное – если чего-то нет в нашей лингвистической картине мира, то это для нас не существует и в реальности. Таким образом, язык формирует наше восприятие, текст формирует контекст. Подобный подход нашел свое проявление в стилистике постмодернизма как в литературе и искусстве, так и в архитектурном творчестве. В качестве примера можно привести распространенное мнение о том, что в языках северных народностей имеется большое количество названий для снега и, соответственно, для обозначений различных оттенков белого цвета. Утверждается, что эскимосы, к примеру, различают множество оттенков белого и хуже воспринимают другие тона. Впервые подобная мысль была озвучена Францем Боасом, показавшим зависимость восприятия предмета или его цвета от словообразования в синтаксической конструкции языка [37]. Таким образом, высказывается утверждение о том, что некоторому феномену природы севера соответствуют языковые понятия, и что у разных народов эти понятия об одном и том же явлении (о снеге) разные потому, что северные народности связаны со снегом и внимательны к белому цвету намного в большей степени, чем, скажем, англичане. Это утверждение не совсем соответствует истине. На самом деле в эскимосско-алеутских языках для обозначения твердого состояния воды (снега и льда) используется примерно столько же корней, сколько и в английском; при этом морфология эскимосско-алеутских языков позволяет более свободное словообразование [38]. Согласно гипотезе лингвистической относительности, разработанной американским лингвистом-любителем Бенджамином Ли Уорфом при поддержке известного лингвиста-этнолога Эдуарда Сепира, язык, на котором мы говорим, влияет на нашу картину мира и одновременно отражает ее. Данная идея лежит в основе общей семантики [39, 64, 69, 70, 71]. Проанализировав подобные рассуждения, можно сделать вывод о некоторой относительности высказываний такого характера и о том, что восприятие цветовых феноменов и их соответствие лингвистическим понятиям не носит характера прямого сопоставления. Мы видим мир в цвете – это обыденный факт, не требующий доказательств. В нашем языке есть множество слов и словосочетаний для большинства цветов, которые мы только способны различить. В конце концов, существуют цветовые каталоги, в которых цвет упорядочен, и мы можем найти, подобрать все, что нам необходимо для дизайна. Но также следует понимать, что восприятие цвета индивидуально; зачастую мы совершенно по-разному оцениваем цветность того или иного объекта, обозначая один и тот же оттенок разными названиями, используя разные слова для одних и тех же физических характеристик электромагнитного излучения. Условность световой волны, интерпретируемая нашим мозгом как цветовой тон, зависит от различных факторов и несет информацию. Эту информацию можно сравнить с неким текстом, который здание или сооружение, любое визуальное произведение искусства, через цвет и форму, транслирует наблюдателю. Здание говорит с нами на языке эпохи и стиля, своей формой и цветом передавая совершенно точную информацию. И эта информация всегда правдива. Эпоха и контекст существенно влияют на восприятие архитектурного объекта, в значительной степени создавая условия для определения цветности объекта. Тем не менее, необходимо учитывать тот факт, что между словами и цветами нет однозначной корреляции, что понятие черного и белого зависит от времени и культуры, что современное мышление разобщает цвет и форму, размывая субъективные границы восприятия архитектурных сооружений [29,51].

Разделение цветов на теплые и холодные, основные и дополнительные, спектр, хроматический круг, законы цветовосприятия и одновременного контраста не являются чем-то абсолютно незыблемым и зависят от восприятия конкретного человека, от его особенностей и картины мира. А она со временем меняется. И то, что было актуально, воспринималось определенным образом сегодня, завтра будет иметь иные смыслы и другие трактовки. Ведь противопоставление холодных и теплых тонов – чистая условность, которая менялась от эпохи к эпохе. Например, в Средние века и в эпоху Возрождения в Западной Европе синий считался теплым цветом, а в отдельные периоды – даже самым теплым из цветов [60].

Таким образом, мы можем говорить о том, что цвет является своеобразным текстом, точнее частью общего текста, информации, которую здание транслирует в окружающую среду. Зная и понимая законы составления этого текста, мы можем качественно улучшить концептуально-смысловой контекст нашей архитектуры.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ГЛАВЕ 1

 

Сравнивая предыдущие эпохи с сегодняшним днем, можно отметить кардинально изменившийся подход к восприятию цвета. От средних веков, вплоть до конца XIX в. человечество жило в относительно монохромной среде, обусловленной качеством природных материалов, натуральными тонами и особенностями социального отчуждения насыщенных тонов. С появлением разнообразных пигментов-красителей, основанных на соединениях металлов (хрома, кадмия, кобальта, цинка, меди и др.), цветовая палитра доступных в настоящее время материалов стала необычайно разнообразной, а возможности ее использования не ограничиваются морально-религиозными нормами восприятия. Однако и сегодня еще нет единых критериев выбора цвета – архитекторы полагаются на интуитивные подходы без учета методологических, зачастую пребывая в убеждении, что цвет скрывает недостатки архитектурной формы. Но это не так. На самом деле цвет выявляет их, конкурируя с формой и пространственной организацией объекта, заостряя внимание на неверных архитектурных решениях, недостатках формообразования. Цвет разговаривает с нами со стен наших домов, рассказывает о всех недостатках и проблемах нашего мироустройства. И задача архитектора, творческая задача автора состоит в том, чтобы четко и недвусмысленно, при помощи цвета и формы, передать только ту информацию, которая требуется для восприятия объекта.

Таким образом, цвет качественно обусловлен визуальной компонентой городской среды. Цветовая культура, в конце концов, есть культура социальных сложностей. Новая реальность крупных городов рождает новые подходы к познанию феномена цвета. Усложнение городской среды ведет к повышению ее полихромной сложности, следовательно, необходимы новые качественные решения. Восприятие колористического контекста требует совершенства конструкции цветового поля. Цвет в визуальной городской среде создает нашу социальную реальность наравне с формой и пространственной ее организацией, непосредственно с ней связан [61].

 


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 176; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!