Христианство. Библия и Евангельская история. Христианство. История Церкви. История Церкви в России. Православие

ТЕМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ ПО КУРСУ

Тема 1: Религиоведение как наука

Анимизм (лат. – душа, дух) – вера в души и духов. Термин впервые введен англ. антропологом Э.Тейлором, для описания верований первобытных людей. Он полагал, что представления древних людей о существовании души зарождаются в результате осмысления таких явлений как сон, болезнь, смерть, галлюцинации. Вырабатывается понятие о душе, находящейся в теле человека, и покидающей его. Появляются представления о существовании души после смерти, загробном мире, переселении душ. А. свойственно олицетворение и одушевление окружающего мира. Предметы объективного мира, человек рассматривал как нечто подобное себе, наделяя их желаниями, волей чувствами. Вера в отдельно существующие силы природы, растений, животных, умерших предков трансформировалась в развитые религиозные представления – политеизм. Поэтому с точки зрения Тейлора “А. есть минимум определения религии”.

Атеизм (греч. – отрицающий бога) - воззрение, исходящее из признания естественного мира единственным и самодостаточным, а религии – творением самого человека. В основе А. лежит материалистическое понимание мира.

Деизм (лат. - бог) – учение, основанное на принципах рационализма, по которому Бог есть безличная разумная первопричина мира, находящаяся вне его и не участвующая в жизни природы и человека. Вселенная после первотолчка, движется по своим законам. Распространение Д. в 17 - 18 веках связано с секуляризацией сознания и отходу от церковного почитания божества, чем противостоит теизму.

Магия (греч. - колдовство, чародейство) – совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в возможность воздействия на людей, животных, предметы и явления объективного мира, особыми способами, отличными от повседневной практической деятельности. По методам воздействия М. делится на контактную, инициальную, парциальную, имитативную. По целям воздействия М. делится на вредоносную, военную, промысловую, лечебную и т.п. Обычно магические приемы совершали специально подготовленные люди – колдуны, чародеи, шаманы.

Монотеизм (греч. - один; бог) – представление и понятие о едином Боге. Монотеистическими религиями являются христианство, ислам, иудаизм.

Пантеизм (греч. - все; бог) – учение о единстве Бога и мира, идеальной и материальной сущности.

Политеизм (греч. - много; бог, многобожие) – представление о существовании нескольких или многих богов и их почитание. К политеистическим религиям относятся религии Древнего мира, а так же современный буддизм, индуизм, даосизм, джайнизм и др. В русской традиции синонимом П. является язычество.

Почитание предков – религиозное почитание умерших родителей, важный элемент семейно-родового культа, сложившегося на ранних этапах развития человеческого общества. Предки воспринимались как могущественные члены рода, от которых зависела его жизнь. Со временем почитание перерастает в культ вождя племени, а затем племенного бога.

Религиоведение – совокупность научных дисциплин, изучающих религию. Как самостоятельная отрасль знания начала формироваться с 19 века, хотя соответствующие знания накапливались в течении веков. Предметом Р. являются закономерности развития и функционирование религии, ее многообразные феномены, как они представали в истории общества, взаимосвязь и взаимовлияние религии и др. областей культуры. Р. включает в себя ряд разделов:

История религий – изучает происхождение религий, ранние формы верований и культа, воспроизводит прошлое религий, накапливает информацию о многочисленных существующих религиях. Исследования ведутся в русле всеобщей истории религий, истории данной религии или конфессии, страноведческой истории религий.

Философия религии – совокупность философских понятий, принципов, концепций, дающих философское объяснение религии. Нередко в рамках этого раздело происходит абстрагирование от конкретных форм религии и даются попытки показать все многообразие религиозного опыта.

Социология религии – исследует религию как общественную подсистему, изучает общественные основы религии, общественные закономерности развития и функционирования религий, ее влияние на общество, а так же обратное влияние.

Психология религии – исследует психологические закономерности возникновения, развития и функционирования религиозных явлений индивидуальной, групповой и общественной психологии (потребностей, чувств, настроений, традиций), содержание, структуру и направленность этих явлений их влияние на внерелигиозные сферы жизнедеятельности индивида, групп, общества.

Феноменология религии – соотносит представления, идеи, цели, мотивы взаимодействующих индивидов с точки зрения религиозных значений и смыслов и на этой основе достигает понимания явлений религии, дает их систематическое описание.

Религия (лат. relegere – идти назад, возвращаться, созерцать; religare – вязать, связывать, привязывать; religio – совестливое отношение, благочестие) – одна из сфер духовной жизни человека, его мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и действия, основанные на вере в существование Бога (богов) и сверхъестественного мира. (др. определения: Р. - вера, особый взгляд на мир, совокупность обрядово-культовых действий, а также объединение людей в определенную организацию, которые вытекают из убеждения в существовании той или иной разновидности сверхъестественного. Р. - организованное поклонение высшим силам) Р. можно разделить на монотеистические, политеистические, мировые и национальные формы и др. В рамках религиоведения выделяют ряд функций Р. в обществе: мировоззренческая, компенсаторная, регулятивная, легитимирующая, коммуникативная, интегрирующая, культуротранслирующая.

Секуляризация (лат. – мирской, светский) - процесс освобождения различных сфер общества, общественного и индивидуального сознания, деятельности и поведения людей, социальных отношений и институтов от влияния религии.

Табу (полинез. - запрет) - религиозно-магический запрет у людей, находящихся на родоплеменной стадии общественного развития. Объектами Т. могли быть вещи, животные, люди, слова, действия и т.п. Некоторые из этих объектов считались священными, другие - нечистыми в религиозном смысле. Соприкосновение с священными, так и нечистыми объектами грозило наказанием, насылаемой чудодейственной силой, богами, духами. Отсутствие у примитивных народов фиксированного права и развитой морали привело к тому, что Т. стали главным механизмом регулирования социальных отношений.

Теизм (греч. - бог) – религиозные воззрения, содержание которого составляют понятие о Боге, наиболее полно выраженные в монотеистических религиях.

Теология (греч. – богословие)– вероучительная дисциплина или «наука о вере», создаваемая церковной общинной для всестороннего осмысления и систематического изложения содержания своей веры. Основывается на духовном опыте, догматике, литургической жизни и практике Церкви. Св. Писание, согласно церковному пониманию, - душа всей теологии. В ХХ в. от теологии ждут не только интеллектуально развитого изложения веры, но и решения многочисленных теоретических и практических проблем жизни и действия согласно вере.

Тотемизм (его род) – одна из ранних форм религии, основу которой составляет вера в существование мистической связи между группой людей (племя, род) и определенным видом растений или животных. С развитием тотемизма возникают табу – система религиозных запретов.

Фетишизм (порт. - амулет, магическая вещь) – поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Объектом поклонения – фетишем, мог стать любой предмет, почему-либо поразивший человека (необычный камень, кусок дерева, фигурка, зуб животного и т.п.); как правило, выбирался случайно и если не приносил удачу владельцу, мог быть выброшен. Элементы фетишизма широко распространены в сфере бытовых суеверий и предрассудков.

Шаман (тунгусск. - возбужденный, исступленный человек) - у коренных народов Сев. Азии и Америки человек, которому приписывается способность вступать в непосредственный контакт с духами и оказывать на них влияние. Считается, что благодаря этой способности Ш. может исцелять людей, вызывать изменения в природе, обеспечивать удачу на охоте, предсказывать будущее, провожать умерших в загробный мир. Чтобы стать Ш. необходимо не только иметь “шаманский дар”, который зачастую передается по наследству, но и пройти обучение у опытных шаманов, чем достигается преемственность шаманских традиций. Общение Ш. с духами происходит в состоянии экстаза, которое достигается в ходе камланий - особых ритуалов, сопровождающихся ударами бубна, пляской, пением, и являющихся своеобразным путешествием Ш. в мир духов, где обращается к ним с просьбами, ведет переговоры и даже вступает в борьбу.

Тема 2-5

Христианство. Библия и Евангельская история. Христианство. История Церкви. История Церкви в России. Православие

Автокефальные православные церкви (греч. – сам, голова) православные церкви, которые исходят из единых основ вероучения, богослужения, общих принципов организации, но являются самоуправляемыми и независимыми, сами выбирают своих глав – патриархов, митрополитов и архиепископов. В настоящее время существуют следующие А.п.ц.: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Греческая, Албанская, Польская, Чехословацкая, Американская.

Анафема (греч. - то, что оставлено, отлучено) - публичное заявление о непричастности к православию, но не проклятие.

Апостолы (греч. - посланник) ближайшие ученики Иисуса Христа. Евангелие говорит о 12 А. избранных Иисусом Христом в начале проповеди: братья Андрей Первозванный и Симон (Петр), братья Иаков (Зведеев) и Иоанн Богослов, Филипп, Варфоломей, Матфей, Фома, Иаков Алфеев, Фаддей, Симон Зилот, Иуда Искариот. После предательства и самоубийства последнего, на его место был избран Матфий. А. Павел (Савл) становится последователем христианского учения после вознесения Христа, но за активную проповедническую деятельность почитается как первоверховный А., наряду с Петром.

Апологеты (греч. - защита) - защитники христианского учения в первые века распространения христианства, отстаивавшие его своими сочинениями. Наиболее известными апологетами можно назвать св. Иустина Философа, Тертуллиана, Минуция Феликса, Оригена.

Библия (греч. - книга) – свод книг составляющих Священное писание христиан. Делится на две группы: Ветхий Завет (50 книг) и Новый Завет (27 книг). Книги Ветхого Завета писались на древне еврейском языке – иврите. Те книги, которые сохранились на иврите и признаны в современном иудаизме, называются каноническими (их 39), остальные 11, сохранившиеся на греч. языке - неканонические или второканонические (не признаются протестантской и иудейской традицией). Книги Ветхого Завета условно делят на Пятикнижие Моисея (первые пять книг – Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие), исторические (Иисус Навин, Судей, 1,2 Царств и др.), пророческие (книги пророков Исайи, Иеремии, Иезекеиля, Даниила и 12 малых пророков), учительные (Псалтырь, Книга Иова, Песнь, Песней и др.) Время написания книг Ветхого Завета 12-2 в. до н.э. Наиболее значительные переводы: на греч. язык – Септуагинта, сделанный 70 толковниками в 1 в. до н.э., с него были сделаны переводы на славянский и русский язык, на латыни – Вульгата (общедоступный), основной перевод, использующийся в католической церкви, сделанный в 4 в. н.э. блаж. Иеронимом.

Новый завет состоит из 27 книг: 4-х Евангелий (греч. – благая весть), авторами которых были ученики Иисуса Христа: Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Первые три написаны в более ранний период (60-70-е годы н.э.), имеют схожее между собой содержание и называются “синоптическими”. Евангелия повествуют о земной жизни Иисуса Христа. Книга Деяний апостолов, написанная евангелистом Лукой, рассказывает о проповеди апостолов. 7 посланий апостолов Петра, Иакова, Иоанна и Иуды ко всей церкви (Соборные послания), содержащие основы церковного учения и 14 посланий апостола Павла к различным церквям и ученикам. Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис), содержащая предсказание будущей судьбы мира. Канон Нового Завета сформировался в 4 веке н.э. В 13 веке Б. была разделена на главы и стихи. В 1876 году был сделан церковный (Синодальный) перевод Б. на русский язык.

Вселенские соборы - собрания высших церковных иерархов, делегаций христианских поместных церквей, на которых разрабатывались и утверждались вероучение и культ христианства, канонические нормы и богослужебные правила, рассматривались богословские концепции, оценивались ереси. В. с. собирались по инициативе византийских императоров, придававших решениям статус государственных законов.

1 В. с. был созван в 325 году в г. Никее для обсуждения учения Ария, где отвергалось единосущие Иисуса Христа Богу Отцу, говорилось о его тварной природе. На соборе арианство было осуждено.

2 В. с. состоялся в 381 году в Константинополе, где были завершены тринитарные споры (о соотношении ипостасей Троицы) и был составлен Символ веры (см.)

3 В. с. состоявшийся в 431 году в Эфесе, начал разработку христологических вопросов (о соотношении божественной и человеческой природы во Христе), признав ересью несторианство, принижавшее божественное начало в Нем.

4 В. с. проходивший в 451 году в Халкидоне, осудил ересь монофизитов, утверждавжую превосходство божественной природы во Христе над человеческой. На нем же было сформулировано православное понимание этой проблемы: Иисус Христос - истинный Бог и совершенный человек, в котором божественная и человеческая природа соединились “неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно”.

На 5 и 6 В. с. проходивших в Константинополе в 553 и 680 году были развиты и подтверждены положения предшествующих соборов.

На 7 В.с. состоявшемся в 787 году в Никее было осуждено иконоборчество и утверждено православное почитание икон и креста. Этот В.с. в православной церкви считается последним.

Католическая церковь считает вселенскими проводимые ею соборы и насчитывает их до настоящего времени 21.

Грех - категория религиозной этики. В православном богословии Г. понимается, прежде всего, как болезнь человеческой природы, отдаляющая человека от Бога. Г. может быть не только действие, но и мысль, желание.

Двунадесятые праздники – двенадцать самых значительных православных праздников, посвященных событиям из жизни Иисуса Христа и Девы Марии. По времени празднования делятся на не переходящие имеющие определенную дату (Рождество Богородицы, Крестовоздвижение, Введение во храм пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Крещение Господне, Сретение, Благовещение, Преображение, Успение Богородицы), и переходящие, которые связаны с празднованием Пасхи (Вход Господень в Иерусалим или Вербное воскресение, Вознесение, Пятидесятница или Троица). Пасха или Воскресение Христово является центром годового богослужебного круга и не входит в число двунадесятых праздников.

Догматы (греч. - кажусь правильным) - с религиозной точки зрения богооткровенные истины, выражающие суть данной религии. Важнейшими христианскими Д. являются: о Троице, о боговоплощении и искупительной жертве Иисуса Христа, которые кратко изложены в Символе веры (см.) Характерными чертами догматов являются их вероучительность, богооткровенность, церковность и общеобязательность.

Ересь (греч. - выбор) - сознательное отступление от господствующего вероучения, противопоставление официально признанной религиозной организации. В христианстве наибольшая волна ересей возникает в эпоху Вселенских соборов (см.), когда оформлялись и формулировались основные догматы.

Иерархия церковная (греч. - священноначалие) - общее название для трех степеней священства в православной церкви: дьякон - помощник в совершении богослужения, священник (или пресвитер) - основной совершитель церковных таинств и треб, и епископ (более высокие степени этого сана: архиепископ, митрополит, патриарх) - руководитель церковной организацией. Церковь учит, что такая иерархия берет начало от апостолов и каждый из представителей имеет особую благодать, получаемую в таинстве священства. Православное духовенство делится также на черное (монашествующие, куда могут входит представители всех трех ступеней) и белое (женатое, к которому относятся только дьяконы и священники).

Иисус Христос (др. евр. - спасение, греч. - помазанник) - основатель и центральный образ христианства. Согласно учению последнего Ис. Хс. - Сын Божий, вторая ипостась Троицы, Богочеловек, соединяющий в себе божественную и человеческую природу, божественный Логос, ставший человеком и принявший смерть на кресте ради спасения людей.

Икона (греч. - изображение) - живописное изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых, имеющая священный и религиозный характер и служащая предметом религиозного чествования как образ, который возводит мысль и чувства молящихся к изображаемому. В православной и католической традиции являются неотъемлемой частью храма и домашнего поклонения.

Пост - время, в которое верующие посвящают себя Богу, посещая храм, проводя время в молитве, чтении Священного писания, размышлении о своих грехах и покаянии, а также воздержании от мясной и молочной пищи, веселья и развлечений, очищая себя физически и духовно. В православной традиции существуют однодневные посты (среда и пятница каждой недели) и многодневные: Рождественский, Великий, Петров и Успенский пост.

Православие - одна из трех христианских конфессий. Главные принципы православного богословия, мистической практики и богослужения были сформулированы в 4 веке и систематизированы в “эпоху Вселенских соборов” (4-8 вв.), но при этом они опирались на более ранних христианских авторов, а в дальнейшем были развиты поздневизантийскими и русскими богословами. Основные догматы П. выражены в решениях семи Вселенских соборов: вера в Единого Личностного Бога, по своей воле создавшего мир из небытия; исповедание Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа тремя личностями единосущной Троицы; признание в единой личности Иисуса Христа и Божественной и человеческой природ со всеми присущими каждой из них свойствами, действиями, волями; вера в искупительный подвиг Иисуса Христа. Характерными чертами П. являются также принятие Церкви как продолжающейся жизни Христа в людях и восприятие церковных таинств как реального общения с благодатью Христа; вера в связь между миром живых и усопших через молитвы, обращенные к святым и заупокойные молитвы за умерших. Православная аскетика стремится не к уничтожению желаний, а к переориентации их на более высокие предметы, т.е. к их “преображению”. Ее основной принцип - синергия, т.е. сотрудничество человеческих усилий и божественной благодати. Получив изначальный опыт встречи с Богом, человек должен хранить свое сердце от грехов, которые могут лишить его радости Богообщения. Основной принцип социальной доктрины П. - “симфония” - предполагает, что государство и церковь вступают в отношения сотрудничества, при невмешательстве во внутренние дела друг друга.

Русская Православная Церковь - автокефальная православная церковь. Возникла после принятия христианства на Руси в 988 году и до середины 15 века находилась в канонической зависимости от Константинопольского патриархата в качестве митрополии. В 1447 году Р.П.Ц. обрела самостоятельность (автокефалию), а в 1589 году - патриаршество. В 1721 году церковь возглавил коллегиальный орган - Синод (см.), руководивший Р.П.Ц. до 1917 года, когда Поместный Собор Р.П.Ц. восстановил патриаршество. Советский период истории ознаменовался как массовыми гонениями на Р.П.Ц. со стороны власти, так и расколами внутри церкви, из которых самыми значительными можно назвать “обновленческий” раскол, появление Русской Православной Церкви за границей, “катакомбной” церкви. С конца 80-х годов начинается нормализация церковно-государственных отношений, что способствует росту количества церковных приходов. В настоящее время в Р.П.Ц. входит ряд церквей, обладающих самостоятельностью в делах внутреннего управления: Украинская Православная Церковь, Белорусская Православная Церковь, Православная Церковь в Молдове, Латвийская Православная Церковь, Эстонская Апостольская Православная Церковь, а также Японская Автономная Православная Церковь.

Святые - в христианстве люди угодившие Богу своей праведной жизнью, после смерти ставшие “небесными покровителями” людей, прославленные Церковью в одном из чинов святости, являясь своеобразным образцом религиозной жизни. Можно выделить несколько чинов святости: пророки, апостолы, равноапостольные князья, мученики, великомученики, исповедники, святители, преподобные, бессребреники, праведные, благоверные князья, юродивые.

Священное предание - второй, наряду со Священным писанием (Библией) источник вероучения православной и католической церкви, которое воспринимается как учение Иисуса Христа, переданное через апостолов устно и лишь позднее зафиксированное письменно. С.п. весьма сложно по своей структуре и включает в себя: вероопределения и правила семи Вселенских и ряда поместных соборов; творения ряда святых отцов и учителей церкви, толковавших учение церкви (Григорий Нисский, Василий Великий, Иоанн Дамаскин и др.); живую традицию и практику церкви (древние тексты богослужений и молитв, “правила апостольские”, акты мучеников). С. предание с церковной точки зрения является необходимым руководством для правильного разумения Библии.

Символ веры – краткий свод главных догматов, составляющих основу христианского вероучения. Был утвержден на Вселенских соборах в Никее (325) и Константинополе (381), получив название Никео-Царьградский. На церковно-славянском языке он звучит так: “Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога Истина от Бога Истина, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием, и возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь”. Подробное толкование С. в. изложено в катехизисах - кратких изложениях христианского вероучения, составленных, как правило, в форме вопросов и ответов.

Синод (греч. - сходка, собрание) - созданный в 1721 году по инициативе императора Петра 1 орган управления Русской Православной Церковью, пришедший на смену патриарху. Состоял из высших церковных иерархов и находился под контролем представителя светской власти - обер-прокурора. После восстановления патриаршества в 1917 году, С. является вспомогательным органом при патриархе. В настоящее время С. состоит из пяти постоянных и шести временных членов - епархиальных архиереев.

Сотериология (греч. - искупление, спасение; учение) - богословское учение об искуплении и спасении человечества. Центральным моментом С. является представление о тяжком последствии для всего человечества грехопадения первых людей - Адама и Евы. Для исправления первородного греха и преодоления разрыва между человеком и Богом была необходима особая Божественная помощь человеку, которая заключалась в воплощении и искупительной жертве второй ипостаси Троицы - Боге-Сыне - Иисусе Христе, через рождение, нравственную жизнь, проповедь, страдания и смерть на кресте. Искупление предполагает восстановление человеческой природы и возможность соединения человека с Богом. Но это объективная сторона спасения - то что сделано для спасения Богом. Субъективная сторона спасения состоит в тех усилиях, которые необходимо сделать человеку для преодоления собственных грехов.

Старообрядчество - совокупность религиозных организаций, возникших в результате раскола в Русской Православной Церкви, отказавшихся признать церковную реформу, проведенную во вт. пол. 17 века патриархом Никоном, суть которой сводилась к исправлению богослужебных книг по греческим образцам и изменению некоторых обрядов (например, замена двуперстного крестного знамения троеперстным). Хотя реформа не меняла основ православия, против нее выступила значительная часть духовенства и мирян, которые были осуждены на церковном соборе 1666-1667 гг., после чего начинается их преследование со стороны светской власти. В С. образовалось два направления: поповцы (или беглопоповцы), переманивавшие “никонианских” священников, и беспоповцы, отрицавшие церковную иерархию, которые затем распались на ряд толков. В конце 18 века была предпринята попытка примирить православных и старообрядцев созданием Единоверческой церкви, где богослужение шло по старым обрядам, но с признанием православных церковных властей. В 1971 году на Поместном соборе Русской Православной Церкви анафема со старообрядцев была снята.

Таинства – священные действия в христианской церкви, в результате которых на верующих сходят дары Святого Духа или Божественная благодать, которая преображает природу человека. Насчитывается семь Т.:

Крещение – через троекратное погружение в воду “Во имя Отца и Сына и Святого Духа” человек становится членом церкви. В православной церкви как правило крестят в младенческом возрасте.

Миропомазание - через помазание особым маслом (миром) человек получает дары Святого Духа на служение Богу и людям. В православной церкви совершается одновременно с крещением.

Причащение (Евхаристия) - центральное таинство в котором хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христа, которое верующие принимают “во исцеление души и тела и жизнь вечную”. Таинство совершается во время главной службы - литургии (обедни).

Покаяние (Исповедь) - верующие исповедуют свои грехи священнику, который обладает правом освобождать от них. В православной церкви это таинство как правило предшествует евхаристии, чтобы верующий мог подойти к последнему духовно очищенным.

Елеосвящение (Соборование) - семь священников соборно помазуют лоб, щеки, губы, руки, грудь больного человека освященным маслом елеем, что позволяет освободиться от телесных и душевных недугов.

Брак (Венчание) - через это таинство супруги объединяются в семью, которая воспринимается как “малая церковь”.

Священство (Хиротония, рукоположение) - через возложение рук епископа, как приемника апостолов, человек получает благодать на священническую деятельность, последовательно проходя ступени дьякона, священника, епископа (см. иерархия церковная).

Троица - фундаментальное понятие христианства, выражающее понимание Бога единого, но проявляющего себя в трех лицах (ипостасях): Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух.

Христианство - наиболее многочисленная мировая религия, насчитывающая ок. 2 млрд. последователей, распространенная главным образом в странах Европы, Америки, а также др. регионах. Основу вероучения составляет Священное Писание и Священное Предание. Возникает в 1 в. н.э. в Палестине и распространяется в Римской империи, став там к концу 4 в. главным вероисповеданием. В последующую эпоху Вселенских соборов формируется христианское богословие и формулируются догматы главные из которых о Троице и божественности Иисуса Христа. Впоследствии усиливаются разногласия между западной и восточной христианской церковью, что приводит к окончательному разрыву в 1054 году и разделению на католическую и православную. В 15 веке начало реформации в Западной Европе приводит к появлению протестантизма.

Эсхатология (греч. - последний, конечный; учение) - религиозное учение о конечных судьбах человечества и мира. Христианская Э. говорит о конечности земной истории, которая должна завершиться приходом в мир Антихриста и последующим за ним вторым пришествием Иисуса Христа, воскресением мертвых и Страшный суд , который должен определить последующую судьбу всего человечества.

Этика христианская - учение о нравственности. Основными проблемами Э. являются: с одной стороны учение о добродетели и совести, с другой - вопрос о свободе воли и о высшем благе, который сводится к вопросу о конечных целях. Христианская Э. видит высшее благо в достижении Царства Божия, что понимается как совершенное и гармоничное общение человека с Богом, миром и друг другом. Высшей целью человеческих стремлений является развитие деятельной любви; при этом христианский идеал не только не требует ограничения свободной воли, но, наоборот, придает ей существенное значение, так как только свободное стремление к осуществлению Царства Божия ставится человеку в заслугу.

Тема 6

Католицизм и протестантизм

Адвентизм (лат. - пришествие) - конфессия в протестантизме, выделившаяся в нач. 19 века. Основатель А. проповедник Уильям Миллер объявил о скором втором пришествии Иисуса Христа. Вероучение А. отличает доктрина об уже начавшемся втором пришествии Христа и учением о том, что душа человека умирает и воскресает вместе с телом. Вскоре “пророчица” Елена Уайт встала у истоков А. седьмого дня, провозгласившая празднование Субботы, вместо Воскресения и “санитарную реформу” - запрет на потребление свинины, чая, кофе, табака, алкоголя и др. Для А. обязательным является уплата десятины со всех доходов в пользу организации.

Англиканство - конфессия в протестантизме, возникшая в 16 веке по инициативе английского короля Генриха VIII, который выступил против власти папы и католической церкви. Как и в других протестантских церквях была проведена секуляризация церковных земель, отменено почитание святых и икон, сохранено было лишь два таинства - крещение и причащение, но сохранилось епископальное управление, духовенством, имеющим апостольское преемство. Главой А. является английский монарх.

Баптизм (греч. - крестить) – самая многочисленная (ок. 80 млн. чел.) из протестантских конфессий, основаная в Голландии в начале 17 века англичанином Дж. Смитом. Основывая вероучение на спасении только верой, Баптисты отличаются тем, что крестят только в зрелом возрасте, когда вера является осознанной. Для них также характерен коллективизм в повседневной религиозной практики и активная миссионерская (проповедническая) деятельность. Б. требовал религиозной свободы, веротерпимости, отделения церкви от государства, предоставления права проповеди всем членам общины.

Кальвинизм - протестантская конфессия, основанная Жаном Кальвином (1509-1564). Основа вероучения - Священное Писание. Главными особенностями является отказ от внешних атрибутов культа (иконы, крест); крещение и причащение воспринимаются как символические обряды, а не таинства. Большое значение имеет идея предопределения, согласно которой Бог одних избрал к спасению, других к вечной погибели. Из этого учения вытекают характерные для К. принципы “мирского призвания” и “мирского аскетизма”. К. учит, что человек в любое время находится на службе у Бога и несет ответственность за предоставляемые ему дары - время, здоровье, собственность. Признаком спасения являются результаты усилий (например, направленные на достижение материальных благ), свидетельствующие о действии в человеке Бога. К. распространился на севере Европы. Во Франции они получили название гугеноты, в Англии - пуритане и пресвитериане.

Католицизм (греч. - всеобщий, вселенский) - самое многочисленное направление в христианстве. Вероучение и организация оформились после разделения церквей в 1054 году. Священное предание образуют постановления 21 Вселенского собора и суждения пап римских. К. имеет целый ряд догматических и обрядовых отличий от православия: добавление к Символу веры фразы об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но “и от Сына” (филиокве); учение о чистилище; возвышенное почитание Богородицы (мариальные догматы о непорочном зачатии и телесном вознесении Девы Марии), догмат о папской непогрешимости и т.д. К. имеет строго централизованную систему управления, единый центр (Ватикан) и единого главу - папу римского. Наиболее распространен на Юге Европы и Южной Америке.

Контрреформация (лат. - против, реформации) - термин для обозначения реакции католицизма на распространение протестантизма и обновление католической церкви в 16-17 веке. Главные моменты К. - создание ордена Иезуитов, усиление инквизиции, создание сети учебных заведений.

Лютеранство - наиболее ранняя конфессия в протестантизме, основанная Мартином Лютером (1483-1546). Л. включило в себя основополагающие принципы протестантизма. В вопросе об оправдании только верой Л. имеет безусловное убеждение в отпущении грехов ради заслуг Иисуса Христа, эта вера понимается как дар благодати, который не может не производить добра и проявляется в делах христианина. В Л. сохранился епископат и особое посвящение в духовный сан (ординация), но не в виде таинства, из которых сохранено только крещение и причащение. В лютеранских кирхах нет икон, но сохранены распятие, облачение духовенства и алтарь. Распространено на севере Европы и США.

Методизм - протестантская организация, основанная в начале 17 века англичанами братьями Уэсли. Учение М. говорит, что человек предприняв методические усилия по самосовершенствованию может ощутить себя спасенным. Протестантский принцип спасения верой соединили с учением о необходимости добрых дел. Организация отличается строгостью внутрицерковной дисциплины. М. ведут активную миссионерскую работу.

Ордена монашеские – монашеские объединения в католицизме. Внутренняя жизнь каждого ордена определяется собственными правилами, предусматривающими более или менее высокую централизацию власти. Возникают в 6 веке. Наиболее древний бенедектинский, основанный Бенедиктом Нурсурийским. В 11 веке в результате Первого крестового похода сложились духовно-рыцарские ордена, имевшие, помимо традиционных обетов (бедности, безбрачия, послушания духовным наставникам), обязанность защищать с оружием католическую церковь: тамплиеров, иоаннитов (мальтийский), тевтонский, ставший в 13 веке частью ливонского. В 13 веке как реакция на новую волну ересей возникают нищенствующие М.О. францисканский, основанный Франциском Ассизским, доминиканский, основанный Домиником де Гусманом. В 16 веке как реакция на распространение протестантизма появляется, основанный Игнатием Лойолой, Орден Иисуса или иезуитов, монахи которого помимо традиционных обетов, давали обещание безусловного подчинения римскому папе. Благодаря тому, что среди членов ордена действовал принцип “благая цель оправдывает средства”, а так же тому что они могли скрывать свой монашеский сан, и активной просветительной, миссионерской и политической деятельности стал очень влиятельным в Европе вплоть до 18 века. Сейчас насчитывается около 140 М.О.

Протестантизм - направление в христианстве, возникшее в 16 веке в связи с реформацией. Происхождение термина П. имеет разные трактовки: 1. Протест в 1529 году группы немецких князей, подержавших М. Лютера, против прокатолических инициатив со стороны императора Священной Римской империи; 2. Протест М. Лютера против злоупотреблений католической церкви; 3. От лат. “Pro Testamentum” - движение начавшиеся в ходе Реформации за доступную Библию, - но все они показывают антикатолический характер П. Из критики католицизма вырастают основные положения П.: 1. Принцип “только Писание” (лат. “sola scriptura”) объявляет Библию единственным источником вероучения, а Священное Предание отвергается либо используется в той мере, в какой признается соответствующим Писанию. 2. Принцип “только верой” (лат. “sola fide”) провозглашает веру в искупительную жертву Иисуса Христа единственным средством спасения, отвергая помощь в этом деле таких средств как таинства, обряды, аскеза, добрые дела. 3. Принцип всеобщего священства всех верующих - все христиане в силу крещения получают благодать в равной мере, а потому отвергается особая роль духовенства в деле спасения. П. отверг молитву за умерших, поклонение Богородице и святым, почитание икон и мощей. Из таинств П. сохранил только крещение и причащение, дав им новое богословское толкование. Основу богослужения составляет чтение Библии, проповедь, коллективная молитва, пение религиозных гимнов. В религиозной жизни протестанты придерживаются принципа “саморазвивающейся церкви”, считая необходимым заново пересматривать и обновлять свое учение, религиозную практику и организацию в соответствии с “евангельскими идеалами”. По времени возникновения протестантские конфессии делят на первичные, возникшие в 16 веке (лютеране, кальвинисты, англикане и др.), и вторичные, появившиеся позднее (баптисты, квакеры - 17 век; методисты - 18 век, адвентисты, пятидесятники, армия спасения - 19 век). П. получил наибольшее распространение в Центр. и Сев. Европе, Сев. Америке, Австралии.

Папа римский – глава католической церкви. Полный титул: епископ Рима, наместник Иисуса Христа, преемник князя апостолов, верховный понтифик вселенской церкви, патриарх Запада, примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, монарх Государства Города Ватикан, раб рабов Божиих. В 1870 г. 1 Ватиканский собор принял догмат о папской непогрешимости: при исполнении им обязанности пастыря христиан Р.П. является непогрешимым в вопросах веры и нравственности. Выбирается пожизненно конклавом кардиналов (2/3 голосов плюс один голос). Нынешний папа Бенедикт XIII является 263 папой в официальном списке Ватикана.

Пятидесятники – протестантская организация, основанная в 1901 году Чарльзом Пархемом. Особенностью учения П. является вера в «рождение свыше», которое происходит после покаяния и считается залогом спасения. Другой важный момент вероучения – «крещение Святым Духом», которое сопровождается получением определенных даров, чаще всего это «дар языков» или «глоссолалия» - когда человек внезапно начинает говорить сразу на многих языках, сам не понимая их.

Реформация (лат. - преобразование, исправление) - широкое антикатолическое движение в Европе 16 века, положившее начало протестантизму. Причина Р. в стремлении определенной части европейского общества к обновлению духовной жизни, через “возвращение христианства к апостольским временам” и его протест против католицизма как религиозной, политической, социальной системы. Р. явилась результатом существенных социальных и культурных сдвигов в социальном и культурном развитии Европы, в общественном сознании, кризиса феодализма и появления буржуазных отношений и стремления к новым формам духовной жизни. Предшественниками Р. считают Эразма Ротердамского, Дж. Виклифа и Яна Гуса (14-15 вв.) Начало Р. относится к 1517 году, когда профессор Виттенбергского университета Мартин Лютер выступил с тезисами, содержавшими критику папства и злоупотреблений католической церкви. После объявления в 1521 года Лютера еретиком Р. приняла широкий размах, включив в себя многие слои населения: князей, дворян, бюргерство, крестьянство. В результате к середине 16 века в Германии утверждается умеренный вариант реформирования церкви, за который выступал Лютер, и который поддержали князья и дворянства, оформившаяся в виде лютеранства. В 1555 году Аугсбургский религиозный мир между императором Карлом V (католиком) и немецкими князьями закрепил победу немецких протестантов, провозгласив принцип “чья власть, того и вера” - подданные должны были следовать религии правителя. Р. подорвала духовную монополию церкви, разрушила духовное единство Европы, содействовала появлению новых, протестантских церквей, стала идеологической основой развития капиталистических отношений, явилась знаменем революций в Англии и Нидерландах.

Секуляризм – общее умонастроение, при котором человеческая деятельность во всех ее областях, мыслится автономной, а человеческая жизнь – не нуждающейся в общении с Богом, в религиозной вере. Некоторые авторы представляли дело так, что секуляризм является формой религиозной веры, сохраняющей связь с христианством, другие же отвергали его как великого врага веры. Православие и Католичество настаивают, что секуляризм – ошибка и грех (Втор. 8.3; Мф.4.4). Соответственно, и у К. Барта: «Смертельная обособленность человеческого от Божественного во всех ее аспектах – вот что всерьез поставлено сегодня под вопрос». Церковная вера имеет противоядие секуляризму и должна дать полновесный ответ на вызов современного расцерковленного мира.

Экуменизм (греч. - вселенная, обитаемый мир) - взгляды и позиции, отражающие стремление христиан различных направлений к объединению в “единой Церкви Христовой” при сохранении плюрализма в вероучении, культе и организации. Инициаторами экуменического движения стали протестантские церкви, основавшие в 1948 году Всемирный совет церквей. В настоящее время членами этой организации являются более 300 религиозных объединений из 100 стран мира, включая и ряд православных церквей.

Тема 7

Ислам

Аллах (араб. – божество) – единый и единственный Бог в исламе. Ему присуще совершенство, могущество, всесилие, Он предшествовал сотворенным вещам и существовал до сотворенного мира, все в мире подчиняется ему. Важное значение для мусульман имеет произнесение молитвенной формулы “Аллаху акбар” (“Аллах велик!”), в которой выражается изумление и восхищение.

Ваххабизм - радикальное направление в исламе, направленное на очищение веры, возникшее в Аравии в 18 веке по почину Мухаммеда ибн Абд аль Ваххаба.

Джихад (араб. – усердие в вере, борьба за веру) одна из главных обязанностей мусульман, примыкающая к пяти столпам веры, подразумевающая усилия мусульманина во имя Аллаха. Разделяют Д. на несколько видов: “Д. сердца” - борьба со своими собственными недостатками, “Д. языка” - разрешение одобряемого и запрет порицаемого, “Д. руки” - наказание приступивших закон и нравственные нормы, “Д. меча” - вооруженная борьба с неверными. Последний вид Д. называют также газават (набег) или фатх (завоевание), а вступивших на этот путь “муджахидами”.

Ислам (араб. - предание себя Аллаху, покорность) - мировая религия насчитывающая порядка млрд. последователей, наиболее распространенная в Азии и Северной Африке. Возникла в Аравии в 7 веке. Основатель - пророк Мухаммад. Основа вероучения - Коран и Сунна. Основной догмат - поклонение единому Богу Аллаху и признание Муххамада посланником Аллаха. Основные направления начали оформляться с 7 века: суннизм, шиизм, суфизм и др.

Пять столпов ислама – основополагающие религиозно-обрядовые обязанности мусульманина: 1) шахада – свидетельство о том, что “нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммад – посланник Аллаха”, 2) салат (перс. “намаз”) – ежедневная пятикратная молитва (утренняя, полуденная, предвечерняя, на закате и с наступлением ночи). Общественной молитве в мечети посвящена пятница. 3) закат – обязательная милостыня, которая идет в пользу нуждающихся, 4) саум (тюркск. “ураза”) – пост в месяц рамадан, состоящий из воздержания от еды и питья в светлое время суток, 5) хаджж – паломничество в Мекку.

Мазхаб (араб. – путь) - религиозно-правовые школы в исламе, единой основой в которых является Коран и Сунна, но отличаются толкованием и способом выведения конкретных норм и правил. Сунниты являются последователями одного из четырех М. : ханафитского, маликитского, шафиитского, ханбалитского. У шиитов распространен джафаритский М.

Мулла (араб. – владыка, повелитель) служитель культа, обычно выбираемый верующими из своей среды, для чего “кандидат” должен знать содержание и порядок богослужения.

Мухаммад (Мухаммед, Магомет, Мамед) (ок. 570-632) – основатель ислама, пророк и посланник Аллаха.

Коран (араб. – чтение) – Священное писание мусульман. Согласно исламу К. – речь Аллаха, существовавшая вечно, посланная пророку Мухаммаду через архангела Джибраила. К. разделен на 114 глав (сур), расположенных в порядке уменьшения объема. Суры делятся на стихи (аяты). По времени появления суры разделяются на мекканские (более ранние) и мединские. К. был составлен при халифе Османе между 650 и 656 годом. Язык К. - арабский.

Сунна (араб. – обычай, пример, традиция) – Священное предание ислама, изложенное в рассказах о поступках и изречениях пророка Мухаммада, которые являются примером для мусульман. Второй после Корана источник мусульманского вероучения. В начале рассказы передавались устно, а с 8 века были зафиксированы в виде хадисов у суннитов и ахбар у шиитов. Хадис состоит из двух частей иснад “опора”, воспроизводящая цепочку людей передававших хадис до момента его записи, и матн “текст” содержащий само известие. Наиболее авторитетные хадисы вошли в составленные в 8-9 веках сборники.

Сунниты (последователи сунны) – наиболее многочисленное направление в исламе, к которым относятся те, кто признает законными первых четырех халифов, шесть сборников хадисов и придерживается одного из четырех мазхабов. Оформился как реакция на появление шиитов. Большинство мусульман в мире являются суннитами.

Суфизм – исламский мистицизм, выросший из аскетической практики. Суфий проходит несколько этапов на пути духовного совершенствования. В основе суфийской практики находятся мистические молитвенные радения (зикр).

Халиф (араб. – преемник, заместитель) – в ранней истории ислама титул военных и политических руководителей мусульманской общины, действующих как приемники Мухаммад во всех отношениях, кроме пророческого служения. Сунниты признают четырех праведных халифов: Абу Бакр (632-634 г.), Омар (634-644 г.), Осман (644-656 г.), Али (656-661 г.).

Ханифы – доисламские аравийские монотеисты.

Хиджра – переселение Мухаммада и мусульман из Мекки в Медину в 622 году; мусульманский лунный календарь ведет счет лет, начиная с этого года.

Шариат (араб. – правильный путь) – свод мусульманских законов, комплекс юридических норм, принципов и правил поведения, социально-религиозной жизни и поступков мусульманина.

Шиизм (араб. – партия) – направление в исламе, последователи которого верят, что Мухаммад назначил своим приемником в роли руководителя мусульманской общины своего двоюродного брата и зятя четвертого халифа Али. Шииты считают, что власть в общине передается только через потомков Али – имамов. Ш. наиболее распространен в Иране, а также Ираке, Ливане, Йемене, Пакистане, Азербайджане, и составляет около десяти процентов от всех мусульман.

Тема 8

Иудаизм

Галаха - всякий нормативный еврейский закон, обычай либо их полный комплекс. Представляет собой ряд юридических установлений, сформулированных иудейскими учителями. В более узком смысле “жить по Галахе” означает правильный, нормативный с точки зрения иудаизма образ жизни.

Каббала (евр. - предание) - мистическое учение в иудаизме, появившееся в средние века. В основе учения лежит представление о том что Бога и мироздание можно постичь через десять цифр и двадцать две буквы иврита.

Иудаизм - национальная религия евреев, возникшая в нач. первого тысячалоетия до н.э. Основная мысль - существует единый Бог, Яхве, Творец и Промыслитель мира, который заключил завет с еврейским народом. Эта богоизбранность евреев требует от них соблюдения заповедей и религиозной чистоты, получая за это особое Его покровительство. Основа вероучения изложена в Танахе и Талмуде.

Талмуд (др.евр. - учение) - Священное предание иудаизма, которое представляет собой основанный на библейском вероучении многотомный религиозно-философский, моральный, бытовой, законодательный и судебный кодекс. Оформление Т. началось в 5 в. до н.э., а зафиксировано в 3-5 в. н.э. Толкования Священного писания иудеев получили название Мишна, которая сама подверглась толкованиям, составившем Гемару. По месту составления Т. различают его Иерусалимский и Вавилонский варианты. Т. распадается на Галаху (свод законов и ритуальных правил) и Агаду (легенды, притчи, юридические казусы). Т. является основой повседневной жизни религиозного еврея.

Танах - Священное писание евреев, состоящее из трех частей: 1. Закон (Тора), включающий Пятикнижие Моисея, 2. Пророки (Невим), куда входят книги пророков, 3. Писания (Кетувим) куда входят исторические и поэтические книги. Т. состоит из 39 книг и по большей части совпадает с Ветхим Заветом христианской Библии (см.).

Раввин - человек, возглавляющий автономную еврейскую религиозную общину, главной обязанностью которого является разрешение жизненных вопросов, исходя из религиозных установок.

Синагога - место молитвенных собраний иудеев, где раввины и другие знатоки Писания толкуют тексты, молятся.

Сионизм - движение в иудаизме возникшее в конце 19 века, выступающее за собирание евреев на исторической родине.

Яхве - имя Бога в Танах (Ветхом Завете). В иудаизме - исторически первой монотеистической религии - развиваются представления о том, что существует единственный Бог, Творец и полновластный повелитель мира, нравственный законодатель и вершитель судеб как отдельных людей, так и целых народов. Особое значение приобретает развитие отношений между Богом и человеком, в которых Бог открывается человеку. Начавшись с сотворения мира и первых людей, их грехопадения и изгнания из рая, оно имеет ключевым событием Завет (договор), заключаемый Я. с избранным им еврейским народом. Взяв народ под свое покровительство, Я. выводит его из Египта (“дома рабства”) в землю обетованную и через Моисея дает ему законодательство, ядро которого образуют 10 заповедей, где присутствует требование строго монотеизма. На русский язык имя Я. переводится как “Сущий”. С 7 в. н.э. текст Танах, состоящий только из согласных букв, приобрел вокализацию (гласные буквы), имя Я. стало звучать как Иегова.

Тема 9

Буддизм

Ахимса (санскр. - ненасилие) - принцип праведного религиозного поведения, являющийся основой этического учения буддизма, а также др. восточных религий. Нанесение вреда живым существам отягощает карму человека, а соблюдение принципа А., напротив, выступает необходимым условием духовного роста и прогресса в цепи перерождений.

Боддисатва (санскр. - существо, стремящееся к просветлению) - человек, решивший выйти из колеса перерождений и достичь состояния будды. Наиболее разработана концепция Б. в махаяне, где путь Б. доступен всем. Высший долг Б. состоит в том, что, достигнув состояния, позволяющего выйти из сансары, они остаются в ней, чтобы оказать помощь в обретении освобождения всем живым существам. Наиболее популярные Б. - Авалокитешвара, Манджушри, Ваджрапани и др.

Будда (санскр. - просветленный) - можно выделить три основные значения понятия. 1) Основатель бддийской религии Сиддхартха Гаутама, царевич из рода Шакьев (Шакья-муни), живший в 7-6 (или 6-5) веке до н.э. 2) Высшее существо. Уже с первых веков существования буддизма происходит мифологизация образа Б., который наделяется сверхестественными способностями. В махаяне Б. трактуется как единственная безусловная реальность, Абсолют, вечно пребывающий в нирване, всепроникающ и всеобъемлющ, поскольку безграничен во времени и пространстве. Шакья-муни лишь одно из проявлений Б., которых насчитывается бесконечное множество. 3) Цель религиозной практики в махаяне, что следует из положения о наличии в любом существе “природы” Б.

Буддизм - самая древняя из трех мировых религий, возникшая в Индии в 6 в. до н.э. Основателем считается Будда - Сиддхартха Гаутама, царевич из рода Шакьев (Шакья-муни). Б. возникает как оппозиционное древнеиндийским религиям учение, но заимствует из них ряд важнейших положений: о “вращении” человека в цепи перерождений, обусловленность характера человека кармой и т.д. Наиболее раннее течение в Б., у истоков которого стоит Шакья-муни, получило в религиоведческой литературе название хинаяна, характеризуется большим влиянием монашеской общины. В начале н.э. формируется новое направление - махаяна, учение которого способствовало широкому распространению Б. В 7 в. н.э. из махаяны выделяется новое направление эзотерического Б. - ваджараяна. В Б. отсутствует единое для всех направлений и школ Священное писание. Буддийские вероучения имеют между собой гораздо меньше сходных черт, чем учения христианских или мусульманских конфессий. Общим же является признание Будды высшим существом, нирваны как конечной цели освобождения, несмотря на разные интерпретации этих важнейших понятий, а также отрицание существования творца всего сущего.

Ваджраяна (санскр. - алмазная колесница) - тантрический буддизм, оформившийся в 7-8 веках и получивший распространение на Тибете, в Китае и Японии. В основе В. лежит представление об изначальном Будде-Абсолюте (Ади-Будда), который имеет пять ипостасей ( Амитабха, Вайрочана, Акшобхья, Шакья-муни, Майтрея) - пять граней мудрости, которые сравниваются с алмазом (отсюда название В.). Все бытие мироздания это действия изначального Будды. Человек может открыть в себе скрытую природу Будды, следуя под руководством наставника (гуру) трем видам деяний: определенным образом сплетать пальцы рук, находясь в позе “лотоса”, произносить сакральные фразы - “мантры” и медитировать на сакральные образы (“янтры”).

Восьмеричный путь - путь достижения нирваны, указанный Буддой, лежащий посередине между мирскими удовольствиями и аскетизмом и состоящий из восьми частей: правильные взгляды, правильная решимость, правильная речь, правильное поведение, правильный способ жизни, правильное усилие, правильное внимание, правильное сосредоточение.

Дзен-буддизм - японский вариант буддизма махаяны, ставший развитием китайского чань-буддизма. Главная цель - достижение “внезапного озарения”, которое возможно под руководством наставника не только через медитацию, а также иные вневербальные средства: парадоксальные задачи, диалоги, дыхательные или гимнастические упражнения, физическую работу, аномальное поведение.

Карма (санскр. - действие) - принцип универсальной причинности, неприложный действующий “закон возмездия” за совокупность поступков, намерений, определяющий будущее каждого живого существа в последующих перерождениях, любые моральные и аморальные действия и намерения, которые влияют на последующее перерождение души.

Ламаизм - термин для обозначения северного варианта буддизма, распространенного в Тибете, а также Колмыкии, Бурятии, Туве, Монголии. Наиболее распространенная школа - гелугпа (желтошапочники), возглавляет которых Далай-Лама, воплощение боддисатвы Авалокитешвары. Л. является тибетским вариантом ваджараяны, воспринявшем также местные верования, что придает ему своеобразные черты в соответствующих регионах распространения.

Махаяна (санскр. - великая колесница) - направление в буддизме, оформившееся в 1-5 веке, радикально пересмотревшее предшествующие основы религии (см. хинаяна). Будда трактуется как единственная безусловная реальность, Абсолют, вечно пребывающий в нирване, всепроникающ и всеобъемлющ, поскольку безграничен во времени и пространстве. Шакья-муни лишь одно из проявлений Будд, которых насчитывается бесконечное множество. Нирвана воспринимается как блаженное состояние. В тоже время нирвана тождественна “колесу сансары” - цепи перерождений в которых пребывает человек. Омраченность сознания иллюзией собственного “Я” и материального мира не позволяет понять это, и чтобы достичь нирваны человеку необходимо очистить свое сознание. В М. получает разработку учение о боддисатвах. Создается учение об Ади-Будде и его ипостасях, в том числе будде будущей эпохи Майтрейи. Свод священных текстов М. был зафиксирован на санскрите, из которых самый значительный сборник “Сутра Запредельной Мудрости”. М. получила распространение в Корее, Китае, Японии, Непале, Бирме.

Медитация (лат. - размышление)- мыслительное духовное действие, с помощью которых достигается состояние углубленности или полного отвлечения от внешних воздействий путем сосредоточения на определенном объекте. В буддизме является одним из путей к нирване.

Нирвана (санскр. - угасание, прекращение, исчезновение) – конечная цель религиозной практики в буддизме, связанная с освобождением от страданий. Но разными школами осмысляется по разному. В хинаяне (тхнраваде) Н. – это выход из колеса сансары и переход в полное небытие, состояние успокоения дхарм, волнение которых воспринимается как жизнь. В махаяне - Н. самое совершенное бытие, в котором пребывает Будда. Он вечен, всепроникающ, всеобъемлющ, а потому каждый человек изначально наделен “природой Будды” и и следовательно уже пребывает в Н., необходимо лишь постичь свою изначальную природу, что предполагает обретение Н.

Пача шила (санскр. - пять заповедей) – нравственные заповеди, которые должны соблюдать все буддисты, хотя и с разной степенью строгости для мирян и монахов: воздержание от насилия (по отношению ко всем живым существам - “ахимса”), половой распущенности, воровства, лжи и употребления алкоголя.

Типитака или Трипитака (пали или санскр. - три корзины) - свод священных текстов буддизма, записанный в 1 в. до н.э. в Индии на пальмовых листьях и разложенный в корзины по содержанию: Виная-питака (Корзина устава) - содержит правила жизни монашеской общины, Сутта-питака (Корзина наставлений) - учние изложенно в форме притч и бесед Будды, Абхидхамма-питака (Корзина чистого знания) - философские рассуждения буддистов о мире и человеке.

Четыре благородные истины - с точки зрения хинаяны, концентрированное выражение буддизма озвученное Буддой в одной из первых проповедей: 1. “Сущность жизни есть страдание”, 2. “Страдания порождаются жаждой жизни, жаждой желания, жаждой наслаждения”, 3. “Страдание можно прекратить”, 4. “Есть путь ведущий к избавлению от страдания”.

Хинаяна (санскр. - малая колесница) - под этим названием последователи махаяны объединили течения буддизма, оформившиеся на раннем этапе становления буддийского учения. Сами приверженцы Х. считают это название оскорбительным, предпочитая ему названия школ, из которых самая значительная называется тхеравада (школа старой мудрости). Последователи Х. полагают, что Будда Шакья-муни первым прервал цепь перерождений, достигнув нирваны, и указал людям путь освобождения от страданий через четыре благородные истины и восьмеричный путь. Достижение нирваны представляется возможным только избранным монахам, остальные последователи учения могут лишь улучшить свою карму. Х. называют южным буддизмом, т.к. распространена в странах южнее Индии: Шри-Ланка, Таиланд, Камбоджа, Лаос.

Тема 10

Новые религиозные культы

Движение Нью-Эйдж - конгламерат самых разнородных групп, вероучительные доктрины которых не имеют жестких формулировок и обязательных ритуалов, последователи разделяют восточные учения о безличности бога и божественности человека, говорят о близости “Нового века” - “эры Водолея”, о которой говорят как времени гуманизма, братства и оккультизма. Идеи Н.Э. противопоставлены традиционным религиям, но при этом последователи Н.Э. говорят об объединении всех религий в новую эпоху. Кроме того, последователи днижения Н.Э. верят в перевоплощения душ, откровения, получаемые от неземных существ, вечную никем не сотворенную вселенную, оккультные практики.

Деструктивный культ - религиозная организация, чья деятельность сопровождается нарушением общественного спокойствия, причиняет заметный вред здоровью своих последователей, отрицательно влияет на моральные устои окружающих.

Закон о свободе совести и о религиозных объединениях 1997 года - принят Государственной Думой 19 сентября 1997 года. Цель Закона - подтвердить право каждого на свободу совести и вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии. Основываясь на конституционной норме о светском характере Российского государства, Закон одновременно провозгласил принцип уважения традиционных для России христианства, ислама и буддизма, признавая при этом особую роль православия в истории страны, в становлении и развитии ее духовной культуры. В Законе рассматривается характер взаимоотношений между государством и религиозными объединениями, уделяется внимание вопросу о религиозном образовании, правам и обязанностям религиозных организаций.

Кришнаиты - религиозная организация, основанная в втор. пол. 20 века в США индусом Бхактиведанта Свами Прабхупада (наст. Абхай Чаран Де), которая носит название “Международное общество сознания Кришны”. К. считают себя продолжателями древней ведической религии, но последователи индуизма их к таковым не относят. Источником вероучения К. является сочинение основателя - “Бхагават-Гита как она есть”. Согласно вероучению у бога великое множество имен, главное из которых Кришна, другие боги (в т.ч. Иисус Христос) являются воплощениями (аватарами) Кришны. Смысл жизни - обретение сознания Кришны. Правильные действия возможны благодаря следованию наставлениям гуру (учителя) и проживанию в ашрамах (коммунах), что обеспечивает реководству организации контроль над своими адептами. Внутри организации присутствует жесткая организация. Религиозная практика включает в себя ежедневное 1728 кратное повторение маха-мантры “Харе Кришна”, уходу за изображениями Кришны и других божеств, воздержание от мясной пищи и употребление еды посвященной Кришне (прасад), коллективные и индивидуальные медитации и т.д. Большое внимание уделяется принесению в общину материальных ценностей, которые при посвящении их Кришне способствуют духовному росту человека.

Мормоны - религиозная организация, основанная в США в первой половине 19 века Джозефом Смитом, которая носит название “Церковь Иисуса Христа святых последних дней”. М. считают себя христианами, но особенности их вероучения не позволяют отнести их к таковым. В основе учения М. лежит положение о том, что Библия не является окончательным откровением, его дополняют сочинение Дж. Смита “Книга Мормона” и пророчества его последователей. В соответствии с этими откровениями Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух - воскресшие люди ставшие самостоятельными богами. Цель остальных людей должны - также стать богами, но это под силу только мормонам, выполняющим все специальные ритуалы, из которых можно назвать крещение умерших, которые становятся М. Организация М. хорошо структурирована, внутри нее жесткая дисциплина, требующая от членов выполнения всех религиозных мероприятий (проповедь и привлечение новых членов, выплата десятины и т.п.) М. выступают за здоровый образ жизни. Центр М. находится в г. Солт-Лейк-Сити (штат Юта).

Новые религиозные культы - нетрадиционные религиозные организации, возникшие в 20 веке, представляющие из себя как правило сектантские группы. Для них характерны следующие признаки: Основатель организации воспринимается как обладатель абсолютной истины, авторитет которого непререкаем. Его последователям гарантирует спасение, при условии строго соблюдения запретов и предписаний. В секте действует строжайшая дисциплина. Лидер может считаться пророком, гениальным мыслителем, гуру, посланником и даже Богом. Для учения характерно представление о предшествующей до появления организации эпохе как времени заблуждений, ошибок и страданий. Новая религия верит в скорейшее изменение существующего мира в результате действий членов организации, борющихся с силами зла, или же изменение материального, социального положение своих членов. Культ в Н.Р.К. носит как правило коллективный характер, может использоваться техника психологического манипулирования, причем особое внимание уделяется новым адептам. Учение организации отличается фанатизмом и ненавистью к инакомыслящим. Последователями нетрадиционных религий становятся преимущественно люди с разрушенными социальными связями, выбитые из жизненной колеи, утратившие твердые духовные ориентиры. В новых религиях их привлекает жесткая организация, твердые жизненные устои, авторитет лидера, претендующего на роль духовного пастыря. Такие организации представляют собой как мощные транснациональные корпорации, с филиалами по всему миру и многомиллионными доходами, так и единичные группы с небольшим числом адептов. По характеру вероучения Н.Р.К. условно можно поделить на несколько групп: Псевдохристианские - признающие Библию как источник вероучения и Иисуса Христа, как центральную фигуру, но при этом их понимание Бога принципиально отличается от христианства; в основе учения сильны эсхатологические мотивы. (Мормоны, Свидетели Иеговы, Дети Бога и др.) Псевдовосточные - указывающие в качестве основ своей веры учение и практики восточных религий - индуизма и буддизма, но реально имеющие очень большие отличия, чтобы быть отнесенными к этим традиционным верованиям. (Кришнаиты, Трансцендентальная медитация и др.) Саентологические - проповедуют связь землян с высшими космическими силами. Мистически трактуются неисследованные явления психики и окружающей природы. Ориентация на научные и технические достижения соединяется с практикой психоанализа. (Саентология, Христианская наука) Неоязычество - выступающие за возрождение народных языческих верований, нередко имеющие ярко выраженную националистическую окраску. Синтетические - сочетающие в себе несколько религиозных систем, объявляя себя единой универсальной религией для всех людей. В них особо выражен культ лидера. Сатанинские - возвеличивающие культ зла и насилия, проповедуя общение с мистическими источниками зла - сатаной, демонами, Движение Нью-Эйдж - конгламерат самых разнородных групп, вероучительные доктрины которых не имеют жестких формулировок и обязательных ритуалов, последователи разделяют восточные учения о безличности бога и божественности человека, говорят о близости “Нового века”.

Саентология - религиозная организация, основанная во второй половине 20 века бывшим морским офицером, американским писателем-фантастом Лафайетом Роном Хаббардом. Основное произведение Хаббарда, являющееся основой С. - “Дианетика - наука душевного здоровья”, где элементы психоанализа переплетеются с оккультизмом и черной магией и облечены в наукообразную форму. С точки зрения последователей Хаббарда дианенетика это универсальный метод позволяющий улучшить душевное и физическое здоровье, избежать проблем в сфере общения, повысить умственные способности, а в конечном итоге стать богоподобным существом - “тетаном”. Но для посещения курсов дианетики требуются значительные средства, что позволяет отнести С. к комерческим культам. В 1954 году для того что бы избежать критики в ненаучности дианетики Хаббард создает религиозную организацию “Церковь сайентологии”, где дианетика продолжает играть большую роль. В С. активно используются методы для контроля своих адептов, в организации действует жесткая дисциплина. Деятельность С. запрещена в ряде европейских стран. В России саентологи стремятся расширить свое влияние на сферы здравоохранения, образования, бизнеса.

Сатанизм - современный сатанизм зародился в середине 20 века в США, основателями можно назвать А. Кроули, Э. Ш. Ла Вея, А. Алхазареда, создававшие свои организации и являющиеся авторами книг, где содержатся основы вероучения С. Основополагающими идеями С. можно назвать веру во всесилие сатаны и победу зла над добром, необходимость подчиняться своим низменным инстинктам, поступать вопреки требованиям общественных законов, стремление к осквернению и уничтожению того, что связано с официальными религиями. В основе культа С. находится принисение кровавых жертв сатане. В России существуют несколько организаций, позиционирующие себя как сатанинские и имеющие деструктивный характер.

Свидетели Иеговы - религиозная организация основанная в конце 19 века в США Чарлзом Расселом как Международное общество исследователей Библии, который под влиянием адвентизма объявил в 1914 году о втором пришествии Иисуса Христа. В 1931 году последователи Рассела объявили о создании общества Свидетелей Иеговы. С.И. считают себя христианами, но особенности их вероучения не позволяют отнести их даже к неопротестантским группам. С.И. отрицают догмат о Троице и учат о единственном Боге Иегове. Христа не считают Богом, а высшим существом сотворенным Им. Христос после своего воплощения, земной жизни, проповеди, смерти на кресте и Воскресения объединит избранных - С.И., подготовит на земле войну с сатаной и его последователями - кровавый армагедон, в котором выживут только иеговисты, которые будут жить в новом мире - едином теократическом государстве во главе с Христом. С.И. в отличие от христиан не верят в бессмертие души, ад, святость креста; выступают против переливания крови, службы в армии, участия в политической жизни и спортивных играх. Главный печатный орган С.И. – журналы “Пробудитесь!” и “Сторожевая башня” издаются на многих языках большими тиражами. Штаб организации - “Руководящая корпорация” - находится в США (Бруклин, Нью-Йорк). С.И. насчитывают более 3 млн. чел. последователей по всему миру.

Секта (лат. - отсекать часть от целого; или следовать за лидером) - закрытая религиозная группа, противопоставляющая себя основным культурообразующим религиозным общинам. Тоталитарные С. - авторитарные организации, лидеры которых, стремятся к власти над своими последователями и к их эксплуатации, но скрывают свои намерения под религиозными или психотерапевтическими масками, прибегая к обману, умолчаниям, навязчивой пропаганде, нарушая тем самым право человека на свободный информированный выбор мировоззрения и образ жизни.


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 44; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!